«Формирования понятия о народах родного края в процессе внеурочной деятельности младших школьников»
|
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика проблемы исследования
1.1 Формирование готовности младших школьников к изучению
народов родного края 7
1.2 Внеурочная деятельность в процессе организации работы с
младшими школьниками 12
1.3 Вариативность ознакомления младших школьников с понятием
народы родного края в курсе «Окружающий мир» 24
Глава 2 Внеурочная деятельность как условие развития антропологических понятий обучающихся
2.1 Констатирующий этап эксперимента 27
2.2 Формирующий этап эксперимента 29
2.3 Контрольный этап эксперимента 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 54
Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика проблемы исследования
1.1 Формирование готовности младших школьников к изучению
народов родного края 7
1.2 Внеурочная деятельность в процессе организации работы с
младшими школьниками 12
1.3 Вариативность ознакомления младших школьников с понятием
народы родного края в курсе «Окружающий мир» 24
Глава 2 Внеурочная деятельность как условие развития антропологических понятий обучающихся
2.1 Констатирующий этап эксперимента 27
2.2 Формирующий этап эксперимента 29
2.3 Контрольный этап эксперимента 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 54
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса - внеурочная работа. Внеурочная работа в образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности любого педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия и многовековых традиций русского народа в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению, поэтому на нее устремлены взгляды многих исследователей: Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, С.В. Лурье, С.А. Токарева и др. Научные основы и возможность использования народного творчества в образовательной деятельности раскрываются в исследованиях Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева и др. Идеи реализации этнических традиций и теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Т. Картавцевой, И.С. Кона, В.С. Кукушина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Особый интерес вызывают научные материалы, в которых рассматриваются разнообразные аспекты включения народной культуры в образовательный процесс, в том числе внеклассную работу (М.А. Алдошина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.). В требованиях ФГОС НОО особая роль отведена формированию у младшего школьника любви к народу родного края, но чтобы сформировать любовь, необходимо сформировать понятия и знания о народах, проживающих рядом.
Объект исследования - формирование понятия о народах родного края у младшего школьника.
Предмет исследования - внеурочная деятельность в процессе формирования понятия о народах родного края
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование внеурочной деятельности будет способствовать формированию системных понятий о народах родного края у младших школьников.
Цель исследования - выявление продуктивных способов, способствующих формированию у младших школьников понятий о народах родного края во внеурочной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования
2) определить уровень сформированности понятий о народах родного края у младших школьников;
3) разработать и апробировать методический материал во внеурочной деятельности младших школьников;
4) оценить эффективность проведенной работы по формированию у младших школьников понятий о народах родного края
Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и социологические методы исследования.
• Изучение методической литературы по проблеме исследования
• Наблюдение за деятельностью обучающихся
• Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование естественнонаучных понятий учащихся в процессе внеурочной деятельности
Новизна и практическая значимость полученных результатов:
Разработаны методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения
...
Особый интерес вызывают научные материалы, в которых рассматриваются разнообразные аспекты включения народной культуры в образовательный процесс, в том числе внеклассную работу (М.А. Алдошина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.). В требованиях ФГОС НОО особая роль отведена формированию у младшего школьника любви к народу родного края, но чтобы сформировать любовь, необходимо сформировать понятия и знания о народах, проживающих рядом.
Объект исследования - формирование понятия о народах родного края у младшего школьника.
Предмет исследования - внеурочная деятельность в процессе формирования понятия о народах родного края
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование внеурочной деятельности будет способствовать формированию системных понятий о народах родного края у младших школьников.
Цель исследования - выявление продуктивных способов, способствующих формированию у младших школьников понятий о народах родного края во внеурочной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования
2) определить уровень сформированности понятий о народах родного края у младших школьников;
3) разработать и апробировать методический материал во внеурочной деятельности младших школьников;
4) оценить эффективность проведенной работы по формированию у младших школьников понятий о народах родного края
Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и социологические методы исследования.
• Изучение методической литературы по проблеме исследования
• Наблюдение за деятельностью обучающихся
• Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование естественнонаучных понятий учащихся в процессе внеурочной деятельности
Новизна и практическая значимость полученных результатов:
Разработаны методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения
...
Концепции модернизации российского образования отражены новые требования к системе образования. Потенциал образования России должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления национальной напряженности, социальных конфликтов на началах приоритета личности, равноправия национальных культур. В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. История родного края воспитывает любовь к малой Родине - той части России, где мы живем, где родились и выросли. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, экологии, духовных ценностей родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. Поэтому потребность знать край, в котором живешь, рано или поздно, возникает у каждого.
Развитие регионального образования является одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции и поведения. Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников. Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. Благодаря культурологической установке программа «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.
Интерес к родному краю формируется в разных курсах в начальной школе, но наиболее продуктивно знакомство детей с понятием народы родного края происходит в процессе внеурочной деятельности, при реализации программы краеведческого направления. Новизна программы «Краеведческая азбука» состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории народов. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Проведенное педагогическое исследование показало результативность реализации программы, формированию знаний детей о народах родного края. Результаты исследования могут быть использованы для обогащения педагогического процесса образовательных учреждений, повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о продуктивности разработанных методических рекомендаций и результативности проделанной работы.
Развитие регионального образования является одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции и поведения. Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников. Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. Благодаря культурологической установке программа «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.
Интерес к родному краю формируется в разных курсах в начальной школе, но наиболее продуктивно знакомство детей с понятием народы родного края происходит в процессе внеурочной деятельности, при реализации программы краеведческого направления. Новизна программы «Краеведческая азбука» состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории народов. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Проведенное педагогическое исследование показало результативность реализации программы, формированию знаний детей о народах родного края. Результаты исследования могут быть использованы для обогащения педагогического процесса образовательных учреждений, повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о продуктивности разработанных методических рекомендаций и результативности проделанной работы.
Подобные работы
- Формирования понятия о народах родного края в процессе внеурочной деятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Методика формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края (Курганский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Патриотическое воспитание младших школьников
на материале декоративно-прикладного искусства России
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой отечественной войны (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Спортивная жизнь города Красноярска в первой половине века. Потенциал применения темы во внеурочной деятельности старших
школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Организация процесса формирования уважительного отношения младших школьников к родному краю
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016





