Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №162062

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1. СТАТУС СЛЕДОВАТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 8
1.1 Появление и развитие института следователей в России 8
1.2 Следователь как участник уголовного процесса 16
1.3 Процессуальная самостоятельность следователя 22
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 30
2.1 Полномочия следователя по возбуждению и принятию к своему
производству уголовного дела 30
2.2 Полномочия следователя по производству отдельных
следственных действий 39
2.3 Полномочия следователя по даче поручений органам дознания 45
2.4 Полномочие следователя по обжалованию отдельных решений
прокурора 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Актуальность темы работы обусловлена тем, что через полномочия следователя в уголовном процессе реализуются его функции, в конечном итоге обеспечивающие как публичный интерес, направленный на раскрытие преступлений, так и защиту прав и свобод личности. От того, каков объем и характер полномочий следователя, зависит качество и эффективность его работы, а значит и всего предварительного следствия. Следователь является ключевой фигурой на стадии предварительного следствия, следовательно, широта круга его полномочий определяет возможности следователя по раскрытию преступлений. В то же время полномочия следователя не должны быть безграничны, с тем, чтобы не допускать с его стороны злоупотребления правом и ущемления прав и законных интересов граждан, являющихся участниками уголовного процесса. Все это делает выбранную тему исследования полномочий следователя актуальной.
Новизна и практическая значимость работы заключаются в том, что автором предпринимается попытка рассмотреть полномочия следователя в его взаимоотношениях с начальником следственного органа, органами дознания, органами прокуратуры и другими участниками уголовного процесса. Автором делаются выводы о недостаточной процессуальной самостоятельности следователя, выражающейся в чрезмерной роли начальника следственного органа. На основе этих выводов делаются конкретные предложения по усилению независимости следователя в принятии процессуальных решений от начальника следственного органа, которые могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере уголовного процесса. Предмет исследования - полномочия следователя в российском уголовном процессе на стадии предварительного следствия.
Целью работы является правовой анализ полномочий следователя в российском уголовном процессе.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
• рассмотрение появления и развития института следователей в России;
• рассмотрение следователя как участника уголовного процесса;
• исследование процессуальной самостоятельности следователя;
• анализ полномочий следователя по возбуждению и принятию к своему производству уголовного дела;
• рассмотрение полномочий следователя по производству отдельных следственных действий;
• исследование полномочий следователя по даче поручений органам дознания;
• анализ полномочий следователя по обжалованию отдельных решений прокурора.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, общенаучные методы, в частности, анализ, синтез, дедукция, системный подход, частнонаучные методы, такие как историко-правовой, формально-юридический и др.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых как Бородинова Т.Г., Ведерникова О.Н., Александров А.С., Быков В.М., Глебов В.Г., Колоколов Н.А., Багмет А.М, Головко Л.В., Темираев К.О., Сопин В.П., Никифоров С.В. и других.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральные законы, иные нормативные акты, судебные решения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Завершая исследование, на основе обобщения его результатов можно сформулировать следующие выводы.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. В этой связи следователь наделен определенными функциями и полномочиями. Функции следователя представляют собой наиболее общие направления его деятельности, направленные на решение поставленных задач и реализующиеся посредством определенного круга конкретных полномочий.
По действующему законодательству следователь обладает достаточно большим объемом полномочий, среди которых можно назвать полномочия по возбуждению и принятию к своему производству уголовного дела, по производству отдельных следственных действий, к которым относятся: осмотр; освидетельствование; следственный эксперимент; обыск; выемка; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления; контроль и запись переговоров; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; допрос; очная ставка; опознание; проверка показаний; производство судебной экспертизы, полномочия по даче поручений органам дознания, полномочия обжалованию отдельных решений прокурора и некоторые другие.
Вместе с тем, полномочия следователя имеют ряд ограничений, выражающихся в том, что он не может принимать некоторые процессуальные решения. К примеру, следователю, являющемуся стороной обвинения, удобнее применить к обвиняемому такую меру пресечения как заключение под стражу, но он может лишь возбудить перед судом соответствующее ходатайство, а решение принимает только суд, так как необходимо исходить не только из удобства следователя, но и учитывать права и законные интересы обвиняемого. Такое распределение полномочий оправданно, так как направлено на сохранение баланса интересов обвинения и защиты.
Однако эффективная реализация полномочий следователя будет возможна, если он обладает процессуальной самостоятельностью. Процессуальная самостоятельность следователя представляет собой наиважнейший элемент его статуса, и ее суть заключается в независимом принятии следователем процессуальных решений по уголовному делу, проведении следственных и других процессуальных действий. На протяжении многих лет в уголовно-процессуальное законодательство, касающееся статуса следователя, вносилось значительное количество изменений. Анализ этих изменений позволяет констатировать, что цель законодателя по усилению процессуальной самостоятельности следователя была достигнута не в достаточной мере, так как по факту эту самостоятельность получил не столько следователь, сколько руководитель следственного органа. Ведь оградив следователя от давления прокурора, законодатель не сделал того же самого в отношении указаний руководителя следственного подразделения. Некоторые важные решения следователь может принимать только с согласия руководителя следственного органа, что связывает и подавляет самостоятельность следователя. Например, совершение таких действий как обжалование решений прокурора, направление ходатайства в суд об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и др. возможно только с согласия начальника следственного органа.
В этой связи нами предлагается внести поправки в Уголовно­процессуальный кодек РФ в части изменения норм требующих от следователя получения согласия начальника следственного органа на совершение отдельных процессуальных действий. Такие изменения, с одной стороны сделают следователя более самостоятельным, а с другой - не приведут к произволу с его стороны, так как сохраняется прокурорский надзор.
Также в законодательном уточнении нуждается вопрос о том, какие решения прокурора может обжаловать следователь: все решения или только те, которые перечислены Уголовно-процессуальным кодексом Российской федерации. Правоприменительная практика свидетельствуют об отсутствии единообразного понимания этого вопроса субъектами уголовного процесса: в одних случаях рассматриваются обжалования любого решения прокурора, в других - только тех решений, которые указаны в Уголовно­процессуальном кодексе. Вместе с тем, системный анализ законодательства, позволяет сделать вывод о том, что следователь должен быть наделен правом обжаловать любое решение прокурора.


1. Конституция Российской Федерации (с поправками, внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 31, ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть 1), ст. 4921
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25, ст. 2954
4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 7 марта 2017 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 8 ст. 366
5. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1, ст. 15
6. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно­розыскной деятельности» (в ред. от 6 июля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. № 33, ст. 3349
7. Федеральный закон от 28 декабря 2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1 ст. 16
8. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2014 г.) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 июня 2007 г. № 24, ст. 2830
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 марта 2017 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положений п. 3 ч. 1 ст. 24, п. 1 ст. 254 и ч. 8 ст. 302 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с жалобой граждан В.Ю. Глазкова и В.Н. Степанова» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2017 г. № 11, ст. 1621
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. № 33-П «По делу о проверке конституционности п. 7 ч. 2 ст. 29, ч. 4 ст. 165 и ч. 1 ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с жалобой граждан А.В. Баляна, М.С. Дзюбы и других» // Вестник Конституционного Суда РФ, 2016, № 2
11. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР от 31 октября 1991 г. № 44, ст. 1435
12. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости ВС РСФР, 1960, № 40, ст. 592
13. Закон СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР, 1959, № 1, ст. 15
14. Указ Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» // Ведомости ВС СССР, 1941, № 29
15. Указ Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах» // Ведомости ВС СССР, 1941, № 29...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