Массовая культура и ее влияние на современный социум
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические проблемы массовой культуры
1.1. Анализ понятия «массовая культура» и ее структура 12
1.2. Исторический генезис и этапы развития массовой культуры 20
1.3. Теории массовой культуры 30
Глава II. Содержание и роль массовой культуры на современном этапе развития общества
2.1. Взаимодействие массовой культуры и общества 40
2.2. Функции массовой культуры 45
2.3. Механизмы распространения массовой культуры в современном
обществе 53
2.4. Проблема соотношения массовой и экранной культуры 63
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании обществознания в средних общеобразовательных учреждениях на примере элективного курса «Массовая культура в современном обществе»
3.1. Рабочая программа элективного курса «Массовая культура в
современном обществе» 69
3.2. Конспект занятия в рамках элективного курса по теме «Роль СМИ в
жизни общества» 77
3.3. Приложение к занятию в рамках элективного курса по теме «Роль СМИ в жизни общества» 88
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 97
Глава I. Теоретико-методологические проблемы массовой культуры
1.1. Анализ понятия «массовая культура» и ее структура 12
1.2. Исторический генезис и этапы развития массовой культуры 20
1.3. Теории массовой культуры 30
Глава II. Содержание и роль массовой культуры на современном этапе развития общества
2.1. Взаимодействие массовой культуры и общества 40
2.2. Функции массовой культуры 45
2.3. Механизмы распространения массовой культуры в современном
обществе 53
2.4. Проблема соотношения массовой и экранной культуры 63
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании обществознания в средних общеобразовательных учреждениях на примере элективного курса «Массовая культура в современном обществе»
3.1. Рабочая программа элективного курса «Массовая культура в
современном обществе» 69
3.2. Конспект занятия в рамках элективного курса по теме «Роль СМИ в
жизни общества» 77
3.3. Приложение к занятию в рамках элективного курса по теме «Роль СМИ в жизни общества» 88
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 97
Актуальность темы. Массовая культура сложное и всестороннее явление, история формирования которого связана с целым рядом факторов. Роль и назначение массовой культуры, в развивающемся обществе, вступившем в постиндустриальный этап своего развития, постоянно возрастает, что связано, в том числе, с увеличением числа субъектов- потребителей и творцов этого вида культуры. Именно эти субъекты и являются его носителями.
Массовая культура является на данный период времени господствующим видом культуры. Она распространила свое влияние на широкие слои, прежде всего, это люди среднего и низкого достатка, т.е. подавляющее большинство населения. Поэтому нам важно проанализировать в данной работе тенденции развития массовой культуры, что, в свою очередь, это позволит лучше понять процессы, которые протекают в других сферах жизни общества.
Исследование проблем массовой культуры имеет особое значение на сегодняшний день. Данный вид культуры господствует на телевидении, в кино, в современной публицистике и литературе, оказывает большое влияние на образ жизни, нормы и правила поведения людей, т.е. на все, что окружает современного человека и является основой его повседневной жизни.
Проблема зарождения и развития массовой культуры тесно связана с развитием средств массовой коммуникации (СМК). На сегодняшний день они быстро и активно развиваются. СМК, во-первых, содействуют передаче и пропаганде продукции массовой культуры в обществе, а, во-вторых, влияют на мировоззрение и социальные установки человека постиндустриальной эпохи.
Социально-культурная ситуация в нашей стране обостряется возросшим влиянием «новой» культуры на сознание и мировоззрение людей.
Проблема объективности интерпретации средствами массовой информации событий и явлений в нашей стране и за ее пределами является очень актуальной. Медиакультура рассматривается как средство манипуляции и пропаганды в российском обществе тех установок, которые выгодны власти, либо тех, которые она считает полезными для общества.
В современной науке существует разветвленный понятийный аппарат, касающийся термина «массовая культура». В данной магистерской диссертации указанный термин будет рассматриваться как специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.
Объект исследования - массовая культура как неотъемлемый элемент духовной сферы общества.
Предмет исследования - эволюция массовой культуры как целостного специфического феномена постиндустриального общества, обладающего сложной структурой, разнообразными функциональными проявлениями и выступающего в современном культурном пространстве в качестве одной из наиболее распространенных форм существования культуры. Одной из составляющих предмета исследования стал механизм ее распространения в современном обществе, другой - проблема соотношения массовой и экранной культуры.
Методологическая основа. Трудность выбора методологических основ и соответствующих источников исследования состояла в том, что длительное время в отечественной науке приоритетным было марксистско- ленинское понимание общественного развития и человеческой жизнедеятельности. В современной культурологии приобрел большую значимость поиск более адекватной методологии изучения духовной культуры. Мы стремились использовать то, что достигнуто в процессе этого поиска, в частности, учет роли подсознания в решении человеком экзистенциальных проблем, а также значения аксиологических аспектов его жизнедеятельности. Вместе с тем мы исходили из того, что одной из сильных сторон диалектико-материалистического метода является конкретно¬исторический подход к изучаемым явлениям, и стремились анализировать массовую культуру в социально-историческом контексте. Существенную роль при разработке теоретико-методологических основ исследования играли концептуальные положения экзистенциализма (Н. Бердяев, X. Ортега-и- Гассет); теории «коллективного бессознательного» и «сублимации» (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
Для обоснования ряда важнейших выводов исследования привлекались: концепция Р. Хогарта о существовании «живой» и «неживой» культуры; теория постиндустриального общества Д. Белла; культурологические концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, А. Моля.
