Формирование толерантности младших школьников в поликультуриой образовательной среде школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «ТЕРПИМОСТЬ» 10
1.1 Смысл понятия «толерантность». История вопроса 10
1.2 Психологические детерминанты и факторы толерантного поведения .... 16
1.3 Исследование взаимозависимости индивидуальных особенностей
личности и уровнем сформированности толерантного поведения 26
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование толерантного поведения младших школьников 32
2.1 Описание базы, методик и логики эксперимента 32
2.2 Программа формирования толерантного поведения младших школьников
«Жить вместе - значит постоянно общаться» 42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 53
Заключение 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «ТЕРПИМОСТЬ» 10
1.1 Смысл понятия «толерантность». История вопроса 10
1.2 Психологические детерминанты и факторы толерантного поведения .... 16
1.3 Исследование взаимозависимости индивидуальных особенностей
личности и уровнем сформированности толерантного поведения 26
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование толерантного поведения младших школьников 32
2.1 Описание базы, методик и логики эксперимента 32
2.2 Программа формирования толерантного поведения младших школьников
«Жить вместе - значит постоянно общаться» 42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 53
Заключение 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность исследования. Человечество XXI века характеризуется резким расширением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей, как людей, так и государств, что выражается в формировании планетарного информационного пространства, мирового рынка капитала, товаров и труда, в интернационализации проблем, межнациональных конфликтов и безопасности. Очевидно, что набирающая обороты эра существенно меняет внешний вид и структуру жизни человека. Однако, помимо очевидных положительных свойств, у нее есть еще и очевидные отрицательные проявления.
Негативные последствия глобального ускорения ученые связывают с нестабильностью международных отношений, распространением оружия массового уничтожения и образованием центров международного терроризма, эскалацией этнической нетерпимости, экономическим неравенством и неконтролируемым ростом населения, миграционными процессами, а также крах экологических систем и истощение природных ресурсов.
Среди этих проблем наибольшее беспокойство вызывает обострение социальных, расовых, межэтнических и иных противоречий, ведущее к росту агрессии, общему падению нравственности, торжеству цинизма, нигилизма, легализации пороков и взрыву преступности. Эти проявления, связанные с отсутствием культуры и этики толерантности, принимают острые конфликтные формы - от экстремистских действий до террористических актов против представителей других народов. Именно обострение межнациональных отношений в современном мире стало одной из главных проблем современности.
Примеры проявления агрессии, преступности, жестокости ежедневно встречаются в нашей жизни, муссируются средствами СМИ всех уровней. Наблюдая изо дня в день, как дети общаются в детском саду, школе, на улице, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в отношениях, кажется, что повышенная агрессивность - одна из самых распространенных проблем не только у взрослых, но особенно в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников и школьников. В результате снижается производственный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Среди проблемных форм межличностных отношений необходимо отметить обидчивость (болезненное переживание ребёнком отвержения со стороны партнёров по общению), застенчивость, боязнь других. Общим для всех проблемных форм межличностных отношений детей является невнимание к окружающим, неумение видеть и понимать другого.
Проведенный анализ научной литературы показал, что понятие «толерантность» до сих пор остается дискуссионным, не приобрело четкого статуса и имеет довольно широкий диапазон интерпретаций, поскольку в силу своей многоаспектности является объектом изучения различных наук - философии, этики, психологии, педагогики и др., что порождает возникновение различных подходов к рассмотрению изучаемого феномена. Неоднозначность ее понимания делает сложной эту проблему для научного исследования и разработки методов, направленных на развитие толерантного сознания.
В частности, можно отметить работы философов Д. Адаме, С. Мендуса, С.Е. Вершинина, Б.В. Емельянова, М. Уолцера, С.Л. Кропототухина, В.И. Михайленко, В.Е. Козлова, М.С. Кагана, П. Николсона, В.М. Золотухина, Р. Портера, Г. Гегеля, А. Камю, И. Канта, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, И.А. Ильина.
