ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты стратегии позиционирования предприятия на
рынке гостиничных услуг 8
1.1 Сущность позиционирования предприятия 8
1.2 Классификация стратегий позиционирования в сфере гостиничного бизнеса 15
1.3 Особенности позиционирования в сфере гостиничного бизнеса 18
2 Анализ позиционирования гостиниц Пензенской области на рынке гостиничных услуг 28
2.1 Анализ рынка гостиничных услуг в России 28
2.2 Анализ конкурентной среды рынка гостиничных услуг в Пензенской области 34
2.3 Анализ текущего позиционирования гостиничных услуг в Пензенской области 51
3 Рекомендации по совершенствованию стратегии позиционирования
гостиничного бизнеса 65
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию стратегии позиционирования в Пензенском регионе 65
3.2 Разработка мероприятий по продвижению и позиционированию
гостиничных услуг в пензенской регионе 71
3.3 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
Актуальность данного исследования определяется следующими аспектами, во-первых, экономика нынешнего времени требует от сферы гостеприимства поиска современных инструментов для управления предприятием, во- вторых, в современных условиях мегаполиса перед отелями все актуальнее становится проблема не только охвата новых целевых аудиторий, установления контактов с потенциальными потребителями, но и сохранения связей с уже существующими клиентами и максимальное удовлетворение их потребностей. В этом аспекте достаточно важным является умение оперативно и точно предусмотреть желание потребителя и вовремя суметь обнаружить основные приоритеты, которыми он будет руководствоваться при выборе способа удовлетворения своей потребности. Позиционирование в сфере гостеприимства должно решаться с помощью всестороннего использования ресурсов гостеприимства, которое может рассматриваться как комплексная услуга, которая имеет определённые потребительские свойства и требует создания позитивного образа отеля.
Сегодня мировая индустрия гостеприимства стремительно развивается, а вместе с ней растет конкуренция между гостиницами и необходимость дифференциации отелей. Чтобы добиться успеха в гостиничном бизнесе, недостаточно стандартизировать услуги по размещению и питанию. Потребители устали от однообразных продуктов и хотят иметь продукты, которые им подходят. Дифференцирование вашего продукта от продуктов конкурентов называется позиционированием. Это очень важный маркетинговый инструмент, направленный на привлечение потенциальных потребителей и удовлетворение их индивидуальных потребностей.
Сегодня мировой гостиничный бизнес превращается из гостиничного оператора в серьезного игрока в общей индустрии путешествий. И часто они активно работают в сфере городских услуг, становясь координаторами районов и городских территорий. В связи с финансово-экономическим кризисом рентабельность гостиниц упала в среднем на 15-20 %. Поэтому основной целью интеграционного процесса в сфере гостиничных услуг является обеспечение стабильной загрузки гостиниц. В последние годы к строительству и проектированию гостиниц предъявляются совершенно новые требования. Современные отели - это энергоэффективные здания с важнейшими экологическими элементами: просторными вестибюлями с неформальным общением между жильцами. Многие современные отели основаны на оригинальных концепциях дизайна. Дизайн с игровыми элементами, необычным освещением и комфортными зонами отдыха с «пониженной психологической нагрузкой». Сегодняшние отели - это не просто гостиницы, это места для общения и встреч, они должны быть интегрированы в общество и хорошо работать в современной городской среде.
Состояние изученности проблемы связанные с исследованием позиционирования изложены в научных работах, ведущих отечественных и зарубежных ученых: Карпенко Е. М., Висайчук Н. М., Баумгартен Л. В., Никольская Е. Ю., Попов Л. А., Ильенкова С. Д., Ерш О. М.,
Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей показал, что ряд проблем до настоящего времени исследован недостаточно. Так, в этих работах недостаточно полно освещается позиционирование гостиниц как по региону, так и по отдельно взятой гостинице.
Целью исследования является разработка теоретических и методических подходов к усовершенствованию стратегии позиционирования рыночного продвижения гостиничных услуг.
