Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Работа №162129

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗПР ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 6
1.2. Характеристика детей с ЗПР 9
1.3. Связная речь детей с ЗПР 12
1.4. Театрализованные постановки как средство развития связной речи у
детей с ЗПР 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УДЕТЕЙ С ЗПР
2.1. Цель, задачи, организация и содержание экспериментального изучения
связной речи 19
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 26
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
3.1. Организация, цель, задачи логопедической работы по развитию связной
речи дошкольников с ЗПР 31
3.2. Содержание формирующего эксперимента по коррекции связной речи и
у детей с ЗПР с помощью театрализованных постановок 32
3.3. Анализ эффективности формирующего эксперимента по коррекции
связной речи 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47


В настоящее время в теории коррекционной дошкольной педагогики и психологии существует большое количество исследований, посвящённых выявлению необходимости создания педагогических условий для развития связной речи детей.
Внимание к данной проблеме обусловлено возникновением проблем у работников дошкольных образовательных организаций.
Речевая функция является очень важным компонентом и показателем развития ребёнка в целом. Говоря о значимости речевой функции, Л.С. Выготский подчёркивал, что есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности находится в непосредственной зависимости от речи. Отсюда следует, что работа над совершенствованием связной речи занимает важнейшее место в образовательном процессе в дошкольном возрасте.
Работа над развитием связной речи вмещает в себя изучение языковых норм, усвоение грамматического строя, развитие богатого словарного запаса, формирование умения пользоваться усвоенным речевым материалом в повседневной жизни. Овладение связной речью возможно при сочетании различных видов речевой деятельности: составлению рассказов по
картинкам, пересказ текста, составление описательных рассказов (описание предметов, явлений), освоение формы рассуждения. Все эти виды деятельности предполагают выработку умения правильно и последовательно передавать содержание текста и самостоятельно составлять готовый рассказ. Хорошо развитая связная речь является залогом дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Она позволяет ребёнку чётко, последовательно, логично и аргументированно излагать свои мысли, давать развёрнутые ответы на вопросы в условиях школьного обучения.
Такие авторы, как Т. А. Власова, О. Е. Громова, М. С. Певзнер и другие отмечали, что дети с ЗПР испытывают большие трудности в изучении родного языка.
Многие авторы заметили, что у детей с ЗПР речевые нарушения проявляются в виде большого числа лексических, грамматических и фонетико-фонологических ошибок.
Однако накопленный опыт в области изучения речи детей дошкольного возраста с ЗПР освещает вопросы развития их связной речи в недостаточной степени. Так же множество методик по преодолению трудностей в овладении данного навыка остаются не раскрытыми в полной мере. Вопрос о необходимости применения тех или иных средств остаётся открытым. К таким средствам относится методика использования театрализованных постановок в коррекционной работе. Данный приём направлен не только на развитие речевой функции, но и на формирование у ребёнка качеств, необходимых для его успешной социализации.
Не смотря на обилие методических средств по улучшению состояния связной речи, различные исследования всё равно указывают на недостаточный уровень сформированности данного навыка у детей по поступлению в школу. Большое количество детей испытывают значительные трудности в формулировании развёрнутого высказывания. Это доказывает необходимость систематической, целенаправленной и своевременной работы по развитию связной речи детей в условиях дошкольного учреждения и делает проблему подбора методических приёмов актуальной.
Цель работы: определить состояние и особенности связной речи детей с ЗПР и провести коррекционно-логопедическую работу по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью театрализованной постановки.
Объект исследования: связная речь детей с ЗПР.
Предмет исследования: театрализованная постановка как средство коррекции связной речи старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза: применение театрализованной постановки в логопедической коррекционной работе способствует развитию связной речи у детей с ЗПР.
Задачи:
1. Определить состояние связной речи у детей с нормотипичным развитием и детей с ЗПР с помощью подобранны методик по выявлению особенностей связной речи.
