Введение 4
1 Анализ и состояние вопроса. Цель и задачи работы 6
1.1 Виды грузов, объемы и условия их доставки 6
1.2 Описание логистической схемы доставки нефтепродуктов 11
1.3 Условия перевозок, разрешенные скорости движения 20
1.4 Характеристика маршрутов перевозки грузов, описание существующей
системы доставки ГСМ 21
1.5 Описание используемого подвижного состава 21
1.6 Требования к емкостям для хранения ГСМ 24
1.7 Организация и управление движением материальных и информационных
потоков в цепи поставок. Изучение системы оперативного управления транспортным процессом 26
Выводы 30
2 Организационно-управленческий раздел 32
2.1 Обоснование подхода к решению задачи организации работы подвижного
состава в логистической системе 32
2.2 Характеристика систем управления запасами 37
2.3 Определение рациональной грузоподъемности транспортных средств 49
2.4 Согласование работы подвижного состава и погрузочно-разгрузочных
средств 54
2.5 Предложения по улучшению логистической схемы 58
Выводы 61
3 Экономическая оценка работы 62
Выводы 68
Заключение 69
Список использованных источников 71
Организация перевозок грузов является сложным многосторонним процессом, определяющим работу и отношение отправителей и получателей грузов и транспортных предприятий. Оптимальные или близкие к ним решения на всех этапах организации перевозок невозможны без четкой постановки задач, применения научно обоснованных методов в цепочки «производитель - перевозчик - получатель».
Современные подходы к товародвижению материальной продукции связывают с логистикой, которая начала развиваться с 50-х годов ХХ века.
Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребления.
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:
• логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);
• производственную логистику;
• сбытовую (маркетинговую, или распределительную) логистику.
Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, является неотъемлемой составной частью каждого из трех выше приведенных видов логистики.
Цель работы - совершенствование системы доставки нефтепродуктов потребителям в городе Пенза.
Для достижения цели поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
• анализ существующей системы доставки и методов управления транспортными запасами;
• разработка системы доставки;
- определение экономической целесообразности предлагаемого решения.
Задачами проектирования являются: исследование существующей схемы, выявление недостатков и разработка мероприятий по совершенствованию схемы.
Объект исследования - предприятия АЗС г Пенза.
На фоне одновременного доминирования нефтяных компаний на рознич ных рынках и рынках хранения нефтепродуктов происходит привязка нефтеперерабатывающих заводов к нефтебазам и конкретным автозаправочным станциям. Сроки доставки нефтепродуктов неоправданно затягиваются, что приводит к удорожанию топлив, снижению их качества и сверхнормативным потерям в пути. Что касается уровня транспортного обслуживания системы нефтепро- дуктообеспечения, выяснено, что основным видом транспорта при реализации нефтепродуктов с НПЗ являются железнодорожный транспорт и магистральные нефтепродуктопроводы. Автомобильные перевозки
нефтепродуктов имеют место при распределении их с нефтебаз по АЗС. В этом секторе перевозок значительную роль играют транспортные подразделения нефтяных компаний и нефтебаз, независимые автоперевозчики нефтепродуктов практически отсутствуют.
По железнодорожному транспорту вагонами ОАО «РЖД» перевезено почти 10% нефтепродуктов от всех перевезенных им грузов, хотя вагонами независимых компаний - 43% от всех перевозок этих компаний, а в абсолютном значении - 21,6% от всего объема перевозок. Это при том, что при перевозке полу- вагонами на 63% грузоперевозок приходится, лишь 34,7% вагонного парка России, а на цистерны приходится 23,6%, что говорит о низкой общей эффективности использования парка цистерн. Участие видов транспорта в транспортировке нефти и нефтепродуктов, по сырой нефти, безусловно, лидирует трубопроводный транспорт, что касается нефтепродуктов, то 81,7% всех нефтепродуктов перевозится железнодорожным транспортом, 18,3% - трубопроводным по системе МНИЛ. Система нефтепродуктопроводов охватывает только европейскую часть РФ и все крупные НПЗ, но она малопригодна для транспортировки качественного топлива.
Были рассмотрены вопросы обоснования логистической схемы при транспортировке нефтепродуктов. Был сформулирован порядок расчета необходимого количества транспорта для транспортно-технологической
системы.
