НДФЛ в формировании бюджетов дотационных регионов
|
Введение 9
Глава 1. Теория обложения налогом на доходы физических лиц 13
1.1 История становления и развития подоходного налогообложения в России 13
1.2 Общая характеристика налога на доходы физических лиц и его элементов 17
1.3 Налог на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетной
системы 26
Глава 2. Анализ налога на доходы физических лиц в бюджетах дотационных регионов Российской Федерации 33
2.1 Характеристика современного состояния бюджетной обеспеченности
регионов Российской Федерации 33
2.2 Анализ поступлений платежей по налогу на доходы физических лиц в
консолидированные бюджеты регионов и их влияние на уровень бюджетной обеспеченности 39
2.3 Проблемы собираемости налога на доходы физических лиц в бюджет
регионов 46
Глава 3. Реформирование налога на доходы физических лиц в бюджетах регионов Российской Федерации 52
3.1 Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц 52
3.2 Мероприятия по реформированию налога на доходы физических лиц в
бюджетах регионов 63
3.3 Обоснование эффективности предложенных мероприятий 72
Заключение 76
Список использованных источников 72
Глава 1. Теория обложения налогом на доходы физических лиц 13
1.1 История становления и развития подоходного налогообложения в России 13
1.2 Общая характеристика налога на доходы физических лиц и его элементов 17
1.3 Налог на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетной
системы 26
Глава 2. Анализ налога на доходы физических лиц в бюджетах дотационных регионов Российской Федерации 33
2.1 Характеристика современного состояния бюджетной обеспеченности
регионов Российской Федерации 33
2.2 Анализ поступлений платежей по налогу на доходы физических лиц в
консолидированные бюджеты регионов и их влияние на уровень бюджетной обеспеченности 39
2.3 Проблемы собираемости налога на доходы физических лиц в бюджет
регионов 46
Глава 3. Реформирование налога на доходы физических лиц в бюджетах регионов Российской Федерации 52
3.1 Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц 52
3.2 Мероприятия по реформированию налога на доходы физических лиц в
бюджетах регионов 63
3.3 Обоснование эффективности предложенных мероприятий 72
Заключение 76
Список использованных источников 72
Актуальность темы исследования. Региональные финансы являются инструментом реализации региональной социально-экономической политики. Выступая в данной роли, региональные финансы нацелены на развитие производства, способствуют росту занятости населения региона и привлечению инвестиций, особенно в отраслях, являющихся приоритетными в решении текущих и перспективных задач обеспечения эффективного функционирования региональной экономики и социальной сферы. Успешное выполнение социальной функции региональных финансов позволит обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами отдельные группы населения, которые в связи с возрастом или по иным причинам не способны принимать участие в процессе материального производства, но нуждаются в гарантированном минимальном уровне дохода.
В последние годы социальная функция региональных финансов заметно усиливается, что происходит в связи с переносом основной нагрузки финансирования затрат социального характера на систему региональных и местных финансов, несмотря на то, что бюджетные ресурсы сосредоточены на федеральном уровне и возвращаются на региональный уровень только после сложных процедур межбюджетного перераспределения.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации имеет место неравномерное финансовое обеспечение регионов. Большая часть регионов является дотационной. Поэтому особенно актуальным является вопрос, касающийся увеличения доходной части бюджетов таких регионов.
В данном случае интерес представляет совершенствование системы налогообложения, в том числе налогообложение доходов физических лиц.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - главный вид прямых налогов, исчисляемый на основе общего заработка физических лиц и изымаемый в денежном виде за отчетный год. Данный налог находится в центре любой налоговой системы, при этом являясь одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы.
Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование НДФЛ является эффективным. Этому способствует достаточная теоретическая разработанность многих способов правового регулирования налогообложения доходов физических лиц и стабильностью налогового законодательства.