Методологические, теоретические и технологические предпосылки исследования формирования толерантности лежат в идеях и подходах гуманистической педагогики М. Монтессори, Ш.А. Амонашвили, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, В.А. Караковского, В.А. Сухомлинского, Д.Б.
Эльконина. Идеи и подходы построения психологии толерантности сформулированы исследователями Т. Адорно, С.Л. Братченко, Дж. Бюдженталом, К. Роджерсом, Л.И. Рюмшиной и др.
Отечественными учеными в последние годы выполнен большой объем исследований по данной проблематике. А.Г. Асмоловым, М.С. Миримановой, Г.В. Солдатовой разработаны тренинговые программы по формированию толерантности.
Анализ научно-педагогической литературы и практики работы педагогов по формированию у учащихся толерантных отношений, результатов проведенного нами констатирующего эксперимента показал, что многие педагоги затрудняются в формировании толерантности у школьников.
Многие педагоги не учитывают влияния поликультурной образовательной среды современной школы. Недостаточно развиты профессиональные компетенции, позволяющие формировать целостное мировоззрение, соответствующие современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающие социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Особенно остро стоит проблема формирования толерантности у младших школьников в поликультурной образовательной среде.
Таким образом, становится очевидным противоречие между необходимостью формирования у младших школьников базовой компетенции быть толерантным, осознающим и принимающим ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества и недостаточной разработанностью данной проблемы в практике современных общеобразовательных школ.
Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: какова технология формирования толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде школы?
Целью работы является изучение и описание психолого-педагогических условий формирования толерантного поведения у младших школьников.
Объект исследования - толерантное поведение младших школьников.
Предметом исследования являются индивидуальные особенности личности, влияющие на формирование толерантных установок толерантного поведения у младших школьников.
Гипотеза исследования: создание психолого-педагогических условий для формирования толерантных установок и толерантного поведения снижает уровень агрессии и конфликтов у младших школьников.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие исследовательские задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения понятия «толерантность» в работах зарубежных и отечественных авторов.
2. Определить толерантную зависимость уровня проявления поведения и личностных качеств младшего школьника путем анализа психолого-педагогической литературы.
3. Разработать программу по созданию особых психолого-педагогических условий для формирования толерантного отношения и толерантного поведения младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование и проанализировать его результаты.
Теоретико-методологические основы исследования:
- философско-методологические основы исследуемой проблемы рассмотрены в работах В.Г. Афанасьева, М.С. Кагана, Б.Д. Парыгина, М.А. Лыгиной;
- психологический анализ, затрагивающий разные аспекты толерантности как сложного социально-психологического феномена, содержится в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштнейна, Л.И. Уманского, Д.Б. Эльконина;
- психолого-педагогические аспекты рассмотрены в трудах В.А. Кан-Калика, Х.Й. Лийметса, А.В. Мудрика, Н.Е. Щурковой и др., типология толерантной личности разрабатывается Г. Оллпортом.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (междисциплинарный анализ литературы по проблеме исследования, изучение и анализ программных документов в области образования учащихся); эмпирические (наблюдение; тестирование «Индекса толерантности» по методике Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались использованием надежных и апробированных в психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методиками.
Опытно-экспериментальная база: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 г. Пензы имени Василия Осиповича Ключевского. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 24 человека, школьники от 9 до 10 лет.
Этапы исследования:
Исследование проводилось с 2020 по 2022 годы в три этапа.
1 этап (2020 - 2021 гг.) - изучение состояния проблемы в философских, педагогических и психологических исследованиях; была обоснована актуальность исследования, практическая значимость проблемы, сформирована рабочая гипотеза; разработана программа формирования толерантного поведения у младших школьников.
2 этап (2021 - 2022 гг.) - опытно-экспериментальная работа по
реализации программа формирования толерантного поведения у младших школьников.
3 этап (2021 - 2022 гг.) - теоретическое обобщение результатов
исследования, обработка и анализ эмпирических данных, их интерпретация и описание, литературное оформление диссертации.
