Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации дифференцированного подхода при обучении русскому языку
1.1. Понятие дифференцированного подхода к обучению младших школьников
1.2. Орфография - одно из главных образовательных направлений по русскому языку в начальной школе
1.3. Приемы работы над орфографической грамотностью 26
1.4. Дифференцированный подход на разных этапах обучения орфографии в начальных классах
Глава II. Использование дифференцированного подхода при формировании орфографического навыка во 2 классе
2.1. Анализ программы по русскому языку, учебника «Русский язык» для 2 35
класса и тетради-задачника комплекса «Гармония»
2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению дифференцированного подхода при формировании орфографического навыка у учащихся 2 класса
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 1 54
Приложение 2 54
Приложение 3 55
Приложение 4 55
Приложение 5 56
Приложение 6 59
Приложение 7 73
В эпоху внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования проблема дифференцированного обучения по-прежнему остается актуальной, так как индивидуально-типологические особенности обучающихся явно не зависят ни от требований стандарта, ни от планируемых результатов обучения. В то же время формы дифференциации зависят не только от ее видов, но и от планируемых результатов начального образования [2, с.243].
Технология дифференцированного подхода представляет собой комплекс организационных решений, средств и методов дифференцированного подхода, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Одним из составляющих данное понятие является дифференцированный подход в обучении.
Дифференцированный подход - это создание педагогом небольших гомо-генных групп (группы, в которых все члены имеют между собой очень много общего) внутри класса с учетом личностных качеств учащихся, их склонностей, интересов, способностей, уровня готовности и организация учебной работы, способствующей развитию этих групп. Для разных видов деятельности состав групп может меняться. Цель дифференцированного подхода - приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. Поэтому перед учителем начальных классов встает задача увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, обеспечить познание предмета на максимальном для каждого уровня успешности.
Особенно актуальным является применение дифференцированного под-хода при формировании орфографического навыка, так как именно в начальной школе закладываются основы грамотного письма. Конкретные примеры реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка продолжают оставаться актуальными, актуальным остается вопрос о выработке методических рекомендаций по применению такого подхода. Все это определяет актуальность данной бакалаврской работе [6, с.72].
Особенно это относится к урокам русского языка, так как именно в начальной школе закладываются основы грамотности.
Отсюда объектом исследования является процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: возможности применения дифференцированного подхода при формировании орфографического навыка младших школьников.
Цель работы: выработать методические рекомендации по использованию дифференцированного подхода при формировании орфографического навыка младших школьников.
Задачи работы:
1 изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2 выявить особенности организации дифференцированной работы при обучении русскому языку;
3 определить наиболее эффективные приемы формирования орфографической грамотности;
4 провести диагностику уровня сформированности орфографических умений у учеников 2 класса;
5 составить и апробировать комплекс упражнения и заданий для дифференцированной работы при формировании орфографического навыка во 2 классе по программе «Гармония»
6 провести контрольный этап эксперимента, описать результаты опытно - экспериментальной работы во 2 классе.
Гипотеза исследования: Практическая значимость работы заключается в том, что систематическое использование дифференцированного подхода на уроках русского языка во 2 классе способствует более эффективному формированию орфографического навыка младших школьников.
Ее материалы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, при написании рефератов и курсовых работ студентами.
Таким образом, главным достоинством дифференцированного подхода является то, что он позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции. В начальной школе орфография обеспечивает смысловое разграничение слов, их сочетаний.
Итак, в процессе выполнения данной исследовательской работы мы пришли к таким выводам:
1) дифференцированный подход к обучению в начальных классах является одним из наиболее важных условий успешного обучения и воспитания, он означает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения;
2) в организации дифференцированной работы на уроках русского языка можно выделить следующие особенности:
- целесообразно использовать дифференцированного подхода при формировании орфографического навыка, так как он является основой грамотного письма каждого учащегося;
- дифференцированный подход важен при развитии орфографической зоркости - обязательного условия орфографического навыка;
- использовать дифференцированный подход можно на разных этапах изучения орфографических тем, подбирая для этого интересный языковой материал разного уровня сложности;
- следует выбирать такие форм работы, которые опираются на совместную или самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя;
- функция учителя в совместной деятельности должна меняться в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения, при этом учитель должен быть не «над» учеником, а «с» учеником;
- необходимо создавать условия для развития личности согласно склонностям и способностям детей;
3) дифференцированный подход в обучении орфографии учащихся начальной школы может повысить качество усвоения учебного материала.
Эффективность этого подхода была нами проверена экспериментально. Работа состояла из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Для каждого этапа был составлен комплект заданий базового уровня. По итогам выполнения заданий на констатирующем этапе, мы выделили три уровня сформированности орфографических умений: высокий, средний и низкий. На основе полученных результатов учащиеся были поделены на 3 группы.
1 группа - 8 (32 %) - низкий уровень.
2 группа - 10 (40%) - средний уровень.
3 группа - 7 (28%) - высокий уровень.
