Введение 4
Глава 1. Исторические источники в процессе обучения истории в общеобразовательной школе 16
1.1. Типы и виды исторических источников и их классификации в науке.. 16
1.2. Методы и приёмы изучения исторических источников 21
1.3. Методика работы с историческими документами на уроке в контексте требований ФГОС 28
Глава 2. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 36
2.1. Методические рекомендации 36
2.2. Технологическая карта урока-практикума в 6 классе по теме: «Русская правда - древнейший источник Киевской Руси» 37
Заключение 50
Список источников и литературы 52
Приложение 1 58
Приложение 2 65
Приложение 3 77
Актуальность темы. На сегодняшний момент, при трансформации всех общественных сфер происходит модернизация всех элементов образовательного процесса. Существенные изменения и пересмотр традиционной системы преподавания происходит и в обучении истории в школе. При реализации концепции личностно-ориентированного и развивающего обучения, необходимым условием выступает умение ученика приблизиться к анализу и поиску интерпретации явлений и событий различных периодов истории, а также необходимость критически осмысливать различную информацию о прошлом, применять на практике, сопоставлять различные источники и делать выбор в пользу тех, которые школьник сможет реконструировать в достоверную картину, оценивая исторические события объективно. И в этом ученику может помочь исторический источник.
Использование на уроках исторических источников традиционно для отечественной науки. Но зарубежный опыт доказывает, что интерес к текстовым источникам пропадает в связи с другими источниками получения информации- Интернет, телевидение. Поэтому многие учащиеся затрудняются выполнять задания с аналитическими действиями: сравни, докажи, обоснуй и т.д. Не могут критически анализировать текст, не видят нужным интерпретировать его, а лишь воспроизводят чужие суждения о явлении или событии. Поэтому необходимо обратиться к формированию умений изучать исторические источники.
Эволюция отношения к обучению истории менялась: от советского периода, где преобладали четкие программные установки, занимались по одним и теми же учебникам и пособиям, утверждался идеологически выверенный базис знаний по курсу истории до современного российского образования, появление новых стандартов, различных программ и учебников. В соответствии с ФГОС выделяются некоторые навыки, важные для современного школьника: иметь мотивацию к учению, уметь учиться и осваивать универсальные учебные действия. Работа на уроке строится по следующей модели, что позволяет реализовывать принципы современного обучения: осознание своей цели- возникновение познавательного интереса- создание проблемной ситуации- возникновение ситуации успеха- положительная мотивация. Главными мотивами, для каких целей ученики должны уметь работать с историческими источниками может стать умение искать и перерабатывать информацию, рефлексировать, обмениваться информацией.
В стандарте нет чёткой регламентации, как нужно на уроке внедрять работу с источником: либо нужно осваивать всю систему знаний, либо использовать на уроке частично, и должен ли ученик работать с текстом комплексно (поиск, анализ, сопоставление, оценка), необходимо обосновать. Каждый этап работы с документом имеет свои особенности и включает различные действия и операции с ним, поэтому возникает вопрос, необходимо ли учителю вместе с учеником осваивать этот комплекс полноценно и какая, цель и результат такой работы.
Основная задача учителя- конкретно продумать требования к историко-познавательной деятельности и спроектировать историческое содержание уроков с включением работы с историческим документом в соответствии с основными требованиями ФГОС.
Современный урок обеспечивает учителю возможность пройти за урок большой объём материала. Многие учителя внедряют в уроки различные технологии, новые формы работы. Поэтому привычный урок меняется в форму инновационного занятия с использованием различных методических материалов: рисунков, исторических документов, таблиц и т.д.
Именно работа с документами даёт возможность мыслить, рассуждать и применять знания, полученные из анализа конкретного исторического момента для решения любой жизненной или производственной проблемы. В этом направлении важно, чтоб ученик сам: рассматривал проблему, делал заключения, проверял и применял свой опыт. То есть, роль ученика должна соответствовать активному участию в различных формах деятельности. В тот момент, когда идёт речь о традиционных моментах на уроке, важно, чтоб ученики тоже выполняли активную роль в его сценарии....
