Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическая часть в изучении приемной семьи 6
1.1. Понятие и признаки приемной семьи 6
1.2. История развития приемной семьи в России 12
1.3. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без
попечения родителей 18
Выводы к первой главе 26
Глава 2. Социальная помощь семьям с приемными детьми 28
2.1. Нормативно-правовая база опеки и попечительства 28
2.1.1. Деятельность органа опеки и попечительства в Туве 31
2.2. Анализ социальной помощи семьям с приемными детьми в г.Кызыле 36
2.3. Рекомендации по совершенствованию организации работы с приемными семьями 48
Выводы ко второй главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложения 61
Актуальность исследования. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной или замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо создать оптимальные условия для развития, обучения и воспитания.
Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оправдывает все финансовые и иные затраты, требуемые для её полноценного существования. Она имеет ряд существенных преимуществ, главным среди которых является то, что данная форма устройства для некоторых детей может стать единственной возможностью обрести семью, родительский дом. Это касается, прежде всего, сирот, детей старшего возраста, а также имеющих какие-либо физические или психические заболевания, которые делают их «непривлекательными» для усыновителей, опекунов (попечителей) [23; с. 4].
Необходимость развития и совершенствования приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, продиктована рядом причин. Во-первых, правом ребенка жить и воспитываться в семье (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Во-вторых, высокой степенью социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В-третьих, преимуществом с педагогической и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т.п.).
В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу.
Объект исследования - приемная семья
Предмет исследования - социальная помощь семьям с приемными детьми
Цель исследования - рассмотрение социальной помощи семьям с приемными детьми
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и признаки приемной семьи;
2) рассмотреть историю развития приемной семьи в России;
3) проанализировать формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) показать деятельность органа опеки и попечительства в Туве;
5) проанализировать социальную помощь семьям с приемными детьми в г.Кызыле;
В ходе исследования были использованы методы:
- анализ и синтез литературы;
- анализ документов Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва;
- изучение нормативно-правовой базы;
- сравнительный метод;
- социологический метод - анкетирование.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в настоящее время увеличивается количество приемной семьи в Туве, потому что это форма устройства детей имеет эффективные результаты по затратам, по
обеспечении детям атмосферы семьи и защиты, а также связана с совместной деятельностью родителей и специалистов органа опеки и попечительства.
Теоретическая значимость основана на педагогических, психологических, исторических, юридических работах таких авторов, как М. В. Антакольской, Ю. Ф. Беспалова, И. Воронина, А. М. Нечаева, JI. М. Пчелинцевой и других, которые раскрыли особенность существования приемной семьи в российской практике.
Практическая значимость основана на сборе материалов Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, где были проанализированы годовые отчеты агентства за 2013, 2014 и за первый квартал 2015 г. На базе статистических данных был осуществлен сравнительный анализ увеличения и уменьшения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отдельно были обследованы приемные семьи города Кызыла, использовали социологический метод - анкетирования для 7 приемных семьи, в котором выявили причину приема детей, материальное положение и социальное самочувствие приемных родителей. Обработка социологических материалов проводилась электронной программой SPSS 18.
Апробация. Работа была апробирована на ежегодной научно-практической конференции студентов ТывГУ (2015), на практических занятиях по дисциплине «Семьеведение».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В работе предложены 4 таблиц, 1 график и 3 диаграммы. В приложении 1 включены данные отчета Агентства за 2013 и 2014 года, в приложении 2 - анкета. Работа состоит из 64 страниц.
В связи с демографической ситуацией в России с повышением рождаемости населения возрастает количество детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей. В свою очередь государство предпринимает попытки уменьшения данной тенденции и совершенствует систему опеки и попечительства. Существуют различные формы государственного устройства детей, как институциональные (детские дома), так и прием детей в семьи (опекунство, усыновление (удочерение), приемные семьи).
Приемная семья - это временная, профессиональная, семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающая оплату труда приемных родителей (супругов или отдельных граждан, взявших детей на воспитание) и государственное содержание детей.