Новизна исследования заключается в уточнении и расширении представлений о факторах, влияющих на формирование толерантных установок и толерантного поведения младших школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в систематизации и выделении специфических особенностей формирования толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде школы. Раскрыты сущностные характеристика и уровни сформированности толерантности младших школьников.
Практическая значимость исследования: разработанная программа формирования толерантного поведения у младших школьников на основе толерантного отношения может быть использована учителями начальных классов и родителями.
Достоверность результатов исследования обеспечивается логикой построения исследования на основе современных методологических подходов и концепций; разнообразием методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам; значительной источниковой базой; систематической проверкой результатов опытно-экспериментальной работы на всех ее этапах с использованием методов количественного и качественного анализа; позитивными результатами опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся:
1. Толерантность младшего школьника - личностное духовно-нравственное качество, отражающее активную социально-ценностную позицию и внутреннюю готовность личности к конструктивному межличностному взаимодействию с внешней средой с целью успешной социокультурной адаптации в обществе, основанной на средовом, аксиологическом, культурологическом подходах, позволяющей оптимально осуществлять связь между проектируемым и реальным образовательным процессом, целеполаганием, отбором содержания, технологий, методов, форм, средств и приемов формирования толерантности в поликультурной образовательной среде.
2. Поликультурная образовательная среда - среда, способствующая успешной интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирующая этическое, общенациональное самосознание личности, целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню «развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания»
3. Профессионально-направленная программа внеурочной деятельности по формированию толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на:
III Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект» (30 октября 2020 г., Россия, г. Пенза).
IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект» (27 октября 2021 г., Россия, г. Пенза).
Структура диссертации.
Диссертация содержит введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, 2 приложения. Основной объём работы 63 страницы.
Негативные последствия глобального ускорения ученые связывают с нестабильностью международных отношений, распространением оружия массового уничтожения и образованием центров международного терроризма, эскалацией этнической нетерпимости, экономическим неравенством и неконтролируемым ростом населения, миграционными процессами, а также крах экологических систем и истощение природных ресурсов.
Среди этих проблем наибольшее беспокойство вызывает обострение социальных, расовых, межэтнических и иных противоречий, ведущее к росту агрессии, общему падению нравственности, торжеству цинизма, нигилизма, легализации пороков и взрыву преступности. Эти проявления, связанные с отсутствием культуры и этики толерантности, принимают острые конфликтные формы - от экстремистских действий до террористических актов против представителей других народов. Именно обострение межнациональных отношений в современном мире стало одной из главных проблем современности.
Примеры проявления агрессии, преступности, жестокости ежедневно встречаются в нашей жизни, муссируются средствами СМИ всех уровней. Наблюдая изо дня в день, как дети общаются в детском саду, школе, на улице, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в отношениях, кажется, что повышенная агрессивность - одна из самых распространенных проблем не только у взрослых, но особенно в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников и школьников. В результате снижается производственный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Среди проблемных форм межличностных отношений необходимо отметить обидчивость (болезненное переживание ребёнком отвержения со стороны партнёров по общению), застенчивость, боязнь других. Общим для всех проблемных форм межличностных отношений детей является невнимание к окружающим, неумение видеть и понимать другого.
Проведенный анализ научной литературы показал, что понятие «толерантность» до сих пор остается дискуссионным, не приобрело четкого статуса и имеет довольно широкий диапазон интерпретаций, поскольку в силу своей многоаспектности является объектом изучения различных наук - философии, этики, психологии, педагогики и др., что порождает возникновение различных подходов к рассмотрению изучаемого феномена. Неоднозначность ее понимания делает сложной эту проблему для научного исследования и разработки методов, направленных на развитие толерантного сознания.
В частности, можно отметить работы философов Д. Адаме, С. Мендуса, С.Е. Вершинина, Б.В. Емельянова, М. Уолцера, С.Л. Кропототухина, В.И. Михайленко, В.Е. Козлова, М.С. Кагана, П. Николсона, В.М. Золотухина, Р. Портера, Г. Гегеля, А. Камю, И. Канта, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, И.А. Ильина.
