Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические проблемы массовой культуры
1.1. Анализ понятия «массовая культура» и ее структура 12
1.2. Исторический генезис и этапы развития массовой культуры 20
1.3. Теории массовой культуры 30
Глава II. Содержание и роль массовой культуры на современном этапе развития общества
2.1. Взаимодействие массовой культуры и общества 40
2.2. Функции массовой культуры 45
2.3. Механизмы распространения массовой культуры в современном
обществе 53
2.4. Проблема соотношения массовой и экранной культуры 63
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании обществознания в средних общеобразовательных учреждениях на примере элективного курса «Массовая культура в современном обществе»
3.1. Рабочая программа элективного курса «Массовая культура в
современном обществе» 69
3.2. Конспект занятия в рамках элективного курса по теме «Роль СМИ в
жизни общества» 77
3.3. Приложение к занятию в рамках элективного курса по теме «Роль СМИ в жизни общества» 88
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 97
Актуальность темы. Массовая культура сложное и всестороннее явление, история формирования которого связана с целым рядом факторов. Роль и назначение массовой культуры, в развивающемся обществе, вступившем в постиндустриальный этап своего развития, постоянно возрастает, что связано, в том числе, с увеличением числа субъектов- потребителей и творцов этого вида культуры. Именно эти субъекты и являются его носителями.
Массовая культура является на данный период времени господствующим видом культуры. Она распространила свое влияние на широкие слои, прежде всего, это люди среднего и низкого достатка, т.е. подавляющее большинство населения. Поэтому нам важно проанализировать в данной работе тенденции развития массовой культуры, что, в свою очередь, это позволит лучше понять процессы, которые протекают в других сферах жизни общества.
Исследование проблем массовой культуры имеет особое значение на сегодняшний день. Данный вид культуры господствует на телевидении, в кино, в современной публицистике и литературе, оказывает большое влияние на образ жизни, нормы и правила поведения людей, т.е. на все, что окружает современного человека и является основой его повседневной жизни.
Проблема зарождения и развития массовой культуры тесно связана с развитием средств массовой коммуникации (СМК). На сегодняшний день они быстро и активно развиваются. СМК, во-первых, содействуют передаче и пропаганде продукции массовой культуры в обществе, а, во-вторых, влияют на мировоззрение и социальные установки человека постиндустриальной эпохи.
Социально-культурная ситуация в нашей стране обостряется возросшим влиянием «новой» культуры на сознание и мировоззрение людей.
Проблема объективности интерпретации средствами массовой информации событий и явлений в нашей стране и за ее пределами является очень актуальной. Медиакультура рассматривается как средство манипуляции и пропаганды в российском обществе тех установок, которые выгодны власти, либо тех, которые она считает полезными для общества.
В современной науке существует разветвленный понятийный аппарат, касающийся термина «массовая культура». В данной магистерской диссертации указанный термин будет рассматриваться как специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.
Объект исследования - массовая культура как неотъемлемый элемент духовной сферы общества.
Предмет исследования - эволюция массовой культуры как целостного специфического феномена постиндустриального общества, обладающего сложной структурой, разнообразными функциональными проявлениями и выступающего в современном культурном пространстве в качестве одной из наиболее распространенных форм существования культуры. Одной из составляющих предмета исследования стал механизм ее распространения в современном обществе, другой - проблема соотношения массовой и экранной культуры.
Методологическая основа. Трудность выбора методологических основ и соответствующих источников исследования состояла в том, что длительное время в отечественной науке приоритетным было марксистско- ленинское понимание общественного развития и человеческой жизнедеятельности. В современной культурологии приобрел большую значимость поиск более адекватной методологии изучения духовной культуры. Мы стремились использовать то, что достигнуто в процессе этого поиска, в частности, учет роли подсознания в решении человеком экзистенциальных проблем, а также значения аксиологических аспектов его жизнедеятельности. Вместе с тем мы исходили из того, что одной из сильных сторон диалектико-материалистического метода является конкретно¬исторический подход к изучаемым явлениям, и стремились анализировать массовую культуру в социально-историческом контексте. Существенную роль при разработке теоретико-методологических основ исследования играли концептуальные положения экзистенциализма (Н. Бердяев, X. Ортега-и- Гассет); теории «коллективного бессознательного» и «сублимации» (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
Для обоснования ряда важнейших выводов исследования привлекались: концепция Р. Хогарта о существовании «живой» и «неживой» культуры; теория постиндустриального общества Д. Белла; культурологические концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, А. Моля.
