ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 8
1.1 Понятие и место права на охрану здоровья в системе
прав и свобод человека и гражданина 8
1.2 Закрепление права на охрану здоровья граждан в Российской
Федерации 14
1.3 Зарубежный опыт правового обеспечения охраны здоровья 17
2 СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ
ЗДОРОВЬЯ 22
2.1 Право на медицинскую помощь 22
2.2 Охрана материнства и детства 25
2.3 Права несовершеннолетних детей в области охраны здоровья 27
2.4 Права граждан пожилого возраста 28
2.5 Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому
обеспечению к военнослужащим 30
2.6 Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих
наказание в виде ограничения свободы 32
2.7 Право на лекарственное обеспечение 33
3 ГАРАНТИИ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН 38
3.1Гарантии реализации права на охрану здоровья 38
3.2Юридическая ответственность граждан в сфере охраны здоровья в
Российской Федерации 42
4 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ 51
4.1Проблемы реализации права на охрану здоровья 51
4.2Перспективы дальнейшего развития законодательства в сфере охраны здоровья 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Вопросы здоровья, его значения в жизни и деятельности человека ставились ещё в древности в Египте, Греции, Риме, Индии, Китае и в других государствах. Об этом свидетельствуют труды Аристотеля, Платона, и других древних философов1.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации», «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма»2.Когда человек здоров, он в полной мере может реализовать свои желания, умения, способности, обеспечить безопасность своей страны.
Среди основных опасностей, угрожающих здоровью граждан в Российской Федерации выделяют следующие заболевания : туберкулёз, ранее неизведанные эпидемии и вирусы гриппа, ВИЧ - инфекции и многие другие заболевания. В связи с данными обстоятельствами повышается значение права на охрану здоровья граждан в Российской Федерации.
Реализация права на охрану здоровья граждан является необходимым фактором развития системы здравоохранения нашей страны в целом и служит для развития демографического потенциала.
В связи с этим, охрана и защита данного блага являются одними из основополагающих и первостепенных задач современного государства.
Актуальность данной темы магистерской диссертации определяется тем, что в настоящее время конституционное регулирование права на охрану здоровья граждан перестаёт быть сугубо индивидуальным достоянием, так как оно становится важнейшей ценностью для государства, гражданина и всего общества.
Изучение научных исследований в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации свидетельствует о том, что интерес к данному праву возник уже давно и имеется по сей день.
Исследованием данной тематики занимались А.Е. Черных, Е.В. Шленева, В.В. Власенкова, И.А. Колоцей, А.Ф. Антоненко, Е.В. Лазарева, Е.С. Сергеева, Е.В. Капралова, Н.В. Путило и многие другие.
Целью исследования является изучение и анализ права на охрану здоровья граждан, а также формирование рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в сфере охраны здоровья в Российской Федерации.
Достижению поставленной цели помогает решение следующих задач:
а) дать понятие права на охрану здоровья граждан в Российской Федерации;
б) раскрыть содержание права на охрану здоровья;
в) проанализировать конституционно-правовое закрепление права на охрану здоровья граждан в российском законодательстве;
г) определить особенности конституционно-правового регулирования права на охрану здоровья граждан в зарубежных странах;
д) исследовать гарантии права на охрану здоровья граждан;
е) изучить проблемы реализации права на охрану здоровья;
ё) выработать рекомендации по совершенствованию законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционной нормы, закрепляющей право граждан на охрану здоровья.
Предметом исследования выступают нормы конституционного и иных отраслей российского права, регулирующие общественные отношения, которые складываются в области права на охрану здоровья граждан.
Основными методами исследования являются общенаучные методы, диалектический метод, метод познания правовой действительности, формально-юридический метод, системный метод, исторический метод.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, его результаты служат более глубокому пониманию прав человека в Российской Федерации и развивают теорию конституционного права в целом. Положения, которые содержатся в работе, могут в дальнейшем использоваться при изучении конституционного права в Российской Федерации и при разработке законодательства в области охраны здоровья граждан.
