Введение 4
1 Теоретико-методологические характеристики государственного заказа 10
1.1 Понятие и признаки государственного (муниципального) заказа 10
1.2 Правовые основы и принципы размещения государственного (муниципального) заказа 26
1.3 Структура нормативно-правового регулирования поставки для государственных и муниципальных нужд 33
2 Влияние государственного заказа на стимулирование экономического роста 37
2.1 Государственный заказ в механизме эффективного использования бюджетных средств 37
2.2 Государственный заказ как инструмент антикризисного управления 41
2.3 Проблемы и риски, связанные с организацией и управлением системой государственного заказа 45
3 Предложения по совершенствованию государственного заказа как инструмента развития экономики территории 55
3.1 Показатели конечного эффекта контрактной системы 55
3.2 Роль закупок в становлении инновационной экономики 66
Заключение 72
Список использованных источников 81
Приложения 89
Актуальность работы. Необходимость создания эффективной системы государственных закупок обусловлена тем, что с каждым годом растет количество средств реализуемых путем государственных закупок. На сегодняшний день общий объем рынка госзаказа достиг 25% ВВП, и эта цифра продолжает расти с каждым годом. От того на сколько система государственных закупок будет эффективно функционировать, напрямую зависит безопасность государства, и это связанно не только с тем, что закупка оборонной продукции так же производится через контрактную систему, но и потому, что государственные закупки составляют половину расходов бюджета страны.
Актуальность решения проблем связанных с государственными закупками обусловлена тем, что три четверти от общего количества организаций, осуществляющих государственные закупки приходится на муниципальные организации, а то на сколько эффективно муниципалитеты будут расходовать бюджетные средства, в том числе и на государственные закупки, зависит благополучие и уровень жизни граждан муниципальных образований.
На данный момент система государственных закупок имеет немало проблем. Несмотря на то, что не так давно вышел новый закон о государственных закупках, Закон №44-ФЗ, он не смог кардинально изменить ситуацию в государственной контрактной системе. Да конечно новая система привнесла определенные нововведения, некоторые из них дали положительные результаты, но так же с новой системой появились и новые проблемы. На данный момент нельзя однозначно сказать, что с новым законом контрактная система стала принципиально другой, напротив, во многом новый 44 -ФЗ схож с предыдущим 94-ФЗ, но с некоторыми доработками.
Несмотря на то, что разработчики нового закона делали акцент на повышение прозрачности государственных закупок, снижения уровня коррупции, повышения экономии бюджетных средств, добиться всех этих целей даже спустя 2 года работы закона не удалось. Безусловно, можно сказать, что не все статьи закона вступили в силу, последние из них должны заработать только к 2017 году, и возможно в следующем году мы увидим эффективность закона работающего в полной мере. Но уже сегодня мы видим много критики контрактной системы, большое количество жалоб как со стороны госзаказчика, так и со стороны исполнителя, в связи с этим считаем необходимым принятия мер уже сегодня.
Создавая новую контрактную систему, законодатели опирались на опыт зарубежных стран, добившихся в этой области хороших результатов. Были заимствованы многие определения, некоторые принципы, и другие механизмы. И в целом стоит отметить, что этот шаг был верным на пути построения отечественной контрактной системы, но необходимо было учитывать реалии нашего государства, менталитет его населения, и принципы государственного управления, а этому судя по всему, не было уделено должного внимания.
К сожалению, попытка создать качественную, отлаженную, контрактную систему пока не удалась. Но в отличие от зарубежных стран, где государственная контрактная работает достаточно долго, и была отлажена за длительное время, наша система еще достаточно «молодая». Учитывая то, что после распада СССР, где функционировала централизованная система государственного снабжения, новое государство Российская Федерация не могло быстро освоиться в капиталистической системе, и в тот период времени все отрасли находились в упадке, в том числе и система госзакупок....
Слово «заказ» означает поручение на изготовление чего-нибудь по чьей- либо просьбе, требованию, поручение исполнить или доставить что-либо[9]. Это значение применимо и при определении понятия «государственный заказ» как поручения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в целях решения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.
