Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Дидактические основы использования компьютерных программ в процессе обучения 5
1.1 Педагогические аспекты компьютеризации обучения иностранным языкам 5
1.2 Компьютерная программа как средство обучения иностранным языкам 13
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Практические основы использования компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе 25
2.1 Возможности компьютерных программ Power Point,
LearningApps, Puzzle English для обучения английскому языку в средней школе 25
2.2 Конспект урока английского языка в 5 классе с использованием
компьютерных обучающих программ 33
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список литературы 55
Приложение
Глава 1. Дидактические основы использования компьютерных программ в процессе обучения 5
1.1 Педагогические аспекты компьютеризации обучения иностранным языкам 5
1.2 Компьютерная программа как средство обучения иностранным языкам 13
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Практические основы использования компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе 25
2.1 Возможности компьютерных программ Power Point,
LearningApps, Puzzle English для обучения английскому языку в средней школе 25
2.2 Конспект урока английского языка в 5 классе с использованием
компьютерных обучающих программ 33
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список литературы 55
Приложение
Актуальность исследования. Необходимость достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов, связанных с появлением новых образовательных стандартов, объясняет новые требования к организации процесса обучения, в том числе иностранным языкам, при котором объяснительная функция педагога сменяется творческой деятельностью и самостоятельной работой по усвоению языкового и речевого материала.
С другой стороны, новые способы организации учебного процесса связаны с необходимостью применения новых средств обучения (в том числе технических) и новых учебно-дидактических материалов.
Важную роль в данном случае играют компьютерные обучающие программы, представляющие собой разновидность учебно-дидактических материалов и выступающие как эффективное средство обучения.
Компьютерные обучающие программы рассматриваются в литературе как разновидность информационно-коммуникационных средств обучения, предназначенных для достижения дидактических задач.
По мнению Т.И. Шамовой, компьютерные обучающие программы помогают организовывать продуктивную учебную деятельность обучающихся по усвоению иностранного языка, способствуют формированию языковых навыков и речевых умений [38].
Теоретические и практические аспекты применения компьютерных программ в процессе обучения рассмотрены в публикациях Р.Н. Абалуева, К.В. Александрова, Н.Ю. Гутаревой, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Л.П. Тумали и др.
Компьютерные программы обладают широкими функциональными возможностями, позволяют повысить самостоятельность и познавательную активность, формируют мотивацию, обеспечивают эффективное формирование языковых умений и речевых навыков.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость использования компьютерных программ как разновидности учебно-дидактических материалов и эффективного средства обучения иностранным языкам.
Задачи исследования:
- Выявить педагогические аспекты компьютеризации обучения иностранным языкам;
- Охарактеризовать компьютерную программу как средство обучения иностранным языкам;
- Описать возможности компьютерных программ Power Point, LearningApps, Puzzle English для обучения английскому языку в средней школе.
- Разработать конспект урока английского языка в 5 классе с использованием компьютерных обучающих программ.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в средней школе с использованием компьютерных программ.
Предмет исследования - компьютерная программа как средство обучения иностранным языкам.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, изучение литературы по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конспекта урока английского языка в 5 классе с использованием компьютерных программ Power Point, LearningApps, Puzzle English.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, отражающих теоретические и практические аспекты исследования, заключения, списка литературы, приложения.
С другой стороны, новые способы организации учебного процесса связаны с необходимостью применения новых средств обучения (в том числе технических) и новых учебно-дидактических материалов.
Важную роль в данном случае играют компьютерные обучающие программы, представляющие собой разновидность учебно-дидактических материалов и выступающие как эффективное средство обучения.
Компьютерные обучающие программы рассматриваются в литературе как разновидность информационно-коммуникационных средств обучения, предназначенных для достижения дидактических задач.
По мнению Т.И. Шамовой, компьютерные обучающие программы помогают организовывать продуктивную учебную деятельность обучающихся по усвоению иностранного языка, способствуют формированию языковых навыков и речевых умений [38].
Теоретические и практические аспекты применения компьютерных программ в процессе обучения рассмотрены в публикациях Р.Н. Абалуева, К.В. Александрова, Н.Ю. Гутаревой, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Л.П. Тумали и др.