Различные аспекты подоходного налогообложения, роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе нашли отражение в трудах многих авторов. Так, вопросам становления и развития подоходного налогообложения посвящены труды следующих авторов: О. И. Базилевич [11], П. С. Зотиной, А. М. Омаровой [19], М. И. Снигиревой [44]. Вопросы исчисления и уплаты НДФЛ в России раскрыты в трудах А. З. Дадашева [16], Г. Касьновой, Н. Е. Соловьевой, П. А. Будниковой, В. С. Шиманской [43]. Налог на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетной системы нашла отражение в трудах Е. В. Капустиной, Н. В. Монголовой [21], З. М. Льянова [30], и др. Несмотря на попытки концептуализации и широкое освещение отдельных аспектов изменения НДФЛ в бюджетной системе, в частности, в бюджетах дотационных регионов, в отечественной научной литературе по-прежнему недостаточно системных исследований данного вопроса.
Поэтому целью выполнения настоящего исследования является анализ НДФЛ в бюджете дотационных регионов России, разработка предложений по реформированию данного налога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления и развития подоходного налогообложения в России.
2. Дать общую характеристику НДФЛ и его элементов.
3. Обозначить место НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы.
4. Дать характеристику современного состояния бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации.
5. Осуществить анализ поступлений платежей по НДФЛ в консолидированные бюджеты регионов, их влияние на уровень бюджетной обеспеченности.
6. Выявить проблемы собираемости НДФЛ в бюджет регионов.
7. Представить зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц.
8. Рассмотреть зарубежный опыт, разработать мероприятия по изменению НДФЛ в бюджетах дотационных регионов РФ.
Объектом исследования в работе выступают дотационные регионы Приволжского федерального округа.
Предмет исследования - процесс изменения НДФЛ с целью увеличения его значения в бюджете дотационного региона.
Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических вопросов, раскрывающих роль подоходного налогообложения физических лиц в повышении бюджетной обеспеченности дотационных регионов, а также в выявлении проблем в данной сфере и возможностей их решения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные источники по изучаемому вопросу, данные об исполнении бюджетов субъектов РФ, статистические отчеты ФНС России, материалы периодической литературы, материалы учебных семинаров, справочно-консультационных систем «Консультант» и «Гарант», данные сети Internet. В процессе исследования использовались методы общего и структурного анализа, статистические и экономико-математические методы.
Основные теоретические положения, методические подходы, практические предложения и результаты работы апробированы на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики». По теме исследования опубликовано две печатные работы общим объемом 2,2 п.л.:
1) Бюджет дотационных регионов России // Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики : сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пенза, 25 ноября 2017 г.) / под общей редакцией доктора экономических наук Н. В. Свиридовой, доктора технических наук Е. А. Бадеевой, кандидата экономических наук Ю. В. Малаховой, кандидат экономических наук А. А. Акимова. - Пенза : Издательство ПГУ, 2017. - 282 с
- С. 238 - 240;
2) Проблемы повышения ставки налога на доходы физических лиц // Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пенза, 24 ноября 2018 г.) / под общей редакцией доктора экономических наук Н. В. Свиридовой, доктора технических наук Е. А. Бадеевой, кандидата экономических наук Ю. В. Малаховой, кандидат экономических наук А. А. Акимова. - Пенза : Издательство ПГУ, 2018 - 240 с.
- С. 68-69.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, раскрывающих основное содержание работы, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, дан краткий обзор литературы по теме исследования, обозначены цель и задачи работы, объект и предмет исследования; определена новизна исследования, указаны методика, методология и информационная база исследования, приведен список научных работ, опубликованных автором по теме диссертации.
В первой главе представлены теория обложения НДФЛ.
Вторая глава посвящена анализу НДФЛ в бюджетах дотационных регионов, а также рассмотрению проблем в данной сфере.
В третьей главе предложены направления изменения НДФЛ бюджетах дотационных регионов РФ.
В заключении сформулированы выводы по результатам проведенного исследования.