Основными методами исследования являются: метод системного анализа, контент-анализ научной литературы, сопоставительный метод.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в условиях американизации и глобализации массовой культуры необходим поиск новых подходов к изучению российской массовой культуры для определения ее специфических отличительных признаков.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть задействованы для изменения старых и установления новых принципов государственной культурной политики, касающихся, прежде всего, средств массовой коммуникации и информации. Результаты исследования могут быть полезны для учителей обществознания при использовании их на уроках, факультативных и элективных занятиях по предмету в 10-11 классах.
Научная новизна магистерской диссертации определяется тем, что в ней обосновывается и анализируется синтетический подход к изучению массовой культуры, нацеленный на раскрытие ее сущности и форм воплощения последней в духовной жизни современного общества. Обосновывается понимание массовой культуры как органического компонента социокультурной ситуации, который выполняет функции, обусловленные реальными потребностями общества на определенном этапе его развития.
До сегодняшнего времени в научной литературе практически не исследован феномен экранной культуры, которую обществоведы без глубокого анализа сходства и отличий относят к массовой. Автор настоящего исследования провел комплексный анализ сущностных характеристик экранной культуры и пришел к собственным, оригинальным выводам.
Элементы новизны имеются в систематизации функций и в анализе механизма их реализации в специфических условиях нашей страны. В диссертации решается задача объективной оценки массовой культуры, учитывающей присущие ей внутренние противоречия, и несовместимой с ее однобокими трактовками как позитивного, так и негативного характера.
Цель исследования - раскрыть ключевые направления воздействия массовой культуры в условиях активного влияния средств массовой коммуникации на современный социум.
Для достижения поставленной цели магистерской диссертации, необходимо выполнить следующие задачи:
- представить основные этапы возникновения и развития массовой культуры в мировом масштабе;
- установить объективные и субъективные условия генезиса и эволюции массовой культуры;
- провести анализ основных подходов к изучению массовой культуры;
- проанализировать содержание понятия «массовая культура»;
- раскрыть наиболее важные функции массовой культуры;
- охарактеризовать основные механизмы производства, распределения и потребления продукции массовой культуры;
- проанализировать роль новых технологий и средств массовой коммуникации в этих процессах;
- установить отличительные черты и характеристики, свойственные современной массовой культуре;
- рассмотреть воздействие процесса глобализации на развитие российской массовой культуры.
Степень научной разработанности темы.
Массовая культура явление неоднозначное. Именно поэтому многие деятели науки и культуры пытаются в нем разобраться. Массовая культура стала предметом изучения для множества отраслей гуманитарных наук. Но содержание этих работ часто характеризуется противоположными выводами либо противоречивостью.
Массовая культура как явление возникла в XIX веке. Это связано с научно-техническим прогрессом. Само название «массовая культура» было введено в научный оборот в 40-е годы XX века и использовалось для обозначения продукции, доступной всем слоям общества.
Первые труды по проблеме массовой культуры принадлежат зарубежным философам и психологам, здесь можно выделить: О. Шпенглера1, X. Ортеги-и-Гассета, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга.
Рассмотрим работы теоретиков Франкфуртской школы, а именно О. Шпенглера и Э. Юнгера . Они признают разрушительное влияние новой культуры на сознание человека и общества в целом и трактуют ее в основном как культуру рабочую, культуру необразованных слоев населения. Появление такого вида культуры философы связывают с научно¬техническим прогрессом. Философы и мыслители Франкфурстской школы негативно относятся к новому явлению «массовой культуры» и выявляют в данном феномене лишь негативные аспекты.
В философских трудах Х. Ортеги-и-Гассета массовая культура объясняется как культура социальная, культура масс. Главным в обществе является средний человек, он убежден в своей ценности для общества, он думает, что обязательно достигнет общественного признания, а также он рассматривает свои идеалы об эстетических и нравственных ценностях как абсолютные. Х. Ортеги-и-Гассета видит причину культурного кризиса в восстании масс, навязывании ими своей системы ценностей творческой элите. Философ полностью согласен с теоретиками Франкфуртской школы, что массовая культура налагает лишь негативный отпечаток на европейскую культуру1.
Отрицательные представления о новом виде культуры нашли свои отражения в трудах М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Э. Фромма, В. Беньямина, Г. Маркузе. В работах мыслителей и философов акцентируется внимание на том, что массовая культура формирует нового «одномерного» человека (по Г. Маркузе), находящегося в отдаленности от результатов своего труда, общества и самого себя.
