ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ИНТОНАЦИОННО-СМЫСЛОВОГО АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 6
1.1. Интонационно-смысловой анализ - как ведущий метод освоения
музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе 6
1.2. Педагогическое руководство по формированию навыков интонационно¬
смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИНТОНАЦИОННО-СМЫСЛОВОГОАНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 14
2.1. Процедура и методы исследования 14
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Актуальность исследования. Музыка, как часть человеческой культуры во все времена привлекала внимание бесчисленного множества людей своим неповторимым очарованием. От незамысловатых мелодий до сложных структур симфонических и вокально-хоровых жанров музыка на доступном и понятном всем и каждому языке передаёт эмоции, чувства, мысли. Музыка - это не просто сочетание звуков, а сложная система, включающаяся в себя взаимосвязанные между собой художественные элементы. Для того, чтобы понять, осмыслить и по достоинству оценить музыкальное произведение, необходимо осуществить его интонационно-смысловой анализ.
Формирование у учащихся общеобразовательных школ навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений способствует развитию комплекса более сложных знаний, умений и навыков (ЗУН), способствующих в дальнейшем воспитанию слушательской и исполнительской культуры, а значит становлению способности понимать и осознавать смысл музыкального произведения в единстве всех его составляющих: художественного образа, идеи, замысла, концепции, жанра, формы, гармонических и мелодических красок, метро-ритмических и темповых особенностей; созданию целостного представления о музыкальном искусстве и основных его закономерностях.
Уроки музыки в общеобразовательной школе способствуют пониманию истории музыкального искусства, формируют умения и навыки интонационно-пластических ритмических импровизаций, умения и навыки игры в шумовом оркестре или ансамбле, пения, прививают любовь к музыкальному искусству и занятиям творчеством. Формируя у учащихся навыки интонационно-смыслового анализа, преподаватель способствует развитию углублённых представлений об искусстве, воспитанию предпочтений, установок, убеждений.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки. Данная проблема повлияла на выбор темы исследования: «Формирование навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки».
Цель исследования - определение педагогических условий формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки.
Объект исследования: процесс формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что формирование навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки будет эффективно, если реализованы следующие педагогические условия:
• подбор яркого образного музыкального репертуара для осуществления интонационно-смыслового анализа музыки учащимися старших классов общеобразовательной школы;
• реализация принципов системности и последовательности в обучении;
• использование разных приёмов в интонационно-смысловом анализе: вербальное пояснение, графическое изображение, пластическое интонирование;
реализация конвергентного и поликонтекстуального подходов к изучению музыки;
• интеграция методов музыкального обучения: метод аналогий,
метод размышления о музыке, метод погружения в культурно-историческую эпоху.
Задачи исследования:
1. проанализировать технологию формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений в педагогике музыкального образования;
2. разработать педагогические условия формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки;
3. отобрать музыкальный репертуар для формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки;
4. осуществить опытно-экспериментальную работу и выполнить анализ полученных результатов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.
Основой теоретической базы исследования послужили работы, посвящённые преподаванию музыки в школе Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Л.А. Безбородовой, О.А. Апраксиной и др., исследования в области психологии Л.С. Выготского, Л. Бочкарева, В.С. Мухиной и д.р, публикации, посвящённые вопросам инструментального интонирования Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.В. Малинковской, В.П. Рева, А.Ю. Маряч и др.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проведённое исследование показало, что разработанный нами авторский подход к формированию навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе является эффективным и позволил значительно повысить уровень сформированности данных навыков у подростков.
Учащиеся ЭГ продемонстрировали более высокий уровень понимания интонационно-смысловой структуры музыкальных произведений. Умения анализировать интонационные лексемы и их роль в создании художественного образа, а также умения интерпретировать музыкальные произведения на основе их интонационной структуры.
Диагностика результатов педагогического эксперимента в ЭГ и КГ показала существенные различия в достижении уровней сформированности навыков интонационно-смыслового анализа в пользу учащихся экспериментальной группы, в процессе обучения которых применялся разработанный нами авторский подход к обучению.