Основными методами исследования являются: метод системного анализа, контент-анализ научной литературы, сопоставительный метод.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в условиях американизации и глобализации массовой культуры необходим поиск новых подходов к изучению российской массовой культуры для определения ее специфических отличительных признаков.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть задействованы для изменения старых и установления новых принципов государственной культурной политики, касающихся, прежде всего, средств массовой коммуникации и информации. Результаты исследования могут быть полезны для учителей обществознания при использовании их на уроках, факультативных и элективных занятиях по предмету в 10-11 классах.
Научная новизна магистерской диссертации определяется тем, что в ней обосновывается и анализируется синтетический подход к изучению массовой культуры, нацеленный на раскрытие ее сущности и форм воплощения последней в духовной жизни современного общества. Обосновывается понимание массовой культуры как органического компонента социокультурной ситуации, который выполняет функции, обусловленные реальными потребностями общества на определенном этапе его развития.
До сегодняшнего времени в научной литературе практически не исследован феномен экранной культуры, которую обществоведы без глубокого анализа сходства и отличий относят к массовой. Автор настоящего исследования провел комплексный анализ сущностных характеристик экранной культуры и пришел к собственным, оригинальным выводам.
Элементы новизны имеются в систематизации функций и в анализе механизма их реализации в специфических условиях нашей страны. В диссертации решается задача объективной оценки массовой культуры, учитывающей присущие ей внутренние противоречия, и несовместимой с ее однобокими трактовками как позитивного, так и негативного характера.
Цель исследования - раскрыть ключевые направления воздействия массовой культуры в условиях активного влияния средств массовой коммуникации на современный социум.
Для достижения поставленной цели магистерской диссертации, необходимо выполнить следующие задачи:
- представить основные этапы возникновения и развития массовой культуры в мировом масштабе;
- установить объективные и субъективные условия генезиса и эволюции массовой культуры;
- провести анализ основных подходов к изучению массовой культуры;
- проанализировать содержание понятия «массовая культура»;
- раскрыть наиболее важные функции массовой культуры;
- охарактеризовать основные механизмы производства, распределения и потребления продукции массовой культуры;
- проанализировать роль новых технологий и средств массовой коммуникации в этих процессах;
- установить отличительные черты и характеристики, свойственные современной массовой культуре;
- рассмотреть воздействие процесса глобализации на развитие российской массовой культуры.
Степень научной разработанности темы.
Массовая культура явление неоднозначное. Именно поэтому многие деятели науки и культуры пытаются в нем разобраться. Массовая культура стала предметом изучения для множества отраслей гуманитарных наук. Но содержание этих работ часто характеризуется противоположными выводами либо противоречивостью.
Массовая культура как явление возникла в XIX веке. Это связано с научно-техническим прогрессом. Само название «массовая культура» было введено в научный оборот в 40-е годы XX века и использовалось для обозначения продукции, доступной всем слоям общества.
Первые труды по проблеме массовой культуры принадлежат зарубежным философам и психологам, здесь можно выделить: О. Шпенглера1, X. Ортеги-и-Гассета, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга.
Рассмотрим работы теоретиков Франкфуртской школы, а именно О. Шпенглера и Э. Юнгера . Они признают разрушительное влияние новой культуры на сознание человека и общества в целом и трактуют ее в основном как культуру рабочую, культуру необразованных слоев населения. Появление такого вида культуры философы связывают с научно¬техническим прогрессом. Философы и мыслители Франкфурстской школы негативно относятся к новому явлению «массовой культуры» и выявляют в данном феномене лишь негативные аспекты.
