ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Особенности формирования психологического здоровья
дошкольников 12
1.2. Духовность как компонент психологического здоровья
дошкольников 30
1.3. Особенности духовности дошкольников как компонента
психологического здоровья 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ДУХОВНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 46
2.1. Принципы и инструментарии эмпирического исследования 46
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальнойработы 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность исследования. Актуальность проблемы физического, психического, социального здоровья детей в современном обществе не вызывает сомнений. По наблюдениям педагогов начальных классов, дети, приходящие в первый класс, оказываются все более подготовленными интеллектуально, и все менее эмоционально устойчивы и личностно благополучны. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, низкий уровень развития произвольности и одновременно высокая тревожность - это только часть психологических проблем, с которыми приходится систематически сталкиваться педагогу начальной школы. И вместо того, чтобы осваивать с детьми школьную программу, ему приходится постоянно заниматься психическим состоянием детей, успокаивая их или наоборот, стимулируя к деятельности.
По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В Запорожцев и др.), именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Однако следует особо подчеркнуть: «формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка «его собственной» .
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Сам же термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа .
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье, норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья- это болезнь. Альтернатива норме в случаепсихологического здоровья - отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Под психологическим здоровьем, в общем, понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.
Под психологическим здоровьем ребенка понимается особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.
Анализ психологических проблем детей дошкольного возраста, а также их причин свидетельствует о необходимости целенаправленной систематической работы по их профилактике и коррекции. Эта работа связана с целенаправленным воздействием на личность ребенка, обучение его необходимым психологическим умениям и навыкам, а также устранение или сглаживание причин, которые привели к некоторой дисгармонии в развитии дошкольника. Большинство из перечисленных проблем являются компетенцией психолога.
В школе, где подчас обучается до 1000 детей, у этого специалиста нет физической возможности проводить индивидуальную коррекционную
работу. Поэтому очень важно уделять максимум внимания психологическому здоровью ребенка пока он находится в детском саду.
...
Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья является весьма актуальной. Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку.
К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития. Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность.
Термины «психическое здоровье» и «психологическое» следует различать. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом. Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса - общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, 75
политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
На основании вышесказанного можно определить понятие психологического здоровья как состояния, характеризующего процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Безусловно важным в контексте понимания психологического здоровья является определение понятие духовного здоровья, духовности, нравственности.
Духовность, на наш взгляд, это совокупность системно интегрированных особенностей когнитивно - интеллектуальной, чувственноэмоциональной и волевой сфер, которая обеспечивает человеку способность к психически личностного совершенствования и самосовершенствования.
Компонентами духовности как одного из элементов психологического здоровья являются: функциональная сторона сознания, мировоззрения в виде активного отношения к миру; совокупность явлений духовной культуры; воля (твердость, стойкость, самопожертвование, честь, национальная гордость); установившаяся в обществе интеллектуальная и эмоциональная среда - духовная среда.
Полученные в рамках проведенного эмпирического исследования данные свидетельствуют о том, что духовность детей дошкольного возраста, как компонент психологического здоровья, в ДОУ с духовной направленностью отличается от духовности детей дошкольного возраста в ДОУ общеобразовательного типа, таким образом находит подтверждение гипотеза, поставленная исследователем.
Таким образом, создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, высокий уровень духовного влияния, является определяющим в формировании психологического здоровья дошкольников.
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности//Психология формирования и развития личности. 1991. С. 19-44.
2. Агафонова И.Н. Развитие стрессоустойчивости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2010. № 8. С. 44-48.
3. Александрова Р.И. Философия образования российского зарубежья: духовно - нравственные искания. Новосибирск: Лига, 2001. 180 с.
4. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998.102 с.
5. Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей
дошкольного возраста в ДОУ. М.: Астрель, 2008. 153 с.
6. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Мысль, 2004. 236 с.
7. Бернс Р.С. Кинетический рисунок семьи. Введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2006. 97 с.
8. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.:АСТ, 2007. 136c.
9. Букреева Е. А., Долгих С. П. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников // Молодой ученый. 2016. №18. С. 433-436
10. Буре Р.С. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. М.: Дрофа, 2010. 209с.
11. Власова Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни // Педагогика. 2008. № 9. С. 108 - 113.
12. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1 -3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. 2000. С.140-142.
13. Волков С.Р. Здоровый человек и его окружение. М.: Медицина, 2015. 128 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005.
1136с.
15. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.:Смысл, 1998. 216 с.
... всего 73 источника