Нами сформулированы следующие выводы:
• Разработанный авторский подход формирования навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений у учащихся старших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе является эффективным и может быть рекомендован для реализации в практике преподавания музыки в общеобразовательных школах;
• Реализация принципов системности и последовательности в данном процессе, использование разнообразных приёмов анализа, интеграция знаний из разных областей искусства, активное применение квест-технологий - всё это способствует формированию у учащихся прочных навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений;
• Развитие навыков интонационно-смыслового анализа у учащихся старших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе способствует более глубокому пониманию и осмыслению музыкальных произведений, повышению общего уровня художественно-эстетической культуры и формированию ценностно-эстетических идеалов, установок, убеждений и предпочтений.
Таким образом, формирование навыков интонационно-смыслового анализа музыкальных произведений является важным аспектом музыкального обучения учащихся старших классов общеобразовательных школ. Реализация разработанного авторского подхода к формированию навыков интонационно-смыслового анализа у учащихся позволяет эффективно решать эту задачу и способствует развитию творческих способностей и воспитанию всесторонне развитой личности.
Гипотеза исследования подтверждена, что и требовалось доказать.
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония: гуманно-личностный подход к образованию / Шалва Амонашвили. - Москва: Амрита, 2019. - 312 с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
4. Арестова А.Ю. Опыт переживания в музыкально-эстетическом
воспитании детей // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2010. - № 4. -С. 1 - 7. - [Электронный ресурс]. -
http: //www. art-education.ru/electronic-j ournal/opyt-perezhivaniya-v- muzykalnoesteticheskom-vospitanii-detey (дата обращения: 14.02.2024).
5. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
6. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Ленинград: Музгиз, 1963. - Кн. 1-2. - 378 с.: нот.
7. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования. - Москва: Флинта, 2018. - 236 с.
8. Благинина Т.И. Подготовка будущих учителей к художественному анализу музыкальных произведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Благинина Т.И. - М., 1995. - 19 с.
9. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. - Москва: Юрайт, 2019. - 234 с.
10. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века. - Москва: Юрайт, 2019. - 333 с.
11. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.:
Институт психологии РАН, 1997. - 280 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
13. Кабалевский Д.Б. Музыка в воспитании и развитии ребёнка. Роль музыкальной культуры в жизни детей. - Москва: Амрита-Русь, 2018. - 224 с.
14. Каган М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М. С. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 218 с. - (Антология мысли). - Текст: непосредственный.
15. Коменский Я. А. Учитель учителей. - Москва: Карапуз, 2008. - 288 с.
16. Кузякина, Т. И. Музыкальная культура личности как сложная система приобщения к миру искусства // Вестник ЧГУ. - 2007. - №3. - С. 354
- 358. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-kultura-lichnosti-kak- slozhnaya-sistema-priobscheniya-k-miru-iskusstva(дата обращения: 08.11.2023).
17. Личностно-ориентированная педагогика. Понятие и цели настоящего образования (по трудам С.И. Гессена) / сост.: Е. Г. Осовский. - М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. - 248 с.
18. Малинковская, А. В. Искусство фортепианного интонирования: учеб. для вузов. - Москва: Юрайт, 2018. - 323 с.
19. Мариупольская, Т. Г. Подготовка педагога-музыканта для общеобразовательной школы: прошлое и настоящее. // Наука и школа. - 2015.
- № 3. - С. 174-179. - URL: https://reader.lanbook.com/journalArticle/452314#2(дата обращения: 04.11.2023).
20. Маряч А. Ю. Моделирование лабораторных занятий по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза в контексте теории художественного интонирования на фортепиано / А. Ю. Маряч // KANT. - 2023. - №2(47). - С. 335-345. - DOI: 10.24923/2222- 243X.2023-47.59
21. Маряч, А. Ю. Воспитание культуры фортепианного интонирования как методологическая проблема в педагогике музыкального образования / А. Ю. Маряч // Высшее образование в современном мире: история и перспективы : Сборник научных трудов / Сост., ред. И. Э. Соколовская; Образовательно-культурный центр «Интер-Спутник» (Россия); Международный деловой профессорский клуб (Италия). Том 2. - Рагуза : Энциклопедист-Максимум, 2023. - С. 306-315.
22. Маряч, А. Ю. Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования / А. Ю. Маряч, Л. Г. Сухова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 242-251.
