Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структурно-семантические и функциональные особенности вопросительных предложений в лирике А. Ахматовой

Работа №162102

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1. Функции вопросительных предложений 5
1.2. Структура вопросительных предложений 17
1.3. Семантика вопросительных предложений 28
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА2. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЛИРИКЕ
А. АХМАТОВОЙ 41
2.1. Особенности функционирования вопросительных предложений в лирике
А. Ахматовой 41
2.2. Структура вопросительных предложений в лирике
А. Ахматовой 49
2.3. Семантика вопросительных предложений в лирике А. Ахматовой 62
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ. Система упражнений по теме «Виды предложений по
цели высказывания» 77

Лингвистов всегда интересовали как вопросительные предложения в целом, так и отдельные явления или процессы, связанные с ними, будь то вопросительная интонация или семантика вопросно-ответных единств с различными местоимениями. Разработка этих и многих других проблем продолжается даже сейчас и, без всякого сомнения, нельзя сказать, что проблема вопросительных предложений исследована до конца.
Большой вклад в изучение ВП внесли В. В. Бабайцева, Е. А. Брызгунова, Л. Ф. Бердник, Т. В. Булдыгина, Е. М. Галкина-Федорук, Н. И. Жинкин, А. А. Калинина, А. В. Канафьева, И. И. Ковтунова, М. Н. Орлова, Е. В. Падучева, А. М. Пешковский, Е. В. Рагозина, И. П. Распопов, Е. В. Рахилина, И. П. Святогор, Н. Ю. Шведова, А. Д. Шмелев, и др. Работы этих исследователей послужили теоретической основой для данного исследования.
Актуальность темы «Структурно-семантические и функциональные особенности вопросительных предложений в лирике А. Ахматовой» обусловлена тем, что творчество А. А. Ахматовой вызывает интерес, но синтаксис произведений поэтессы был исследован лишь фрагментарно и изучен недостаточно, в том числе вопросительные предложения.
Цель выпускной квалификационной работы: описать структурно­семантические и функциональные особенности вопросительных предложений в лирике Анны Ахматовой.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1) рассмотреть функции, структуру и семантику вопросительных предложений в системе современного русского языка;
2) выявить особенности функционирования вопросительных предложений в лирике А. Ахматовой;
3) исследовать структуру вопросительных предложений в лирике поэтессы;
4) описать семантику вопросительных предложений в лирике А. Ахматовой.
Объектом исследования являются вопросительные предложения, используемые в лирике А. Ахматовой.
Предмет исследования - функции, структура и семантика вопросительных предложений.
В качестве материала для исследования послужили 182 стихотворения Анны Ахматовой, содержащие вопросительные предложения. Из этих стихотворений было выделено 254 вопросительных предложения.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что впервые проводится комплексный анализ вопросительных предложений в лирике А. Ахматовой.
Практическая значимость состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка при изучении синтаксиса, а также на уроках литературы при анализе творчества А. Ахматовой.
В ходе исследования были использованы следующие методы: сплошной выборки; описательный; контекстуального, сравнительно-сопоставительного, семантического и функционального анализа, метод статистической обработки данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и одного приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной выпускной квалификационной работе было проведено исследование вопросительных предложений в лирике А. А. Ахматовой.
Проанализировав языковой материал, а именно вопросительные предложения в лирике поэтессы, мы установили, что более, чем половина из них выполняет вторичные функции, т. е. направлена на передачу экспрессивно окрашенной информации. Самым распространенным функциональным типом ВП оказались медитативные вопросы, что является понятным для столь монологичного типа речи как поэтический. Помимо этого, большой частотностью употребления отметились вопросы, выражающие эмоциональную реакцию и риторические вопросы.
Используемые поэтессой вопросы, направленные на получение ответа, в большинстве своём характеризуются как частновопросительные предложения, выражающие полную неосведомлённость спрашивающего (собственно- вопросительные) и требующие информативного развёрнутого ответа.
Самым употребляемым структурным видом вопросительных предложений в анализируемом языковом материале служит ВП, включающее в свой состав вопросительное местоименное слово. Таких вопросов 64% от всех используемых поэтессой. Самыми частотными местоимениями выступают что, кто, где. Сформированы с использованием вопросительных частиц 24% вопросительных предложений. Наиболее употребительная частица ли. Наименьшее количество (12%) вопросительных предложений используют в качестве средства выражения одну только интонацию.
Было установлено, что большинство вопросительных предложений, которые употребила в своей лирике А. Ахматова, имеют нестандартную семантику. Среди отдельно проанализированных случаев можно встретить вопросы, имеющие темпоральную, локативную, причинную, целевую семантику. Много вопросов имеют значение запроса о субъекте действия или его предмете. Вопросительные местоимения употребляются как в стандартном своем значении, так есть и нестандартные способы выражения смысла. Например, вопросительные местоимения где и куда, обычно имеющие пространственное значение, в некоторых случаях употребляются для придания вопросу значения причины отсутствия объекта, о котором был задан вопрос. Целью употребления нестандартных способов выражения значения в лирике поэтессы служит их более высокая художественная выразительность.


1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов: Около 7 000 терминов. - 2-е изд., стер. - М.: Сов. энциклопедия, 1969. - 607 с.
2. Бабайцева В.В. Избранное. 1955 - 2005: Сборник научных и научно
методических статей / Под ред. проф. К.Э. Штайн. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - 515 с.
3. Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов. В 3 ч. Ч. 3. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987.
• 256 с.
4. Бердник Л. Ф. Вопросительно-побудительные предложения в современном русском языке // Русский язык в школе. - 1989. - № 2. - С. 88-91.
5. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. - 3-е изд. - М.: Русский язык, 1977. - 281 с.
6. Брызгунова Е. А. Интонация и смысл предложения // Русский язык за рубежом. - 1967. - №.1. - С. 35-41.
7. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. - М.: Высш. шк., 1970.
• 206 с.
8. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) - М.: Издательский дом «ЯСК», 1997. - 576 с.
9. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2003 - 416 с.
10. Грамматика русского языка / Гл. ред. В.В. Виноградов. - В 2 т. Т. 2. Синтаксис, ч.1. - М.: АН СССР, 1960. - 704 с.
11. Грамматика современного русского литературного языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1970. - 767 с.
12. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. В 2 т. - М.: Рус. яз., 2000. - 1209 с.
13. Жинкин Н. И. Вопрос и вопросительное предложение // Вопросы языкознания.
• 1955. - № 3. - С. 22-33.
14. Калинина А. А. Проблема границ вопросительного предложения // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2018. - № 6. - С. 264-269.
15. Канафьева А. В. Риторическое высказывание: формы, семантика, функции. - М.: МГОУ, 2011. - 200 с.
16. Караулов Ю. Н. Русский язык. Энциклопедия. - 2-е изд. - М.: Больша...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