В философских трудах Х. Ортеги-и-Гассета массовая культура объясняется как культура социальная, культура масс. Главным в обществе является средний человек, он убежден в своей ценности для общества, он думает, что обязательно достигнет общественного признания, а также он рассматривает свои идеалы об эстетических и нравственных ценностях как абсолютные. Х. Ортеги-и-Гассета видит причину культурного кризиса в восстании масс, навязывании ими своей системы ценностей творческой элите. Философ полностью согласен с теоретиками Франкфуртской школы, что массовая культура налагает лишь негативный отпечаток на европейскую культуру1.
Отрицательные представления о новом виде культуры нашли свои отражения в трудах М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Э. Фромма, В. Беньямина, Г. Маркузе. В работах мыслителей и философов акцентируется внимание на том, что массовая культура формирует нового «одномерного» человека (по Г. Маркузе), находящегося в отдаленности от результатов своего труда, общества и самого себя.
Большое количество работ принадлежат представителям западной гуманитарной мысли, а именно Т. Адорно, Д. Белл, Г. Лебон, Р. Миллс, Г. Г. Тард, О. Хаксли. Связано это с тем, что на Западе научно-технический прогресс произошел раньше и быстрее, чем в нашей стране. Следовательно, и научных трудов и концепций по проблеме феномена массовой культуры на Западе будет больше. Но стоит заметить, что взгляды на новый культурный феномен у многих авторов кардинально отличаются и разнятся между собой, одни ученые утверждают о положительном влиянии новой культуры на массы, другие видят лишь негативный аспект такого воздействия.
С 70-х гг. ХХ века формируется новый взгляд на массовую культуру, который несет в себе положительную оценку. В работах Д. Белла, А. Турена1, Турена1, Э. Тоффлера и др. массовая культура обсуждается с точки зрения социальных преобразований: а именно перехода на более качественный этап социального развития, от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Это приводит к трансформации массовой культуры, она вбирает в себя свойства народной и элитарной культуры и обретает всеобщий характер.
В конце ХХ века выделяется течение постмодернистов: Р. Барта , М. Фуко , Ж. Делеза, Ф. Гваттари , Ж. Бодрийяра и др. Они доказывали, что что массовая культура необходима для социума, так как выполняет ряд важных функций, что свидетельствует о ее значимости.
В диссертации рассмотрены не только труды зарубежных авторов, но и работы крупнейших русских философов и социологов рубежа XIX - XX веков: H.A. Бердяева , Б.П. Вышеславцева , П.А. Сорокина .
В современной России повышается внимание ученых к проблемам массовой культуры. Начиная с 1980-х годов и заканчивая современностью, многие ученые, философы, писатели, проявляют интерес именно к проблеме развития отечественной массовой культуры. Среди них: Б.С. Ерасов , З.В. Сикевич11, В.А. Семенов и др.
Среди российских исследователей рубежа XX-XXI веков, обратившихся к проблеме сущности и особенностям массовой культуры, выделяют: Е.П. Савруцкую1, Е.И. Кузнецову , К. Акопяна , Н. Маньковскую , Н. Маньковскую4, Е.Г. Соколова , Е.Н. Шапинскую и многих других.
Значительный интерес представляет работа А.В. Костиной «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» . Автор рассуждает об изменении массовой культуры, о ее переходе на новый качественный, постиндустриальный уровень. У нового вида культуры появляются важные функции: адаптации и идентификации, влияющие на становление человека как личности. А.В. Костина утверждает, что массовая культура превращается в лидирующий вид культуры.
Такое разнообразие концепций по проблеме массовой культуры объясняется следующими причинами: 1) Понимание значения влияния массовой культуры на общество колеблется от критического (Адорно, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет) до нейтрального и даже положительного (Д. Белл, Э. Шиллз). 2) Существуют различные мнения на проблему взаимосвязи и взаимовлияния массовой культуры и массовых коммуникаций. 3) Явление массовой культуры - сложный процесс для изучения, т.к. данный феномен обладает особой изменчивостью. 4) Явление массовой культуры многогранно, существует огромное количество определений данного понятия, они разнятся в современной отечественной и западной науке, также до конца не определено соотношение понятий «массовая культура» и «популярная культура», «массовое» и «элитарное».
