Арт-технологии в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ арт-технологий как средства обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе 3
1.1 Понятие и развитие арт-технологий 3
1.2. Арт-технологии в образовательном процессе 10
1.3. Основы применения арт-технологий на уроках иностранного
языка 19
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Практическое применение арт-технологий на уроках английского языка в среднем звене общеобразовательной школы 25
2.1. Коллажирование как один из видов арт-технологий в обучении
английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 25
2.2. Креативное письмо как один из видов арт-технологий в обучении
английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 32
2.3. Драматизация как один из видов арт-технологий в обучении
английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 37
Выводы по Главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ арт-технологий как средства обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе 3
1.1 Понятие и развитие арт-технологий 3
1.2. Арт-технологии в образовательном процессе 10
1.3. Основы применения арт-технологий на уроках иностранного
языка 19
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Практическое применение арт-технологий на уроках английского языка в среднем звене общеобразовательной школы 25
2.1. Коллажирование как один из видов арт-технологий в обучении
английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 25
2.2. Креативное письмо как один из видов арт-технологий в обучении
английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 32
2.3. Драматизация как один из видов арт-технологий в обучении
английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы 37
Выводы по Главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения
В современном мире крайне важным считается владение иностранными языками, в том числе и английским языком. В связи с этим иностранный язык в нашей стране изучается, как правило, уже с ранних школьных лет. Однако не у всех школьников сразу же возникает интерес к изучению иностранных языков. Многие учащиеся всё ещё испытывают трудности с изучением английского языка, находясь уже в среднем звене. Именно поэтому одним из основополагающих вопросов в преподавании иностранных языков остаётся привлечение внимания школьников к изучению иностранного языка и сделать повышение эффективности процесса обучения языку.
На данный момент в общеобразовательной школе английский язык изучается в основном лишь при помощи учебно-методического комплекта (далее - УМК). Однако формат школьных уроков также позволяет внедрять различные нестандартные технологии в процесс изучения предмета. Одним из методов изучения языкового материала может выступать искусство. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка - метод арт-технологий. В данной работе речь пойдёт об использовании арт-технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. Эти технологии сделают изучение языка не только более эффективным, но и интересным для учащихся общеобразовательной школы. Арт-технологии также помогут учащимся развить творческое мышление и коммуникативные способности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью применения нестандартных решений при обучении школьников иностранному языку с целью мотивации учащихся, а также повышения результативности учебного процесса.
Объектом исследования в данном случае являются арт-технологии как совокупность методов, средств и приёмов обучения. Предметом исследования выступает применение арт-технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель данной работы - описать возможности применения арт- технологий на уроках английского языка в рамках общеобразовательной программы.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо выполнить следующие задачи:
• Раскрыть понятие «арт-технологии», отразить историю возникновения данного метода;
• Выявить особенности применения арт-технологий в образовательном процессе;
• Обозначить специфику работы с различными видами арт- технологий, в том числе коллажированием, креативным письмом и драматизацией, в контексте обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе посредством описания;
• Описать дидактический потенциал арт-технологий в работе с учащимися среднего звена общеобразовательной школы на уроках английского языка.
Методами исследования выступают: теоретический анализ литературы по теме исследования, проведение и оценка результатов исследования.
Теоретической основой исследования послужили научные труды следующих учёных: М.А. Нефёдовой, Н.В. Семенюченко, И.Б. Рыжкиной, Б.-Д. Мюллера, М. Зикманна, Р. Пооля и других.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования апробированных видов задания на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Апробация исследования проводилась на базе МБОУ СОШ № 74 г. Пензы на уроках английского языка в восьмых классах. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Авдеевские чтения» (2023 г.). Содержание проведённого исследования изложено в 1 публикации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обозначены актуальность, объект и предмет исследования, методы исследования, его теоретическая основа и практическая значимость. В главе 1 представлены теоретические сведения об арт-технологиях и их применении в процессе обучения. В главе 2 описано практическое применение арт-технологий на уроках английского языка в среднем звене общеобразовательной школы. В заключении подводятся итоги исследования; Список литературы состоит из 44 источников, в том числе 6 иностранных. В приложениях приведены примеры выполнения заданий.