Большое количество работ принадлежат представителям западной гуманитарной мысли, а именно Т. Адорно, Д. Белл, Г. Лебон, Р. Миллс, Г. Г. Тард, О. Хаксли. Связано это с тем, что на Западе научно-технический прогресс произошел раньше и быстрее, чем в нашей стране. Следовательно, и научных трудов и концепций по проблеме феномена массовой культуры на Западе будет больше. Но стоит заметить, что взгляды на новый культурный феномен у многих авторов кардинально отличаются и разнятся между собой, одни ученые утверждают о положительном влиянии новой культуры на массы, другие видят лишь негативный аспект такого воздействия.
С 70-х гг. ХХ века формируется новый взгляд на массовую культуру, который несет в себе положительную оценку. В работах Д. Белла, А. Турена1, Турена1, Э. Тоффлера и др. массовая культура обсуждается с точки зрения социальных преобразований: а именно перехода на более качественный этап социального развития, от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Это приводит к трансформации массовой культуры, она вбирает в себя свойства народной и элитарной культуры и обретает всеобщий характер.
В конце ХХ века выделяется течение постмодернистов: Р. Барта , М. Фуко , Ж. Делеза, Ф. Гваттари , Ж. Бодрийяра и др. Они доказывали, что что массовая культура необходима для социума, так как выполняет ряд важных функций, что свидетельствует о ее значимости.
В диссертации рассмотрены не только труды зарубежных авторов, но и работы крупнейших русских философов и социологов рубежа XIX - XX веков: H.A. Бердяева , Б.П. Вышеславцева , П.А. Сорокина .
В современной России повышается внимание ученых к проблемам массовой культуры. Начиная с 1980-х годов и заканчивая современностью, многие ученые, философы, писатели, проявляют интерес именно к проблеме развития отечественной массовой культуры. Среди них: Б.С. Ерасов , З.В. Сикевич11, В.А. Семенов и др.
Среди российских исследователей рубежа XX-XXI веков, обратившихся к проблеме сущности и особенностям массовой культуры, выделяют: Е.П. Савруцкую1, Е.И. Кузнецову , К. Акопяна , Н. Маньковскую , Н. Маньковскую4, Е.Г. Соколова , Е.Н. Шапинскую и многих других.
Значительный интерес представляет работа А.В. Костиной «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» . Автор рассуждает об изменении массовой культуры, о ее переходе на новый качественный, постиндустриальный уровень. У нового вида культуры появляются важные функции: адаптации и идентификации, влияющие на становление человека как личности. А.В. Костина утверждает, что массовая культура превращается в лидирующий вид культуры.
Такое разнообразие концепций по проблеме массовой культуры объясняется следующими причинами: 1) Понимание значения влияния массовой культуры на общество колеблется от критического (Адорно, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет) до нейтрального и даже положительного (Д. Белл, Э. Шиллз). 2) Существуют различные мнения на проблему взаимосвязи и взаимовлияния массовой культуры и массовых коммуникаций. 3) Явление массовой культуры - сложный процесс для изучения, т.к. данный феномен обладает особой изменчивостью. 4) Явление массовой культуры многогранно, существует огромное количество определений данного понятия, они разнятся в современной отечественной и западной науке, также до конца не определено соотношение понятий «массовая культура» и «популярная культура», «массовое» и «элитарное».
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в выступлении на научно-практической конференции «XVIII Лебедевские чтения» (апрель 2017 г.), опубликованном в качестве статьи «История возникновения и развития массовой культуры». Две работы были опубликованы в сборнике статей V и VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории, политики и права»: «Негативное влияние массовой культуры на современный социум» (2017 г.) и «Экранная культура и ее влияние на личность и социум» (2018 г.).
Массовая культура является на данный период времени господствующим видом культуры. Она распространила свое влияние на широкие слои, прежде всего, это люди среднего и низкого достатка, т.е. подавляющее большинство населения. Поэтому нам важно проанализировать в данной работе тенденции развития массовой культуры, что, в свою очередь, это позволит лучше понять процессы, которые протекают в других сферах жизни общества.
Исследование проблем массовой культуры имеет особое значение на сегодняшний день. Данный вид культуры господствует на телевидении, в кино, в современной публицистике и литературе, оказывает большое влияние на образ жизни, нормы и правила поведения людей, т.е. на все, что окружает современного человека и является основой его повседневной жизни.
Проблема зарождения и развития массовой культуры тесно связана с развитием средств массовой коммуникации (СМК). На сегодняшний день они быстро и активно развиваются. СМК, во-первых, содействуют передаче и пропаганде продукции массовой культуры в обществе, а, во-вторых, влияют на мировоззрение и социальные установки человека постиндустриальной эпохи.
Социально-культурная ситуация в нашей стране обостряется возросшим влиянием «новой» культуры на сознание и мировоззрение людей.
Проблема объективности интерпретации средствами массовой информации событий и явлений в нашей стране и за ее пределами является очень актуальной. Медиакультура рассматривается как средство манипуляции и пропаганды в российском обществе тех установок, которые выгодны власти, либо тех, которые она считает полезными для общества.
В современной науке существует разветвленный понятийный аппарат, касающийся термина «массовая культура». В данной магистерской диссертации указанный термин будет рассматриваться как специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.
Объект исследования - массовая культура как неотъемлемый элемент духовной сферы общества.