Нормативная основа исследования состоит из Конституции Российской Федерации, Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, Европейской социальной хартии, различных кодексов, федеральных законов (в частности Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), различных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов, постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (в частности Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).
Научная новизна определяется тем, что в работе представлено комплексное исследование права на охрану здоровья граждан. Выявлены исторические, теоретические и практические предпосылки формирования права на охрану здоровья граждан.
В структуре работы выделяется введение,4 главы, заключение, список использованных источников.
Право на охрану здоровья граждан прошло долгий путь развития на территории Российской Федерации.
Впервые право на охрану здоровья было закреплено в Конституции «Союза Советских Социалистических Республик» 1977 года. Оно обеспечивалось бесплатностью здравоохранения, доступностью и развитием научных исследований в области медицины.
Под правом на охрану здоровья понимается «конституционно закрепленное право каждого человека на создание со стороны государства таких условий, при которых в максимальной степени возможна реализация социальных и экологических прав, юридических гарантий в сфере охраны здоровья, получение бесплатной медико-социальной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а так же иных факторов, способствующих охране и укреплению здоровья человека»1.
Право на охрану здоровья граждан в Российской Федерации относится к социальным правам. Закрепление права на охрану здоровья Конституцией Российской Федерации означает, в том числе и то, что иностранному гражданину другого государства, находящемуся на территории нашей страны гарантируется право на охрану здоровья, что находит своё отражение в международных договорах.
Право на охрану здоровья не следует путать с правом на здоровье. Право на здоровье включает в себя право на личную неприкосновенность и право на получение информации о своём здоровье, а также на конфиденциальность данного рода полученной информации. Данное право относится к личным неимущественным правам каждого конкретного гражданина.
На международном уровне отсутствует единое понятие «охраны здоровья».
Международно-правовыми актами определено различное содержание «охраны здоровья». Так, например, Европейская социальная хартия от 03.05.1996 среди мер направленных на охрану здоровья, в целях эффективного осуществления права на охрану здоровья выделяет: устранение причин нарушения здоровья; предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья; предотвращение, насколько это возможно, эпидемических и других заболеваний, а также несчастных случаев2.
Соответствующее содержание «охраны здоровья» закреплено в «Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» от 26.05.1995 года, где в статье 15, в целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья, среди мер составляющих «охрану здоровья», закреплены меры, направленные на устранение в максимальной степени причин ухудшения здоровья, обеспечение консультативных услуг и учебной базы для укрепления здоровья, обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих возникновение эпидемических и других заболеваний3.
В данном документе в качестве механизма предотвращения различных заболеваний названо обеспечение санитарно-гигиенических условий, то есть первичная профилактика различных видов заболеваний, которая поддерживается большинством учёных и Всемирной организацией здравоохранения, как «охрана здоровья».
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»4.В общей системе естественных прав человека, право на охрану здоровья является основополагающим, так как затрагивает основы жизнедеятельности каждого человека. Данное право наряду с такими правами как, право на труд, образование, жилище и рядом других прав относится к социальным правам.
Закрепление права на охрану здоровья Конституцией Российской Федерации означает, в том числе и то, что иностранному гражданину другого государства, находящемуся на территории нашей страны гарантируется право на охрану здоровья, что находит своё отражение в международных договорах.
Наиболее удачным является определение «охраны здоровья», которое закреплено в статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации». Согласно данной статье под данным термином понимается: « система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи»5.
Данное определение закреплено нормативно и содержит конкретный перечень мер, направленных на охрану здоровья. Также данное определение содержит конкретный перечень субъектов, деятельность которых направлена на поддержание и сохранение здоровья граждан Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что в законодательстве Российской Федерации понятие «охрана здоровье» в наибольшей степени отражает содержание права на охрану здоровья на территории нашей страны.
Государством может быть гарантирована лишь охрана здоровья, я не здоровье как таковое.
Современные условия развития нашей страны обязывают по-другому посмотреть на реализацию конституционного права на охрану здоровья граждан. В настоящее время всё большая часть населения нашего государства нуждается в поддержке со стороны государственных органов, а также нуждается в расширении перечня гарантий по выполнению указанного права.
