Введение 3
Глава 1. Сведения об озере Инголь 4
1.1. История исследования растительного покрова окрестностей озера
Инголь 4
1.2. Физико-географическое положение озера
Инголь 5
Глава 2. Конспект флоры сосудистых растений окрестностей озера Инголь 6
2.1. Состав флоры сосудистых растений окрестностей озера Инголь 6
2.2. Анализ флоры сосудистых растений окрестностей озера Инголь 37
2.2.1. Систематическая структура флоры сосудистых растений окрестностей
озера Инголь 37
2.2.2. Анализ охраняемых растений флоры сосудистых растений окрестностей
озера Инголь 38
Глава 3. Изучение флоры озера Инголь в разделе «Растения» школьного курса биологии 40
3.1. Анализ вариативных программ по биологии 40
3.2. Методические особенности проведения ботанических экскурсий в природу.
40 3.3 Экскурсия на тему "Мир растений малой родины" 50
3.1. Методические особенности проведения виртуальных экскурсий
3.2. Виртуальная экскурсия « Охраняемые растения озера Инголь»
Выводы 54
Список литературы 55
Приложение 1 58
Приложение 2 60
Приложение 3 69
Приложение 4
Оз. Инголь является памятником природы (Объявлен решением Исполкома крайсовета от 21. 12. 83г. №484 «О дополнении перечня
государственных памятников природы Красноярского края») об этом свидетельствует работа А.А. Баранова, К.К. Ворониной (2013) «Особо охраняемые природные территории Красноярского края». В связи с чем изучение и охрана растительного покрова является необходимой. Растительный покров окрестностей озера богат и разнообразен он включает разные типы растительности: леса, луга, степи, болотная и водная растительность, поэтому может служить базой для изучения раздела «Растения» школьного курса Биология.
Результаты работы опубликованы в сборниках «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI века» (Красноярск, 2014, 2016) .
Цель: разработка методики проведения экскурсий в окрестностях озера Инголь.
Объект: учебно-воспитательный процесс по биологии в средней школе, включающий изучение флоры родного края.
Предмет: влияние краеведческого материала на усвоение знаний по биологии .
Гипотеза: изучение флоры родного края на уроках биологии
способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, создает условия для развития экологического сознания.
Задачи:
1. Изучить специальную ботаническую и методическую литературу.
2. Собрать, определить и проанализировать ботанический материал в окрестностях озера Инголь для экскурсии.
3. Проанализировать программы авторских линий по биологии, составленных по ФГОС для определения тематики и содержания экскурсий.
4. Разработать и апробировать экскурсии: в природу «Растения малой родины» и виртуальную экскурсию «Охраняемые растения озера Инголь» с обучающимися 6 классов.
Этапы экспериментальной работы включали:
• подготовительный (поисково-теоретический)
Данный этап посвящен анализу литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования, сбору эмпирических данных. Этап связан с выбором и теоретическим осмыслением темы, методологической и теоретической основ исследования и проведения эксперимента.
• экспериментальный
На этом этапе предполагается совершенствование гипотезы исследования, разработка плана эксперимента, методики проведения экскурсии, планируется реализация программы экспериментальной работы.
• заключительный (аналитико-обобщающий)
Данный этап связан с систематизацией накопленного материала,
анализом, обработкой результатов, полученных экспериментальным путем, их проверкой, обобщением, формулировкой выводов, оформлением результатов исследования в виде диссертации.
...
Проведенное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. Предложенные в настоящем исследовании экскурсии: в природу «Мир растений малой Родины» и виртуальная «Охраняемые растения озера Инголь» обеспечивает повышение уровня знаний о природе родного края, охране природы и как следствие повышение уровня познавательного интереса к предмету Биология.
Экспериментально доказана эффективность данной методики. Таким образом, поставленная цель исследования достигнута. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
В процессе выполнения диссертационного исследования были
сформулированы следующие выводы:
1. Флора окрестностей оз. Инголь включает 486 сосудистых видов растений различных экологических групп и растительных сообществ; 4 вида занесены в «Красную книгу России» (2008) и 12 видов - в «Красную книгу Красноярского края» (2012).
2. Анализ программ авторских линий по Биологии ФГОС нового поколения показал, что большинство содержит 1-2 экскурсии.
4. Разработаны содержание экскурсий в природу «Мир растений малой родины» и виртуальной «Охраняемые растения озера Инголь» и методика их изучения. Проведена апробация методики экскурсий и доказана их эффективность.
1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы /Е.В. Александрова //Литература в школе. - 2010.
2. Андреева, Е.Б. Список растений юга Красноярского края / Е.Б. Андреева [и др.]. - Красноярск: РИО КГПУ, 50 с.
3. Бабенко, В. Г. Биология : материалы к урокам-экскурсиям / В. Г. Бабенко [и др.]. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 287 с.
4. Беляева, Л.Т. Ботанические экскурсии в природу / Л.Т. Беляева. - М.: Учпедгиз, 1958.
5. Баранов, А.А. Особо охраняемые природные территории Красноярского края: учеб. пособие / А.А. Баранов, К.К. Воронина. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013 - 368 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: 1989. 192 с.
7. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. -М.: Просвещение, 1983.-384 с.
8. Глаголев, М. С. Техническое оснащение и техника безопасности при проведении полевых практик и выездов с учащимися / М. С. Глаголев, М. В. Чертопруд // Биология. - 2000. - № 18-22.
9. Гудошников, С.В. Семейства Ивовые - Salicaceae Lindl. / С.В. Гудошников // Флора Красноярского края. Вып. IV, V. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1967, 57 - 125 с.
10. Гудошников, С.В. Семейство Chenopodiaceae - Лебедовые / С.В. Гудошников // Флора Красноярского края. Вып. V. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 1971, 40 - 54 с.
11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М: Советский спорт, 2007.
12.Заровный, Г. М. Как повысить эффективность экскурсий / Г. М. Заровный // Биология в школе. - 1991. - № 5.
13.Захаров, В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2011. - 255 с.
14.Зверев, И.Д., Воспитание учащихся в процессе обучения биологи / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, Е.П. Бруновт. - М.: Просвещение, 1984.
15. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 1985.
... всего 41 источников