2. Провести обследование детей с ЗПР и детей, не имеющих нарушений в развитии по выбранной методике.
3. Проанализировать результаты исследования.
4. Провести коррекционно- логопедическую работу по развитию связной речи у старших дошкольников с ЗПР, используя методику использования театрализованных постановок.
5. Оценить эффективность проведённой работы.
Исследование было организовано на базе подготовительной логопедической группы МБОУ № 21 г. Пензы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Умение правильно и последовательно выражать свои мысли очень важно для речевого общения ребенка, что доказывает необходимость овладения связной монологической речью.
Основой для развития связной речи является навык программирования текста, правильного использования вербальных средств, последовательность изложения, возможность устанавливать логические связи в тексте, наличие свободного словаря. Чтобы овладеть связной речью, ребенку необходимо уметь выделять главные звенья рассказа, строить рассказ в рамках одной темы.
Исследование проблемы изучения связной монологической речи у детей с ЗПР показало, что у них нарушены все ее компоненты, а именно лексическое и грамматическое оформление и фонетический компонент речи. Работы многих отечественных исследователей показывают, что связная речь детей с ЗПР сильно отстает от возрастной нормы. Дети невнимательны к деталям своего рассказа, способны пропускать его важные фрагменты, отмечается значительная бедность словаря, предложения, наполненные аграмматизмами. Необходима помощь педагога в форме наводящих вопросов.
Связная монологическая речь дошкольников с ЗПР характеризуется следующими особенностями:
- бедность словарного запаса;
- многообразие аграмматизмов;
- ситуативность речи;
- непонимание используемых вербальных средств;
- недостаточное понимание смысла ситуации.
Все эти особенности предполагают необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что использование театрализованных постановок в коррекционной работе, может очень эффективно сказываться на формировании и развитии навыка связной речи.
Проведённый формирующий эксперимент показал, что при использовании в коррекционно- логопедической работе театрализованных постановок, у детей с ЗПР наблюдается положительная динамика развития связной речи:
- отмечаются улучшения связной диалогической и монологической речи;
- расширяется словарный запас;
- сокращается число аграмматизмов;
- высказывания становятся синтаксически и грамматически оформленными.
Также у детей наблюдается развитие неречевых функций таких, как память, мышление, воображение.
Использование данной методики положительно сказалось на состоянии эмоционально-волевой сферы.
Подводя итог, хочу заметить, что наша гипотеза о пользе методики использования театрализованных постановок в коррекционно-логопедической работе подтвердилась.



1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. - М.: Сфера, 2006. - 128 с.
2. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артёмова [Электронный ресурс]. - http://wiki.iro.yar.ru/images/e/e9/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1 %D0%B8%D0%B5%D0%90%D 1 %80%D 1 %82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA.pdf
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бордич
[Электронный ресурс]. -
https://sch2025.mskobr.ru/files/borodich metodika razvitiya rechi.pdf
4. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Бояркова [Электронный ресурс]. - http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:38330/Source:default
5. Бочкарёва, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию / Л.П. Бочкарёва. - Ульяновск: ИПКПРО, 2010.
6. Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой речевого развития: пособие для учителей / Т.А. Власова [Электронный ресурс]. - http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:18542/Source:default
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т.: Проблемы развития психики / Л.С. Выготский [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/1/0175/1 0175-397.shtml
8. Генов, Г. В. Театр для малышей / Г.В. Генов. - М.: Просвещение,
2011. - 154с.Глухов, В.П. Методика обследования связной речи / В.П. Глухов [Электронный ресурс]. - https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/05/07/metodika-obsledovaniya-svyaznoy-rechi-v-p-gluhova
9. Гончарова, В.А. Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития / В.А. Гончарова [Электронный ресурс]. -http://old. gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r 91/cgiirbis 64.exe
10. Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) / Л.М. Гурович. - Л.: 2013. - 54с.
11. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции. / Г.И. Жаренкова [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/3/0040/3 0040- 1.shtml
12. Захарова, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра / Б.Е. Захарова
[Электронный источник]
http://teatrsemya.ru/lib/mast akt/akt masterstvo/zakhava b-
masterstvo aktera i rezhissera.pdf
13. Ищишина, К.В. Театральные технологии как средство развития эмпатии дошкольников / К.В. Ищишина. - Герценовские чтения. Начальное образование, том 3, № 3, 2012. - 3 с.
14. Казакова, Т.Т. Развитие творчества у дошкольников / Т.Т. Казакова. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
15. Кондратьева, С.Ю. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Кондратьева [Электронный ресурс]. -http://www.rlib.yar.ru
16. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР / И.Д. Коненкова. - М.: Гном и Д, 2003. - 80с.
17. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А. Костенкова, Р. Д. Триггер, С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 64с. Кургушова, Е.А. Влияние театрализованной деятельности в логопедической практике / Е.А. Кургушова [Электронный ресурс]. -https://docviewer.yandex.ru
18. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: Владос, 2004. - 303с.
19. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2004. - 224с.
20. Лесняк, И.В. Педагогический потенциал театрализованной
деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / И.В. Лесняк [Электронный ресурс]. - https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskiy-potentsial-teatralizovannoy-deyatelnosti-v-formirovanii-kommunikativnyh-navykov-detey-doshkolnogo-vozrasta
21. Линчук, Л.А. Театрально- игровая деятельность в системе логопедической работы / Л.А. Линчук [Электронный ресурс]. -http:ZZlogoped- sfera.ru/teatralno-igrovaya-deyatelnost-v-sisteme-logopedicheskoj-raboty
22. Мальцева, Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития. / Е.В. Мальцева [Электронный ресурс]. - http:ZZpedlib.ruZBooksZ1Z0120Z1 0120-1.shtml
23. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика / Е.М. Мастюкова [Электронный ресурс]. -https:ZZwww.studmed.ruZ
24. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128с.
25. Миронова, О.С. Учимся сочинять и рассказывать / О.С. Миронова. - Волгоград, 2010. - 96с.
26. Морозова, И.А. Занятия по развитию речи в специальном
детском саду / И.А. Морозова. - М.: Владос, 2006. - 246с. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика /
Я.А. Пономарёв. - М.: Педагогика, 2008. - 28 с.
27. Родионова, Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи
дошкольников / Н.Ю. Родионова [Электронный ресурс]. - http://irbis.bigpi.biysk.ru
28. Саяпова, Н.Г. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада / Н.Г. Саяпова [Электронный ресурс]. -http://logoped-sfera.ru/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-korrekcii-rechevyx-narushenij-v-usloviyax-specialnogo-detskogo-sada
29. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя / Е.С. Слепович [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/4/0437/4 0437-1.shtml
30. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/1/0265/1 0265-1.shtml
31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева [Электронный ресурс]. -https://vk.com/doc5680606 543329181 ?hash=7875e74b323be3613d
32. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/3/0335/3 0335-1.shtml
33. Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности / С.Н. Томчикова. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 69 с.
34. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития /
У.В. Ульенкова. [Электронный ресурс]. -
http://dc418.ru/images/doc/Ulenkova-6-deti-s-ZPR.pdf
35. Флёрина, Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного
возраста / Е.А. Флёрина [Электронный ресурс]. -
http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:92808/Source:default
36. Фурсенко, Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду / Н.А. Фурсенко [Электронный ресурс]. -http://logoped-sfera.ru/teatralizovannie-igri-v-pomosh-logopedu
37. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театральной
деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова [Электронный ресурс]. -
https://mdou29.edu.yar.ru/otkrilsya zanaves i vot/churilova metodika i organizatsiya teatr deyatelnosti.pdf
38. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин [Электронный ресурс]. -http://psychlib.ru/mgppu/epi-1999/epi-001.htm#$p1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