Представления о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научных теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Представления современной молодежи о семье, браке и семейных
ценностях 7
1.2. Формирование представлений о семейной жизни на разных
возрастных этапах 18
1.3. Семья в субъективном внутреннем опыте личности 22
1.4. Психолого-педагогические факторы воспитания в семье. Типология
родительского воспитания 31
Глава 2. Изучение представлений о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 44
Выводы 60
Заключение 64
Список используемых источников 65
Приложение 70
Глава 1. Анализ научных теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Представления современной молодежи о семье, браке и семейных
ценностях 7
1.2. Формирование представлений о семейной жизни на разных
возрастных этапах 18
1.3. Семья в субъективном внутреннем опыте личности 22
1.4. Психолого-педагогические факторы воспитания в семье. Типология
родительского воспитания 31
Глава 2. Изучение представлений о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 44
Выводы 60
Заключение 64
Список используемых источников 65
Приложение 70
Институт семьи претерпевает сегодня интенсивные изменения, которые проявляются в брачной и репродуктивной сферах, в детско-родительских и супружеских отношениях. Эти изменения уже не рассматриваются однозначно как некое отклонение от нормы, а изучаются с позиции процесса эволюции института семьи, как признаки закономерных сдвигов в нем.
Уже давно обозначились такие тенденции, как снижение рождаемости, малодетность, добрачная практика сексуального поведения молодежи и т.д. такие изменения проявляются, прежде всего, в крупных городах, в индустриально развитых регионах.
Необходимость исследования представлений подрастающего поколения о семье обусловлена тем, что семья, ее психологические характеристики являются одним из основных факторов влиянии на человека и общество в целом. Особенно важным нам представляется изучение содержания представлений о семье у молодого поколения в период быстро меняющихся социальных условий, определяющих высокую степень социальной нестабильности. В изменившихся и постоянно меняющихся социальных условиях современная молодежь вынуждена создавать новые ценности и приоритеты в жизни при сохранении остатков прежних, т.н. традиционных ценностей. Несомненно, эти приоритеты, вырабатываемые ценности находят свое отражение в содержании представлений о семье.
Уже к подростковому возрасту представления о семье становятся достаточно содержательными и структурированными, в них задействовано немалое число характеристик и структурных элементов семьи.
Ориентирами представлений подростков о семье служат такие социальные и психологические источники, как родительская семья, семьи прародителей, семьи друзей и знакомых, их мнение, художественная литература, видеопродукция.
По нашему мнению, родительская семья является для современных подростков приоритетным ориентиром в становлении представлений о семье.
Как отмечает, Е.Б. Маценова, «общей тенденцией содержания представлений старших подростков о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте, другой - с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи» [30].
Отношение к семейной жизни подрастающего поколения отражает в себе особенности времени и психологии людей, нравственно-эстетических принципов, сложившихся в обществе. Представления современных подростков о семейной жизни скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, распределении семейных ролей, детности, и, в целом, на стабильности и гармоничности будущего общества.
Исследования представлений о семье в разных возрастных группах подрастающего поколения, в том числе в среде подростков, раскрывают важные аспекты переосмысления ориентиров развития семьи, отдельного человека и общества, они отражают систему ценностей современной молодежи, а также некоторые важные тенденции развития семьи в современных социальных условиях. Полученные в исследованиях этого направления данные представляют необходимый материал для разработки новых аспектов психолого-педагогической деятельности в области семейных отношений и семейной проблематики в целом. Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы педагогами- психологами как принципиальные ориентиры для проведения диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей работы, ориентиры, обогащающие знания подрастающего поколения в области этики и психологии семейной жизни.
В проведенном исследовании мы исходим из общего положения о связи детско-родительских отношений и характеристик функционирования родительской семьи с представлениями подростка о семейной жизни. В основе формирования таких представлений лежат два механизма - трансляция и компенсация. Под трансляцией понимается перенос актуальной семейной ситуации на представления подростков о семейной жизни, под компенсацией - внесение субъективно понимаемых подростками недостающих аспектов семейной жизни с целью построения в будущем более удачной, успешной, гармоничной модели семьи.
Целью исследования является изучение содержания представлений о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско- родительских отношений для использования диагностических данных в практике работы педагога-психолога по вопросам семьи, брака и развития личности.
Объект исследования - представления подростков о семейной жизни.
Предмет исследования - различия в представлениях о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: характер детско-родительских отношений определяет особенности представлений подростков о семейной жизни, что отражается:
- в позиции счастливой семейной жизни в иерархии терминальных ценностей подростков;
- в понимании цели создания семьи;
- в принятии или отрицании необходимости брака;
- в представлениях об обстоятельствах, которые являются риском для семейной жизни.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить концептуальные и эмпирические подходы к изучению семьи и ее функций в современной психологии.