Компьютерные программы обладают широкими функциональными возможностями, позволяют повысить самостоятельность и познавательную активность, формируют мотивацию, обеспечивают эффективное формирование языковых умений и речевых навыков.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость использования компьютерных программ как разновидности учебно-дидактических материалов и эффективного средства обучения иностранным языкам.
Задачи исследования:
- Выявить педагогические аспекты компьютеризации обучения иностранным языкам;
- Охарактеризовать компьютерную программу как средство обучения иностранным языкам;
- Описать возможности компьютерных программ Power Point, LearningApps, Puzzle English для обучения английскому языку в средней школе.
- Разработать конспект урока английского языка в 5 классе с использованием компьютерных обучающих программ.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в средней школе с использованием компьютерных программ.
Предмет исследования - компьютерная программа как средство обучения иностранным языкам.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, изучение литературы по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конспекта урока английского языка в 5 классе с использованием компьютерных программ Power Point, LearningApps, Puzzle English.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, отражающих теоретические и практические аспекты исследования, заключения, списка литературы, приложения.
Данное исследование посвящено обоснованию необходимости использования компьютерных программ как разновидности учебно-дидактических материалов и выступающих как эффективное средство обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Глава 1 посвящена выявлению дидактических основ использования компьютерных программ в процессе обучения.
В частности, в параграфе 1.1 рассмотрены педагогические аспекты компьютеризации обучения иностранным языкам.
Отмечается, что компьютеризация обучения - это использование компьютеров в учебно-воспитательном процессе как способ достижения различных целей (образовательных, воспитательных, развивающих). Использование компьютера как технического средства обучения имеет ряд преимуществ: значительный объем памяти компьютера, быстродействие и реактивность, диалоговый режим взаимодействия, обратная связь с учащимися, адаптивность, формирование прочных навыков-автоматизмов путем многократного воспроизведения материала, моментальное получение и обработка ответов учащихся, их анализ и пр.
Тем не менее, роль компьютера в учебном процессе не может быть абсолютизирована. Мнение о том, что компьютер может заменить педагога и привести к исчезновению традиционной формы обучения ошибочно.
Использование компьютеров в процессе обучения иностранным языкам имеет некоторые особенности. Отдельные методисты (Т. В. Азиатцева и др.) ставят под сомнение возможности применения компьютерных программ при обучении продуктивным видам речевой деятельности. Однако, дальнейшее знакомство с содержанием компьютерных программ позволяет утверждать, что это возможно.
В параграфе 1.2. компьютерная программа охарактеризована нами как эффективное средство обучения иностранным языкам.
Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Т.А. Поскребышева отмечает, что компьютерная обучающая программа - это «программное средство, предназначенное для решения определенных педагогических задач, имеющее предметное содержание и ориентированное на взаимодействие с обучаемым».
Существует множество классификаций компьютерных обучающих программ:
- по способу программирования (линейные, разветвленные, смешанные (комбинированные));
- по цели и задачам обучения, возможности интеграции в учебный процесс, степени самостоятельности и активности обучающихся (тренировочные, тьютерские, моделирующие, игровые, тестирующие);
- по структуре программы и типу обратной связи (обучающие, контролирующие, контрольно-корректировочные)
- по соотношению их содержания с существующими учебными курсами (автономные и локальные).
Компьютерные обучающие программы по иностранным языкам предполагают порционную подачу/презентацию языкового материала (фонетического, лексического, грамматического), его пошаговую отработку (дриллинг) по заданному алгоритму, контроль и оказание помощи / консультация в случае необходимости.
М.А. Кочергина, Е.В. Егорова, ориентируясь на методическое назначение программ, описывают следующие виды:
- Компьютерные программы, предназначенные для изучения различных аспектов языка (фонетики, лексики, грамматики).
- Компьютерные программы, предназначенные для формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности (чтении, письме, говорении, аудировании).
- Лингвострановедческие и страноведческие компьютерные программы
Глава 2 посвящена выявлению практических основ использования компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
В частности, в параграфе 2.1 были описаны возможности компьютерных программ Power Point, LearningApps, Puzzle English для обучения английскому языку в средней школе.
