Показатели профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками
|
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками 6
1.1. Понятие профессиональной идентичности 6
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 23
1.3. Формирование профессиональной идентичности в юношеском возрасте 31
Глава 2. Исследование связи показателей профессиональной идентичности с некоторыми личностными характеристиками студентов 41
2.1. Процедура и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 46
Выводы 48
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложения 71
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками 6
1.1. Понятие профессиональной идентичности 6
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 23
1.3. Формирование профессиональной идентичности в юношеском возрасте 31
Глава 2. Исследование связи показателей профессиональной идентичности с некоторыми личностными характеристиками студентов 41
2.1. Процедура и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 46
Выводы 48
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложения 71
В качестве основного критерия профессионального развития личности традиционно выступает эффективность деятельности, усвоение профессиональных умения и навыков. Однако этот критерий недостаточен для оценки уровня профессионализации, которая предполагает еще и принятие выбранной профессии, готовность профессионального самосовершенствования. Поэтому в современных социальных науках выделяется новый критерий профессионального развития личности - профессиональная идентичность как ведущая характеристика субъекта труда, которая свидетельствует о принятии избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя как профессионала [41].
Профессиональная идентичность представляет собой характеристику субъекта, который выбрал и реализует определенный способ профессионального взаимодействия и на этом основании приобретает смысл самоуважения через выполнение этой деятельности [26]. Профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в профессиональной социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения, межгрупповой дискриминацией и т.д.
Изучением проблемы профессиональной идентичности, самоопределения и профессионального роста занимались такие ученые, как Л.Б. Шнейдер, Т.С. Березина, Ю.П. Поваренков, Е.П. Ермолаева, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Д.И. Завалишина, В.И. Павленко и др.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования заключается в изучении показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками для использования полученных диагностических данных при работе со студентами.
Объект исследования: профессиональная идентичность, личностные характеристики.
Предмет исследования: показатели профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками.
Гипотеза исследования: существует связь показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками: самооценкой, ценностными ориентациями,
смысложизненными ориентациями.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме изучения показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связи показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками.
3. Проанализировать полученные в ходе диагностики результаты и интерпретировать выявленные связи показателей профессиональной идентичности с личностными характеристиками студентов.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Личный профессиональный план» (Е.А.Климов, Л.Б.Шнейдер)
2. Опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов (авторская разработка У. С. Родыгиной)
3. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
4. Методика «Ценностный опросник» (Ш. Шварц).
5. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена.
В исследовании приняли участие 34 студента выпускных курсов факультета педагогики, психологии и социальных наук ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».
Профессиональная идентичность представляет собой характеристику субъекта, который выбрал и реализует определенный способ профессионального взаимодействия и на этом основании приобретает смысл самоуважения через выполнение этой деятельности [26]. Профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в профессиональной социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения, межгрупповой дискриминацией и т.д.
Изучением проблемы профессиональной идентичности, самоопределения и профессионального роста занимались такие ученые, как Л.Б. Шнейдер, Т.С. Березина, Ю.П. Поваренков, Е.П. Ермолаева, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Д.И. Завалишина, В.И. Павленко и др.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования заключается в изучении показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками для использования полученных диагностических данных при работе со студентами.
Объект исследования: профессиональная идентичность, личностные характеристики.
Предмет исследования: показатели профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками.
Гипотеза исследования: существует связь показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками: самооценкой, ценностными ориентациями,
смысложизненными ориентациями.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме изучения показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связи показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками.
3. Проанализировать полученные в ходе диагностики результаты и интерпретировать выявленные связи показателей профессиональной идентичности с личностными характеристиками студентов.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Личный профессиональный план» (Е.А.Климов, Л.Б.Шнейдер)
2. Опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов (авторская разработка У. С. Родыгиной)
3. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
4. Методика «Ценностный опросник» (Ш. Шварц).
5. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена.
В исследовании приняли участие 34 студента выпускных курсов факультета педагогики, психологии и социальных наук ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».
Целью представленной выпускной квалификационной работы являлось изучение показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками для использования полученных диагностических данных при работе со студентами.
В данной работе были проанализированы теоретические данные по проблеме изучения показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками; проведено диагностическое исследование по выявлению связи показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками; проанализированы полученные в ходе диагностики результаты и интерпретированы выявленные связи показателей профессиональной идентичности с личностными характеристиками студентов.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что существует связь показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками:
самооценкой, ценностными ориентациями, подтвердилась.
В данной работе были проанализированы теоретические данные по проблеме изучения показателей профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками; проведено диагностическое исследование по выявлению связи показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками; проанализированы полученные в ходе диагностики результаты и интерпретированы выявленные связи показателей профессиональной идентичности с личностными характеристиками студентов.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что существует связь показателей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками:
самооценкой, ценностными ориентациями, подтвердилась.
Подобные работы
- «Показатели профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ - ЮРИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ РАЗНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ ТиПО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Изучить особенности профессионального самоопределения у студентов 4 курса обучающихся на педагогических специальностях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ
ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Связь показателей мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь психологического благополучия с личностными характеристиками (Новосибирский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019