В силу ст. 151 СК РФ приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Примерная форма и содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью установлены Положением о приемной семье.
Договор о передаче ребёнка в приёмную семью представляет собой совместную договорённость сторон (родителя-воспитателя и органа опеки и попечительства), выражающую их общую волю на установление прав и обязанностей в отношении друг друга, возникающих в связи с передачей ребёнка, лишившегося родительского попечения, в семью, а также последующего его воспитания, образования и материального обеспечения ответственным лицом - приёмным родителем.
Договор о передаче ребёнка в приёмную семью прекращает своё действие в силу: а) достижения приёмным ребёнком восемнадцати лет; б) вступления несовершеннолетнего в брак до наступления совершеннолетия; в) эмансипации несовершеннолетнего; г) истечения срока действия договора (п. 1 ст. 151 СК РФ); д) смерти приёмного родителя, объявление его умершим или безвестно отсутствующим; е) смерти воспитанника.
Особой проблемой российской системы устройства детей-сирот является достаточно широкая распространенность вторичного сиротства. При этом преобладающее число возвратов детей из замещающих семей в институциональные учреждения происходит по инициативе замещающих родителей или вследствие ненадлежащего выполнения усыновителями обязанностей по воспитанию детей. Данная ситуация во многом является следствием отсутствия системы подготовки и отбора приемных родителей, а также социального, психологического и педагогического сопровождения семей.
Дискуссия в российском профессиональном сообществе по этому вопросу имеет непродолжительную историю, общепринятого определения профессиональной замещающей семьи до настоящего времени не выработано. Существующие обсуждения не выходят на уровень законодательных инициатив. Результаты проведенного исследования позволяют предварительно отнести к числу обязательных критериев профессионального замещающего родительства в России следующие:
1) Наличие у потенциальных замещающих родителей специального образования / профессиональной подготовки.
2) Наличие у них необходимых условий для содержания детей.
3) Обеспечение надлежащего профессионального социального, педагогического и психологического сопровождения приемной (замещающей) семьи.
4) Наличие юридически оформленного контракта с органами опеки или иными специальными агентствами.
Из результатов социологического исследования среди приемными родителями выявилось, что причиной приема детей стало желание - помочь детям (78%); развить родительские качества другим детям (8%), возможность работать (7%), возможность улучшить материальное положение семьи (5%).
Большинство респондентов живут в частном доме (48%) или в квартире (34%). Один из критериев выбора приемных родителей является наличие у потенциальных родителей необходимых условий для содержания детей и их комфортного проживания. В этот критерий должны входить как характеристики индивидуального жилья, так и окружающей инфраструктуры, например, наличие доступа к образовательным и медицинским учреждениям.
Как выявилось из исследования, большинство респондентам хватает семейный бюджет на воспитание и образование приемных детей, но имеются некоторые материальные затруднения (45%). Полностью удовлетворены семейным бюджетом и довольны материальными затратами только 11 % приемных родителей. На втором месте превалирует ответ, что не хватают материальных средств, так ответили 21% респондентов, и им приходится дополнительно находить финансовые средства. И полностью категоричны с ответом, что не хватает средств для 12% ответивших.
Отсюда можно сделать вывод, что приемные семьи в основном положительно оценили материальное положение, они имеют более высокий материальный статус, чем обычные семьи. Однако, существуют материальные затруднения, может быть, это связано с финансовым кризисом в России, в частности с дотационном регионе. В связи с этим многим семьям приходится подрабатывать (в подсобном хозяйстве, на огороде, семейное дело и другие виды деятельности), чтобы как-то выходить из материальных затруднений.
Таким образом, мы видим, что у трети родителей достаточно высокий адаптивный потенциал. Несмотря на трудности, они готовы приложить все усилия для достижения лучших условий жизни.
1. Антокольская, М.В. Курс лекций по семейному праву / М. В. Антокольская. - М.: Юристъ, 1995. - 234 с.
2. Антокольская, М.В. Семейное право: Учебник для вузов / М. В. Антокольская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2013. - 432 с.
