Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений

Работа №161905

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ научных теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Представления современной молодежи о семье, браке и семейных
ценностях 7
1.2. Формирование представлений о семейной жизни на разных
возрастных этапах 18
1.3. Семья в субъективном внутреннем опыте личности 22
1.4. Психолого-педагогические факторы воспитания в семье. Типология
родительского воспитания 31
Глава 2. Изучение представлений о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 44
Выводы 60
Заключение 64
Список используемых источников 65
Приложение 70

Институт семьи претерпевает сегодня интенсивные изменения, которые проявляются в брачной и репродуктивной сферах, в детско-родительских и супружеских отношениях. Эти изменения уже не рассматриваются однозначно как некое отклонение от нормы, а изучаются с позиции процесса эволюции института семьи, как признаки закономерных сдвигов в нем.
Уже давно обозначились такие тенденции, как снижение рождаемости, малодетность, добрачная практика сексуального поведения молодежи и т.д. такие изменения проявляются, прежде всего, в крупных городах, в индустриально развитых регионах.
Необходимость исследования представлений подрастающего поколения о семье обусловлена тем, что семья, ее психологические характеристики являются одним из основных факторов влиянии на человека и общество в целом. Особенно важным нам представляется изучение содержания представлений о семье у молодого поколения в период быстро меняющихся социальных условий, определяющих высокую степень социальной нестабильности. В изменившихся и постоянно меняющихся социальных условиях современная молодежь вынуждена создавать новые ценности и приоритеты в жизни при сохранении остатков прежних, т.н. традиционных ценностей. Несомненно, эти приоритеты, вырабатываемые ценности находят свое отражение в содержании представлений о семье.
Уже к подростковому возрасту представления о семье становятся достаточно содержательными и структурированными, в них задействовано немалое число характеристик и структурных элементов семьи.
Ориентирами представлений подростков о семье служат такие социальные и психологические источники, как родительская семья, семьи прародителей, семьи друзей и знакомых, их мнение, художественная литература, видеопродукция.
По нашему мнению, родительская семья является для современных подростков приоритетным ориентиром в становлении представлений о семье.
Как отмечает, Е.Б. Маценова, «общей тенденцией содержания представлений старших подростков о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте, другой - с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи» [30].
Отношение к семейной жизни подрастающего поколения отражает в себе особенности времени и психологии людей, нравственно-эстетических принципов, сложившихся в обществе. Представления современных подростков о семейной жизни скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, распределении семейных ролей, детности, и, в целом, на стабильности и гармоничности будущего общества.
Исследования представлений о семье в разных возрастных группах подрастающего поколения, в том числе в среде подростков, раскрывают важные аспекты переосмысления ориентиров развития семьи, отдельного человека и общества, они отражают систему ценностей современной молодежи, а также некоторые важные тенденции развития семьи в современных социальных условиях. Полученные в исследованиях этого направления данные представляют необходимый материал для разработки новых аспектов психолого-педагогической деятельности в области семейных отношений и семейной проблематики в целом. Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы педагогами- психологами как принципиальные ориентиры для проведения диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей работы, ориентиры, обогащающие знания подрастающего поколения в области этики и психологии семейной жизни.
В проведенном исследовании мы исходим из общего положения о связи детско-родительских отношений и характеристик функционирования родительской семьи с представлениями подростка о семейной жизни. В основе формирования таких представлений лежат два механизма - трансляция и компенсация. Под трансляцией понимается перенос актуальной семейной ситуации на представления подростков о семейной жизни, под компенсацией - внесение субъективно понимаемых подростками недостающих аспектов семейной жизни с целью построения в будущем более удачной, успешной, гармоничной модели семьи.
Целью исследования является изучение содержания представлений о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско- родительских отношений для использования диагностических данных в практике работы педагога-психолога по вопросам семьи, брака и развития личности.
Объект исследования - представления подростков о семейной жизни.