В последние годы социальная функция региональных финансов заметно усиливается, что происходит в связи с переносом основной нагрузки финансирования затрат социального характера на систему региональных и местных финансов, несмотря на то, что бюджетные ресурсы сосредоточены на федеральном уровне и возвращаются на региональный уровень только после сложных процедур межбюджетного перераспределения.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации имеет место неравномерное финансовое обеспечение регионов. Большая часть регионов является дотационной. Поэтому особенно актуальным является вопрос, касающийся увеличения доходной части бюджетов таких регионов.
В данном случае интерес представляет совершенствование системы налогообложения, в том числе налогообложение доходов физических лиц.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - главный вид прямых налогов, исчисляемый на основе общего заработка физических лиц и изымаемый в денежном виде за отчетный год. Данный налог находится в центре любой налоговой системы, при этом являясь одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы.
Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование НДФЛ является эффективным. Этому способствует достаточная теоретическая разработанность многих способов правового регулирования налогообложения доходов физических лиц и стабильностью налогового законодательства.
Различные аспекты подоходного налогообложения, роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе нашли отражение в трудах многих авторов. Так, вопросам становления и развития подоходного налогообложения посвящены труды следующих авторов: О. И. Базилевич [11], П. С. Зотиной, А. М. Омаровой [19], М. И. Снигиревой [44]. Вопросы исчисления и уплаты НДФЛ в России раскрыты в трудах А. З. Дадашева [16], Г. Касьновой, Н. Е. Соловьевой, П. А. Будниковой, В. С. Шиманской [43]. Налог на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетной системы нашла отражение в трудах Е. В. Капустиной, Н. В. Монголовой [21], З. М. Льянова [30], и др. Несмотря на попытки концептуализации и широкое освещение отдельных аспектов изменения НДФЛ в бюджетной системе, в частности, в бюджетах дотационных регионов, в отечественной научной литературе по-прежнему недостаточно системных исследований данного вопроса.
Поэтому целью выполнения настоящего исследования является анализ НДФЛ в бюджете дотационных регионов России, разработка предложений по реформированию данного налога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления и развития подоходного налогообложения в России.
2. Дать общую характеристику НДФЛ и его элементов.
3. Обозначить место НДФЛ в формировании доходов бюджетной системы.
4. Дать характеристику современного состояния бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации.
5. Осуществить анализ поступлений платежей по НДФЛ в консолидированные бюджеты регионов, их влияние на уровень бюджетной обеспеченности.
6. Выявить проблемы собираемости НДФЛ в бюджет регионов.
7. Представить зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц.
8. Рассмотреть зарубежный опыт, разработать мероприятия по изменению НДФЛ в бюджетах дотационных регионов РФ.
Объектом исследования в работе выступают дотационные регионы Приволжского федерального округа.
Предмет исследования - процесс изменения НДФЛ с целью увеличения его значения в бюджете дотационного региона.
Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических вопросов, раскрывающих роль подоходного налогообложения физических лиц в повышении бюджетной обеспеченности дотационных регионов, а также в выявлении проблем в данной сфере и возможностей их решения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные источники по изучаемому вопросу, данные об исполнении бюджетов субъектов РФ, статистические отчеты ФНС России, материалы периодической литературы, материалы учебных семинаров, справочно-консультационных систем «Консультант» и «Гарант», данные сети Internet. В процессе исследования использовались методы общего и структурного анализа, статистические и экономико-математические методы.
Основные теоретические положения, методические подходы, практические предложения и результаты работы апробированы на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики». По теме исследования опубликовано две печатные работы общим объемом 2,2 п.л.:
1) Бюджет дотационных регионов России // Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики : сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пенза, 25 ноября 2017 г.) / под общей редакцией доктора экономических наук Н. В. Свиридовой, доктора технических наук Е. А. Бадеевой, кандидата экономических наук Ю. В. Малаховой, кандидат экономических наук А. А. Акимова. - Пенза : Издательство ПГУ, 2017. - 282 с
- С. 238 - 240;
2) Проблемы повышения ставки налога на доходы физических лиц // Актуальные проблемы учета, налогообложения и развития ключевых сфер экономики: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пенза, 24 ноября 2018 г.) / под общей редакцией доктора экономических наук Н. В. Свиридовой, доктора технических наук Е. А. Бадеевой, кандидата экономических наук Ю. В. Малаховой, кандидат экономических наук А. А. Акимова. - Пенза : Издательство ПГУ, 2018 - 240 с.
