Введение 3
1. Теоретико-правовые основы организации исполнения наказаний в России 6
1.1. Исторический опыт функционирования и развития деятельности
учреждений, исполняющих наказания 6
1.2. Понятие, функции и виды административно-правовой деятельности
учреждений, исполняющих наказания 15
1.3. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений,
исполняющих наказания 24
2. Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания 33
2.1. Система, структура и основные направления деятельности ФСИН
России 33
2.2. Реализация прав осужденных, отбывающих наказание и применение к ним мер воздействия в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения
свободы 44
2.3 Административно-правовые меры по обеспечению личной безопасности сотрудников учреждений, исполняющих наказания 54
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения 75
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) и ее структурные подразделения являются элементом правоохранительной системы страны и представляют собой целостную совокупность учреждений и органов, выполняющих функции по исполнению назначенных судом уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также судебных решений о применении меры уголовно-процессуального пресечения в виде содержания под стражей, охране и конвоированию осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Функции, выполняемые ФСИН России центральным органом управления уголовно-исполнительной системой (УИС), позволяют нам говорить не только о важности и значимости этого федерального органа исполнительной власти, но и о его сложной административно-правовой природе, раскрывающейся в том числе и в его организационно-правовом положении. Являясь одним из институтов государства, ФСИН России призвана обеспечивать исполнение уголовных наказаний и выполнять задачу по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в местах лишения свободы.
Административно-правовая деятельность учреждений, исполняющих наказания как направление исполнительно-распорядительной деятельности государственной власти занимает центральное место в деле охраны порядка внутри УИС, обеспечения общественной и личной безопасности сотрудников учреждений, исполняющих наказания.
Коренные изменения облика УИС России, обусловленные требованиями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, требуют пересмотра в содержательном и нормативном смысле структуры ФСИН России и ее полномочий.
Названные обстоятельства обусловили актуальность дипломного исследования по проблематике административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания.
В настоящее время различные аспекты деятельности ФСИН России получают достаточную разработку в научных исследованиях, которые направлены, прежде всего, на повышение эффективности контроля и надзора за реализацией полномочий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В научных исследованиях рассматривались вопросы реализации подразделениями уголовно-исполнительной системы своих отраслевых и вспомогательных полномочий, с привязкой на определение функций, полномочий и применяемых мер к заключенным, а также положение сотрудников. К таким исследованиям можно отнести работы Е.А. Батищевой, А.В. Бриллиантова, А.К. Романова, В.А. Казаковой, В.И. Селиверстова, Н.В. Жезлова, К.С. Изосимовой, Е.В. Климкиной, Ю.Ш. Шухтаровой и др.
Вопросам повышения эффективности административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания, относятся, например, работы таких авторов как: С.Л. Бабаян, Д.В. Горбань, Т.Н. Дазмарова, А.П. Исиченко, С.Н. Овчинников и др.
Объектом исследования является деятельность учреждений, исполняющих наказания.
Предметом исследования является административно-правовая деятельность учреждений, исполняющих наказания.
Цель дипломного исследования - изучение проблематики административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) раскрыть исторический опыт функционирования и развития деятельности учреждений, исполняющих наказания;
2) рассмотреть понятие, функции и виды административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания;
...
В процессе написания дипломной работы были сформулированы следующие выводы.
Реформирование уголовно-исполнительной системы не может рассматриваться как внутреннее дело, поэтому при решении многих вопросов, особенно связанных с созданием рабочих мест, воспитательным процессом, социальной реабилитацией осужденных, УФСИН будет взаимодействовать с органами исполнительной и законодательной власти. Понимание общественностью проблем функционирования учреждений, исполняющих наказания и их действий, поможет достичь поставленных целей по успешному реформированию уголовно-исполнительной системы.
Под административно-правовой деятельностью учреждений,
исполняющих наказания следует понимать совокупность действий, соответствующих нормативным актам, регулирующим указанную государственную деятельность, а также управленческие действия персонала, направленные на координацию и развитие деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Деятельность УИС урегулирована множеством нормативных актов разной юридической силы, принятых на разном уровне, что является немаловажной проблемой. В настоящее время правовой базой деятельности ФСИН России являются следующие нормативные акты:
1) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
2) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
3) Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы
Федеральной службы исполнения наказаний»;
4) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре государственных органов исполнительной власти»;
5) Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1);
6) Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4201 -1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;
7) Приказ Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе» призван систематизировать имеющуюся нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность УИС. Принятие данного закона позволит решить выделенные проблемы, тем самым упростить обращение с документами, регулирующими деятельность УИС, обозначить службу в УИС как самостоятельный вид государственной службы и наконец-то закрепить правовой статус сотрудника.
ФСИН России, безусловно, относится к числу субъектов уголовноисполнительной, а в некоторой части, и уголовно-правовой политики государства. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, по содержанию лиц, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и лиц, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. В значительной мере деятельность ФСИН России призвана реализовывать черты политического устройства, закрепленные в законах и подзаконных актах. В этом смысле по отношению к Президенту, Правительству и Совету Федерации она является не субъектом, а объектом уголовной политики. Однако по отношению к территориальным органам ФСИН России, учреждениям, исполняющим наказания, следственным изоляторам, она сама выступает субъектом уголовной политики, издавая в лице директора приказы по вопросам обеспечения правопорядка и законности, безопасности лиц, находящихся в учреждениях УИС, безопасности объектов УИС, установленного порядка исполнения наказаний. Наиболее соответствующим профилю деятельности ФСИН России является уголовно-исполнительный сегмент уголовной политики и связанное с ним правоприменительное направление. Тем не менее, принимаемые управленческие решения и программные заявления руководителей государства позволяют сделать вывод о том, что фактически ФСИН России является также субъектом уголовно-правовой политики и соответствующей ему правоприменительной составляющей.
...
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // СЗ РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 28.12.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. -№ 33. - Ст. 1316.
5. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федер. закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // СЗ РФ.1995. - № 17. - Ст. 1455.
6. О персональных данных: федер. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.
7. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7608.
8. О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации: указ Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 (ред. от 07.12.2016) // СЗ РФ. - 201 - №53. - Ст. 5149.
9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) // СЗ РФ. -2004. - № 11. - Ст. 945.
10. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 08.09.2017) // СЗ РФ. - 2004. - № 42. - Ст. 4109.
11. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.
12. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ред. от 05.02.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 70.
13. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 (ред. от 12.12.2013) // Российская газета. - 2005. - №144.
14. О внесении изменений в типовые структуры и типовые штатные
расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденные приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 2 сентября 2016 г. № 698: приказ ФСИН России от 16.01.2018 № 27 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL:
http: //www.pravo .gov.ru.
Учебная литература
15. Бриллиантов, А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации / А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов. - М.: Проспект, 2013. - 374 c.
16. Зубарев, С.М. Уголовно-исполнительное право / С.М. Зубарев, В.А. Казакова, А.А. Толкаченко. - М.: Юрайт, 2013. - 464 c.
... всего 44 источника