Введение
Глава I. Теоретический анализ изучения мотивации как актуальной психологической проблемы
1.1. Проблема мотивации в зарубежных и отечественных исследованиях
1.2 Подходы к выделению типов мотивации
1.3. Ценность высшего образования в современном обществе
1.4 Выбор будущей профессии в юношеском возрасте
Выводы по I главе
Глава II. Сравнительное исследование мотивов поступления в вуз
старшеклассников из городской и сельской местности (на примере Сосновской
средней школы и школы-гимназии № 5 г. Кызыла).
2.1. Особенности организации и проведения исследования
2.2. Описание методик исследования
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов
2.4 Разработка программы для старшеклассников
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования: В контексте современной достаточно динамичной социально-экономической ситуации весьма актуальными для психологической науки становятся проблемы, связанные с мотивацией выбора профессии, построением и развитием карьеры, так как именно данный процесс даёт возможность человеку реализовать свои способности и потребности. В современном обществе оказывается значимой личная активность человека в планировании собственной карьеры и решающую роль в данном процессе играет степень адекватности мотивационных установок поступления в высшее учебное заведение у старшеклассников.
Сознательное планирование карьеры начинается уже в ранней юности, когда происходит интенсивное формирование системы мотивов поступления в высшее учебное заведение. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования мотивов предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Именно мотивационная направленность, сформированная в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, и поэтому тем самым в определенной мере детерминирует ее поведение.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой области, таких, как мотив и потребность.Изучением проблем мотивации в отечественной литературе занимались такие учёные, как Е.П. Ильин (2000), В.А. Ядов (1979), В.Г.
Асеев, А.Н. Леонтьев (1976), П.М. Якобсон (1969) и другие. Из зарубежных авторов
следует отметить Дж. Аткинсона (G.Atkinson, 1964), С. Гроффа (S.Grof, 1992), МакКлеланда (D. McClelland, 1971), А. Маслоу (А. Maslow, 1955), Х. Хекхаузена (H.Heckhausen, 1986) и др.
Одним из важных переломных периодов в жизни молодого человека является переход из школы в ВУЗ. Особую значимость приобретает этот момент в том случае, если вместе с этим ещё меняется социокультурная среда сельской и городской местности. Этому периоду характерны изменения привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные нагрузки. Всё это часто вызывает хроническую эмоциональную напряженность, тревожное состояние, провоцируя снижение социально-психологической адаптации, которое, в свою очередь, отрицательно влияет на гармоничное личностное развитие и психическое здоровье студента. Поэтому сравнительное изучение мотивов поступления старшеклассников из городской и сельской местности является актуальным и своевременным.
Объект исследования: мотивация поступления в ВУЗ старшеклассников. Предмет исследования: сравнительное исследование мотивов поступления в вуз старшеклассников из городской и сельской местности (на примере Сосновской средней школы и школы-гимназии № 5 г. Кызыла).
Цель исследования: выявить различия в мотивах поступления в ВУЗ старшеклассников из городской и сельской местности.
Из цели вытекают следующие задачи:
1) теоретический анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме мотивации поступления в ВУЗ старшеклассников;
2) Изучение мотивов поступления в вуз старшеклассников из городской местности;
3) Изучение мотивов поступления в вуз старшеклассников из сельской местности;
4) Проведение сравнительного анализа мотивов поступления в вуз старшеклассников из городской и сельской местности;
5) Разработка программы учебного курса для активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования: приступая к исследованию, мы предположили, существуют различия в мотивах поступления в вуз у старшеклассников из городской и сельской местности, а именно:
- городские старшеклассники будут в большей степени ориентированы на получение престижной профессии, то есть у них будут преобладать внешние мотивы по отношению к будущей учебной деятельности в ВУЗе;
- старшеклассники из сельской местности в большей мере ориентируются на получение знаний, поэтому у них преобладает внутренняя мотивация учебной деятельности.
Методологическая основа исследования: исследование положения Е.П. Ильина, которое подчеркивает, что социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления абитуриентов в вуз и выделяет такие наиболее распространенные мотивы поступления в вуз у старшеклассников как желание находиться в кругу студенческой молодежи, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Психодиагностические методы:
- методика «Мотивы выбора профессии» С.С. Гриншпун;
- «Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной;
3. Методы математической статистики:
- угловое преобразование Фишера.
Практическая значимость исследования: Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, психологами, заместителем директора по воспитательной работе в планировании учебного процесса в городских и сельских школах. Полученные в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы школьного образования, профессиональной ориентации и профотбора будущих специалистов.
Описание выборки: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Сосновка и школа-гимназия № 5 г. Кызыл. В нашем исследовании выборку составили 64 старшеклассника в возрасте от 16 до 18 лет (11 класс), в том числе 42 девушек и 22 юношей.
Структура работы:дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, включая 50 литературных источников.
Учеными доказано, что социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления абитуриентов в вуз. В нашем исследовании мы изучили мотивы поступления в вуз старшеклассников из городской и сельской местности. Изучения профессиональной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных интересов, способностей, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого старшеклассника.
Результаты исследования доказали, что для старшеклассников из городской местности наиболее значимыми мотивами поступления в вуз является престиж будущей профессии и материальный достаток от будущей профессиональной деятельности.
В отличие от них, старшеклассники из сельской местности в большей степени ориентированы на внутреннюю мотивацию будущего профессионального обучения и работы по выбранной профессии, так как для них большее значение имеет наличие творческого характера выбранной профессии, их творческая реализация в труд.
