ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
1.1. Становление и развитие проектного обучения 5
1.2. Характеристика проектного обучения в школьном
биологическом образовании 6
1.3. Учебное проектирование как средство формирования
предметных компетенций учащихся на уроках биологии 13
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 18
2.1. Проект «Изучение видового разнообразия лекарственных растений на пришкольном участке и пришкольной территории»..
2.2. Экологические особенности лекарственных растений 35
2.3. Формирование компетенций по результатам исследований... 40
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
1.1. Становление и развитие проектного обучения 5
1.2. Характеристика проектного обучения в школьном
биологическом образовании 6
1.3. Учебное проектирование как средство формирования
предметных компетенций учащихся на уроках биологии 13
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 18
2.1. Проект «Изучение видового разнообразия лекарственных растений на пришкольном участке и пришкольной территории»..
2.2. Экологические особенности лекарственных растений 35
2.3. Формирование компетенций по результатам исследований... 40
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день школа является не только местом заложения фундаментального теоретического образования, но и площадкой для реализации экспериментальной деятельности. По положению современного федерального государственного образовательного стандарта современная школьная программа не представляется возможным без такого образовательного компонента как - проект. Это расширяет границы школьника и учителя, и помогает раскрыть им весь свой исследовательский потенциал. Поиск проблемы, пути и методы решения, анализ, систематизация данных, все эти этапы помогают школьнику погрузится в проектную деятельность, почувствовать себя исследователем. Но, все эти инструменты имеют намного глубокий смысл, так как в итоге формируют компетенции, которые необходимы в современном обществе каждому гражданину для успешного включения в социально-экономическую жизнь общества. Школьник учится самостоятельно планировать и последовательно реализовывать свои жизненные потребности, доводить начатое дело до логического завершения; учится мыслить последовательно и логично, адекватно оценивать происходящие события и явления с помощью научного метода; приобретает умение отфильтровывать и критически осмысливать информацию, поступающую из СМИ и рекламы [8].
Один из путей решения данной проблемы нам видится в использовании при изучении природы родного края технологии учебного проектирования. Все выше сказанное определило выбор тему нашего исследования.
В связи с этим цель работы: изучить проектную деятельность как средство формирования и развития предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать учебный проект, направленные на формирование и развитие предметных компетенций.
3. Выяснить экспериментально эффективность методики формирования и развития предметных компетенций через проектную деятельность.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по биологии в 8 классе.
Предмет исследования: возможности проектной деятельности в формировании у учащихся предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные проекты могут быть использованы учителями биологии для повышения эффективности обучения и формировании у учащихся предметных компетенций.
Один из путей решения данной проблемы нам видится в использовании при изучении природы родного края технологии учебного проектирования. Все выше сказанное определило выбор тему нашего исследования.
В связи с этим цель работы: изучить проектную деятельность как средство формирования и развития предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать учебный проект, направленные на формирование и развитие предметных компетенций.
3. Выяснить экспериментально эффективность методики формирования и развития предметных компетенций через проектную деятельность.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по биологии в 8 классе.
Предмет исследования: возможности проектной деятельности в формировании у учащихся предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные проекты могут быть использованы учителями биологии для повышения эффективности обучения и формировании у учащихся предметных компетенций.
Анализ психолого-педагогической литературы, и образовательной практики позволил сделать заключение, что значительный потенциал в развитии компетенций и формировании компонентов компетенций школьников является проектная деятельность. Под проектной деятельностью понимается вид учебной деятельности, объединяющий в себе элементы проектной и исследовательской работы при этом основополагающим звеном выступает проектирование учебных объектов, каждый этап, которого сопровождается исследованием, самостоятельным поиском знаний, как о самом объекте проектирования, так и о способах решения проектных задач.
На основе анализа литературы выделены компетенции, компоненты которых могут быть развиты, сформированы у школьников в ходе проектной деятельности. Нами установлено, что основными предметными компетенциями, ориентированными на обеспечение рациональной организации освоения содержания предметных областей являются способности к планированию учебно-познавательной деятельности; к выполнению и регулированию учебных действий в соответствии с заданной целью; к сбору и переработке информации из различных источников; к овладению научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами учения; к усвоению типов и видов отношений в рамках предметной области; к преобразованию и применению нового знания в учебных и учебно-проектных ситуациях; к осуществлению контроля, оценки, анализа и рефлексии учебно-познавательной деятельности
Систематическая проектная деятельность школьников, осуществляемая в процессе обучения биологии, решает целый ряд задач.
1. Повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Формируются мотивы обучения и совершенствуется общая культура общения и социального поведения в целом.
3. Повышается успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения.
4. Появляется возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся позволяет не только выполнять основные программные цели обучения, но и способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся. Результаты проведенного нами экспериментального исследования подтвердили, что методически грамотно организованная проектная деятельность позволяет эффективно формировать предметные компетенции у школьников при изучении биологии.
На основе анализа литературы выделены компетенции, компоненты которых могут быть развиты, сформированы у школьников в ходе проектной деятельности. Нами установлено, что основными предметными компетенциями, ориентированными на обеспечение рациональной организации освоения содержания предметных областей являются способности к планированию учебно-познавательной деятельности; к выполнению и регулированию учебных действий в соответствии с заданной целью; к сбору и переработке информации из различных источников; к овладению научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами учения; к усвоению типов и видов отношений в рамках предметной области; к преобразованию и применению нового знания в учебных и учебно-проектных ситуациях; к осуществлению контроля, оценки, анализа и рефлексии учебно-познавательной деятельности
Систематическая проектная деятельность школьников, осуществляемая в процессе обучения биологии, решает целый ряд задач.
1. Повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Формируются мотивы обучения и совершенствуется общая культура общения и социального поведения в целом.
3. Повышается успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения.
4. Появляется возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся позволяет не только выполнять основные программные цели обучения, но и способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся. Результаты проведенного нами экспериментального исследования подтвердили, что методически грамотно организованная проектная деятельность позволяет эффективно формировать предметные компетенции у школьников при изучении биологии.
Подобные работы
- «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ»
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Проектная деятельность как средство формирования и развития предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Возможности проектной деятельности в формировании у учащихся предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Формирование исследовательских умений у сельских школьников при обучении биологии в 8 классе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Элективный курс по биологии как средство формирования и развития исследовательских умений школьников в 9 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Разработка проекта «Микроорганизмы вокруг нас» с обучающимися основной школы в ходе внеклассных занятий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Развитие естественно-научной грамотности обучающихся при обучении биологии в 6 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023 - Интерактивная игра как средство формирования предметных результатов обучающихся в учебном предмете география
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