Предмет исследования - эволюция массовой культуры как целостного специфического феномена постиндустриального общества, обладающего сложной структурой, разнообразными функциональными проявлениями и выступающего в современном культурном пространстве в качестве одной из наиболее распространенных форм существования культуры. Одной из составляющих предмета исследования стал механизм ее распространения в современном обществе, другой - проблема соотношения массовой и экранной культуры.
Методологическая основа. Трудность выбора методологических основ и соответствующих источников исследования состояла в том, что длительное время в отечественной науке приоритетным было марксистско- ленинское понимание общественного развития и человеческой жизнедеятельности. В современной культурологии приобрел большую значимость поиск более адекватной методологии изучения духовной культуры. Мы стремились использовать то, что достигнуто в процессе этого поиска, в частности, учет роли подсознания в решении человеком экзистенциальных проблем, а также значения аксиологических аспектов его жизнедеятельности. Вместе с тем мы исходили из того, что одной из сильных сторон диалектико-материалистического метода является конкретно¬исторический подход к изучаемым явлениям, и стремились анализировать массовую культуру в социально-историческом контексте. Существенную роль при разработке теоретико-методологических основ исследования играли концептуальные положения экзистенциализма (Н. Бердяев, X. Ортега-и- Гассет); теории «коллективного бессознательного» и «сублимации» (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
Для обоснования ряда важнейших выводов исследования привлекались: концепция Р. Хогарта о существовании «живой» и «неживой» культуры; теория постиндустриального общества Д. Белла; культурологические концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, А. Моля.
Основными методами исследования являются: метод системного анализа, контент-анализ научной литературы, сопоставительный метод.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в условиях американизации и глобализации массовой культуры необходим поиск новых подходов к изучению российской массовой культуры для определения ее специфических отличительных признаков.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть задействованы для изменения старых и установления новых принципов государственной культурной политики, касающихся, прежде всего, средств массовой коммуникации и информации. Результаты исследования могут быть полезны для учителей обществознания при использовании их на уроках, факультативных и элективных занятиях по предмету в 10-11 классах.
Научная новизна магистерской диссертации определяется тем, что в ней обосновывается и анализируется синтетический подход к изучению массовой культуры, нацеленный на раскрытие ее сущности и форм воплощения последней в духовной жизни современного общества. Обосновывается понимание массовой культуры как органического компонента социокультурной ситуации, который выполняет функции, обусловленные реальными потребностями общества на определенном этапе его развития.
До сегодняшнего времени в научной литературе практически не исследован феномен экранной культуры, которую обществоведы без глубокого анализа сходства и отличий относят к массовой. Автор настоящего исследования провел комплексный анализ сущностных характеристик экранной культуры и пришел к собственным, оригинальным выводам.
Элементы новизны имеются в систематизации функций и в анализе механизма их реализации в специфических условиях нашей страны. В диссертации решается задача объективной оценки массовой культуры, учитывающей присущие ей внутренние противоречия, и несовместимой с ее однобокими трактовками как позитивного, так и негативного характера.
Цель исследования - раскрыть ключевые направления воздействия массовой культуры в условиях активного влияния средств массовой коммуникации на современный социум.
Для достижения поставленной цели магистерской диссертации, необходимо выполнить следующие задачи:
- представить основные этапы возникновения и развития массовой культуры в мировом масштабе;
- установить объективные и субъективные условия генезиса и эволюции массовой культуры;
- провести анализ основных подходов к изучению массовой культуры;
- проанализировать содержание понятия «массовая культура»;
- раскрыть наиболее важные функции массовой культуры;
- охарактеризовать основные механизмы производства, распределения и потребления продукции массовой культуры;
- проанализировать роль новых технологий и средств массовой коммуникации в этих процессах;
- установить отличительные черты и характеристики, свойственные современной массовой культуре;
- рассмотреть воздействие процесса глобализации на развитие российской массовой культуры.
Степень научной разработанности темы.
Массовая культура явление неоднозначное. Именно поэтому многие деятели науки и культуры пытаются в нем разобраться. Массовая культура стала предметом изучения для множества отраслей гуманитарных наук. Но содержание этих работ часто характеризуется противоположными выводами либо противоречивостью.
Массовая культура как явление возникла в XIX веке. Это связано с научно-техническим прогрессом. Само название «массовая культура» было введено в научный оборот в 40-е годы XX века и использовалось для обозначения продукции, доступной всем слоям общества.
Первые труды по проблеме массовой культуры принадлежат зарубежным философам и психологам, здесь можно выделить: О. Шпенглера1, X. Ортеги-и-Гассета, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга.
Рассмотрим работы теоретиков Франкфуртской школы, а именно О. Шпенглера и Э. Юнгера . Они признают разрушительное влияние новой культуры на сознание человека и общества в целом и трактуют ее в основном как культуру рабочую, культуру необразованных слоев населения. Появление такого вида культуры философы связывают с научно¬техническим прогрессом. Философы и мыслители Франкфурстской школы негативно относятся к новому явлению «массовой культуры» и выявляют в данном феномене лишь негативные аспекты.