Предмет исследования - различия в представлениях о семейной жизни у подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: характер детско-родительских отношений определяет особенности представлений подростков о семейной жизни, что отражается:
- в позиции счастливой семейной жизни в иерархии терминальных ценностей подростков;
- в понимании цели создания семьи;
- в принятии или отрицании необходимости брака;
- в представлениях об обстоятельствах, которые являются риском для семейной жизни.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить концептуальные и эмпирические подходы к изучению семьи и ее функций в современной психологии.
2. Определить комплекс методик для диагностики детско-родительских отношений и представлений подростков о семье.
3. Сформировать выбору исследования, провести диагностические процедуры.
4. Сравнить представления о семье подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
5. Проанализировать полученные данные, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы такие методики, как
1. Опросник «Подростки о родителях» (ADOR) - методика, предназначенная для диагностики детско-родительских отношений и раскрывающая характер и специфику воспитания в семье с точки зрения подростков. Авторы методики Э. Матейчика и П. Ржичана (адаптация Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной). Методика ADOR, в свою очередь, является переработанной модификацией методики, разработанной Эрлом Шафером.
2. Методика «Ценностные ориентации», автор М. Рокич, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Автор методики определил для измерения два класса ценностей - терминальные и инструментальные ценности. По результатам проведенного исследования анализировались только терминальные ценности.
3. Анкета, направленная на изучение представлений испытуемых о браке и семейной жизни, состоящая из вопросов с фиксированными вариантами ответов.
В качестве метода математической обработки данных был использован Т-критерий Стьюдента для независимых выборок - математико-статистический критерий, предназначенный для проверки гипотез о достоверности разницы средних диагностических значений.
В исследовании приняли участие 26 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, из них 12 юношей и 14 девушек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психологических и социологических исследованиях последних десятилетий неоднократно отмечаются негативные тенденции в развитии института семьи, которые проявляются в снижении рождаемости, увеличении числа разводов; возрастании числа неполных семей, возрастание в росте числа преступлений на семейно-бытовой почве.
Эффективная работа общества и всех социальных институтов невозможна без изучения вопросов готовности молодежи к браку, которая начинается с формирования у человека представлений о браке, семье, о функциях семьи, распределении семейных ролей. Процесс трансформации социокультурных норм и традиций, изменений в стиле и образе жизни не мог не отразиться на отношении подрастающего поколения к институту семьи.
В психологии чаще рассматривают вопросы сохранения уже существующих брачных отношений, в то время как вопрос готовности к браку, равно как и вопрос о представлениях молодежи о семейной жизни, остается менее разработанным.
В этой связи целью нашего исследования стало изучение особенностей различий в представлениях о семейной жизни подростков из семей с разными стилями детско-родительских отношений.
В исследовании мы исходили из предположения о том, что характер детско-родительских отношений определяет особенности представлений подростков о семейной жизни, что отражается в иерархии терминальных ценностей подростков; в понимании цели создания семьи; в принятии или отрицании необходимости брака; в представлениях об обстоятельствах, которые являются риском для семейной жизни.
Полученные в ходе исследования диагностические данные могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной работе педагога-психолога с подростками по вопросам и проблемам межличностных и семейных отношений.



1. Акименко Н.К., Багинская С.В. Изучение ценностей семьи и осознание семейных ролей современной молодежью// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 38. - С. 211-217.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева - Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
3. Антонов А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В.Н. Медведков. - М.: МГУ, 2010. - 304 с.
4. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е.Ш. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - С. 334-344.
5. Бравина Р.И., Барашкова А.С. Представления студенческой молодежи о семейной жизни и роль государства в подготовке молодежи к браку // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения. Сборник докладов - М.: МАКС Пресс, 2005. - 388 с.
6. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка. Диссертация ... кандидата психологических наук - М., 2013. - 313 с.
7. Буровихина И.А. Возрастные особенности представлений о мире и семье в нем современных подростков. / И.А. Буровихина // Актуальные проблемы психологии развития: возрастной, образовательный и семейный аспекты. К 40-летию кафедры возрастной психологии. - М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - С. 133-141.
8. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений /А.Я. Варга. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358 с.
9. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта. - СПб.: Каро, 2006. - 304 с.
10. Гарбузов В.И. От младенца до подростка / В.И. Гарбузов. - Москва: Проспект, 2006. - 196 с.
11. Думнова Э.М. Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект // Вестник томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 47.
12. Змановская Е.В., Карташова Т.Е. Структура и содержание брачно-семейных установок современной молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 12. - С. 222-226.
13. Зотова Л.Э. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций подростков // Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2010. - С. 77-79.
14. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 366 с.
15. Ильин Е.П. Психология взрослости - СПб.: Питер, 2012 - 469 с.
16. Интериоризация семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде: гендерное сравнение http://studopedia.info/7-78411.html
17. Камышанова И.В., Черникова Т.В., Чудинова Е.А. Социально-психологическое сопровождение полоролевой социализации молодежи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. -№ 3.
18. Карабанова О.А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
19. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 240 с.
20. Карват Ю.А. Ценностные ориентации и волевые качества личности в юношеском возрасте: дисс. магистра психологических наук - Минск, 2012. - 64 с.
21. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
22. Козырева И.А., Быковская Л.И., Соколова А.В. Гендерные проблемы в социальной сфере: региональный аспект: монография - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2009.
23. Константинова М. С., Мартынова М. В. Диагностические материалы по теме «Семейные ценности»// Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие/ С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова и др.; под ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. СПб.: Свое издательство, 2014. - 403 с.
24. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», 2004. - 992 с.
25. Крутых Е.В. Работа над понятиями при изучении темы «Семья как психолого-педагогическая проблема» в курсе «Психология и педагогика» // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2005. - С.172¬173.
26. Кулагина Н.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера, 2006. - 272 с.
27. Лежнина Ю.П. Социально-демографические особенности в современной России // Социологические исследования. 2014. №1. - С. 20-28.
28. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Издательский Центр «Академия», 2-ое издание, 2007. - 432 с.
29. Маленова А.Ю., Дружинина Ю.А. Гендерные особенности отношения к браку и семье представителей разных поколений // Вестник Омского университета. - 2010. - № 1. - С. 48.
30. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов http://www.dissercat.com/content/predstavleniya-o-seme-v-raznykh-gruppakh-starsheklassnikov-i-studentov#ixzz5dL9zmzto
31. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. - М. , 2000 - 256 с.
32. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // ж-нал «Социологические исследования», 2008, № 2.
33. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981 - 95 с.
34. Представления молодежи о ролевой структуре современной семьи http://book-science.ru/humanities/psychology/predstavlenija-molodezhi-orolevoj-strukture-sovremennoj-sem-i.html
35. Райи. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста., Санкт-Петербург, Москва - Харьков - Минск, 2000. - 641 с.
36. Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье http://childpsy.ru/lib/articles/id/10322.php
37. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. - 2003. - № 11. - С. 73-78.
38. Соколова Е.В., Лобанова О.Б. Ценностные предпочтения современной молодежи России и Германии // Гуманитарный вектор. - 2012. - № 3. - С. 217-221.
39. Старшенбаум Г.В. Психология семьи и семейная психотерапия. - М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 2009. - 92 с.
40. Сысенко В.А. Брачно-семейная адаптация, ее характер и содержание / под. ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах - М, 2002. -575 с.
41. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности - М.: Мысль, 2011. - 351 с.
42. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей: монография / В.С. Торохтий, Н.С. Видерман. - Москва: Смысл, 2007. - 488 с.
43. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.: Просвещение, 2005. - 140 с.
44. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). - СПб.: Изд-во РХГИ. 2004. - 290 с.
45. Чикалова Е.А. Трансформации семейных отношений в современном российском обществе: гендерный подход // Сборники конференций НИЦ социосфера. - 2011 - № 20. - С. 42-45.
46. Шагивалеева Э.Р., Шагивалеева Г.Р. Изучение ценностных ориентаций современной молодежи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 156.
47. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2006. - 768 с.
48. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