- С. 68-69.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, раскрывающих основное содержание работы, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, дан краткий обзор литературы по теме исследования, обозначены цель и задачи работы, объект и предмет исследования; определена новизна исследования, указаны методика, методология и информационная база исследования, приведен список научных работ, опубликованных автором по теме диссертации.
В первой главе представлены теория обложения НДФЛ.
Вторая глава посвящена анализу НДФЛ в бюджетах дотационных регионов, а также рассмотрению проблем в данной сфере.
В третьей главе предложены направления изменения НДФЛ бюджетах дотационных регионов РФ.
В заключении сформулированы выводы по результатам проведенного исследования.
В ходе выполнения настоящего исследования осуществлен анализ роли НДФЛ в бюджете дотационных регионов России, а также разработаны предложения по изменению данного налога.
В результате можно сделать следующие выводы.
НДФЛ - федеральный налог, определяемый в размере процента от полученного дохода налогоплательщика - физического лица в денежной либо натуральной форме, а также форме выгоды за вычетом в отдельных случаях расходов, подтвержденных в документальном порядке. Элементы данного налога установлены главой 23 части 2 НК РФ.
В настоящее время НДФЛ играет значительную роль в обеспечении бюджетов доходными источниками и в регулировании экономических процессов. Тем не менее, в Российской Федерации потенциал подоходного налогообложения полностью не раскрыт, о чем свидетельствует более низкий удельный вес данного налога в бюджете, по сравнению с зарубежными развитыми странами. Также имеет место снижение доли НДФЛ в доходах консолидированного бюджета на протяжении последних лет.
В ходе проведенного анализа был проведен анализ бюджетной обеспеченности регионов Приволжского федерального округа. В результате определено, что в составе Приволжского федерального округа 12 из 14 регионов являются дотационными, что свидетельствует об их недостаточной бюджетной обеспеченности. Поэтому сделан вывод о том, что имеет место необходимость исследования возможностей укрепления финансовой базы данных регионов, в том числе за счет повышения собираемости НДФЛ.
НДФЛ является одним из важнейших инструментов формирования бюджетов всех уровней, обеспечения источников финансирования. Поэтому необходимо осуществлять анализ поступлений платежей по налогу на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты регионов, и отслеживать их влияние на уровень бюджетной обеспеченности
НДФЛ имеет достаточно весомую роль в доходах бюджетов регионов ПФО. В то же время в большинстве случаев имеет место следующая тенденция: при снижении удельного веса НДФЛ в доходах бюджета наблюдается повышение необходимости в дотационном финансировании.
Не смотря на повышение собираемости НДФЛ в бюджеты большинства регионов Приволжского федерального округа, данный рост не достаточен для достижения финансовой обеспеченности субъектов. Это обусловлено комплексом проблем в сфере подоходного налогообложения, среди которых: дифференциация доходов населения (расслоение населения), достаточный уровень доходов большей части населения страны, недостаточная налоговая культура граждан.
Следовательно, с целью повышения бюджетной обеспеченности регионов необходимо осуществлять мероприятия, направленные на повышение роли НДФЛ в доходах бюджетов.
По результатам рассмотрения зарубежного опыта подоходного налогообложения отмечено, что во многих странах налогообложение происходит по прогрессивной шкале. При этом в странах, имеющих более высокие ставки налога, имеет место более высокий уровень жизни, так как средства, поступаемые в бюджет, направляются на финансирование социальной сферы.
Итогом выполнения настоящей работы стала разработка мероприятий по повышению роли НДФЛ в доходах бюджетов дотационных регионов, с учетом зарубежного опыта.
В частности, предлагается осуществить следующие мероприятия: повышение ставки налога с 13 до 15 % при наличии необлагаемого налогом минимума доходов; реализация работы по повышению налоговой культуры и налоговой грамотности населения; повышение эффективности налогового контроля.