В философских трудах Х. Ортеги-и-Гассета массовая культура объясняется как культура социальная, культура масс. Главным в обществе является средний человек, он убежден в своей ценности для общества, он думает, что обязательно достигнет общественного признания, а также он рассматривает свои идеалы об эстетических и нравственных ценностях как абсолютные. Х. Ортеги-и-Гассета видит причину культурного кризиса в восстании масс, навязывании ими своей системы ценностей творческой элите. Философ полностью согласен с теоретиками Франкфуртской школы, что массовая культура налагает лишь негативный отпечаток на европейскую культуру1.
Отрицательные представления о новом виде культуры нашли свои отражения в трудах М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Э. Фромма, В. Беньямина, Г. Маркузе. В работах мыслителей и философов акцентируется внимание на том, что массовая культура формирует нового «одномерного» человека (по Г. Маркузе), находящегося в отдаленности от результатов своего труда, общества и самого себя.
Большое количество работ принадлежат представителям западной гуманитарной мысли, а именно Т. Адорно, Д. Белл, Г. Лебон, Р. Миллс, Г. Г. Тард, О. Хаксли. Связано это с тем, что на Западе научно-технический прогресс произошел раньше и быстрее, чем в нашей стране. Следовательно, и научных трудов и концепций по проблеме феномена массовой культуры на Западе будет больше. Но стоит заметить, что взгляды на новый культурный феномен у многих авторов кардинально отличаются и разнятся между собой, одни ученые утверждают о положительном влиянии новой культуры на массы, другие видят лишь негативный аспект такого воздействия.
С 70-х гг. ХХ века формируется новый взгляд на массовую культуру, который несет в себе положительную оценку. В работах Д. Белла, А. Турена1, Турена1, Э. Тоффлера и др. массовая культура обсуждается с точки зрения социальных преобразований: а именно перехода на более качественный этап социального развития, от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Это приводит к трансформации массовой культуры, она вбирает в себя свойства народной и элитарной культуры и обретает всеобщий характер.
В конце ХХ века выделяется течение постмодернистов: Р. Барта , М. Фуко , Ж. Делеза, Ф. Гваттари , Ж. Бодрийяра и др. Они доказывали, что что массовая культура необходима для социума, так как выполняет ряд важных функций, что свидетельствует о ее значимости.
В диссертации рассмотрены не только труды зарубежных авторов, но и работы крупнейших русских философов и социологов рубежа XIX - XX веков: H.A. Бердяева , Б.П. Вышеславцева , П.А. Сорокина .
В современной России повышается внимание ученых к проблемам массовой культуры. Начиная с 1980-х годов и заканчивая современностью, многие ученые, философы, писатели, проявляют интерес именно к проблеме развития отечественной массовой культуры. Среди них: Б.С. Ерасов , З.В. Сикевич11, В.А. Семенов и др.
Среди российских исследователей рубежа XX-XXI веков, обратившихся к проблеме сущности и особенностям массовой культуры, выделяют: Е.П. Савруцкую1, Е.И. Кузнецову , К. Акопяна , Н. Маньковскую , Н. Маньковскую4, Е.Г. Соколова , Е.Н. Шапинскую и многих других.
Значительный интерес представляет работа А.В. Костиной «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» . Автор рассуждает об изменении массовой культуры, о ее переходе на новый качественный, постиндустриальный уровень. У нового вида культуры появляются важные функции: адаптации и идентификации, влияющие на становление человека как личности. А.В. Костина утверждает, что массовая культура превращается в лидирующий вид культуры.
Такое разнообразие концепций по проблеме массовой культуры объясняется следующими причинами: 1) Понимание значения влияния массовой культуры на общество колеблется от критического (Адорно, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет) до нейтрального и даже положительного (Д. Белл, Э. Шиллз). 2) Существуют различные мнения на проблему взаимосвязи и взаимовлияния массовой культуры и массовых коммуникаций. 3) Явление массовой культуры - сложный процесс для изучения, т.к. данный феномен обладает особой изменчивостью. 4) Явление массовой культуры многогранно, существует огромное количество определений данного понятия, они разнятся в современной отечественной и западной науке, также до конца не определено соотношение понятий «массовая культура» и «популярная культура», «массовое» и «элитарное».
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в выступлении на научно-практической конференции «XVIII Лебедевские чтения» (апрель 2017 г.), опубликованном в качестве статьи «История возникновения и развития массовой культуры». Две работы были опубликованы в сборнике статей V и VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории, политики и права»: «Негативное влияние массовой культуры на современный социум» (2017 г.) и «Экранная культура и ее влияние на личность и социум» (2018 г.).
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Изученная нами проблема массовой культуры и ее влияние на современный социум не утратила своей актуальности в настоящее время, она соответствует потребности теоретического осмысления современной культурной жизни. Распространение данного феномена позволяет говорить о безоговорочном доминировании массовой культуры в постиндустриальном обществе, она подчинила себе все сферы жизни и деятельности человека, а также взяла под свое покровительство огромное количество людей, ориентированных на ее ценности.
Феномен массовой культуры, представленный в магистерском исследовании, трактуется как специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Это определенный способ познания и адаптации к действительности, происходящей в условиях постиндустриального общества. Это специфическое явление, которое помогает распространению культурных ценностей в массы.