Определив место исторического источника на уроке истории и изучив его влияние на мышление школьников и его эволюцию, можем сделать следующие выводы.
Основная работа на уроке проходит с письменными источниками, которые относятся к словесно практическим методам обучения истории. Учащимся более интересны задания проблемно-поискового характера при работе с источником. Классификация источников основана на документальном характере. Кроме письменных источников, есть другие, которые используются на уроке истории в сочетании с письменным, либо раздельно: картографические, вещественные.
При работе с источниками можно использовать задания творческого характера, которые будут ориентированы на развитие познавательных возможностей учащихся. С помощью документа учащиеся приобретает умения: анализировать, сопоставлять, сравнивать, высказывать свою точку зрения и аргументировать её. Учебный процесс приобретает исследовательский характер, где ученик выполняет мини-проект по исследованию событий, личностей конкретного источника. Главными методами при работе являются: исследовательский, сравнительно-исторический, исторический метод анализа исторического документа и создание условий для творческого развития учащихся.
Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.
При написании работы была проделана исследовательская работа по поиску необходимых умений и знаний работы с историческим документом. Анализировалась программа, предметные результаты по предмету, развитие учащихся с 5 по 11 классы. В итоге, были отобраны на основании критерий ФГОС, умения, которые учитель должен формировать при работе с документом. Также нами был разработан урок- практикум, где использовались различные фрагменты документов с использованием различных методов работы с историческим документом: комментированное чтение, многоуровневое чтение, решение исторических задач, анализ источника.
В итоге, обобщим, что работа с историческим источником необходима для образовательной деятельности школьников, учителю необходимо включать фрагменты такой работы в урок для развития мышления учащихся, для создания предпосылок к анализу и творческому поиску при работе с источником.
1. Источники. Документы и материалы законодательного характера:
1. Примерная основная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. - URL:https://fgosreestr.ru/registry/primernaya- o snovnayaobrazovatelnaya-pro gramma-osnovnogo-obshhe go- obrazovaniya-3/. (дата обращения:08.04.2016).
2. Проект Приказа Минпросвещения России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)» (извлечение из проекта документа) [Электронный ресурс]. - URL: Консультант Плюс: http://www.consultant.rU/law/hotdocs/57359 .html/Дата обращения: 01.04.2019).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/(дата обращения:05.04.2016).
2. Литература. Периодическая печать:
4. Александрова, А.Я. [и др.]; под науч. ред. П.В. Чеченкова. Документ в российской истории Нижегород. гос. тех. ун-т. - Нижний Новгород, 2012. - 162 с.
5. Андреевская, Н. В., Вернадский, В. Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. - М., 1947. - С. 151, 156.
6. Вагин, А. А., Сперанская, Н. В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. - М., 1959. - С. 268-269.
7. Виноградов И., Никольский А.Методика истории по Кригеру. - М., 1885.
8. Влахопулов Б. А. Методика истории. Курс 8-го класса женских гимназий. - Киев, 1913. Кролюницкий, А. Опыт методики элементарного курса истории. - Изд. 2-е. - СПб., 1899; Марков, Д. А. Записки по методике истории. - М., 1915.
9. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителя истории. Основы профессионального мастерства. - М.,1998.
10. Дайри, Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. - М., 1966.
11. Даутова, О. Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. - СПб.: КАРО, 2016. - 184 с.
12. Демидова, М. Ю. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).
13. Зиновьев, М. А. Очерки методики преподавания истории. - М., 1955. - С. 140-145.
14. Иванова, Е. О., Осмоловская, И. М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011 - 190 с. - (Работаем по новым стандартам).
15. История СССР в художественно-исторических образах: Пособие для учителей / А. И. Назарец, Т. Я. Папенкова.- Москва : Учпедгиз, 1963....(49)