В результате реализации предложенных мероприятий произойдет увеличение сумм и удельного веса НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов дотационных регионов, в результате повысится уровень их бюджетной обеспеченности.
Кроме того, установление минимума, не облагаемого налогом, будет способствовать увеличению социальной роли и справедливости НДФЛ.
В результате можно сделать следующие выводы.
НДФЛ - федеральный налог, определяемый в размере процента от полученного дохода налогоплательщика - физического лица в денежной либо натуральной форме, а также форме выгоды за вычетом в отдельных случаях расходов, подтвержденных в документальном порядке. Элементы данного налога установлены главой 23 части 2 НК РФ.
В настоящее время НДФЛ играет значительную роль в обеспечении бюджетов доходными источниками и в регулировании экономических процессов. Тем не менее, в Российской Федерации потенциал подоходного налогообложения полностью не раскрыт, о чем свидетельствует более низкий удельный вес данного налога в бюджете, по сравнению с зарубежными развитыми странами. Также имеет место снижение доли НДФЛ в доходах консолидированного бюджета на протяжении последних лет.
В ходе проведенного анализа был проведен анализ бюджетной обеспеченности регионов Приволжского федерального округа. В результате определено, что в составе Приволжского федерального округа 12 из 14 регионов являются дотационными, что свидетельствует об их недостаточной бюджетной обеспеченности. Поэтому сделан вывод о том, что имеет место необходимость исследования возможностей укрепления финансовой базы данных регионов, в том числе за счет повышения собираемости НДФЛ.
НДФЛ является одним из важнейших инструментов формирования бюджетов всех уровней, обеспечения источников финансирования. Поэтому необходимо осуществлять анализ поступлений платежей по налогу на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты регионов, и отслеживать их влияние на уровень бюджетной обеспеченности
НДФЛ имеет достаточно весомую роль в доходах бюджетов регионов ПФО. В то же время в большинстве случаев имеет место следующая тенденция: при снижении удельного веса НДФЛ в доходах бюджета наблюдается повышение необходимости в дотационном финансировании.
Не смотря на повышение собираемости НДФЛ в бюджеты большинства регионов Приволжского федерального округа, данный рост не достаточен для достижения финансовой обеспеченности субъектов. Это обусловлено комплексом проблем в сфере подоходного налогообложения, среди которых: дифференциация доходов населения (расслоение населения), достаточный уровень доходов большей части населения страны, недостаточная налоговая культура граждан.
Следовательно, с целью повышения бюджетной обеспеченности регионов необходимо осуществлять мероприятия, направленные на повышение роли НДФЛ в доходах бюджетов.
По результатам рассмотрения зарубежного опыта подоходного налогообложения отмечено, что во многих странах налогообложение происходит по прогрессивной шкале. При этом в странах, имеющих более высокие ставки налога, имеет место более высокий уровень жизни, так как средства, поступаемые в бюджет, направляются на финансирование социальной сферы.
Итогом выполнения настоящей работы стала разработка мероприятий по повышению роли НДФЛ в доходах бюджетов дотационных регионов, с учетом зарубежного опыта.
В частности, предлагается осуществить следующие мероприятия: повышение ставки налога с 13 до 15 % при наличии необлагаемого налогом минимума доходов; реализация работы по повышению налоговой культуры и налоговой грамотности населения; повышение эффективности налогового контроля.
В результате реализации предложенных мероприятий произойдет увеличение сумм и удельного веса НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов дотационных регионов, в результате повысится уровень их бюджетной обеспеченности.
Кроме того, установление минимума, не облагаемого налогом, будет способствовать увеличению социальной роли и справедливости НДФЛ.
Подобные работы
- Налоговые источники доходов бюджета Алтайского края
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы формирования налоговых доходов субъекта РФ и пути их решения (Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологий и Управления)
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ,
НОВОСИБИРСКОЙ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Доходы бюджетов субъектов Российской
Федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Особенности российского бюджетного федерализма (ВЗФЭИ)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