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в выступлении на научно-практической конференции «XVIII Лебедевские чтения» (апрель 2017 г.), опубликованном в качестве статьи «История возникновения и развития массовой культуры». Две работы были опубликованы в сборнике статей V и VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории, политики и права»: «Негативное влияние массовой культуры на современный социум» (2017 г.) и «Экранная культура и ее влияние на личность и социум» (2018 г.).
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Изученная нами проблема массовой культуры и ее влияние на современный социум не утратила своей актуальности в настоящее время, она соответствует потребности теоретического осмысления современной культурной жизни. Распространение данного феномена позволяет говорить о безоговорочном доминировании массовой культуры в постиндустриальном обществе, она подчинила себе все сферы жизни и деятельности человека, а также взяла под свое покровительство огромное количество людей, ориентированных на ее ценности.
Феномен массовой культуры, представленный в магистерском исследовании, трактуется как специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Это определенный способ познания и адаптации к действительности, происходящей в условиях постиндустриального общества. Это специфическое явление, которое помогает распространению культурных ценностей в массы.
Массовая культура коренным образом отличается от других видов культур, в первую очередь, тем, что она ориентируется на среднего человека, преподносит свою продукцию, исходя из его потребностей и вкусовых предпочтений. Новый вид культуры обладает повышенной гибкостью, она способно изменять и придавать новую форму артефактам, созданных в рамках других культур и представлять их с новой стороны для массового потребления. Продукты массовой культуры становятся доступны потребителю, благодаря средствам массовой коммуникации, которые являются главными каналами распространения артефактов, ценностей нового вида культуры. Отличительным является тот факт, что массовая культура имеет коммерческую направленность, ее главной целью выступает получение денежного вознаграждения за произведенный продукт. Массовая культура имеет собственный знаковый код и способна создавать свою символическую надстройку над реальной жизнью, многие люди воспринимают ее как подлинную реальность или ее полноценный заменитель. Таким образом, массовая культура - это абсолютно новый, самобытный, непохожий не на один вид культуры.
Массовая культура обладает широким набором функций: идеологическая, адаптационная, рекреативная, социализирующая, коммуникативная, рубрикационная, трансляционная. Каждая из них помогает человеку в повседневной жизни и деятельности, ведь общество динамично и не стоит на месте, появляются множество факторов, которые являются причинами психоэмоциональных перегрузок человека (а именно урбанизация, усложнение социальных функций личность, повышенная плотность информационной среды, высокий уровень социальной мобильности). Эти и другие процессы и явления повлияли на функциональный набор массовой культуры, где приоритет смещается в сторону поддержания равновесия социальной системы. Важнейшая функция массовой культуры - это способность органично включить человека в общественные отношения, осуществить унификацию человеческой субъективности, создавать иллюзию равенства между людьми и универсальности их проблем.
Многие люди не обладают достаточным уровнем образования и достатка, чтобы потреблять продукты высокой, элитарной культуры (художественной, научной или философской), следовательно, она открывается и является доступной для ограниченного количества людей, а вот массовая культура может эти знания трансформировать, упрощать и предоставлять массе, тем самым осуществлять связь между обыденным и специализированным знанием. Массовая культура стала необходимой для общества, она доступна абсолютно всем его членам вне зависимости от социального статуса и степени включенности в профессиональную систему знания. Однако массовой культуре свойственна мифологизация реальности, которая является на сегодняшний день одной из главных форм управления человеческим сознанием. Данное воздействие в современном обществе происходит благодаря каналам массовой культуры - средствам массовой коммуникации.
Принципиально важен вопрос и о временных границах возникновения и формирования массовой культуры. Как мы выяснили ее зачатки уходят в глубокое прошлое, но нельзя сказать, что именно тогда появилась массовая культура в современном понимании. Массовая культура неразрывно связана с научно-техническим прогрессом и появлением новейших коммуникационных технологий, следовательно, хронологические рамки новой культуры преимущественно ограничиваются XX веком. Массовая культура - специфический феномен, связанный с информационными технологиями, через которые происходит формирования основных ценностей и установок.
Массовая культура способна приспособить любую информацию под режим массмедиа и привести к разрушению реальности, т.е. новый вид культуры создает символическую надстройку над константной реальностью, которую многие люди воспринимают как подлинную.