2. Определить комплекс методик для диагностики детско-родительских отношений и представлений подростков о семье.
3. Сформировать выбору исследования, провести диагностические процедуры.
4. Сравнить представления о семье подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
5. Проанализировать полученные данные, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы такие методики, как
1. Опросник «Подростки о родителях» (ADOR) - методика, предназначенная для диагностики детско-родительских отношений и раскрывающая характер и специфику воспитания в семье с точки зрения подростков. Авторы методики Э. Матейчика и П. Ржичана (адаптация Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной). Методика ADOR, в свою очередь, является переработанной модификацией методики, разработанной Эрлом Шафером.
2. Методика «Ценностные ориентации», автор М. Рокич, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Автор методики определил для измерения два класса ценностей - терминальные и инструментальные ценности. По результатам проведенного исследования анализировались только терминальные ценности.
3. Анкета, направленная на изучение представлений испытуемых о браке и семейной жизни, состоящая из вопросов с фиксированными вариантами ответов.
В качестве метода математической обработки данных был использован Т-критерий Стьюдента для независимых выборок - математико-статистический критерий, предназначенный для проверки гипотез о достоверности разницы средних диагностических значений.
В исследовании приняли участие 26 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, из них 12 юношей и 14 девушек.
Уже давно обозначились такие тенденции, как снижение рождаемости, малодетность, добрачная практика сексуального поведения молодежи и т.д. такие изменения проявляются, прежде всего, в крупных городах, в индустриально развитых регионах.
Необходимость исследования представлений подрастающего поколения о семье обусловлена тем, что семья, ее психологические характеристики являются одним из основных факторов влиянии на человека и общество в целом. Особенно важным нам представляется изучение содержания представлений о семье у молодого поколения в период быстро меняющихся социальных условий, определяющих высокую степень социальной нестабильности. В изменившихся и постоянно меняющихся социальных условиях современная молодежь вынуждена создавать новые ценности и приоритеты в жизни при сохранении остатков прежних, т.н. традиционных ценностей. Несомненно, эти приоритеты, вырабатываемые ценности находят свое отражение в содержании представлений о семье.
Уже к подростковому возрасту представления о семье становятся достаточно содержательными и структурированными, в них задействовано немалое число характеристик и структурных элементов семьи.
Ориентирами представлений подростков о семье служат такие социальные и психологические источники, как родительская семья, семьи прародителей, семьи друзей и знакомых, их мнение, художественная литература, видеопродукция.
По нашему мнению, родительская семья является для современных подростков приоритетным ориентиром в становлении представлений о семье.
Как отмечает, Е.Б. Маценова, «общей тенденцией содержания представлений старших подростков о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте, другой - с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи» [30].
Отношение к семейной жизни подрастающего поколения отражает в себе особенности времени и психологии людей, нравственно-эстетических принципов, сложившихся в обществе. Представления современных подростков о семейной жизни скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, распределении семейных ролей, детности, и, в целом, на стабильности и гармоничности будущего общества.
Исследования представлений о семье в разных возрастных группах подрастающего поколения, в том числе в среде подростков, раскрывают важные аспекты переосмысления ориентиров развития семьи, отдельного человека и общества, они отражают систему ценностей современной молодежи, а также некоторые важные тенденции развития семьи в современных социальных условиях. Полученные в исследованиях этого направления данные представляют необходимый материал для разработки новых аспектов психолого-педагогической деятельности в области семейных отношений и семейной проблематики в целом. Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы педагогами- психологами как принципиальные ориентиры для проведения диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей работы, ориентиры, обогащающие знания подрастающего поколения в области этики и психологии семейной жизни.
В проведенном исследовании мы исходим из общего положения о связи детско-родительских отношений и характеристик функционирования родительской семьи с представлениями подростка о семейной жизни. В основе формирования таких представлений лежат два механизма - трансляция и компенсация. Под трансляцией понимается перенос актуальной семейной ситуации на представления подростков о семейной жизни, под компенсацией - внесение субъективно понимаемых подростками недостающих аспектов семейной жизни с целью построения в будущем более удачной, успешной, гармоничной модели семьи.
Целью исследования является изучение содержания представлений о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско- родительских отношений для использования диагностических данных в практике работы педагога-психолога по вопросам семьи, брака и развития личности.
Объект исследования - представления подростков о семейной жизни.