Выбор данных программ объясняется их применением в период прохождения педагогической практики (февраль-март 2022 г.) в МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы.
Программа Microsoft Office PowerPoint является одной из офисных программ для операционной системы Windows, широко используется в учебно-воспитательном процессе, но сама по себе не носит обучающий характер. Программа не требует регистрации, скачивания, установки. Она доступна каждому пользователю компьютера и бесплатна. Программа предназначена для разработки презентаций, оснащена большим набором соответствующих инструментов. На уроках английского языка презентация PowerPoint применяется на этапе ознакомления с новым языковым материалом, тренировки, применения как опора для построения устных или письменных высказываний. В качестве недостатков программы Microsoft Office PowerPoint можно отметить необходимость оборудованного классного кабинета компьютером, мультимедийным проектором и экраном или интерактивной доской.
Онлайн-платформа LearningApps в основном бесплатна, проста в использовании, имеет ярко выраженную образовательную направленность. Это коллекция авторских интерактивных учебно-дидактических материалов из различных предметных областей, в том числе предметной области «Английский язык». Педагог также может разрабатывать задания самостоятельно, используя 21 интерактивный шаблон. С другой стороны, LearningApps позволяет организовывать учебный процесс в режиме реального времени (виртуальный класс), что особенно важно в условиях дистанционного обучения. Недостатками программы LearningApps являются опечатки и ошибки в разработанных заданиях, т.к. их грамотность и корректность никто не контролирует. Использование данной программы без сети Интернет невозможно.
Puzzle English представляет собой набор видеоматериалов, которые сопровождаются интерактивными заданиями. Программа имеет ярко выраженную образовательную направленность и содержит много тренировочных заданий. Важным моментом является использование аутентичных материалов, на основе живой разговорной речи. Но программа больше не имеет бесплатного доступа и может быть только рекомендована учащимся.
В параграфе 2.2 представлен конспект урока английского языка в 5 классе с использованием компьютерных обучающих программ, проведенный в период педагогической практики в МБОУ СОШ №65/23 г. Пензы. Использование компьютерных программ Power Point, LearningApps, Puzzle English для обучения английскому языку в 5 классе разнообразило учебный процесс, позволило усилить коммуникативную направленность урока, стимулировало познавательный интерес и познавательную активность учащихся.
Таким образом, компьютерные программы, являются важным источником учебно-дидактических материалов и выступают как эффективное средство обучения английскому языку в средней школе.
Глава 1 посвящена выявлению дидактических основ использования компьютерных программ в процессе обучения.
В частности, в параграфе 1.1 рассмотрены педагогические аспекты компьютеризации обучения иностранным языкам.
Отмечается, что компьютеризация обучения - это использование компьютеров в учебно-воспитательном процессе как способ достижения различных целей (образовательных, воспитательных, развивающих). Использование компьютера как технического средства обучения имеет ряд преимуществ: значительный объем памяти компьютера, быстродействие и реактивность, диалоговый режим взаимодействия, обратная связь с учащимися, адаптивность, формирование прочных навыков-автоматизмов путем многократного воспроизведения материала, моментальное получение и обработка ответов учащихся, их анализ и пр.
Тем не менее, роль компьютера в учебном процессе не может быть абсолютизирована. Мнение о том, что компьютер может заменить педагога и привести к исчезновению традиционной формы обучения ошибочно.
Использование компьютеров в процессе обучения иностранным языкам имеет некоторые особенности. Отдельные методисты (Т. В. Азиатцева и др.) ставят под сомнение возможности применения компьютерных программ при обучении продуктивным видам речевой деятельности. Однако, дальнейшее знакомство с содержанием компьютерных программ позволяет утверждать, что это возможно.
В параграфе 1.2. компьютерная программа охарактеризована нами как эффективное средство обучения иностранным языкам.
Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Т.А. Поскребышева отмечает, что компьютерная обучающая программа - это «программное средство, предназначенное для решения определенных педагогических задач, имеющее предметное содержание и ориентированное на взаимодействие с обучаемым».