Массовая культура коренным образом отличается от других видов культур, в первую очередь, тем, что она ориентируется на среднего человека, преподносит свою продукцию, исходя из его потребностей и вкусовых предпочтений. Новый вид культуры обладает повышенной гибкостью, она способно изменять и придавать новую форму артефактам, созданных в рамках других культур и представлять их с новой стороны для массового потребления. Продукты массовой культуры становятся доступны потребителю, благодаря средствам массовой коммуникации, которые являются главными каналами распространения артефактов, ценностей нового вида культуры. Отличительным является тот факт, что массовая культура имеет коммерческую направленность, ее главной целью выступает получение денежного вознаграждения за произведенный продукт. Массовая культура имеет собственный знаковый код и способна создавать свою символическую надстройку над реальной жизнью, многие люди воспринимают ее как подлинную реальность или ее полноценный заменитель. Таким образом, массовая культура - это абсолютно новый, самобытный, непохожий не на один вид культуры.
Массовая культура обладает широким набором функций: идеологическая, адаптационная, рекреативная, социализирующая, коммуникативная, рубрикационная, трансляционная. Каждая из них помогает человеку в повседневной жизни и деятельности, ведь общество динамично и не стоит на месте, появляются множество факторов, которые являются причинами психоэмоциональных перегрузок человека (а именно урбанизация, усложнение социальных функций личность, повышенная плотность информационной среды, высокий уровень социальной мобильности). Эти и другие процессы и явления повлияли на функциональный набор массовой культуры, где приоритет смещается в сторону поддержания равновесия социальной системы. Важнейшая функция массовой культуры - это способность органично включить человека в общественные отношения, осуществить унификацию человеческой субъективности, создавать иллюзию равенства между людьми и универсальности их проблем.
Многие люди не обладают достаточным уровнем образования и достатка, чтобы потреблять продукты высокой, элитарной культуры (художественной, научной или философской), следовательно, она открывается и является доступной для ограниченного количества людей, а вот массовая культура может эти знания трансформировать, упрощать и предоставлять массе, тем самым осуществлять связь между обыденным и специализированным знанием. Массовая культура стала необходимой для общества, она доступна абсолютно всем его членам вне зависимости от социального статуса и степени включенности в профессиональную систему знания. Однако массовой культуре свойственна мифологизация реальности, которая является на сегодняшний день одной из главных форм управления человеческим сознанием. Данное воздействие в современном обществе происходит благодаря каналам массовой культуры - средствам массовой коммуникации.
Принципиально важен вопрос и о временных границах возникновения и формирования массовой культуры. Как мы выяснили ее зачатки уходят в глубокое прошлое, но нельзя сказать, что именно тогда появилась массовая культура в современном понимании. Массовая культура неразрывно связана с научно-техническим прогрессом и появлением новейших коммуникационных технологий, следовательно, хронологические рамки новой культуры преимущественно ограничиваются XX веком. Массовая культура - специфический феномен, связанный с информационными технологиями, через которые происходит формирования основных ценностей и установок.
Массовая культура способна приспособить любую информацию под режим массмедиа и привести к разрушению реальности, т.е. новый вид культуры создает символическую надстройку над константной реальностью, которую многие люди воспринимают как подлинную.
Такая возможность связана с тем, что унифицированные символические пространства, формируемые средствами массовой коммуникации, не менее убедительны, чем реальность пребывания, а граница между ними весьма условна и проницаема: часто информация, исходящая из теле- или компьютерной виртуальной реальности, погружающей потребителя в специфические состояния и навязывающей ему особые типы существования, представляется более убедительной, чем событийность повседневности. Погружение в данное виртуальное пространство приводит к перестройке перцептивного аппарата человека, который под воздействием кратковременных, эстетически и этически неоднородных блоков информации, перестраивается на особый виртуальный режим, в котором одинаковым статусом начинают обладать принципиально разные явления. Информация при этом перестает являться носителем подлинности, превращаясь в самостоятельную сущность, наряду с веществом и энергией. Экранные образы моделируют реальность и программируют деятельность человека, задавая социальное пространство и социальное время и выступая в качестве одного из важнейших инструментов формирования системы ценностей, стереотипов поведения и самой идентификации личности.
Средства массовой информации в современной жизни пользуются весьма широкой самостоятельностью. Они способствуют формированию механизмов управления, складыванию приоритетов и ценностей в информационном обществе. Это достигается через процессы внедрения и навязывания определенной точки зрения, вещей, продуктов и многого другого. Особо наглядно идет осуществление этих процессов через телевидение и рекламу.
Развитие общества и появления новых технологий привело к изменению форм межличностного общения. На смену живому общению приходит телефон, Интернет, электронная почта. Несомненно, это упрощает сам процесс, делая его более увлекательным, но это лишает людей непосредственных эмоциональных переживаний, а разговоры превращаются в набор сухих слов без ярко выраженной эмоциональной оценки.