Были сформулированы предложения по контейнерной схеме перевозки нефтепродуктов.
Данная схема имеет ряд преимуществ: позволяет сократить издержки в процессе хранения нефтепродуктов, полностью исключить процесс слива - налива в процессе выполнения хранения нефтепродуктов.
В следующей части работы будет проведен расчет экономической эффективности данной схемы транспортировки.
Таким образом, проведенные исследования показали, что предлагаемый вариант доставки имеет не только экономическое, но и большое социальное значение. Эффект от внедрения предлагаемой схемы определяется как разница в затратах между существующим и предлагаемым вариантом и составляет Z = 115 030-65 519 = 49 511 = 50 000 руб в расчете на 10 тонн продукта.
1. Абрамов, А.П. Расчеты себестоимости грузовых перевозок для тариф ных целей [Текст] / Железнодорожный транспорт. - 1979. - № 4. - с.71-74.
2. Артёмов, И. И. Курсовое и дипломное проектирование [Текст] : методика и общие требования / И. И. Артемов, А. Б. Балакшин, А. А. Грабовский. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2004. - 226 с.
3. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: Учебник. [Текст] / Аникин, Б.А., Тяпухин А.П. - М.: «Проспект», 2005. -427 с.
4. Бакаев, A.A. Экономико-математические модели и алгоритмы решения задач развития сети автозаправочных станций [Текст] / Бакаев, A.A., Олейник Т.Г. Препринт АН УССР, Ин-т кибернетики. — Киев, 1984. - 37с.
5. Белоусов, А.Г. Логистика коммерческого посредничества. [Текст] / Белоусов А.Г. - Ростов- н/Д.: ЗАО «Книга», 2000. -224 с.
6. Бережной, В.И. Анализ существующих методических подходов к выбору рационального размещения сети автозаправочных станций в регионе[ Текст] // Бережной В.И., Геиев М.А. Молодые ученые южному региону / Материалы IV межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых СевКАвГТИ. - Ставрополь: СевКавГТИ, 2005. - с.42-45.
7. Борисова, В.В. Проблемы логистики межрегионального товарообмена : [Текст]/ Монография. - Ростов-н/Д:РГЭУ (РИНХ), 2001. - 175с. Брагинский О.П. Проблема обеспечения нефтепродуктами в составе региональных социально-экономических программ / О.П. Брагинский // Материалы Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе». - Калуга. - 2000. - 14-15 апр. - с.37-41. Брагинский О.П., Шлихтер Э.Б. Мировая нефтепереработка: экологическое измерение. — М.: Academia, 2003. - 262с.
8. Буголовский, Н.Р. Проектирование сети АЗС [Текст] // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. - 1985. - №3.
9. Галабурда, В.Г. Оптимальное планирование грузопотоков [Текст] / - М.: Транспорт, 1985.-256с.
10. Голованенко, С. А. Экономика автомобильного транспорта [Текст] : Учебник для вузов. /- М. : Высш. Шк., 2001. - 352 с.
11. Касаткин, Ф.П. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Уч. пособия для высш. шк. [Текст] / Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Е.Ф. М: «Академический проект» 2004 - 352с.
12. Комаров A.B. Взаимодействие железнодорожного и водного транспорта в смешанных сообщениях [Текст] / А.В. Комаров, М.: Речной транспорт, 1957. - 212с. Комаров A.B. Комплексная эксплуатация транспорта // Взаимодействие разных видов транспорта и контейнерные перевозки: Итоги науки и техники / ВИНИТИ. - 1985. - Т.11 - с.206-250.
13. Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения [Текст]: Учеб. для вузов. / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев. - М. : Транспорт, 2001. - 247 с.
14. Коноплянко, В. И. Организация и безопасность дорожного движения. [Текст] : Учебник для вузов. / В.И. Коноплянко. - М. : Высш. шк., 2007. - 383 с.
15. Кочерга, В.Г. Интеллектуальные транспортные системы в дорожном движении: Учебное пособие. [Текст] / В.Г. Кочерга, В.В. Зырянов, В.И. Коноплянко - Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 2001. - 108с....35