Предмет исследования - различия в представлениях о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: характер детско-родительских отношений определяет особенности представлений подростков о семейной жизни, что отражается:
- в позиции счастливой семейной жизни в иерархии терминальных ценностей подростков;
- в понимании цели создания семьи;
- в принятии или отрицании необходимости брака;
- в представлениях об обстоятельствах, которые являются риском для семейной жизни.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить концептуальные и эмпирические подходы к изучению семьи и ее функций в современной психологии.
2. Определить комплекс методик для диагностики детско-родительских отношений и представлений подростков о семье.
3. Сформировать выбору исследования, провести диагностические процедуры.
4. Сравнить представления о семье подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
5. Проанализировать полученные данные, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы такие методики, как
1. Опросник «Подростки о родителях» (ADOR) - методика, предназначенная для диагностики детско-родительских отношений и раскрывающая характер и специфику воспитания в семье с точки зрения подростков. Авторы методики Э. Матейчика и П. Ржичана (адаптация Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной). Методика ADOR, в свою очередь, является переработанной модификацией методики, разработанной Эрлом Шафером.
2. Методика «Ценностные ориентации», автор М. Рокич, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Автор методики определил для измерения два класса ценностей - терминальные и инструментальные ценности. По результатам проведенного исследования анализировались только терминальные ценности.
3. Анкета, направленная на изучение представлений испытуемых о браке и семейной жизни, состоящая из вопросов с фиксированными вариантами ответов.
В качестве метода математической обработки данных был использован Т-критерий Стьюдента для независимых выборок - математико-статистический критерий, предназначенный для проверки гипотез о достоверности разницы средних диагностических значений.
В исследовании приняли участие 26 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, из них 12 юношей и 14 девушек.
В психологических и социологических исследованиях последних десятилетий неоднократно отмечаются негативные тенденции в развитии института семьи, которые проявляются в снижении рождаемости, увеличении числа разводов; возрастании числа неполных семей, возрастание в росте числа преступлений на семейно-бытовой почве.
Эффективная работа общества и всех социальных институтов невозможна без изучения вопросов готовности молодежи к браку, которая начинается с формирования у человека представлений о браке, семье, о функциях семьи, распределении семейных ролей. Процесс трансформации социокультурных норм и традиций, изменений в стиле и образе жизни не мог не отразиться на отношении подрастающего поколения к институту семьи.
В психологии чаще рассматривают вопросы сохранения уже существующих брачных отношений, в то время как вопрос готовности к браку, равно как и вопрос о представлениях молодежи о семейной жизни, остается менее разработанным.
В этой связи целью нашего исследования стало изучение особенностей различий в представлениях о семейной жизни подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
В исследовании мы исходили из предположения о том, что характер детско-родительских отношений определяет особенности представлений подростков о семейной жизни, что отражается в иерархии терминальных ценностей подростков; в понимании цели создания семьи; в принятии или отрицании необходимости брака; в представлениях об обстоятельствах, которые являются риском для семейной жизни.
Полученные в ходе исследования диагностические данные могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной работе педагога-психолога с подростками по вопросам и проблемам межличностных и семейных отношений.
Эффективная работа общества и всех социальных институтов невозможна без изучения вопросов готовности молодежи к браку, которая начинается с формирования у человека представлений о браке, семье, о функциях семьи, распределении семейных ролей. Процесс трансформации социокультурных норм и традиций, изменений в стиле и образе жизни не мог не отразиться на отношении подрастающего поколения к институту семьи.
В психологии чаще рассматривают вопросы сохранения уже существующих брачных отношений, в то время как вопрос готовности к браку, равно как и вопрос о представлениях молодежи о семейной жизни, остается менее разработанным.
В этой связи целью нашего исследования стало изучение особенностей различий в представлениях о семейной жизни подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
В исследовании мы исходили из предположения о том, что характер детско-родительских отношений определяет особенности представлений подростков о семейной жизни, что отражается в иерархии терминальных ценностей подростков; в понимании цели создания семьи; в принятии или отрицании необходимости брака; в представлениях об обстоятельствах, которые являются риском для семейной жизни.
Полученные в ходе исследования диагностические данные могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной работе педагога-психолога с подростками по вопросам и проблемам межличностных и семейных отношений.
Подобные работы
- «Представления о семейной жизни у подростков из семей с разными
стилями детско-родительских отношений»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Различия в показателях самосознания подростков из семей с разным типом воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Особенности Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Особенности детско-родительских отношений в семье подростка, имеющего опыт девиантного поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Особенности детско-родительских отношений в семьях школьников (на примере МАОУ СОШ№38 г. Калининграда)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020



