Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы общения подростков со сверстниками………………………………………………………………………5
1.1. Определение понятия общения, факторы, условия, механизмы и стадии развития общения…………………………………………………………………5
1.2. Подростковый возраст как этап психического развития………………....13
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей общения подростков в новых и устоявшихся группах………………………..25
2.1. Организация и методики эмпирического исследования………………….25
2.2. Описание и анализ полученных результатов…………………………...…31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...40
Цель исследования заключалась в выявлении психологических особенностей общения подростков в новых и устоявшихся группах.
Объект исследования - процесс общения подростков в группе, обучающейся совместно с первого года обучения, и во вновь созданной группе.
Предмет исследования: факторы, влияющие на процесс общения подростков в группе сверстников (индивидуальные и личностные качества юношей и девушек, их ценностные ориентации, особенности познавательной сферы).
В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) На основании анализа психологической, социологической литературы, посвященной проблемам общения подростков, выявить специфику теоретических подходов к пониманию процесса общения детей старшего подросткового возраста.
2) Исследовать подростковый возраст как этап психического развития.
3) Провести эмпирическое исследование психологических особенностей общения подростков в новых и устоявшихся группах.
Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они не всегда бывают хорошими. Такие факты достаточно известны по их печальным последствиям.
В эмпирическом исследовании принимали участие подростки – девушки и юноши – 15 – 16 лет, обучающиеся в различных классах. Подростки, вошедшие в первую группу, обучаются вместе с первого класса. Подростки, вошедшие во вторую группу, знают друга сравнительно недавно, т.к. обучаются во вновь созданном классе.
Для того чтобы выявить психологические особенности общения подростков в новой и устоявшейся группах, была применена методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
По результатам проведенного исследования в данной группе мы можем отметить следующее: группа характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями.
Вторая группа по интегральному показателю «адаптация» характеризуется как имеющая пониженные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с нормальными и пониженными адаптивными способностями. Большинство респондентов этой группы имеют низкий интегральный показатель самопринятия и принятия других, высокий показатель доминирования.