Такая возможность связана с тем, что унифицированные символические пространства, формируемые средствами массовой коммуникации, не менее убедительны, чем реальность пребывания, а граница между ними весьма условна и проницаема: часто информация, исходящая из теле- или компьютерной виртуальной реальности, погружающей потребителя в специфические состояния и навязывающей ему особые типы существования, представляется более убедительной, чем событийность повседневности. Погружение в данное виртуальное пространство приводит к перестройке перцептивного аппарата человека, который под воздействием кратковременных, эстетически и этически неоднородных блоков информации, перестраивается на особый виртуальный режим, в котором одинаковым статусом начинают обладать принципиально разные явления. Информация при этом перестает являться носителем подлинности, превращаясь в самостоятельную сущность, наряду с веществом и энергией. Экранные образы моделируют реальность и программируют деятельность человека, задавая социальное пространство и социальное время и выступая в качестве одного из важнейших инструментов формирования системы ценностей, стереотипов поведения и самой идентификации личности.
Средства массовой информации в современной жизни пользуются весьма широкой самостоятельностью. Они способствуют формированию механизмов управления, складыванию приоритетов и ценностей в информационном обществе. Это достигается через процессы внедрения и навязывания определенной точки зрения, вещей, продуктов и многого другого. Особо наглядно идет осуществление этих процессов через телевидение и рекламу.
Развитие общества и появления новых технологий привело к изменению форм межличностного общения. На смену живому общению приходит телефон, Интернет, электронная почта. Несомненно, это упрощает сам процесс, делая его более увлекательным, но это лишает людей непосредственных эмоциональных переживаний, а разговоры превращаются в набор сухих слов без ярко выраженной эмоциональной оценки.
На сегодняшний день выявлен объективный характер воздействия медиакультуры на социальную жизнь личности и общества в целом. Медиакультура, прежде всего, средствами массовой информации приобщает человека к участию в общественной жизни, способствует его самоутверждению, освоению различных социальных ролей и т. д. Установлена также и система ценностей определяющих ее критериев. Она
регулирует человеческие стремления и поступки, предлагает возможности для оценивания действий других, общественной жизни как таковой, социальной пригодности человека или групп.
Массовая культура обладает как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, она способствует распространению в обществе социокультурных инноваций, создает дополнительные удобства и комфорт в повседневной жизни. А с другой стороны, массовая культуры манипулирует сознанием людей, разрушает старые ценности, стандартизирует и унифицирует личность и формирует общество потребления.
Продукты культуры - фильмы, книги, музыка сейчас являются товаром. Их главная цель не образовывать, вдохновлять, привносить что-то новое в общество, формировать определенные установки, как это было в предыдущую эпоху, а получать прибыль, несмотря на примитивность и бедность интеллектуального содержания.
Систематическое нахождение индивида в состоянии потребления «культурной продукции» ведет к подавлению его личности, т.к. от него не требуют какой-либо активности (например, аналитической), кроме покупательской. Можно сказать, что вся «культурная продукция» невероятно стандартизирована.
Таким образом, в настоящее время происходит деградация современного общества, так как люди находятся под влиянием массовой культуры, и происходят изменения психологических, поведенческих и мировоззренческих качеств людей.
С целью снижения негативного воздействия массовой культуры сегодня, все чаще появляется мнение о необходимости сближения ценностей массовой культуры с общемировыми ценностями, т.е. сближение с моралью, с идеалами гуманизма, справедливостью, которые являются абсолютным образцом для всех людей. Действительно, это оптимальный вариант решения проблемы. Если в области культуры станет осуществляться целенаправленная, последовательная политика, направленная на сближение ценностей массовой культуры с общечеловеческими ценностями, то это приведет к уменьшению количества и степени рисков, связанных с влиянием массовой культуры в обществе.
1. Акопян, К.З. Массовая культура: учебное пособие для вузов социально-гуманитарного профиля / К. З. Акопян. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 301 с.
2. Аронсон, Э., Пратканис, Э.Р. Современные технологии влияния и убеждения. Эпоха пропаганды / Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис. - СПб.: «Прайм Еврознак», 2008. - 384 с.