На данный момент в общеобразовательной школе английский язык изучается в основном лишь при помощи учебно-методического комплекта (далее - УМК). Однако формат школьных уроков также позволяет внедрять различные нестандартные технологии в процесс изучения предмета. Одним из методов изучения языкового материала может выступать искусство. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка - метод арт-технологий. В данной работе речь пойдёт об использовании арт-технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. Эти технологии сделают изучение языка не только более эффективным, но и интересным для учащихся общеобразовательной школы. Арт-технологии также помогут учащимся развить творческое мышление и коммуникативные способности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью применения нестандартных решений при обучении школьников иностранному языку с целью мотивации учащихся, а также повышения результативности учебного процесса.
Объектом исследования в данном случае являются арт-технологии как совокупность методов, средств и приёмов обучения. Предметом исследования выступает применение арт-технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель данной работы - описать возможности применения арт- технологий на уроках английского языка в рамках общеобразовательной программы.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо выполнить следующие задачи:
• Раскрыть понятие «арт-технологии», отразить историю возникновения данного метода;
• Выявить особенности применения арт-технологий в образовательном процессе;
• Обозначить специфику работы с различными видами арт- технологий, в том числе коллажированием, креативным письмом и драматизацией, в контексте обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе посредством описания;
• Описать дидактический потенциал арт-технологий в работе с учащимися среднего звена общеобразовательной школы на уроках английского языка.
Методами исследования выступают: теоретический анализ литературы по теме исследования, проведение и оценка результатов исследования.
Теоретической основой исследования послужили научные труды следующих учёных: М.А. Нефёдовой, Н.В. Семенюченко, И.Б. Рыжкиной, Б.-Д. Мюллера, М. Зикманна, Р. Пооля и других.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования апробированных видов задания на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Апробация исследования проводилась на базе МБОУ СОШ № 74 г. Пензы на уроках английского языка в восьмых классах. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Авдеевские чтения» (2023 г.). Содержание проведённого исследования изложено в 1 публикации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обозначены актуальность, объект и предмет исследования, методы исследования, его теоретическая основа и практическая значимость. В главе 1 представлены теоретические сведения об арт-технологиях и их применении в процессе обучения. В главе 2 описано практическое применение арт-технологий на уроках английского языка в среднем звене общеобразовательной школы. В заключении подводятся итоги исследования; Список литературы состоит из 44 источников, в том числе 6 иностранных. В приложениях приведены примеры выполнения заданий.
Арт-технологии происходят от психологического метода арт-терапии, однако понятие арт-технологий приобрело некую автономность, и в данный момент арт-технологии всё чаще используются в образовании, в том числе и при обучении школьников иностранному языку.
На основе теоретического анализа научных трудов было выведено единое, наиболее краткое и ёмкое определение арт-технологий: арт-технология - это педагогическая технология, в основе которой лежит креативный подход к учебному материалу и проявление творческой активности учащихся.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были описаны возможности использования арт-технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
В первой главе описаны общие теоретические сведения об арт- технологиях. Прежде всего было обращено внимание на происхождение арт- технологий. Затем была обозначена специфика применения арт-технологий в образовании и на уроках английского языка в частности. В результате изучения теоретических сведений об арт-технологиях было установлено, что данные тахнологии представляют собой довольно широкое многообразие различных арт-педагогических приёмов, которые, в свою очередь, нацелены на развитие у учащихся творческого мышления и формирование коммуникативной компетенции, что является важнейшей задачей в рамках изучения иностранного языка в школе.
Практическое применение арт-технологий было описано во второй главе и рассмотрено на примере трёх арт-педагогических приёмов: коллажирования, креативного письма и драматизации. Был проведён детальный анализ каждого из выше упомянутых арт-педагогических технологий, в результате которого было установлено, что каждый из приёмов имеет широкий дидактический потенциал и, помимо формирования необходимых знаний, умений, и навыков, может служить учащимся вспомогательным средством для изучения языка и помочь им более эффективно усвоить учебный материал.
Также удалось оценить дидактический потенциал креативного письма как одного из арт-педагогических приёмов. В этих целях было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 74 города Пензы в восьмых классах. Для учащихся было разработано задание, в рамках которого они должны были написать собственную сказку по мотивам грамматического правила английского языка.
Исследование показало, что арт-технологии в целом и креативное письмо в частности помогает учащимся среднего звена лучше усваивать учебный материал по английскому языку, тренирует их навыки работы над оригинальными текстами и развивает творческие способности учащихся. Арт- технологии также помогают сформировать коммуникативную компетенцию учащихся, что отвечает требованиям ФГОС.
Исследование проводилось в рамках педагогической практики в сжатые сроки, поэтому не удалось апробировать только один арт-педагогический приём. Однако в данном случае необходимо прокомментировать и два других приёма, заявленных в данной работе.