3. Арошенко, М. М. Источники современного сиротства по результатам экспертного опроса [Текст] / М. М. Арошенко, В. С. Ильдеркина // Социальные проблемы сиротства / отв. ред. И. Ф. Дементьева; РАН Ин-т социологии. - М., 1992. - 257с.
4. Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения России: исторический очерк [Текст] / В.В. Беляков; НИИ детства Рос. дет. фонда. - М.: Изд-во Дом, 1993. - 248 с.
5. Беспалов, Ю. Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: учебно-практическое пособие / Ю. Ф. Беспалов. - М.: Ось-89, 2004. - 192 с.
6. Беспалов, Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребёнка в Российской Федерации [Текст]: монография / Ю.Ф. Беспалов. - Владимир: ВГПУ, 2000. - 191 с.
7. Бюллетень Государственного Комитета СССР по народному образованию. 1989.-№ 1.-С.22.
8. Волкова, Н.В. Приёмная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Н.В. Волкова // Актуальные проблемы правоведения. - 2003. - №1/2. - С. 4-5.
9. Воронина, З.И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / З.И. Воронина. - Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1993. - 234 с.
10. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот (1995, Москва): Доклады. - М.: ТОО «СИМС», 1996. - 127с.
11. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 04.12.2006) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; СЗ РФ. 2006. №49 (ч.2). Ст. 3120.
12. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 05.12.2006) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2006. №31. Ст. 8.
13. Дементьева, И. Ф. Приемная семья - институт защиты детства: Методические рекомендации / И. Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко. - М.: 2000. - 55 с.
14. Дружинина, Т.И. История развития института приемной семьи / Т. И. Дружинина // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. - Ч. 16 / Под ред. Б. Л. Хаскельберга. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - С. 250.
15. Закон Республики Тыва от 07.07.2008 N 812 ВХ-2 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Республике Тыва».
16. Зарецкий, В. К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослов, А.Б. Холмогорова. - М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. - 208 с.
17. Кабышев, О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми / О. А. Кабышев. - М.: Приор, 1998. - 143 с.
18. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195- ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. 05.12.2005), ст.5.37.
19. "Конвенция о правах ребенка" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
20. Королев, Ю. А. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации / Ю. А. Королев. - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ»,
2003. -416 с.
21. Кокоянина, Н. И. Приёмные семьи: опыт, проблемы, перспективы / Н.И. Кокоянина И Внедрение инновационных моделей устройства детей-сирот в семьи граждан. - Архангельск, 2010. - 280 с.
22. Косова, О.Ю. Семейное и наследственное право России: учебное пособие / О.Ю. Косова. - М.: Статус, 2001. - 311 с.
23. Кузнецова, Л. П. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи / Л. П. Кузнецова // Соц. работа: Научно-популярный журнал. - 2014. - № 9. - С. 4
24. Лозовская, Е.Г. История социальной работы в России: Учебно¬методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа»/ Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак, В.Г. Краснова. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001,- 72 с.
25. Летова, Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы / Н.В. Летова. - М.: Издательство «Волтере Клувер», 2006. - 245 с.
26. Мельников, В.П. История социальной работы в России: учебное пособие / В. И. Мельников, Е. И. Холостова. - 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 344 с.
27. Муратова, С. А. Семейное право .-Учебник для юридических вузов / С. А. Муратова. - М.: Эксмо, 2004. - 448 с.
28. Михеева, Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование: учебно-практическое пособие / Под ред. проф., д.ю.н. Р.П. Мананковой. - М.: Изд-во «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. - 248 с.
29. Нечаева, А.М. Семейное право. Курс лекций: учебное пособие / А. М. Нечаева. - М.: Юристь, 1998. - 145 с.
30. Нечаева, А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность [Текст] / А. М. Нечаева; НИИ детства Рос. дет. фонда. - М.: Издательство Дом, 1994. - 171 с.
31. Нечаева, А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) / А.М. Нечаева. - М.: ИГПАИ, 2000. - 175 с.
32. Нечаева, А.М. Семейное право. Курс лекций: учебное пособие / А.М. Нечаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2000. - 336 с.
33. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М.; ТЦ. Сфера. - 2002. - 480 с.
34. Ошанин, М. О призрении покинутых детей / М. Ошанин. - Ярославль, 1912.-256 с.
35. Письмо Министерства образования РФ от 29 октября 2001 г. N 1293/28-5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями».
36. Письмо Минобразования РФ от 30 января 1997 г. № 15/438-6 «О порядке введения в действие постановления Правительства РФ «О приемной семье» // Вестник образования. - 1997. - № 8.
37. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 (ред. от 01.02.2005 №49) "О приемной семье" // СЗ РФ. 1996. - №31. Ст. 3721
38. Постановление Правительства РФ от 10.09.1995г. № 917 «Положение о порядке передачи детей, являющимися гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданами Российской Федерации и иностранным гражданам».
39. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детских домах семейного типа» // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251.
40. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - М.: Издательство «НОРМА», 2003. - 832 с.
41. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. - М., 2001. - 672 с.
42. Приемная семья: социально-демографический анализ: монография / О. В. Бессчетнова; Под ред. Г. В. Дыльнова. - Саратов: Научная книга, 2008. - 288 с.
42. Реан, А.А. Семья и дети группы риска / А.А. Реан // Семейное право.-
2004. -№ 1.-С. 25.
43. Семья в современном мире: рек. библиогр. указ. лит. / НБ им. А. С. Пушкина Респ. Тыва, читальный зал; сост.: Е. Ю. Шабаева, А. В. Бюрюкей и др. - Кызыл, 2011. - 24 с.
44. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 28.12.2004). Собр.закон. РФ, 1996, N 1,гл.21.ст. 151-155.
45. Социальная работа: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / Под общей ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2003.-480 с.
46. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / Под ред. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 230 с.
47. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Г. В. Сулейманова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004. - 512 с.
48. Социальна работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2000. - 576 с.
49. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.
50. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. - 1200 с.
51. Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой, Т. В. Шеляг, И. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 395 с.
52. Технология социальной работы: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 240 с.
53. Федеральный закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 21.12.1996 № 159-ФЗ, от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 02.01.2000 № 32-ФЗ, от 07.08.2000 N 122- ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,).
54. Фетисова О.В. Правовой статус приемных родителей / О.В. Фетисова // Право и политика. - 2005. - № 3. - С. 9.
55. Фетисова, О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству
Российской Федерации: автореферат, дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / О.В. Фетисова. - М., 2005. - 240 с.
56. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Е. И. Холостова. - М.: 2007. - 212 с.
57. Цветков, В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации [Текст] / В.А. Цветков. - Омск, 2005. - 239 с.
58. Шарин, В. Социальная помощь в средние века / Шарин В. //Социальное обеспечение. - 2005. - № 9.- С. 18
59. Щербакова, JI. И. Человек и наемный труд в России: взгляд через социокультурное изменения / JI. И. Щербакова. - Новочеркасск, 2000. - 252 с.
60. Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. - 320 с.
61. Яковлева, И.А. Детский дом - среда для социальной адаптации сирот / И. А. Яковлева. - М.: Современник, 1992. - 280 с.
Интернет- ресурсы:
1. Правовое регулирование института приемной семьи [ Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://allpravo.ru
2. Приемная семья [Электронный ресурс].- Режим доступа.- URL: http ://partner stvo. ru/lib/pravo/node/42 8
3. Семейное право. Приемная семья [Электронный ресурс].- Режим доступа.- URL: http://www.bibliotekar.ru/semeynoe-pravo-l/57.htm
4. Рудов А. Приёмная семья: цели, задачи, особенности [Электронный ресурс].- Режим доступа.- URL: http://www.mvdears.rU/n/349
5. Дрожжина, И.В. Договор о приемной семье: понятие и особенности
заключения/ И.В. Дрожжина // Юридическая наука.- Выпуск №2.- 2011. Электронный ресурс.- Режим доступа.- URL:
http ://cvberleninka.ru/article/n/ dogovor