Методологические, теоретические и технологические предпосылки исследования формирования толерантности лежат в идеях и подходах гуманистической педагогики М. Монтессори, Ш.А. Амонашвили, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, В.А. Караковского, В.А. Сухомлинского, Д.Б.
Эльконина. Идеи и подходы построения психологии толерантности сформулированы исследователями Т. Адорно, С.Л. Братченко, Дж. Бюдженталом, К. Роджерсом, Л.И. Рюмшиной и др.
Отечественными учеными в последние годы выполнен большой объем исследований по данной проблематике. А.Г. Асмоловым, М.С. Миримановой, Г.В. Солдатовой разработаны тренинговые программы по формированию толерантности.
Анализ научно-педагогической литературы и практики работы педагогов по формированию у учащихся толерантных отношений, результатов проведенного нами констатирующего эксперимента показал, что многие педагоги затрудняются в формировании толерантности у школьников.
Многие педагоги не учитывают влияния поликультурной образовательной среды современной школы. Недостаточно развиты профессиональные компетенции, позволяющие формировать целостное мировоззрение, соответствующие современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающие социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Особенно остро стоит проблема формирования толерантности у младших школьников в поликультурной образовательной среде.
Таким образом, становится очевидным противоречие между необходимостью формирования у младших школьников базовой компетенции быть толерантным, осознающим и принимающим ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества и недостаточной разработанностью данной проблемы в практике современных общеобразовательных школ.
Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: какова технология формирования толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде школы?
Целью работы является изучение и описание психолого-педагогических условий формирования толерантного поведения у младших школьников.
Объект исследования - толерантное поведение младших школьников.
Предметом исследования являются индивидуальные особенности личности, влияющие на формирование толерантных установок толерантного поведения у младших школьников.
Гипотеза исследования: создание психолого-педагогических условий для формирования толерантных установок и толерантного поведения снижает уровень агрессии и конфликтов у младших школьников.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие исследовательские задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения понятия «толерантность» в работах зарубежных и отечественных авторов.
2. Определить толерантную зависимость уровня проявления поведения и личностных качеств младшего школьника путем анализа психолого-педагогической литературы.
3. Разработать программу по созданию особых психолого-педагогических условий для формирования толерантного отношения и толерантного поведения младших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование и проанализировать его результаты.
Теоретико-методологические основы исследования:
- философско-методологические основы исследуемой проблемы рассмотрены в работах В.Г. Афанасьева, М.С. Кагана, Б.Д. Парыгина, М.А. Лыгиной;
- психологический анализ, затрагивающий разные аспекты толерантности как сложного социально-психологического феномена, содержится в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштнейна, Л.И. Уманского, Д.Б. Эльконина;
- психолого-педагогические аспекты рассмотрены в трудах В.А. Кан-Калика, Х.Й. Лийметса, А.В. Мудрика, Н.Е. Щурковой и др., типология толерантной личности разрабатывается Г. Оллпортом.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (междисциплинарный анализ литературы по проблеме исследования, изучение и анализ программных документов в области образования учащихся); эмпирические (наблюдение; тестирование «Индекса толерантности» по методике Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались использованием надежных и апробированных в психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методиками.
Опытно-экспериментальная база: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 г. Пензы имени Василия Осиповича Ключевского. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 24 человека, школьники от 9 до 10 лет.
Этапы исследования:
Исследование проводилось с 2020 по 2022 годы в три этапа.
1 этап (2020 - 2021 гг.) - изучение состояния проблемы в философских, педагогических и психологических исследованиях; была обоснована актуальность исследования, практическая значимость проблемы, сформирована рабочая гипотеза; разработана программа формирования толерантного поведения у младших школьников.
2 этап (2021 - 2022 гг.) - опытно-экспериментальная работа по
реализации программа формирования толерантного поведения у младших школьников.
3 этап (2021 - 2022 гг.) - теоретическое обобщение результатов
исследования, обработка и анализ эмпирических данных, их интерпретация и описание, литературное оформление диссертации.