Для достижения намеченной цели сформулированы следующие задачи:
- проанализировать характер позиционирования Пензенского региона;
- изучить классификацию стратегий позиционирования;
- изучить особенности позиционирования в гостиничном бизнесе;
- проанализировать текущее состояние гостиничного рынка в мире и в России;
- проанализировать текущее состояние гостиничного рынка в г. Пенза;
...
Делая итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
Цель стратегий позиционирования - выработка у целевых потребителей уникального восприятия товара, т.е. восприятия, которое отличается от восприятия торговых марок конкурентов, причем в лучшую сторону. Желаемым результатом является создание определенного уникального образа в сознании потребителей целевого рынка.
Для того что бы правильно проводить политику целевого маркетинга необходимо точно знать, на какую именно целевую аудиторию будет направлена вся деятельность гостиничного предприятия. В противном случае такие действия будут бесполезными и не принесут нужного результата. Поэтому важно использовать позиционирование предприятия.
В данной работе были рассмотрены ключевые аспекты понятия позиционирования, его специфика и особенности, связанные с гостиничным бизнесом в Пензенском регионе. Как правило, одним из основных свойств позиционирования гостиничного предприятия является умение дифференцировать свои продукты и услуги для выявления преимущественных характеристик от конкурентов. Такими характеристиками являются: расположение отеля, количество предоставляемых услуг, уровень сервиса, комфорт, звездность отеля и узнаваемость бренда - все это влияет на позиционирование гостиничного предприятия. В ходе работы были рассмотрены процессы позиционирования гостиниц Пензенской области и построены несколько карт позиционирования по основным критериям, а именно: комфорт и узнаваемость бренда, цена и расположение. На основании рассмотренного исследования, были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваться гостиничные предприятия г. Пенза.
В процессе исследования были выявлены основные сегменты, с которыми существуют проблемы позиционирования в регионе, в эти сегменты входят: «Бизнес-туристы», «Беззаботные молодые туристы», «Туроператоры», «Принимающие клиентов и партнеров».
Выявленные проблемы позволили предложить рекомендации для совершенствования стратегий позиционирования для каждого сегмента. Это позволило разработать мероприятия по позиционированию гостиничных услуг в Пензенском регионе.
Результатом проделанной работы является сформулированное заявление о позиции бренда, учитывающее потребности целевых групп и конкурентные преимущества отеля.
1 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.
2 Распорядение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 24. - Ст. 3105.
3 Баумгартен Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: учебник для вузов / Л. В. Баумгартен. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 338 с.
4 Дехтярь Г. М. Стандартизация, сертификация, классификация в туристской и гостиничной индустрии: учебное пособие для вузов / Г. М. Дехтярь.- М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 412 с.
5 Дубрович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов // Учебное пособие. М.: Новое знание, 2015. - 632 с.
6 Ефремова М. В. Управление качеством гостиничных услуг: учебник и практикум для вузов / М. В. Ефремова. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 350 с.
7 Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности: учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 392 с.
8 Морозов М. А. Экономика организации туризма: учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 291 с.
9 Кобяк М. В. Управление качеством гостиничного предприятия: учебник для вузов / М. В. Кобяк, С. С. Скобкин ; под редакцией С. С. Скобкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 518 с.
10 Кобяк М.В. Совершенствование управления деятельностью предприятий гостиничного бизнеса: монография. М.: Издатель Степаненко,
1. с. 68-72.
11 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс : пер. с англ. / Ф.Котлер, К. Л. Келлер. - СПб. : Питер, 2010. - 480 с.
12 Лысикова О.В., Фоменко А.В. Операционный менеджмент туризма: учеб. пособие; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. - 117 с.
13 Ламбен Ж.Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: пер. с англ. С. Жильцова / под общ. ред. В. Б. Колчанова. - СПб. : Питер, 2019. - 720 с.
14 Ламбен Ж.Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: пер. с англ. С. Жильцова / под общ. ред. В. Б. Колчанова. - СПб. : Питер, 2019. - 720 с.
15 Николенко П. Г. Гостиничная индустрия: учебник и практикум/ П .Г.Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 449 с.
... всего 59 источников