После дискуссий в области охраны здоровья, в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации». Он направлен на соблюдение прав граждан нашей страны в области охраны здоровья. Целью данного документа является совершенствования законодательства в области оказания медицинской помощи и в сфере охраны здоровья. Действие данного закона направлено на дальнейшее реформирование и модернизацию в сфере здравоохранения.
Стоит отметить, что право на охрану здоровья в Англии и США развивается по пути, который отличается от правового обеспечения охраны здоровья в Российский Федерации. При этом в зарубежном опыте развития системы здравоохранения Англии и США есть как плюсы, так и минусы.
Право на охрану здоровья граждан в Российской Федерации включает в себя право на медицинскую помощь; охрану материнства и детства; права несовершеннолетних детей; права граждан пожилого возраста; права военнослужащих; права задержанных и лиц, заключённых под стражу; право на лекарственное обеспечение.
В право каждого человека на охрану здоровья входит право на лекарственную терапию.
Право на лекарственное обеспечение регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации», Федеральным закон от
29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации» и рядом других нормативных актов.
Право на лекарственное обеспечение в узком смысле выражается, прежде всего, в выдаче лекарственных средств на льготной основе определённым категориям граждан.
В Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года термин «лекарственное обеспечение» применяется и в широком смысле - как обеспечение доступности лекарств для всего населения, и в более узком значении - в смысле предоставления лекарств бесплатно или со скидкой отдельным категориям граждан6.
В большинстве случаев оказание медицинской помощи невозможно без лекарственных препаратов.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации», право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе посредством производства и реализации безопасных и доступных лекарственных препаратов7.
При этом в Российской Федерации всем категориям пациентов бесплатные лекарственные препараты предоставляются лишь в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В рамках общего режима лекарственного обеспечения государственные гарантии предоставления бесплатных лекарственных средств обеспечиваются практически всем категориям граждан нашей страны. Наряду с общим правовым режимом принято выделять специальный режим лекарственного обеспечения. Данный режим распространяется на определённые категории граждан в зависимости от их заболеваний и действует только в рамках определённых категорий граждан.
Недостаточное выделение средств для развития медицины в 90 х годах привело к невозможности реализации государственных гарантий по осуществлению медицинской помощи и привело к появлению перечня платных услуг оказываемых как в государственных, так и в муниципальных лечебных учреждениях. В настоящее время средства, которые получают медицинские учреждения от оказания платных услуг, способствуют поддержанию материально-технической базы медицинских организаций и способствуют поощрению медицинских работников, осуществляющих деятельность в данных организациях.
В сфере охраны здоровья действует множество юридических гарантий, но проблема их применения связана с отсутствием упорядоченной систематизации.
Выделяют следующие виды юридической ответственности в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации: дисциплинарную, материальную; административную, гражданско-правовую и уголовную.
При оказании медицинской помощи на территории Российский Федерации выделяют множество проблем. Среди них можно выделить незаконную госпитализация лица, в организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
В настоящее время в России защитой нарушенных прав пациентов занимается множество министерств и ведомств. Однако все нормы защиты данных прав содержатся в различного рода правовых актах, это осложняет практическое применение данных норм. Поэтому считаем целесообразным, систематизировать данные нормы в один единый правовой акт.
Создание единого кодифицированного акта позволит решить множества проблем, которые связаны с охраной здоровья граждан в Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995)// Российская газета. № 120. 23.06.1995.
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)// Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. апрель. С. 17 - 67.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.12.2019)// Российская газета. № 256. 31.12.2001.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019)// Российская газета. № 256. 31.12.2001.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.12.2019)// Российская газета. № 256. 31.12.2001.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)// Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019)// Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. ст.410.
9. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О статусе военнослужащих»// Российская газета. № 104. 02.06.1998.
10. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// Российская газета. № 99. 24.05.1995.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Российская газета. № 263. 23.11.2011.
12. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»// Российская газета. № 295. 30.12.2013.
13. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе»// Российская газета. № 51. 15.03.2006.
14. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ(ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи»//Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29. ст. 3699.
15. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1(ред. от 02.08.2019) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская юстиция. № 11. 1995...71