Новизна исследования заключается в уточнении и расширении представлений о факторах, влияющих на формирование толерантных установок и толерантного поведения младших школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в систематизации и выделении специфических особенностей формирования толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде школы. Раскрыты сущностные характеристика и уровни сформированности толерантности младших школьников.
Практическая значимость исследования: разработанная программа формирования толерантного поведения у младших школьников на основе толерантного отношения может быть использована учителями начальных классов и родителями.
Достоверность результатов исследования обеспечивается логикой построения исследования на основе современных методологических подходов и концепций; разнообразием методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам; значительной источниковой базой; систематической проверкой результатов опытно-экспериментальной работы на всех ее этапах с использованием методов количественного и качественного анализа; позитивными результатами опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся:
1. Толерантность младшего школьника - личностное духовно-нравственное качество, отражающее активную социально-ценностную позицию и внутреннюю готовность личности к конструктивному межличностному взаимодействию с внешней средой с целью успешной социокультурной адаптации в обществе, основанной на средовом, аксиологическом, культурологическом подходах, позволяющей оптимально осуществлять связь между проектируемым и реальным образовательным процессом, целеполаганием, отбором содержания, технологий, методов, форм, средств и приемов формирования толерантности в поликультурной образовательной среде.
2. Поликультурная образовательная среда - среда, способствующая успешной интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирующая этическое, общенациональное самосознание личности, целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню «развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания»
3. Профессионально-направленная программа внеурочной деятельности по формированию толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на:
III Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект» (30 октября 2020 г., Россия, г. Пенза).
IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект» (27 октября 2021 г., Россия, г. Пенза).
Структура диссертации.
Диссертация содержит введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы, 2 приложения. Основной объём работы 63 страницы.
Данное исследование посвящено изучению психологических условий формирования толерантной личности.
Актуальность данного исследования вызвана обострением социальных, расовых, межнациональных и иных противоречий, приводящих к нарастанию агрессии, общему падению нравов, торжеству цинизма, нигилизма, легализации пороков и взрыву преступности. Эти проявления, связанные с отсутствием культуры этики толерантности, принимают острые конфликтные формы - от экстремистских действий до террористических актов в отношении представителей других народов.
В первой главе мы пришли к следующим выводам.
1. Толерантность признаётся всеми народами Земли: учёными, политиками, общественными деятелями, деятелями искусства и культуры, психологами и педагогами как ценность и норма современного общества.
2. Психологический смысл толерантности заключается в приобретённой устойчивости, устойчивости к неопределённости, этнической устойчивости, пределе устойчивости (выносливости) человека, устойчивости стрессу, устойчивости к конфликту, устойчивости к поведенческим отклонениям.
3. Научными дефинициями психологического феномена толерантности служат «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность».
4. Позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением окружающим и доброжелательным отношением к миру.
5. Адекватная самооценка может стать иммунитетом для младшего школьника при построении взаимодействий на основе толерантного поведения. Задачей педагогов и родителей становится создание психолого-педагогических условий формирования толерантных установок и толерантного поведения школьников, сохраняющих при этом собственное Я.
Помимо этого, как показали результаты проведённого нами опроса младших школьников, сами школьники также считают, что проблемными формами межличностных отношений детей являются невнимание к другим, неспособность видеть и понимать другого.
Экспериментально проверив эффективность психолого-педагогических условий формирования толерантного поведения, описанных в разработанной нами Программе формирования толерантного поведения, включающей в себя четыре направления: 1) более ранняя возрастная граница начала формирования толерантности; 2) параллельное ведение просветительской и воспитательной работы с родителями; 3) оптимальное использование всех возможностей и средств, комплексность; 4) воспитание в поликультурной среде, мы подтвердили гипотезу и достигли цели дипломного исследования.
Проведенное исследование позволило заключить, что в начале обучения младшие школьники экспериментальной и контрольной групп имели одинаковый уровень сформированности толерантных установок и толерантного поведения.