3. Артемьева, Т.В., Микешин, М.И. Философский век. Наука о морали: Дж. Бентам и Россия / Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. - СПб.: Интеграция, 1999. - 366 с.
4. Барт, Р. Смерть автора / Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1989. - 416 с.
5. Brzezinski, Z. Between two ages. America’s role in the technotronic era. N. Y., 1970. P. 50.
6. Белл,Д. Конецидеологии / Пер. Поломошнов Б. - М.: Стрельбицький, 2016. - 54 с.
7. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. - М.: РГГУ, 2012. - 235 с.
8. Бердяев, Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. - М.: АСТ, 2002. - 333 с.
9. Брайант, Д., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.
10. Ванн, Д., Нэйлор, Т., Де Грааф, Дж.. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру / Пер. с англ. Н. Макарова. - М.: Ультра. Культура, 2013. - 392 с.
11. Владимирова, М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения): монография / М.Б. Владимирова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 144 с.
12. Вышеславцев, Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения / Б.П. Вышеславцев. - М.: Астрель, 2006. - 1038 с.
13. Гиро, П. Быт и нравы древних римлян / П. Гиро. - СПб.: Алетейя, 2015. - 598 с.
14. Данилова, А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. 2-е изд. / А.А. Данилова. - М.: Добросвет, 2011. - 232 с.
15. Делез, Ж., Гватари, Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна / Пер. Я. Свирского. - Мн: Красико-Принт, 1996. - 35 с.
16. Дюркгейм, Э. Социология образования / Пер. с франц. Т.Г. Астаховой. - М.: ИНТОР, 2007. - 115 с.
17. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. / Б.С. Ерасов. - М.: АО «Аспект-пресс», 1994. - 238 с.
18. Ерохин, В.Г. Теория и история культуры. Курс лекций / В.Г. Ерохин. - Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 2008. - 182 с.
19. Захаров, А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ / А.В. Захаров // Вопросы философии. - 2003. - № 9. - С. 3-16.
20. Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс / С.А. Зелинский. - СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. - 280 с.
21. Иванов, К.А. Многоликое Средневековье / К.А. Иванов. - М.: Алетейа, 2011. - 432 с.
22. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. - М.: AdMarginem, 1997. - 588 с.
23. Карцева, Е.Н. Кич или Торжество пошлости / Е.Н. Карцева. - М.: Искусство, 2007. - 160 с.
24. Киуру, К.В. Медиаграмотность как социокультурная проблема: интерактивные методы формирования / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - C. 60-65.
25. Климова, Л.Е. Массовая культура и личность : Дис. ... канд. филос. наук / Л.Е. Климова.- Ставрополь: СГУ, 2005. - 146 с.
26. Кожаринова, А.Р. Массовая культура как средство манипуляции сознанием / А.Р. Кожаринова // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 5. - С. 128-131.
27. Костина, А.В. Массовая культура как феномен
постиндустриального общества / А.В. Костина. - М.: УРСС, 2005. - 350 с.
28. Крюков, Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством // Массовая культура на рубеже веков: сб. статей / под ред. Е.В. Дукова, Л.И. Левина. - СПб: Наука, 2015. - С. 148.
29. Кузнецова, Е.И. Политика и культура: историография проблемы (вторая половина XX в.) / Е.И. Кузнецова. - М.: Тровант, 2003. - 188 с.
30. Leavis F.R. Mass Civilization and Minority Culture. L., 1930.
31. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - М.: AST Publishers, 2016. - 240 с.
32. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М.: Ника-Центр, 2005. - 432 с.
33. Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М.: Жуковский, 2013. - 464 с.
34. Маньковская, Н.Б. Феномен постмодернизма: Художественно-эстетический ракурс / Н. Б. Маньковская. - М.: Центр гуманитарных
инициатив, 2009. - 495 с.
35. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М.: REFL-book, 2014. - 368 с.
36. Миллс, Р. Властвующая элита / Р. Миллс. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 844 с.
37. Мокряк, В.И., Морарь, А.Г., Хействер, А.В. Средства массовой информации и идеологическая борьба на современном этапе (Критика буржуазного «молдавоведения») / В.И. Мокряк, А.Г. Морарь, А.В. Хействер.
