Типы мотивов поступления в ВУЗ старшеклассников
|
Введение
Глава I. Теоретический анализ изучения мотивации как актуальной психологической проблемы
1.1. Проблема мотивации в зарубежных и отечественных исследованиях
1.2 Подходы к выделению типов мотивации
1.3. Ценность высшего образования в современном обществе
1.4 Выбор будущей профессии в юношеском возрасте
Выводы по I главе
Глава II. Сравнительное исследование мотивов поступления в вуз
старшеклассников из городской и сельской местности (на примере Сосновской
средней школы и школы-гимназии № 5 г. Кызыла).
2.1. Особенности организации и проведения исследования
2.2. Описание методик исследования
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов
2.4 Разработка программы для старшеклассников
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Глава I. Теоретический анализ изучения мотивации как актуальной психологической проблемы
1.1. Проблема мотивации в зарубежных и отечественных исследованиях
1.2 Подходы к выделению типов мотивации
1.3. Ценность высшего образования в современном обществе
1.4 Выбор будущей профессии в юношеском возрасте
Выводы по I главе
Глава II. Сравнительное исследование мотивов поступления в вуз
старшеклассников из городской и сельской местности (на примере Сосновской
средней школы и школы-гимназии № 5 г. Кызыла).
2.1. Особенности организации и проведения исследования
2.2. Описание методик исследования
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов
2.4 Разработка программы для старшеклассников
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования: В контексте современной достаточно динамичной социально-экономической ситуации весьма актуальными для психологической науки становятся проблемы, связанные с мотивацией выбора профессии, построением и развитием карьеры, так как именно данный процесс даёт возможность человеку реализовать свои способности и потребности. В современном обществе оказывается значимой личная активность человека в планировании собственной карьеры и решающую роль в данном процессе играет степень адекватности мотивационных установок поступления в высшее учебное заведение у старшеклассников.
Сознательное планирование карьеры начинается уже в ранней юности, когда происходит интенсивное формирование системы мотивов поступления в высшее учебное заведение. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования мотивов предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Именно мотивационная направленность, сформированная в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, и поэтому тем самым в определенной мере детерминирует ее поведение.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой области, таких, как мотив и потребность.Изучением проблем мотивации в отечественной литературе занимались такие учёные, как Е.П. Ильин (2000), В.А. Ядов (1979), В.Г.
Асеев, А.Н. Леонтьев (1976), П.М. Якобсон (1969) и другие. Из зарубежных авторов
следует отметить Дж. Аткинсона (G.Atkinson, 1964), С. Гроффа (S.Grof, 1992), МакКлеланда (D. McClelland, 1971), А. Маслоу (А. Maslow, 1955), Х. Хекхаузена (H.Heckhausen, 1986) и др.
Одним из важных переломных периодов в жизни молодого человека является переход из школы в ВУЗ. Особую значимость приобретает этот момент в том случае, если вместе с этим ещё меняется социокультурная среда сельской и городской местности. Этому периоду характерны изменения привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные нагрузки. Всё это часто вызывает хроническую эмоциональную напряженность, тревожное состояние, провоцируя снижение социально-психологической адаптации, которое, в свою очередь, отрицательно влияет на гармоничное личностное развитие и психическое здоровье студента. Поэтому сравнительное изучение мотивов поступления старшеклассников из городской и сельской местности является актуальным и своевременным.
Объект исследования: мотивация поступления в ВУЗ старшеклассников. Предмет исследования: сравнительное исследование мотивов поступления в вуз старшеклассников из городской и сельской местности (на примере Сосновской средней школы и школы-гимназии № 5 г. Кызыла).
Цель исследования: выявить различия в мотивах поступления в ВУЗ старшеклассников из городской и сельской местности.