На основании данных об одинаковом уровне сформированности толерантного поведения контрольной и экспериментальной групп, полученных на начальном этапе эксперимента, нами была разработана программа по созданию психолого-педагогического пространства формирования толерантного поведения. Реализация данной программы осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 28 г. Пензы в течение I и II четвертей 2021-2022 учебного года в начальной школе. Психолого-педагогические условия формирования толерантного поведения, созданные в экспериментальной группе, способствовали переходу большинства обучающихся экспериментальной группы со среднего уровня на высокий, с низкого уровня на средний уровень сформированности толерантного поведения. Четверо младших школьников экспериментальной группы достигли высокого уровня, тогда как в контрольной группе количество учащихся, перешедших на высокий уровень равно 1.
Это дало нам возможность констатировать результативность предлагаемой нами программы формирования толерантного поведения младших школьников.
Актуальность данного исследования вызвана обострением социальных, расовых, межнациональных и иных противоречий, приводящих к нарастанию агрессии, общему падению нравов, торжеству цинизма, нигилизма, легализации пороков и взрыву преступности. Эти проявления, связанные с отсутствием культуры этики толерантности, принимают острые конфликтные формы - от экстремистских действий до террористических актов в отношении представителей других народов.
В первой главе мы пришли к следующим выводам.
1. Толерантность признаётся всеми народами Земли: учёными, политиками, общественными деятелями, деятелями искусства и культуры, психологами и педагогами как ценность и норма современного общества.
2. Психологический смысл толерантности заключается в приобретённой устойчивости, устойчивости к неопределённости, этнической устойчивости, пределе устойчивости (выносливости) человека, устойчивости стрессу, устойчивости к конфликту, устойчивости к поведенческим отклонениям.
3. Научными дефинициями психологического феномена толерантности служат «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность».
4. Позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением окружающим и доброжелательным отношением к миру.
5. Адекватная самооценка может стать иммунитетом для младшего школьника при построении взаимодействий на основе толерантного поведения. Задачей педагогов и родителей становится создание психолого-педагогических условий формирования толерантных установок и толерантного поведения школьников, сохраняющих при этом собственное Я.
Помимо этого, как показали результаты проведённого нами опроса младших школьников, сами школьники также считают, что проблемными формами межличностных отношений детей являются невнимание к другим, неспособность видеть и понимать другого.
Экспериментально проверив эффективность психолого-педагогических условий формирования толерантного поведения, описанных в разработанной нами Программе формирования толерантного поведения, включающей в себя четыре направления: 1) более ранняя возрастная граница начала формирования толерантности; 2) параллельное ведение просветительской и воспитательной работы с родителями; 3) оптимальное использование всех возможностей и средств, комплексность; 4) воспитание в поликультурной среде, мы подтвердили гипотезу и достигли цели дипломного исследования.
Проведенное исследование позволило заключить, что в начале обучения младшие школьники экспериментальной и контрольной групп имели одинаковый уровень сформированности толерантных установок и толерантного поведения.
На основании данных об одинаковом уровне сформированности толерантного поведения контрольной и экспериментальной групп, полученных на начальном этапе эксперимента, нами была разработана программа по созданию психолого-педагогического пространства формирования толерантного поведения. Реализация данной программы осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 28 г. Пензы в течение I и II четвертей 2021-2022 учебного года в начальной школе. Психолого-педагогические условия формирования толерантного поведения, созданные в экспериментальной группе, способствовали переходу большинства обучающихся экспериментальной группы со среднего уровня на высокий, с низкого уровня на средний уровень сформированности толерантного поведения. Четверо младших школьников экспериментальной группы достигли высокого уровня, тогда как в контрольной группе количество учащихся, перешедших на высокий уровень равно 1.
Это дало нам возможность констатировать результативность предлагаемой нами программы формирования толерантного поведения младших школьников.
Подобные работы
- «Формирование толерантности младших школьников в поликультуриой образовательной среде школы»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Изучение родного языка в начальной школе как форма реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде во внеурочной деятельности (Хабаровский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - РАБОТА С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



