РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 5
1.1 История становления эксперимента как одного из видов практических методов обучения 5
1.2 Биологический эксперимент: определение, виды, характеристика 9
1.3 Эксперимент как метод преподавания биологии 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 23
2.1 Методика использования биологического эксперимента в учебной деятельности (с 5 по 11 классы) 23
2.2 Анализ экспериментов, предусмотренных школьной программой (на основе анализа программ) 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 5
1.1 История становления эксперимента как одного из видов практических методов обучения 5
1.2 Биологический эксперимент: определение, виды, характеристика 9
1.3 Эксперимент как метод преподавания биологии 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 23
2.1 Методика использования биологического эксперимента в учебной деятельности (с 5 по 11 классы) 23
2.2 Анализ экспериментов, предусмотренных школьной программой (на основе анализа программ) 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования указывает на исключительную важность становления личностных характеристик выпускника, среди которых активность при познании мира, способность к творчеству, самообразованию, способность к применению полученных знаний и умений на практике.
Согласно образовательным стандартам применение новых образовательных и педагогических технологий и интерактивных методов для интенсивного и качественного обучения в полной мере соответствуют личностно-ориентированному подходу, основанному на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий, дающие широкие возможности для самообразования и саморазвития [5].
Создание развивающей образовательной среды является одним из ключевых условий развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира и познавательной активности. Большую роль в становлении интереса к предмету играют активные методы познания: наблюдение, опыты и проводимые после них обсуждение, предположения, учебный диалог.
Особенностью школьного предмета «Биология» является формирование у обучающихся умений наблюдать за биологическими объектами и явлениями природы, анализировать и обобщать, систематизировать свои знания, выдвигать различные предположения и выводы. Такая деятельность обучающегося способствует развитию логического мышления, познавательной самостоятельности учащихся, и в конечном итоге формированию познавательного интереса к предмету [9]. Несмотря на активное внедрение в процесс обучения различных вспомогательных технических средств, на многих этапах формирования биологических знаний у учащихся нельзя обойтись без такого метода работы, как эксперимент.
Как правило, в школьных условиях биологический эксперимент реализуется в ходе лабораторных работ, способствующих лучшему усвоению знаний обучающихся и позволяющих изучить данную науку более глубоко и осмысленно, а также содействующих формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению межпредметных связей [4].
Целью работы является характеристика роли биологического эксперимента в школьном курсе биологии.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать учебную и методическую литературу по теме исследования;
2. Дать характеристику биологического эксперимента как специфического средства обучения, определить его виды;
3. Описать методику использования биологического эксперимента в разных классов;
4. Провести анализ биологических экспериментов, предусмотренных школьной программой (на основе анализа примерных учебных программ).
Согласно образовательным стандартам применение новых образовательных и педагогических технологий и интерактивных методов для интенсивного и качественного обучения в полной мере соответствуют личностно-ориентированному подходу, основанному на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий, дающие широкие возможности для самообразования и саморазвития [5].
Создание развивающей образовательной среды является одним из ключевых условий развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира и познавательной активности. Большую роль в становлении интереса к предмету играют активные методы познания: наблюдение, опыты и проводимые после них обсуждение, предположения, учебный диалог.
Особенностью школьного предмета «Биология» является формирование у обучающихся умений наблюдать за биологическими объектами и явлениями природы, анализировать и обобщать, систематизировать свои знания, выдвигать различные предположения и выводы. Такая деятельность обучающегося способствует развитию логического мышления, познавательной самостоятельности учащихся, и в конечном итоге формированию познавательного интереса к предмету [9]. Несмотря на активное внедрение в процесс обучения различных вспомогательных технических средств, на многих этапах формирования биологических знаний у учащихся нельзя обойтись без такого метода работы, как эксперимент.
Как правило, в школьных условиях биологический эксперимент реализуется в ходе лабораторных работ, способствующих лучшему усвоению знаний обучающихся и позволяющих изучить данную науку более глубоко и осмысленно, а также содействующих формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению межпредметных связей [4].
Целью работы является характеристика роли биологического эксперимента в школьном курсе биологии.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать учебную и методическую литературу по теме исследования;
2. Дать характеристику биологического эксперимента как специфического средства обучения, определить его виды;
3. Описать методику использования биологического эксперимента в разных классов;
4. Провести анализ биологических экспериментов, предусмотренных школьной программой (на основе анализа примерных учебных программ).
В ходе теоретической части дипломной работы на основании данных психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что эксперимент играет важную роль в системе школьного обучения биологии. Эксперимент ориентирует учащихся на практическую сторону обучения и социализацию, способствует принятию самостоятельных решений и формирует у учеников умение делать выводы из проделанной работы.
Биологический эксперимент является неотъемлемой частью школьного курса биологии с ориентацией на предметные результаты, помогает ученикам самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, формулировать познавательные цели обучения, совершать логические операции, предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, совместное использование навыков, создавая условия для своего личностного роста. Вместе с тем, в учебниках по биологии, как правило, отсутствуют описания и инструкции к экспериментам по некоторым темам.
Биологические эксперименты проводятся и на уроках и во внеурочной деятельности. Эксперимент в форме лабораторных, опытнических, практических работ может включаться во все курсы биологии. По мере развития исследовательских способностей и формирования личностной сферы учеников эксперименты могут все более и более усложнятся. В ходе выполнения экспериментов возможно развитие межпредметных связей с различными учебными предметами.
В примерных программах указывается некоторое число ученических экспериментов, которое плюсуется к количеству экскурсий и наблюдений. Следует отметить, что данными программами предусматривается применение биологического эксперимента как практического и наглядного метода обучения. Однако, имея под рукой необходимый пакет методический разработок, педагог может применять биологический эксперимент и как средство обучения, то есть в более широком контексте. Например, любой этап урока, а также разные его функциональные стадии могут быть проиллюстрированы с помощью элементов биологического эксперимента.
Биологический эксперимент является неотъемлемой частью школьного курса биологии с ориентацией на предметные результаты, помогает ученикам самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, формулировать познавательные цели обучения, совершать логические операции, предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, совместное использование навыков, создавая условия для своего личностного роста. Вместе с тем, в учебниках по биологии, как правило, отсутствуют описания и инструкции к экспериментам по некоторым темам.
Биологические эксперименты проводятся и на уроках и во внеурочной деятельности. Эксперимент в форме лабораторных, опытнических, практических работ может включаться во все курсы биологии. По мере развития исследовательских способностей и формирования личностной сферы учеников эксперименты могут все более и более усложнятся. В ходе выполнения экспериментов возможно развитие межпредметных связей с различными учебными предметами.
В примерных программах указывается некоторое число ученических экспериментов, которое плюсуется к количеству экскурсий и наблюдений. Следует отметить, что данными программами предусматривается применение биологического эксперимента как практического и наглядного метода обучения. Однако, имея под рукой необходимый пакет методический разработок, педагог может применять биологический эксперимент и как средство обучения, то есть в более широком контексте. Например, любой этап урока, а также разные его функциональные стадии могут быть проиллюстрированы с помощью элементов биологического эксперимента.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2024 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СЕДЬМЫХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ и
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024