Коллажирование при изучении английского языка в школе может осуществляться как в рамках домашней подготовки к занятиям, так и непосредственно на уроках английского языка. Но при этом следует подчеркнуть, что в качестве домашнего задания коллажирование будет являться более эффективным, поскольку учащиеся не ограничены во времени, и учителю нет необходимости выделять отдельный урок на создание коллажей.
Говоря о драматизации на уроках английского языка, следует учесть комплексность данного арт-педагогического приёма. Но, несмотря на это, при правильном распределении времени и должной организации со стороны учителя, драматизация оказывается вполне эффективным приёмом при изучении английского языка в школе.
В заключение важно отметить, что, несмотря на свою специфику, а иногда и сложность в реализации в рамках школьных занятий, арт-технологии интересны многим учащимся. Следовательно, работа с арт-технологиями мотивирует школьников и делает изучение английского языка в школе более увлекательным для них. Это одна из причин, по которой стоит чаще внедрять арт-технологии на уроках английского языка в общеобразовательной школе.
На основе теоретического анализа научных трудов было выведено единое, наиболее краткое и ёмкое определение арт-технологий: арт-технология - это педагогическая технология, в основе которой лежит креативный подход к учебному материалу и проявление творческой активности учащихся.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были описаны возможности использования арт-технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
В первой главе описаны общие теоретические сведения об арт- технологиях. Прежде всего было обращено внимание на происхождение арт- технологий. Затем была обозначена специфика применения арт-технологий в образовании и на уроках английского языка в частности. В результате изучения теоретических сведений об арт-технологиях было установлено, что данные тахнологии представляют собой довольно широкое многообразие различных арт-педагогических приёмов, которые, в свою очередь, нацелены на развитие у учащихся творческого мышления и формирование коммуникативной компетенции, что является важнейшей задачей в рамках изучения иностранного языка в школе.
Практическое применение арт-технологий было описано во второй главе и рассмотрено на примере трёх арт-педагогических приёмов: коллажирования, креативного письма и драматизации. Был проведён детальный анализ каждого из выше упомянутых арт-педагогических технологий, в результате которого было установлено, что каждый из приёмов имеет широкий дидактический потенциал и, помимо формирования необходимых знаний, умений, и навыков, может служить учащимся вспомогательным средством для изучения языка и помочь им более эффективно усвоить учебный материал.
Также удалось оценить дидактический потенциал креативного письма как одного из арт-педагогических приёмов. В этих целях было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 74 города Пензы в восьмых классах. Для учащихся было разработано задание, в рамках которого они должны были написать собственную сказку по мотивам грамматического правила английского языка.
Исследование показало, что арт-технологии в целом и креативное письмо в частности помогает учащимся среднего звена лучше усваивать учебный материал по английскому языку, тренирует их навыки работы над оригинальными текстами и развивает творческие способности учащихся. Арт- технологии также помогают сформировать коммуникативную компетенцию учащихся, что отвечает требованиям ФГОС.
Исследование проводилось в рамках педагогической практики в сжатые сроки, поэтому не удалось апробировать только один арт-педагогический приём. Однако в данном случае необходимо прокомментировать и два других приёма, заявленных в данной работе.
Коллажирование при изучении английского языка в школе может осуществляться как в рамках домашней подготовки к занятиям, так и непосредственно на уроках английского языка. Но при этом следует подчеркнуть, что в качестве домашнего задания коллажирование будет являться более эффективным, поскольку учащиеся не ограничены во времени, и учителю нет необходимости выделять отдельный урок на создание коллажей.
Говоря о драматизации на уроках английского языка, следует учесть комплексность данного арт-педагогического приёма. Но, несмотря на это, при правильном распределении времени и должной организации со стороны учителя, драматизация оказывается вполне эффективным приёмом при изучении английского языка в школе.
В заключение важно отметить, что, несмотря на свою специфику, а иногда и сложность в реализации в рамках школьных занятий, арт-технологии интересны многим учащимся. Следовательно, работа с арт-технологиями мотивирует школьников и делает изучение английского языка в школе более увлекательным для них. Это одна из причин, по которой стоит чаще внедрять арт-технологии на уроках английского языка в общеобразовательной школе.
Подобные работы
- «Арт-технологии в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе»
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Использование методического приема коллажирования для ассоциативного наращивания лексико-семантического поля при обучении иностранному языку на среднем этапе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ МОТИВИРОВАННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, немецкий язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Изучение лингвокультурологического аспекта фразеологизмов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017