Существует множество классификаций компьютерных обучающих программ:
- по способу программирования (линейные, разветвленные, смешанные (комбинированные));
- по цели и задачам обучения, возможности интеграции в учебный процесс, степени самостоятельности и активности обучающихся (тренировочные, тьютерские, моделирующие, игровые, тестирующие);
- по структуре программы и типу обратной связи (обучающие, контролирующие, контрольно-корректировочные)
- по соотношению их содержания с существующими учебными курсами (автономные и локальные).
Компьютерные обучающие программы по иностранным языкам предполагают порционную подачу/презентацию языкового материала (фонетического, лексического, грамматического), его пошаговую отработку (дриллинг) по заданному алгоритму, контроль и оказание помощи / консультация в случае необходимости.
М.А. Кочергина, Е.В. Егорова, ориентируясь на методическое назначение программ, описывают следующие виды:
- Компьютерные программы, предназначенные для изучения различных аспектов языка (фонетики, лексики, грамматики).
- Компьютерные программы, предназначенные для формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности (чтении, письме, говорении, аудировании).
- Лингвострановедческие и страноведческие компьютерные программы
Глава 2 посвящена выявлению практических основ использования компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
В частности, в параграфе 2.1 были описаны возможности компьютерных программ Power Point, LearningApps, Puzzle English для обучения английскому языку в средней школе.
Выбор данных программ объясняется их применением в период прохождения педагогической практики (февраль-март 2022 г.) в МБОУ СОШ № 65/23 г. Пензы.
Программа Microsoft Office PowerPoint является одной из офисных программ для операционной системы Windows, широко используется в учебно-воспитательном процессе, но сама по себе не носит обучающий характер. Программа не требует регистрации, скачивания, установки. Она доступна каждому пользователю компьютера и бесплатна. Программа предназначена для разработки презентаций, оснащена большим набором соответствующих инструментов. На уроках английского языка презентация PowerPoint применяется на этапе ознакомления с новым языковым материалом, тренировки, применения как опора для построения устных или письменных высказываний. В качестве недостатков программы Microsoft Office PowerPoint можно отметить необходимость оборудованного классного кабинета компьютером, мультимедийным проектором и экраном или интерактивной доской.
Онлайн-платформа LearningApps в основном бесплатна, проста в использовании, имеет ярко выраженную образовательную направленность. Это коллекция авторских интерактивных учебно-дидактических материалов из различных предметных областей, в том числе предметной области «Английский язык». Педагог также может разрабатывать задания самостоятельно, используя 21 интерактивный шаблон. С другой стороны, LearningApps позволяет организовывать учебный процесс в режиме реального времени (виртуальный класс), что особенно важно в условиях дистанционного обучения. Недостатками программы LearningApps являются опечатки и ошибки в разработанных заданиях, т.к. их грамотность и корректность никто не контролирует. Использование данной программы без сети Интернет невозможно.
Puzzle English представляет собой набор видеоматериалов, которые сопровождаются интерактивными заданиями. Программа имеет ярко выраженную образовательную направленность и содержит много тренировочных заданий. Важным моментом является использование аутентичных материалов, на основе живой разговорной речи. Но программа больше не имеет бесплатного доступа и может быть только рекомендована учащимся.
В параграфе 2.2 представлен конспект урока английского языка в 5 классе с использованием компьютерных обучающих программ, проведенный в период педагогической практики в МБОУ СОШ №65/23 г. Пензы. Использование компьютерных программ Power Point, LearningApps, Puzzle English для обучения английскому языку в 5 классе разнообразило учебный процесс, позволило усилить коммуникативную направленность урока, стимулировало познавательный интерес и познавательную активность учащихся.
Таким образом, компьютерные программы, являются важным источником учебно-дидактических материалов и выступают как эффективное средство обучения английскому языку в средней школе.
Подобные работы
- «Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе»
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Мультимедийные обучающие программы как средство обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в
средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Использование мультимедийных программ в обучении иноязычной лексике в средней общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальном этапе обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Изучение британской культуры на старшем этапе обучения английскому языку
в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Обучение грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Формирование лексических навыков учащихся 4 классов с использованием игр в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Компьютерные технологии в формировании коммуникативных
навыков на уроках английского языка в средних классах
общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017