- Кишинёв: «Итиинца», 1983. - 120 с.
38. Московичи, С. Наука о массах. Психология масс. / Хрестоматия. - Самара, 2011. - 524 с.
39. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи / Пер. с фр. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998.
- 480 с.
40. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища / А.Ф. Некрылова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 191 с.
41. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова. - М.: Академический проект, 2004. - 480 с.
42. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х.Ортега-и-Гассет. - М.: АСТ, 2012. - 289 с.
43. Поликарпов, В.С. Закат Америки / В.С. Поликарпов. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 1999. - 249 с.
44. Попов, Н.П. Индустрия образов: Идеологическая функция средств массовой информации в США / Н.П. Попов. - М.: Политиздат, 1986. - 144 с.
45. Райнов, Б. Массовая культура / Б. Райнов. - М.: Прогресс, 1979. - 490 с.
46. Савруцкая, Е.П.Образ жизни и исторические формы общения / Е.П. Савруцкая. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. - 261 с.
47. Саенкова, Л.П. Массовая культура: эволюция зрелищных форм / Л.П. Саенкова. - Минск.: БГУ, 2003. - 123 с.
48. Семенов, В.А. Массовая культура в современном мире / В.А. Семенов. - СПб.: Знание, 1991. - 318 с.
49. Сикевич, З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социолога / З.В. Сикевич. - Л.: Лениздат, 1990. - 206 с.
50. Скрябина, Е.С., Приходько, Е.А. Массовая культура как форма современной культуры / Е.С. Скрябина, Е.А. Приходько // Успехи современного обществознания - 2013. - № 8. - С. 87-91.
51. Соколов, Е.Г. Аналитика масскульта / Е.Г. Соколов. - СПб.:Санкт- Петербургское философское общество, 2011. - 280 с.
52. Соколов, Е.Г. Массовая и немассовая культуры // Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Наука, 2015. - 387 с.
53. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 2002. - 543 с.
54. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. - М.: Астрель, 2006. - 619 с.
55. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард. - М.: Академический Проект, 2011. - 304 с.
56. Тард, Г. Публика и толпа. Фрагменты / Г. Тард// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. - 1995. - № 3. С. 150-162.
57. Турен, А. Возвращение человека действующего / А. Турен. - М.: Научный мир, 1998. - 206 с.
58. Тоффлер, Э. Шок будущего / Пер. с англ. Е. Руднева. - М.: АСТ, 2002. - 256 с.
59. Фасмер, М. Этимологический словарь. - М.: Прогресс, 2014. - 864 с. 3.http://www.baget1.ru/culture/high-culture.php(дата обращения 1.11.2018).
60. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2014. - 64 с.
61. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
62. Философский словарь. Грицанов А.А. Новейший философский словарь, 1999. - (http://fil.vslovar.org.ru/n_13_1.html).
63. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект, 2010. - 496 с.
64. Флиер, А.Я. Некультурные функции культуры / А.Я. Флиер. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.
65. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 38 с.
66. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2016. - 618 с.
67. Фуко, М. Воля к истине / М. Фуко. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.
68. Хаксли, О. Искусство и банальность / Пер. Зинкевич Н.А. - М.: Прогресс, 1986. - 483 с.
69. Хорина, Г.П. Идеология в системе культуры / Г.П. Хорина. - М: Изд-во РАН, 2007. - 303 с.
70. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Культурная индустрия. Просвещение как способ обмана масс / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 104 с.
71. Шапинская, Е.Н. Массовая культура. Теории и практики /
Е.Н. Шапинская. - М.: Академический проект, 2017. - 214 с.
72. Шапинская, Е.Н. Фредерик Джеймисон: постмодернизм как культурная логика позднего капитализма / Е.Н. Шапинская // Личность. Культура. Общество. - 2015. - № 2. - С. 358-374.
73. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 637 с.
74. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. 2008. - № 2. - С. 129-137.
75. Юнг, К. Психология бессознательного / К. Юнг. - М.: АСТ: Канон+, 1998. - 397 с.
76. Юнгер, Э. Рабочий. Господство и гештальт / Пер. А.В. ихайловский. - СПб.: Наука, 2000. - 540 с.