Из цели вытекают следующие задачи:
1) теоретический анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме мотивации поступления в ВУЗ старшеклассников;
2) Изучение мотивов поступления в вуз старшеклассников из городской местности;
3) Изучение мотивов поступления в вуз старшеклассников из сельской местности;
4) Проведение сравнительного анализа мотивов поступления в вуз старшеклассников из городской и сельской местности;
5) Разработка программы учебного курса для активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования: приступая к исследованию, мы предположили, существуют различия в мотивах поступления в вуз у старшеклассников из городской и сельской местности, а именно:
- городские старшеклассники будут в большей степени ориентированы на получение престижной профессии, то есть у них будут преобладать внешние мотивы по отношению к будущей учебной деятельности в ВУЗе;
- старшеклассники из сельской местности в большей мере ориентируются на получение знаний, поэтому у них преобладает внутренняя мотивация учебной деятельности.
Методологическая основа исследования: исследование положения Е.П. Ильина, которое подчеркивает, что социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления абитуриентов в вуз и выделяет такие наиболее распространенные мотивы поступления в вуз у старшеклассников как желание находиться в кругу студенческой молодежи, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Психодиагностические методы:
- методика «Мотивы выбора профессии» С.С. Гриншпун;
- «Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной;
3. Методы математической статистики:
- угловое преобразование Фишера.
Практическая значимость исследования: Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, психологами, заместителем директора по воспитательной работе в планировании учебного процесса в городских и сельских школах. Полученные в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы школьного образования, профессиональной ориентации и профотбора будущих специалистов.
Описание выборки: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Сосновка и школа-гимназия № 5 г. Кызыл. В нашем исследовании выборку составили 64 старшеклассника в возрасте от 16 до 18 лет (11 класс), в том числе 42 девушек и 22 юношей.
Структура работы:дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, включая 50 литературных источников.
Сознательное планирование карьеры начинается уже в ранней юности, когда происходит интенсивное формирование системы мотивов поступления в высшее учебное заведение. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования мотивов предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Именно мотивационная направленность, сформированная в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, и поэтому тем самым в определенной мере детерминирует ее поведение.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой области, таких, как мотив и потребность.Изучением проблем мотивации в отечественной литературе занимались такие учёные, как Е.П. Ильин (2000), В.А. Ядов (1979), В.Г.
Асеев, А.Н. Леонтьев (1976), П.М. Якобсон (1969) и другие. Из зарубежных авторов
следует отметить Дж. Аткинсона (G.Atkinson, 1964), С. Гроффа (S.Grof, 1992), МакКлеланда (D. McClelland, 1971), А. Маслоу (А. Maslow, 1955), Х. Хекхаузена (H.Heckhausen, 1986) и др.
Одним из важных переломных периодов в жизни молодого человека является переход из школы в ВУЗ. Особую значимость приобретает этот момент в том случае, если вместе с этим ещё меняется социокультурная среда сельской и городской местности. Этому периоду характерны изменения привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные нагрузки. Всё это часто вызывает хроническую эмоциональную напряженность, тревожное состояние, провоцируя снижение социально-психологической адаптации, которое, в свою очередь, отрицательно влияет на гармоничное личностное развитие и психическое здоровье студента. Поэтому сравнительное изучение мотивов поступления старшеклассников из городской и сельской местности является актуальным и своевременным.
Объект исследования: мотивация поступления в ВУЗ старшеклассников. Предмет исследования: сравнительное исследование мотивов поступления в вуз старшеклассников из городской и сельской местности (на примере Сосновской средней школы и школы-гимназии № 5 г. Кызыла).
Цель исследования: выявить различия в мотивах поступления в ВУЗ старшеклассников из городской и сельской местности.
Из цели вытекают следующие задачи:
1) теоретический анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме мотивации поступления в ВУЗ старшеклассников;
2) Изучение мотивов поступления в вуз старшеклассников из городской местности;
3) Изучение мотивов поступления в вуз старшеклассников из сельской местности;
4) Проведение сравнительного анализа мотивов поступления в вуз старшеклассников из городской и сельской местности;
5) Разработка программы учебного курса для активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования: приступая к исследованию, мы предположили, существуют различия в мотивах поступления в вуз у старшеклассников из городской и сельской местности, а именно:
- городские старшеклассники будут в большей степени ориентированы на получение престижной профессии, то есть у них будут преобладать внешние мотивы по отношению к будущей учебной деятельности в ВУЗе;
- старшеклассники из сельской местности в большей мере ориентируются на получение знаний, поэтому у них преобладает внутренняя мотивация учебной деятельности.