23. Маряч, А. Ю. Некоторые аспекты понимания категории «музыкальный стиль» в истории музыкознания / А. Ю. Маряч // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции, Тамбов, 19 февраля 2021 года. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально¬педагогический институт им. С.В.Рахманинова», 2021. - С. 295-301.
24. Маряч, А. Ю. Применение метода интонационно-смыслового (содержательного) анализа в контексте теории художественного интонирования на фортепиано в процессе музыкально-инструментальной подготовки студентов педвуза / А. Ю. Маряч, Т. А. Шипилкина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2023. - Т. 8. - № 4. - С. 419 - 428. DOI 10.30853/ped20230061
25. Маряч, А. Ю. Специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко / А. Ю. Маряч // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 26. - № 191. - С. 107¬115.
26. Маряч, А. Ю. Сравнительный анализ эволюции научно-педагогического знания в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования / А. Ю. Маряч // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 25. - № 188. - С. 147¬156.
27. Маряч, А. Ю. Традиции и инновации в области воспитания культуры фортепианного интонирования / А. Ю. Маряч // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов : Материалы научной конференции, Ярославль, 01-31 октября 2021 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. - С. 248-252.
28. Маряч, А.Ю. Из истории становления фортепианного интонирования как музыкально-исполнительской категории в педагогике музыкального образования / Образование и музыка в современном мире: сборник науч.ст. по материалам Всерос. С междунар участием симп. (г. Пенза, 26-28 февраля 2020 г.). - Пенза: ПГУ, 2020. - С. 30-37
29. Маряч, А.Ю. Ретроспективный взгляд на проблемы
фортепианного интонирования / Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам XVI
Международной научно-практической конференции, 14 февраля 2020 // Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова; ред. коллегия: О.В. Немкова, О.В. Генебарт, Е.О. Казьмина. - Тамбов: Принт-Сервис, 2020 г. - с. 400 - 406.
30. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки. - Москва: Композитор, 1993. - 262 с.
31. Музыка в современном мире : наука, педагогика,
исполнительство : Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 14 февраля 2020 года / Редколлегия: О.В. Немкова, О.В. Генебарт, Е.О. Казьмина. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.
С.В.Рахманинова», 2020. - 688 с.
32. Музыка: 1-8 кл.: прогр. общеобразов. учреждений / М-во образования и науки РФ; под рук. Д. Б. Кабалевского. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2007. - 224 с.
33. Музыкальное искусство и образование : Сборник научных статей Всероссийского с международным участием научно-методического семинара, Пенза, 17-19 февраля 2022 года. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. - 192 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - Москва: Академия, 1999. - 453 с.
35. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. - Москва: Музыка, 1972. - 383 с.: нот.
36. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для
студентов высш. учеб. заведений. - Москва: Владос, 2003. - 248 с.: нот.
37. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор, 2012. - 544 с.
38. Рева В. П. Интонационное погружение как индивидуальная
слушательская стратегия эстетического восприятия музыки // Музыкальное искусство и образование. 2014. №2 (6). C. 26 - 40. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/intonatsionnoe-pogruzhenie-kak-individualnaya- slushatelskaya-strategiya-esteticheskogo-vospriyatiya-muzyki(дата обращения: 14.04.2024).
39. Соломонова Т. П. Формирование аналитических умений
учащихся как педагогическая проблема // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №12-2. 131 - 136. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/formirovanie-analiticheskih-umeniy-uchaschihsya- kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 14.02.2024).
40. Традиции и инновации в современном культурно¬образовательном пространстве : Материалы XII международной научно - практической конференции, Москва, 23 ноября 2021 года / Под научной редакцией Л.А. Рапацкой, отв. ред. В.В. Гетьман, редколлегия М.С.
Осеннева, Н.И. Дружкова, Е.А. Шкапа. - Москва: Московский
педагогический государственный университет, 2022. - 259 с.
41. Фархутдинова С.Г., Семенюк Т.Е. Развитие интереса подростков
к слушанию академической музыки в общеобразовательных учреждениях // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet», 2021. - Том 4. - № 1. - С. 102. - [Электронный ресурс]. -
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-interesa-podrostkov-k-slushaniyu- akademicheskoy-muzyki-v-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата
обращения: 10.03.2024).
42. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. - М.: Юрайт, 1988. - 420 с.
43. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Юрайт, 2003. - 368 с.