Следует сказать, что государственный заказ от муниципального заказа отличается тем, что государственный заказ обеспечивает государственные нужды, а муниципальный - муниципальные нужды. В широком смысле в понятие «государственный заказ» следует включать «муниципальный заказ». Муниципальные закупки по своей сути это то же самое, что государственные закупки: и те и другие осуществляются за счет общественных средств; и те и другие направлены на удовлетворение общественных потребностей. В полном смысле слова "муниципальные заказы не являются государственными, поскольку муниципальные образования представляют собой форму местного самоуправления, а не государственную власть".
Стоит отметить, что в новом законе от 05.04.2013 №44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" нет определения термина «государственный заказ», и сам термин не используется в тексте. Возможно, законодатель решил избежать использования данного понятия именно по причине его сложного, неоднообразного понимания.
Более емкими, продуктивными определениями являются те, в которых государственный заказ представляется как форма хозяйственно-договорных отношений, система отношений, между государственными органами и исполнителем государственных услуг, так как это определение вбирает в себя множество других более узких. Во многих определениях есть ряд общих признаков, которые и следует считать характерными признаками государственного заказа:
- государственный заказ исходит от публичной власти, представители которой вступают в договорные отношения с организациями всех форм собственности;
- государственный заказ - своеобразный способ обеспечения нужд государственного образования (имеются в виду сферы услуг, производства и поставки товаров народного потребления и др.);
- государственный заказ должен быть обеспечен за счет финансирования из бюджетных или внебюджетных средств, при этом государственный заказ становится одним из элементов исполнения бюджета и управления государственной собственностью, государственными предприятиями и учреждениями, осуществляющими закупки для государственных нужд1;
- государственный заказ исполняется лицами, получившими этот заказ в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами муниципального образования, а не самими органами местного самоуправления.
Исходя из понятия, содержания и главных целей государственного заказа можно выделить и принципы размещение государственного заказа:
1) Принцип открытости и прозрачности. Также принцип открытости называют «принципом транспарентности». Такой принцип соблюдается путем размещения информации о государственных закупках на специализированном официальном сайте.
2) Принцип равноправия и справедливости. Такой принцип достигается путем предоставления равных условий участникам размещения заказов и предусматривает справедливый отбор без предоставления преимуществ тем или иным участникам в рамках закона.
3) Принцип обеспечения конкуренции. В соответствии с данным принципом цены поддерживаются на определенном уровне, а стоимость закупаемых товаров, работ и услуг определяется методом соперничества участников рынка.
4) Принцип подотчетности заключается в том, что все принимаемые решения в рамках той или иной закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд протоколируются, ведутся реестры заключенных контрактов. Такие документы хранятся у заказчиков и предоставляются по требованию заинтересованным (контролирующим) органам.
5) Принцип эффективного расходования бюджета является одним из важных принципов размещения государственных заказов. Государство, принимая решение о закупке, должно оценивать целесообразность такой закупки.
6) Принцип ответственности. Такой принцип заключается в том, что все
государственные органы, органы муниципальных образований и должностные лица таких органов несут ответственность (дисциплинарную,
административную, гражданскую, уголовную) за нарушение законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, а также за результативность обеспечения таких нужд.
7) Принцип единства. В новом Законе о контрактной системе такой принцип указан как принцип единства контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Такой принцип говорит о единой системе регулирования отношений в сфере государственных закупок....
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 27.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 27.12.2008 г. № 294-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 27.11.2017 Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.06.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
6. О промышленной политике в Российской Федерации: федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
7. Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд: постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553 [Электронный ресурс] Дата обновления: 25.01.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
8. О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана- графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг: постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 554 [Электронный ресурс] Дата обновления: 25.01.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
9. О порядке формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки: приказ Минфина России от 29 декабря 2014 г. № 173н [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
10. О Порядке формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований: приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 261н
[Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
11. Александрова Е. Н. Стратегические ориентиры развития национальной инновационной системы России в условиях глобализации инновационного процесса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 5. - С. 63-70.
12. Алексеев А.А.Маркетинговые основы товарного позиционирования в инновационном периоде. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 94 с.
13. Алексеев А. А. Теория формирования инновационных комплексов СПб.: Изд-во СЗТУ, 2013. - 79 с.
14. Алексеев А. А. Теория инновационного развития. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2013. - 160 с.
15. Алексеева Н.А. Социальная модель экономического роста в условиях межбюджетного взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 5. - С. 33-36...(89)