Введение 6
1 Анализ нормативной базы, регламентирующей использование
электронной подписи 7
1.1 Понятие «электронная подпись». Понятия «электронный
документ и электронный документооборот». Понятие «межведомственное электронное взаимодействие 7
1.2 Нормативно-законодательные и методические акты,
регламентирующие создание и применение электронной подписи в России 11
1.3 Анализ зарубежных нормативных актов в сфере
использования электронной подписи 29
2 Исследование опыта использования электронной подписи в России
и за рубежом 34
2.1 Технологии создания и использования электронной подписи
в России 34
2.2 Зарубежный опыт использования электронной подписи 37
2.3 Критерии выбора вида электронной подписи для электронного
делопроизводства 39
3 Методические рекомендации по оптимизации использования
электронной подписи на примере ГАСУСОССЗН ПО «Сердобский дом ветеранов труда» 45
3.1 Получение электронной подписи ГАСУСОССЗН ПО «Сердобский дом ветеранов труда» 45
3.2 Применение электронной подписи в ГАСУСОССЗН ПО
«Сердобский дом ветеранов труда» 49
3.3 Разработка Руководства по обеспечению информационной безопасности при работе с электронной подписью в ГАСУСОССЗН ПО
«Сердобский дом ветеранов труда» 52
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 65
Приложение А. Комплект документов при получении электронной
подписи и сертификата ключа 72
Электронный документооборот давно и прочно вошел в нашу жизнь. Развитие информационных технологий привело к цифровизации в различных сферах деятельности.
Федеральный закон №476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» , по мнению участников форума РК1 - Форум 20202 приведет к масштабным преобразованиям в сфере
использования электронной подписи. С января 2021 года появятся права и возможности использования облачной квалифицированной электронной подписи (ЭП), также появится возможность аккредитоваться операторам доверенной третьей стороны.
В настоящее время электронная подпись используется и при обращении на портал государственных услуг за предоставлением конкретной услуги, и при формировании налоговой и прочей отчетности индивидуальными предпринимателями и организациями. Однако до сих пор, многие вопросы, связанные с использованием электронной подписи в делопроизводстве находятся в стадии проработки.
Следовательно, анализ нормативного регулирования внедрения и использования электронной подписи в делопроизводстве является актуальной темой исследования магистерской диссертации.
Электронный документооборот давно вошел в нашу жизнь. Это современное и эффективное решение обмена электронными документами в любой сфере деятельности.
Анализ нормативных актов, регламентирующих создание и использование электронной подписи в России, позволил сделать следующие выводы:
1. В нормативных актах Российской Федерации используется различные толкования электронного документа, подписанного электронной подписью (электронное сообщение, документ в электронном виде, электронный документ).
2. Работа по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию в сфере применения электронной подписи должна быть синхронизирована и не должна дублироваться.
3. Необходима доработка ряда подзаконных актов, касающихся сферы применения электронной подписи, например корректировку статьи 189 Гражданского кодекса РФ «Последствия прекращения доверенности» (по доверенности можно получать сертификат ключа в удостоверяющем центре), корректировку статьи 1209 Гражданского кодекса РФ о праве места совершения сделки.
4. Необходима разработка нормативных актов в сфере технологии проверки архивных ЭП.
Анализ зарубежного законодательства в сфере использования электронной подписи показал:
1. Развитие технологий применения электронной подписи в России шло с некоторым отставанием от развитых зарубежных стран, что связано, прежде всего, с отставанием в развитии информационных технологий, а также с назначением использования электронной подписи (в России большее внимание уделялось электронному документообороту в органах власти, в крупных корпорациях, а за рубежом электронный документооборот в большей степени связан с электронной коммерцией).
2. Различия в законодательствах разных стран в сфере электронного документооборота служат причиной юридической неопределенности в отношениях сторон.
Анализ опыта использования электронной подписи в России и за рубежом позволил сделать следующие выводы:
1. Необходимо создать общеевропейское правовое и экономическое пространство, в котором будут признаваемы всеми сертификаты электронной подписи.
2. Удостоверяющие центры во всех странах должны проходить обязательную аккредитацию.
3. Необходимо признание электронных подписей, полученных за рубежом.
Обобщая цели и задачи внедрения электронного документооборота, систем межведомственного взаимодействия можно выделить следующее:
1. Делопроизводство с использованием электронного
документооборота повышает эффективность работы с документами, улучшает исполнительскую дисциплину, минимизирует затраты времени.
2. Межведомственное электронное взаимодействие оптимизирует работу государственных учреждений.
3. Использование электронной подписи на портале
государственных услуг при получении конкретной услуги приводит к дальнейшей цифровизации общества, повышению компьютерной грамотности практически всех слоев населения РФ.
4. Несложное получение усиленной электронной подписи индивидуальными предпринимателями и организациями позволяет организовывать обмен электронными документами при формировании налоговой и прочей отчетности...
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред от 08.12.2020).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 23.11.2020).
Федеральные законы Российской Федерации
3. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63 - ФЗ «Об электронной подписи» (с изм. от 08.06.2020).
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»
(с изм. от 29.12.2020).
5. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019).
6. Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг»
(ред. от 30.12.2020).
Постановления Российской Федерации
7. Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 № 634 «О видах
электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных или муниципальных услуг»
(ред. от 27.08.2018).
8. Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 № 634.
9. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия» (ред. от 24.01.2017 №63).
10. Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» (ред. от 16.03.2019).
11. Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 «Об
использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» (ред. от 23.12.2020).
Распоряжение Правительства Российской Федерации
12. Перечень видов документов, передаваемых при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов в электронном виде. Утверждено распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. №583-р.
Приказы Министерств Российской Федерации
13. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, утвержденных приказом Росархива от 22 мая 2019 г. № 71 (зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 № 57023).
14. Приказ Росархива от 15.06.2020 №69 «Об утверждении Типовых функциональных требований к системам электронного документооборота и системам хранения электронных документов в архивах государственных органов» (зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2020 №60484).
15. Требования к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде. Утвержден приказом Минкомсвязи РФ и Федеральной службы охраны РФ от 27 мая 2015 г. № 186/158...48