На сегодняшний день выявлен объективный характер воздействия медиакультуры на социальную жизнь личности и общества в целом. Медиакультура, прежде всего, средствами массовой информации приобщает человека к участию в общественной жизни, способствует его самоутверждению, освоению различных социальных ролей и т. д. Установлена также и система ценностей определяющих ее критериев. Она
регулирует человеческие стремления и поступки, предлагает возможности для оценивания действий других, общественной жизни как таковой, социальной пригодности человека или групп.
Массовая культура обладает как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, она способствует распространению в обществе социокультурных инноваций, создает дополнительные удобства и комфорт в повседневной жизни. А с другой стороны, массовая культуры манипулирует сознанием людей, разрушает старые ценности, стандартизирует и унифицирует личность и формирует общество потребления.
Продукты культуры - фильмы, книги, музыка сейчас являются товаром. Их главная цель не образовывать, вдохновлять, привносить что-то новое в общество, формировать определенные установки, как это было в предыдущую эпоху, а получать прибыль, несмотря на примитивность и бедность интеллектуального содержания.
Систематическое нахождение индивида в состоянии потребления «культурной продукции» ведет к подавлению его личности, т.к. от него не требуют какой-либо активности (например, аналитической), кроме покупательской. Можно сказать, что вся «культурная продукция» невероятно стандартизирована.
Таким образом, в настоящее время происходит деградация современного общества, так как люди находятся под влиянием массовой культуры, и происходят изменения психологических, поведенческих и мировоззренческих качеств людей.
С целью снижения негативного воздействия массовой культуры сегодня, все чаще появляется мнение о необходимости сближения ценностей массовой культуры с общемировыми ценностями, т.е. сближение с моралью, с идеалами гуманизма, справедливостью, которые являются абсолютным образцом для всех людей. Действительно, это оптимальный вариант решения проблемы. Если в области культуры станет осуществляться целенаправленная, последовательная политика, направленная на сближение ценностей массовой культуры с общечеловеческими ценностями, то это приведет к уменьшению количества и степени рисков, связанных с влиянием массовой культуры в обществе.
Изученная нами проблема массовой культуры и ее влияние на современный социум не утратила своей актуальности в настоящее время, она соответствует потребности теоретического осмысления современной культурной жизни. Распространение данного феномена позволяет говорить о безоговорочном доминировании массовой культуры в постиндустриальном обществе, она подчинила себе все сферы жизни и деятельности человека, а также взяла под свое покровительство огромное количество людей, ориентированных на ее ценности.
Феномен массовой культуры, представленный в магистерском исследовании, трактуется как специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Это определенный способ познания и адаптации к действительности, происходящей в условиях постиндустриального общества. Это специфическое явление, которое помогает распространению культурных ценностей в массы.
Массовая культура коренным образом отличается от других видов культур, в первую очередь, тем, что она ориентируется на среднего человека, преподносит свою продукцию, исходя из его потребностей и вкусовых предпочтений. Новый вид культуры обладает повышенной гибкостью, она способно изменять и придавать новую форму артефактам, созданных в рамках других культур и представлять их с новой стороны для массового потребления. Продукты массовой культуры становятся доступны потребителю, благодаря средствам массовой коммуникации, которые являются главными каналами распространения артефактов, ценностей нового вида культуры. Отличительным является тот факт, что массовая культура имеет коммерческую направленность, ее главной целью выступает получение денежного вознаграждения за произведенный продукт. Массовая культура имеет собственный знаковый код и способна создавать свою символическую надстройку над реальной жизнью, многие люди воспринимают ее как подлинную реальность или ее полноценный заменитель. Таким образом, массовая культура - это абсолютно новый, самобытный, непохожий не на один вид культуры.
Массовая культура обладает широким набором функций: идеологическая, адаптационная, рекреативная, социализирующая, коммуникативная, рубрикационная, трансляционная. Каждая из них помогает человеку в повседневной жизни и деятельности, ведь общество динамично и не стоит на месте, появляются множество факторов, которые являются причинами психоэмоциональных перегрузок человека (а именно урбанизация, усложнение социальных функций личность, повышенная плотность информационной среды, высокий уровень социальной мобильности). Эти и другие процессы и явления повлияли на функциональный набор массовой культуры, где приоритет смещается в сторону поддержания равновесия социальной системы. Важнейшая функция массовой культуры - это способность органично включить человека в общественные отношения, осуществить унификацию человеческой субъективности, создавать иллюзию равенства между людьми и универсальности их проблем.
Многие люди не обладают достаточным уровнем образования и достатка, чтобы потреблять продукты высокой, элитарной культуры (художественной, научной или философской), следовательно, она открывается и является доступной для ограниченного количества людей, а вот массовая культура может эти знания трансформировать, упрощать и предоставлять массе, тем самым осуществлять связь между обыденным и специализированным знанием. Массовая культура стала необходимой для общества, она доступна абсолютно всем его членам вне зависимости от социального статуса и степени включенности в профессиональную систему знания. Однако массовой культуре свойственна мифологизация реальности, которая является на сегодняшний день одной из главных форм управления человеческим сознанием. Данное воздействие в современном обществе происходит благодаря каналам массовой культуры - средствам массовой коммуникации.
