Введение 5
1 Нормативно-правовые и теоретические основы местного
самоуправления 11
1.1 Местное самоуправление как социальный институт, его место в
государственном устройстве России 11
1.2 Анализ нормативно-правовых основ местного самоуправления... 22
1.3 Муниципальная реформа: понятие, задачи, основное содержание,
результаты 31
2 Региональный опыт развития и реформирования местного
самоуправления 37
2.1 Изучение истории и опыта реформирования местного
самоуправления в России 37
2.2 Эволюция местного самоуправления в Пензенской области 64
2.3 Основные направления и результаты реформирования местного
самоуправления в Пензенской области 68
3 Перспективы развития и реформирования института местного
самоуправления 76
Заключение 90
Список использованных источников 97
Приложения 102
Формирование современной системы местного самоуправления является важным компонентом демократического развития всех современных государств. Предполагается, что МСУ позволит децентрализовать аппарат управления, привлечь к политическому участию значительное число граждан, решить локальные вопросы с учетом интересов местных сообществ, оптимально сочетать интересы и права человека с интересами государства.
Реализация принципов самоуправления в государственном механизме эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования модернизации. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации жизни «на местах», система местного самоуправления дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по ряду вопросов местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. Местное самоуправление, таким образом, следует рассматривать в качестве одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.
С развитием местного самоуправления в России связываются надежды на полноценное функционирование демократического гражданского общества, поскольку в муниципальных образованиях формируется чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность избранных ими должностных лиц. Местное самоуправление выступает одновременно и как механизм формирования гражданского общества, и как его неотъемлемая составная часть...
Проведенное в процессе подготовки магистерской диссертации исследование современных тенденций развития местного самоуправления позволяет сделать следующие выводы:
1. В соответствии с современным российским законодательством местное самоуправление выступает в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя России. Этот принцип закреплен в первых строках Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который действует на территории всего государства, являясь символом приближения власти к народу. В федеративном государстве, кроме дифференциации управления исходят из ветвей власти, выделяются также ее федеральный (центральный), региональный (по субъектам) и местный уровни власти. Необходимость функционирования местного уровня управления определяется в соответствии с тем, что ни федеральные, ни региональные органы власти не в состоянии качественно, эффективно и своевременно решить те проблемы, которые неизбежно возникают на муниципальном уровне. Целями местного самоуправления можно считать развитие народовластия, привлечение населения к участию в управлении муниципальным образованием и решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, а так же повышение уровня жизни населения.
2. Нормативно-правовую основу функционирования института местного
самоуправления в РФ составляют: Европейская хартия о местном
самоуправлении, Конституция РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, иные федеральные законы, подзаконные акты. принятые на уровне федерации, регионов и муниципалитетов. Сформированная на сегодняшний день федеральная нормативно-правовая база регулирования местного самоуправления выступает в качестве правового и организационного фундамента, посредством которого функционирует система местного самоуправления и строятся региональный и муниципальный уровень законодательного определения принципов его деятельности.
3. Эволюционное и поступательное движение развития системы местного самоуправления является естественным, поскольку система подстраивается под особенности и тенденции времени. Концептуальные основы реформы местного самоуправления в России были определены в правительственной Концепции разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления 2002 г. Результаты реализации реформы местного самоуправления позволяют говорить о том, что к настоящему времени в РФ сформированы четкие нормативно-правовые и организационные механизмы его функционирования...
1. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2014. Доступ из системы ГАРАНТ
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2014. Доступ из системы ГАРАНТ
3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2014. Доступ из системы ГАРАНТ
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2014. Доступ из системы ГАРАНТ
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2014. Доступ из системы ГАРАНТ
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ. Утратил силу// [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2014. Доступ из системы ГАРАНТ
7. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2014. Доступ из системы ГАРАНТ
8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 №131-ФЗ // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2014. Доступ из системы ГАРАНТ
10. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента Российской Федерации №601
11. О местном самоуправлении Пензенской области: Закон Пензенской области от 13 сентября 1996 года № 4-ЗПО. Утратил силу
12. О финансовых основах местного самоуправления в Пензенской области: Закон Пензенской области от 6 марта 1998 года № 66-ЗПО
13. О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Пензенской области: Закон Пензенской области от 18 сентября 2002 года № 386-ЗПО
14. О реформе местного самоуправления в Пензенской области: Постановление Правительства Пензенской области от 24 июля 2002 г. N 308-пП
15. О проведении конкурса достижений в области муниципального управления в Пензенской области: Постановление Правительства Пензенской области от 02 декабря 2009 года № 928-1111...57