Методологическая основа исследования: исследование положения Е.П. Ильина, которое подчеркивает, что социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления абитуриентов в вуз и выделяет такие наиболее распространенные мотивы поступления в вуз у старшеклассников как желание находиться в кругу студенческой молодежи, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Психодиагностические методы:
- методика «Мотивы выбора профессии» С.С. Гриншпун;
- «Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной;
3. Методы математической статистики:
- угловое преобразование Фишера.
Практическая значимость исследования: Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, психологами, заместителем директора по воспитательной работе в планировании учебного процесса в городских и сельских школах. Полученные в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы школьного образования, профессиональной ориентации и профотбора будущих специалистов.
Описание выборки: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Сосновка и школа-гимназия № 5 г. Кызыл. В нашем исследовании выборку составили 64 старшеклассника в возрасте от 16 до 18 лет (11 класс), в том числе 42 девушек и 22 юношей.
Структура работы:дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, включая 50 литературных источников.
Учеными доказано, что социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления абитуриентов в вуз. В нашем исследовании мы изучили мотивы поступления в вуз старшеклассников из городской и сельской местности. Изучения профессиональной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных интересов, способностей, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого старшеклассника.
Результаты исследования доказали, что для старшеклассников из городской местности наиболее значимыми мотивами поступления в вуз является престиж будущей профессии и материальный достаток от будущей профессиональной деятельности.
В отличие от них, старшеклассники из сельской местности в большей степени ориентированы на внутреннюю мотивацию будущего профессионального обучения и работы по выбранной профессии, так как для них большее значение имеет наличие творческого характера выбранной профессии, их творческая реализация в труд.
В основаниях профессионального интереса между двумя группами старшеклассников не выявлены статистически значимые различия. Для городских и сельских юношей и девушек в одинаковой степени важными являются такие мотивы поступления в вуз, как получение диплома, овладение профессией и приобретение знаний.
На основании полученных результатов исследования была разработана программа учебного курса для активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
Таким образом, в ходе проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в мотивах поступления в вуз у старшеклассников из городской и сельской местности, а именно:
- городские старшеклассники будут в большей степени ориентированы на получение престижной профессии, то есть у них будут преобладать внешние мотивы по отношению к будущей учебной деятельности в ВУЗе;
- старшеклассники из сельской местности в большей мере ориентируются на получение знаний, поэтому у них преобладает внутренняя мотивация учебной деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась частично.
Результаты исследования доказали, что для старшеклассников из городской местности наиболее значимыми мотивами поступления в вуз является престиж будущей профессии и материальный достаток от будущей профессиональной деятельности.
В отличие от них, старшеклассники из сельской местности в большей степени ориентированы на внутреннюю мотивацию будущего профессионального обучения и работы по выбранной профессии, так как для них большее значение имеет наличие творческого характера выбранной профессии, их творческая реализация в труд.
В основаниях профессионального интереса между двумя группами старшеклассников не выявлены статистически значимые различия. Для городских и сельских юношей и девушек в одинаковой степени важными являются такие мотивы поступления в вуз, как получение диплома, овладение профессией и приобретение знаний.
На основании полученных результатов исследования была разработана программа учебного курса для активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
Таким образом, в ходе проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в мотивах поступления в вуз у старшеклассников из городской и сельской местности, а именно:
- городские старшеклассники будут в большей степени ориентированы на получение престижной профессии, то есть у них будут преобладать внешние мотивы по отношению к будущей учебной деятельности в ВУЗе;
- старшеклассники из сельской местности в большей мере ориентируются на получение знаний, поэтому у них преобладает внутренняя мотивация учебной деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась частично.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗа»
ПОДТЕМА: «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ Г. МЫСКИ 2016 Г. ПРИ ВЫБОРЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗа. ПОДТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ Г. КЕМЕРОВО 2016 Г. ПРИ ВЫБОРЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа.
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ (НА ПРИМЕРЕ УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Социологический анализ предпочтений учащихся старших классов средних школ г. Красноярска в отношении своей будущей специальности
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ УРОКОВ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