Принципиально важен вопрос и о временных границах возникновения и формирования массовой культуры. Как мы выяснили ее зачатки уходят в глубокое прошлое, но нельзя сказать, что именно тогда появилась массовая культура в современном понимании. Массовая культура неразрывно связана с научно-техническим прогрессом и появлением новейших коммуникационных технологий, следовательно, хронологические рамки новой культуры преимущественно ограничиваются XX веком. Массовая культура - специфический феномен, связанный с информационными технологиями, через которые происходит формирования основных ценностей и установок.
Массовая культура способна приспособить любую информацию под режим массмедиа и привести к разрушению реальности, т.е. новый вид культуры создает символическую надстройку над константной реальностью, которую многие люди воспринимают как подлинную.
Такая возможность связана с тем, что унифицированные символические пространства, формируемые средствами массовой коммуникации, не менее убедительны, чем реальность пребывания, а граница между ними весьма условна и проницаема: часто информация, исходящая из теле- или компьютерной виртуальной реальности, погружающей потребителя в специфические состояния и навязывающей ему особые типы существования, представляется более убедительной, чем событийность повседневности. Погружение в данное виртуальное пространство приводит к перестройке перцептивного аппарата человека, который под воздействием кратковременных, эстетически и этически неоднородных блоков информации, перестраивается на особый виртуальный режим, в котором одинаковым статусом начинают обладать принципиально разные явления. Информация при этом перестает являться носителем подлинности, превращаясь в самостоятельную сущность, наряду с веществом и энергией. Экранные образы моделируют реальность и программируют деятельность человека, задавая социальное пространство и социальное время и выступая в качестве одного из важнейших инструментов формирования системы ценностей, стереотипов поведения и самой идентификации личности.
Средства массовой информации в современной жизни пользуются весьма широкой самостоятельностью. Они способствуют формированию механизмов управления, складыванию приоритетов и ценностей в информационном обществе. Это достигается через процессы внедрения и навязывания определенной точки зрения, вещей, продуктов и многого другого. Особо наглядно идет осуществление этих процессов через телевидение и рекламу.
Развитие общества и появления новых технологий привело к изменению форм межличностного общения. На смену живому общению приходит телефон, Интернет, электронная почта. Несомненно, это упрощает сам процесс, делая его более увлекательным, но это лишает людей непосредственных эмоциональных переживаний, а разговоры превращаются в набор сухих слов без ярко выраженной эмоциональной оценки.
На сегодняшний день выявлен объективный характер воздействия медиакультуры на социальную жизнь личности и общества в целом. Медиакультура, прежде всего, средствами массовой информации приобщает человека к участию в общественной жизни, способствует его самоутверждению, освоению различных социальных ролей и т. д. Установлена также и система ценностей определяющих ее критериев. Она
регулирует человеческие стремления и поступки, предлагает возможности для оценивания действий других, общественной жизни как таковой, социальной пригодности человека или групп.
Массовая культура обладает как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, она способствует распространению в обществе социокультурных инноваций, создает дополнительные удобства и комфорт в повседневной жизни. А с другой стороны, массовая культуры манипулирует сознанием людей, разрушает старые ценности, стандартизирует и унифицирует личность и формирует общество потребления.
Продукты культуры - фильмы, книги, музыка сейчас являются товаром. Их главная цель не образовывать, вдохновлять, привносить что-то новое в общество, формировать определенные установки, как это было в предыдущую эпоху, а получать прибыль, несмотря на примитивность и бедность интеллектуального содержания.
Систематическое нахождение индивида в состоянии потребления «культурной продукции» ведет к подавлению его личности, т.к. от него не требуют какой-либо активности (например, аналитической), кроме покупательской. Можно сказать, что вся «культурная продукция» невероятно стандартизирована.
Таким образом, в настоящее время происходит деградация современного общества, так как люди находятся под влиянием массовой культуры, и происходят изменения психологических, поведенческих и мировоззренческих качеств людей.
С целью снижения негативного воздействия массовой культуры сегодня, все чаще появляется мнение о необходимости сближения ценностей массовой культуры с общемировыми ценностями, т.е. сближение с моралью, с идеалами гуманизма, справедливостью, которые являются абсолютным образцом для всех людей. Действительно, это оптимальный вариант решения проблемы. Если в области культуры станет осуществляться целенаправленная, последовательная политика, направленная на сближение ценностей массовой культуры с общечеловеческими ценностями, то это приведет к уменьшению количества и степени рисков, связанных с влиянием массовой культуры в обществе.
Подобные работы
- «Массовая культура и ее влияние на современный социум»
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - Образы и персонажи массовой культуры в современной рекламе
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - Специфика освещения военных конфликтов средствами массовой информации (на материале репортажей о Сирии)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ «ПОДРОСТКОВОЙ» МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА КИНОФИЛЬМОВ «PG-ІЗ»)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Потребители массовой культуры в условиях постмодерна (на примере киноаудитории)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - СУБКУЛЬТУРНЫЙ ЭСКАПИЗМ: ПРОТЕСТ ПРОТИВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИЛИ МОБИЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СООБЩЕСТВ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Институт связей с общественностью как феномен культуры (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Институт связей с общественностью как феномен культуры.
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



