ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Клинико-педагогическая характеристика детей с речевым
недоразвитием 7
1.2. Особенности связной речи у детей дошкольного возраста 12
1.3. Понятие «квиллинг» и его применение в логопедической работе 18
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, содержание обследования связных высказываний детей
дошкольного возраста 23
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 32
3.2. Программа и содержание экспериментального обучения 34
3.3. Результаты контрольного эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Полноценное развитие ребёнка неразрывно связано с его речевой деятельностью, так как речь является одной из составляющих высших психических функций.
Развитие связной речи является очень важным условием для полноценной адаптации и социализации ребёнка в обществе. Стоит помнить, что уже в дошкольном возрасте происходит активная подготовка к школьному обучению. Успешность школьного обучения так же во многом зависит от уровня сформированности связной речи у детей. Ведь только если у ребёнка хорошо развита связная речь, он способен давать развёрнутые ответы на уроках, логически и последовательно излагать собственные мысли, а также грамотно и связно писать школьные изложения и сочинения.
Помимо уровня сформированности связной речи успешность школьного обучения зависит от уровня интеллектуальных способностей ребёнка. Здесь так же нельзя не отметить, что связь мышления и речи более ярко проявляется в формировании связной речи ребёнка.
Как утверждала М.М. Алексеева [1], связная речь - это смысловое и структурное целое, которое включает в себя тематически объединенные законченные отрезки.
Для формирования связной речи необходимо наличие способности программировать высказывание, объединять структурные части в единое целое и выстраивать высказывание в соответствии с темой.
Кроме того, не стоит забывать, что большое количество исследователей отмечает неразрывную связь развития мелкой моторики рук и речи. Так, например, М.М. Кольцова [10] утверждала, что движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Формирование связной речи у ребёнка происходит не спонтанно, а в результате целенаправленной педагогической деятельности. Это связано с тем, что для полноценного развития связной речи необходимо, чтобы у ребёнка были сформированы наиболее сложные умения, которые формируются только в результате целенаправленной работы. Было выявлено, что в условиях дошкольных образовательных учреждений, возможно, достичь высокого уровня сформированности тех навыков, которые в свою очередь лягут в основу развития связной речи детей дошкольного возраста.
Самым трудным видом речи для детей дошкольного возраста, по мнению учёных, является связная монологическая речь. При продуцировании этого вида речи трудности возникают у всех детей, в частности у дошкольников с нормальным речевым развитием...
Проанализировав лингвистическую, психолого-педагогическую и логопедическую литературу в первой главе, мы сделали следующие выводы. Связная речь является самой сложной стороной речи. Для её успешного овладения, как известно, необходим достаточный уровень сформированности грамматического строя, словарного запаса и фонетико-фонематической стороны речи.
Различают две формы связной речи: монолог и диалог. У детей с речевым недоразвитием нарушения монологической речи проявляются более выражено, чем нарушения диалогической речи. Дети нарушают логическую последовательность связных высказываний, повторяют одни и те же слова и фразы при составлении рассказов, нарушают причинно-следственные связи высказывания.
Дети с речевым недоразвитием больше склонны к ситуативной речи, чем к контекстной.
Для грамотного построения логопедической работы с детьми с ОНР по развитию связной речи необходимо учитывать уровень речевого недоразвития и те особенности построения связного высказывания, которые характерны данному уровню.
В результате проведения констатирующего эксперимента, который представлен нами во второй главе мы выявили следующие особенности связных высказываний у детей с речевым недоразвитием:
• отсутствие навыка выстраивать связи между предложениями;
• повторение одних и тех же слов, при составлении рассказов;
• ошибки в словоупотреблении при составлении связных
высказываний;
• нарушение логики высказывания;
• использование в связной речи только однотипных конструкций.
Данные особенности связной речи детей с речевым недоразвитием, которые мы выявили в результате исследования, затрудняют реализацию коммуникативной функции речи и адаптацию детей в обществе...