Для контрольного этапа были составлены задания, аналогичные тем, которые были предложены на констатирующим этапе. Результаты были следующие: количество учащихся с высоким уровнем сформированности орфографических умений составило 9 человек(36%), со средним уровнем 12 человек (48%) и с низким уровнем 4 человека (16 %).
Сравнивая результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, можно отметить положительную динамику.
1) Алиев Н.Н. Дифференцированное обучение русскому языку / Н.Н. Алиев.- М.: Просвещение, 2000.- 80 с.
2) Арапов А.И. Дифференциация обучения / А.И. Арапов.- М.: Просвещение, 2005.- 243 с.
3) Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю.Б. Бабанский.- М.: Просвещение, 2000.- 210 с.
4) Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2000. - 370 с.
5) Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографической зоркости // Начальная школа. - 1991. - №6 - 14 с.
6) Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке / И.Д. Бутузов. - М: Просвещение, 2002. - 72 с.
7) Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982.- 135 с.
8) Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо-подготовленным ученикам / Ю.З. Гильбух.- Киев: Просвещение, 1985.¬176 с.
9) Дик Ю.И. Дифференциация обучения и работа с одаренными школьниками на современном этапе развития школы. Перспективы общего и среднего образования / Ю.И. Дик, В.А. Орлов.- М: Просвещение, 2001. - 234 с.
10) Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 2007. - №4 - С. 61 - 62.
11) Журова Л.Е. Беседы с учителем / Л.Е. Журова. - М.: Просвещение, 2008.- 54 с.
12) Загвязинский В.И. О дифференцированном подходе / В.И.Загвязинский. - М.: Просвещение, 2004.- 87 с.
13) Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников // Начальная школа. -2000. - №6. - 18 с .
14) Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / З.И. Калмыкова.- М.: Просвещение, 2005.- 85 с.
15) Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П.Капустин.-М.: «Академия», 2007.- 37 с.
16) Карпушина Н.А. «Учитывать индивидуальные особенности детей» // Начальная школа - 2000.- № 2. - 115 с.
17) Кузьменко Н.С. Как подготовить учителя к работе по формированию орфографической зоркости у младших школьников // Начальная школа. -1993.-№12. - 3 с.
18) Леонтьев М.Ф. О преподавании русского языка / М.Ф. Леонтьев.- М: Просвещение, 2001. - 314 с.
19) Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов.- М: Просвещение, 2005.- C. 298-300.
20) Мельников М.А. Дифференцированное обучение / М.А. Мельников.- М: Просвещение, 2000.- 762 с.
21) Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения // Начальная школа. - 2002. - № 1. - 117 с.
22) Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе / И.М. Осмоловская. - М: Просвещение, 2001. - 196 с.
23) Осмоловская И.М. Организация дифференцированного подхода в современной школе / И.М. Осмоловская.- М: Просвещение, 2004.- 160 с.
24) Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования: история и современность.- Мн.: Просвещение, 2003.- 82 с.
25) Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый.- М: Просвещение, 2000. - 400 с.
26) Покровская С.Е. Дифференциация обучения учащихся в средних общеобразовательных школах.- Мн.: «Беларусская наука», 2002.- 25 с.
27) Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Рабочая программа по русскому языку для учащихся 2 класса начального общего образования,2016-2017.- 20 с.
28) Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский. - М.: Просвещение, 2000. - 412 с.
29) Рождественская Н.С. Основы методики начального обучения русскому языку / Н.С. Рождественская. - М: Просвещение, 2006. - 53 с.
30) Рождественская Н.С. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Н.С. Рождественская, Г.А. Фомичева.- М.: Просвещение, 1998. - 78 с.
31) Савельева Н.А., Зинченко И.Н. Работа над формированием навыков грамотного письма //Начальная школа. -1992. - №4. - 26 с.
32) Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. - Смоленск: Просвещение,2013.- 72 с.
33) Тестов В.А. Развитие познавательных способностей в условиях уровневой дифференциации / В.А. Тестов. - М.: Просвещение, 1999.- 97 с.
34) Тоцкий П.С. Орфография без правил / П.С. Тоцкий. - М.: Просвещение, 1991.- 35 с.
35) Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - Педагогика, 2001. - 59 с.
36) Уткина Н.Г. Дифференцированный подход при работе с учащимися / Н.Г. Уткина. - М.: Просвещение, 2005. - 235 с.
37) Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников // Начальная школа. -2001. - №5. - 26 с.
38) Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. - Мн.: Просвещение, 2004. - 76 с .
39) Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова.- М.: Просвещение, 2007.-68 с.
40) Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении / Н.М. Шахмаев.
- М.: Просвещение, 2006.- 114 с.
41) Шишмаренков В.К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема / В.К. Шишмаренков.- М.: Просвещение, 2000. - 208 с.
42) Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская.- М: Просвещение, 2003. - 15 с.
43) Баленко Г.И. Дифференцированный подход в обучении младших школьников [Электронный ресурс] / Г.И. Баленко.- Режим доступа:
http://festival.1 september.ru/articles/537410/,2008.