В основаниях профессионального интереса между двумя группами старшеклассников не выявлены статистически значимые различия. Для городских и сельских юношей и девушек в одинаковой степени важными являются такие мотивы поступления в вуз, как получение диплома, овладение профессией и приобретение знаний.
На основании полученных результатов исследования была разработана программа учебного курса для активизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
Таким образом, в ходе проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в мотивах поступления в вуз у старшеклассников из городской и сельской местности, а именно:
- городские старшеклассники будут в большей степени ориентированы на получение престижной профессии, то есть у них будут преобладать внешние мотивы по отношению к будущей учебной деятельности в ВУЗе;
- старшеклассники из сельской местности в большей мере ориентируются на получение знаний, поэтому у них преобладает внутренняя мотивация учебной деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась частично.
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб.для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров.-М.: Просвещение,2006.-С 65-68;
2. Барчук О.В. Выбор профессии // Школьный психолог. - 2003.-№4.
3. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ре. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2004. - С 305-306;
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2001. - С 109-123 130-141;
5. Борытко Н.М. Педагогика: учеб.пособие для студ.высш.учебн.заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко.-М.: Издательский центр «Академия», 2007;
6. Бугрименко А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза// «Психология в вузе» 2006, №3;
7. Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.:Изд-во МГУ,1991 - С7-13;
8. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль:ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984, стр. 98;
9. Выбор профессии:мотивы и их реализация(Сборник). - М.: Знание,1986. - С 53-61. - (Новое в жизни, науке, технике.Сер. «Этика»; №9);
10. Гордеева Т. О. Программа спецкурса «Мотивация достижения: современные зарубежные теории»//Психология в вузе» 2005, №4;
11. Гордеева Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха// 2005, №4;
12. Гусев Н. Г.,Н. П. Калашникова, А. В. Качанов и др. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения/ - М.: Высшая школа, 1982 - 128 стр;
13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб пособие для студентов - слушателей фак. Обществ. Профессий. - М.: Просвещение, 1988. - С 97-107;
14. Збанацкая А.Б. Индивидуальные стили обучения и мотивация обучающегося // Аспирант и соискатель. - 2004..- № 5. - С. 342-347;
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 512 с;
16. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - С 6-19, 194-206.: ил. - (Психол. Наука - школе);
17. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - С5-9, 136-146. - (Б-ка классного руководителя);
18. Кон И. С.Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности).Учеб.пособие для студентов пед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. -С19-33, 145-155;
19. Колесников В.И., Круглов Ю.Г., Олесеюк Е. В. Русская модель высшего образования в свете Великой Победы //Педагогика № 3 - 2005г.. - С 3-10;
20. С. Н. Кусакина. Мотивация поступления в вуз старшеклассников и студентов. //Психологическая наука и образование № 1. - 2008г. - С 58-65;
21. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002г. - С 250-272;
22. Мартынова С.С. «Профессиональная ориентация школьников» (методические рекомендации); Омск: Омский пед. ин-т, 1976г. - 196 с.;
23. Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 8(54)-2009 год;
24. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. - с. 463-465;
25. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - С 22-24. - (Библиотека практического психолога);
26. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - С 8-18;
27. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - С 97-98;
28. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С 46-48;
29. Пилипишин Д.В. Высшее образование: кого лучше формировать в вузах - профессионала или эффективного человека.//Вестник высшей школы № 5-2009 г. - С 53-55;
30. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов/сост., ред. и коммент. Т.В. Черниковой. - Волгоград: Учитель, 2006. - С 33-36;
31. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 1988. - С 82-91;
32. Профессиональная адаптация молодежи: М.: Издательство Моск. Ун-та, 1969 - 128 стр.;
33. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: «Межвузовский сборник научных трудов»;- Новосибирск, 1980 - 87 стр.;
34. Профориентация: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. С 30-32;
35. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Педагогика и психология. - СПб.: Питер, 2000. - С 154-164, С 349-415;
36. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.: Вако, 2006, С 12-17, - (Педагогика. Психология. Управление);
37. Салчак К.Б., Ондар Л.М., Сотпа К.К. Краткий русско-тувинский толковый словарь психологических терминов. - Кызыл.: 2002 - С 33;
38. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. - С 425-429;
39. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. Учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.-8-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008;
40. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе ХХ1столетие.//Педагогика №
2- 2000г. - С 3-10;
41. Учебные заведения. А.Э. Штейнмец. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С 75-79;
42. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - Второе издание, доп. и перераб. - М.: Издательство «Совершенство», 1998.- С 432¬439. (Практическая психология в образовании);
43. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С 186-188 (Психол. наука в школе);
44. Школа и выбор профессии / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агаповой. - М.: Педагогика, 1987 - 176 стр. (Библиотека учителя и воспитателя);
45. Штейнмец А.Э. Общая психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2-е изд., перераб. - 2010;
46. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: «Книга для учителя» / Г.В. Резапкина. - М.: Просвещение, 2015 - 122 с.;
47. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ориентацияв УПК; М.: Педагогика, 1985-122 стр.-(Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);
48. Школа и труд / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес. - М.: Педагогика, 1987-216стр.
Интернет - ресурсы:
49. http://www/gumer/info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/09/phpБордовская Н., Реан А. Педагогика
50. http://www/ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_ 2 ЦдтКаташев В.Г. «Исследование мотивации профессионального обучения»