Введение 3
1 История возникновения, развития и современное состояние института
уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в России. Международно-правовое регулирование легального оборота наркотических средств и психотропных веществ 8
1.1 Развитие института уголовной ответственности за совершение
преступлений в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ в России: исторический аспект. Современное состояние данного института 8
1.2 Международный опыт правового регулирования легального оборота
наркотических средств и психотропных веществ 14
2 Общая характеристика преступлений в сфере легального оборота
наркотических средств и психотропных веществ 20
2.1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст.
228.1 УК РФ 20
1.1 Организационно-тактические особенности расследования преступлений в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.. .28
3 Проблемы квалификации и меры противодействия преступлениям, связанным с нарушением правил легального оборота наркотических
средств и психотропных веществ 48
3.1 Разграничение преступлений, предусмотренных статьей 228.2 УК РФ, со
смежными составами преступлений и правонарушениями 48
3.2 Меры противодействия преступлениям, совершаемым в сфере легального
оборота наркотических средств и психотропных веществ 53
Заключение 57
Список использованных источников 62
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества и государства можно без преувеличения признать, что легальный оборот наркотиков является одной из серьезнейших угроз безопасности человечества, посягающей на здоровье и общественную нравственность не только отдельной нации, но и человеческой цивилизации в целом. Принятие ряда международных и внутригосударственных нормативных правовых актов свидетельствует о признании прогрессивным мировым сообществом данной проблемы глобальной угрозой для всего человечества.
«Потери общества от наркомании, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, объемные негативные социальноэкономические последствия несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами, в том числе и финансовыми, по ее пресечению, организации профилактики и лечения наркоманов.
В условиях демографического кризиса дальнейший рост количества наркозависимых, большинство из которых являются молодыми людьми репродуктивного возраста, способен привести к деградации нации», -
говорится в Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
Охрана жизни и здоровья населения провозглашена в Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, статистика последних лет свидетельствует хоть и не о существенном, но снижении наркопреступности. Так, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в январе - апреле 2017 года выявлено более 71 тыс. преступлений в сфере нелегального оборота наркотиков. За аналогичный период 2016 года выявлено 76,4 тыс. аналогичных преступлений, что на 12,3% меньше, чем за январь - апрель 2015 года.
В Пензенской области в 2016 году в сфере нелегального оборота наркотиков сотрудниками органов внутренних дел пресечено 939 преступлений, что на 73,6 % больше, чем за аналогичный период 2015 года. Из нелегального оборота изъято около 72 кг наркотических и сильнодействующих веществ (в 2015 году - 38,1 кг).
Анализ работ современных ученых в области борьбы с наркопреступностью свидетельствует о наличии так называемой «асимметрии» в выборе объектов исследования.
В последние годы юридическая наука пополнилась рядом трудов, посвященных раскрытию и расследованию преступлений, связанных с нелегальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, что лишь увеличило дефицит в трудах, отражающих специфику раскрытия и расследования преступлений в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершаемых лицами, которым они доступны в силу исполнения ими своих должностных обязанностей.
Между тем, недооценка значимости совершенствования методов борьбы с указанной категорией преступлений способствует не только сохранению их высокой латентности, но и беспрепятственному переходу наркотических средств в нелегальный оборот. В результате правоохранительным органам приходится бороться не с первопричиной данного социального явления, а уже с его последствиями.
...
На сегодняшний день в нашей стране в легальном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров участвует множество медицинских учреждений, реабилитационных центров, аптек и промышленных предприятий. В связи со спецификой данной сферы общественных отношений, она регулируется обширной нормативно-правовой базой, определяющей правила лицензирования, учета, хранения, распределения, отпуска, перевозки наркотикосодержащих лекарственных препаратов.
Подводя итог исследования, отметим, что проведенный нами анализ норм административного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, предусматривающего ответственность за правонарушения и преступления, связанные с легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судебной практики по данной категории уголовных дел позволил сделать вывод о потребности в дальнейшем совершенствовании данного института.
Во-первых, как мы отмечали ранее, необходимо предусмотреть административную ответственность по ст. 6.16 КоАП РФ не только для юридических, но и для физических лиц, изложив положения данной статьи в следующей редакции:
«1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде -
влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с дисквалификацией на срок от 6 месяцев до трех лет либо без таковой; на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
1. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, -
влекут наложение административного штрафа на физических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с дисквалификацией на срок от 6 месяцев до трех лет либо без таковой; на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
2. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, -
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //
Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4921.
4 Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 1. - Ст. 1.
5 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
6 Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
7 Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4848.
8 Федеральный закон от 19.05.2010 № 87-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 21. - Ст. 2525.
9 Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 21.12.2016) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 15. - Ст. 2071.
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 №1450 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 50. - Ст. 6190.
11 Приказ МВД РФ № 840, Минюста РФ № 320, Минздрава РФ № 388, Минэкономики РФ № 472, ГТК РФ № 726, ФСБ РФ № 530, ФПС РФ № 585 от 09.11.1999 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения» // Новая Аптека. - 2000. - № 8.
12 Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591.
13 Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде» // СУ РСФСР. - 1917. - № 4. - Ст. 50.
14 Декрет ВЦИК от 20.06.1919 «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» // СУ РСФСР. - 1919. - № 27. - Ст. 301.
15 Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса РСФСР» (вместе с «Уголовным Кодексом РСФСР») // СУ РСФСР. - 1922. - № 15. - Ст. 153.
... всего 63 источников