НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Налоговый контроль, понятие, виды и место в налоговой системе Российской Федерации
1.2. Формы и методы налогового контроля
1.3. Состав и структура налоговых органов Российской Федерации, их
функции и полномочия в сфере контроля за налогообложением
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
2.1. Организационная характеристика ИФНС России по г. Белгороду
2.2. Анализ динамики и структуры налоговых платежей, администрируемых
УФНС России по Белгородской области
2.3 Оценка эффективности контрольной работы УФНС России по
Белгородской области
2.4. Перспективные направления развития налогового контроля и пути
повышения эффективности деятельности налоговых органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Налоговый контроль, понятие, виды и место в налоговой системе Российской Федерации
1.2. Формы и методы налогового контроля
1.3. Состав и структура налоговых органов Российской Федерации, их
функции и полномочия в сфере контроля за налогообложением
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
2.1. Организационная характеристика ИФНС России по г. Белгороду
2.2. Анализ динамики и структуры налоговых платежей, администрируемых
УФНС России по Белгородской области
2.3 Оценка эффективности контрольной работы УФНС России по
Белгородской области
2.4. Перспективные направления развития налогового контроля и пути
повышения эффективности деятельности налоговых органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Организация и осуществление налогового контроля представляет собой сложный и комплексный процесс. От того, насколько эффективно организована контрольная работа налоговых органов зависит состояние бюджета, следовательно, и благосостояние населения.
Актуальность данной темы в том, что эффективный налоговый контроль является существенным условием функционирования налоговой системы. Если он отсутствует или мало эффективен, трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, а это может привести экономику государства к серьезным последствиям. Такие глобальные проблемы показывают значимость выявления путей совершенствования организации налогового контроля, направленных на повышение эффективности контрольной работы налоговых органов.
Целью исследования в представленной работе является теоретико-методическое обоснование направлений и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности органов налогового контроля на современном этапе.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• определение сущности налогового контроля, его теоретико - методической основы в условиях действующего налогового законодательства;
• исследование и анализ, оценочных показателей эффективности деятельности налоговых органов и выявление путей их дальнейшего совершенствования;
• анализ эффективности контрольной работы налоговых органов по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему на местном уровне;
• обобщение и анализ контрольной работы, проводимой налоговыми органами, на примере управления ФНС РФ по области;
• обоснование практических рекомендаций и выявление направлений повышения эффективности налогового контроля в современной
России.
Объектом исследования является система императивных отношений налоговых органов с налогоплательщиками, в процессе которых образуются денежные фонды государства и муниципальных образований.
Предметом исследования выступают теоретические и практические вопросы осуществления налогового контроля и разработка мероприятий по его совершенствованию. Работа выполнена по материалам данных УФНС России по Белгородской области.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились фундаментальные труды и научные разработки отечественных ученых по исследуемой проблеме: Д.Г. Черника, О.А. Ногина, В.Г Панскова, А.В. Брызгалина, Д.А. Зайцева и др.
Методологической основой работы являются: методы финансово-экономического анализа, статистического анализа, дедукции, индукции и графический метод.
Информационную базу данной работы отчетно - аналитическая информация инспекции ФНС РФ по городу Белгороду, сайт Минфина России, УФНС России по Белгородской области, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования материала для дальнейших исследований, публикаций статьи.
Актуальность данной темы в том, что эффективный налоговый контроль является существенным условием функционирования налоговой системы. Если он отсутствует или мало эффективен, трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, а это может привести экономику государства к серьезным последствиям. Такие глобальные проблемы показывают значимость выявления путей совершенствования организации налогового контроля, направленных на повышение эффективности контрольной работы налоговых органов.
Целью исследования в представленной работе является теоретико-методическое обоснование направлений и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности органов налогового контроля на современном этапе.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• определение сущности налогового контроля, его теоретико - методической основы в условиях действующего налогового законодательства;
• исследование и анализ, оценочных показателей эффективности деятельности налоговых органов и выявление путей их дальнейшего совершенствования;
• анализ эффективности контрольной работы налоговых органов по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему на местном уровне;
• обобщение и анализ контрольной работы, проводимой налоговыми органами, на примере управления ФНС РФ по области;
• обоснование практических рекомендаций и выявление направлений повышения эффективности налогового контроля в современной
России.
Объектом исследования является система императивных отношений налоговых органов с налогоплательщиками, в процессе которых образуются денежные фонды государства и муниципальных образований.
Предметом исследования выступают теоретические и практические вопросы осуществления налогового контроля и разработка мероприятий по его совершенствованию. Работа выполнена по материалам данных УФНС России по Белгородской области.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились фундаментальные труды и научные разработки отечественных ученых по исследуемой проблеме: Д.Г. Черника, О.А. Ногина, В.Г Панскова, А.В. Брызгалина, Д.А. Зайцева и др.
Методологической основой работы являются: методы финансово-экономического анализа, статистического анализа, дедукции, индукции и графический метод.
Информационную базу данной работы отчетно - аналитическая информация инспекции ФНС РФ по городу Белгороду, сайт Минфина России, УФНС России по Белгородской области, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования материала для дальнейших исследований, публикаций статьи.
Государственный налоговый контроль является важной составляющей налогового законодательства. Налоговым контролем называется деятельность органов, имеющих для этого полномочия, по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Такой вид контроля ведется с помощью налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, которые используются для извлечения дохода, а также в тех формах, которые разрешены НК РФ.
В современной практике точного перечня видов налогового контроля не существует, поэтому классификация их разнообразна. Вид налогового контроля может зависеть от времени проведения, места прохождения, объекта контроля, периодичности контроля, характера действий и др.
Цель налогового контроля - контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов . Система налогового контроля охватывает все этапы жизнедеятельности организации, начиная от ее создания до ликвидации. Это же можно отнести и по отношению доходов и имущества физических лиц.
Объектом налогового контроля является не только деятельность налогоплательщика, которая связанна с выполнением последним своих налоговых обязанностей, но и вся совокупность налоговых отношений.
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Для того, чтобы полностью контролировать соблюдение налогоплательщиком налогового законодательства и необходимы данные формы налогового контроля.
С целью достоверного, полного и точного налогового контроля налоговыми органами используются определенные методы. Они представляют собой набор отдельных процессуальных действий, направленных на получение необходимых данных и формирование доказательной базы по налоговым правонарушениям в полной мере.
Анализируя суммы поступивших налогов можно сделать вывод о том, что налоговые доходы в 2016 году выросли почти на 7% по сравнению с 2014 годом. Постоянно увеличивается количество налогоплательщиков. Так в 2016 году рост юридических лиц составил 82% по сравнению с 2014 годом, а рост индивидуальных предпринимателей составил около 89%. Данные показатели говорят о расширении рынка малого и среднего бизнеса в регионе, что в свою очередь свидетельствует о наличии благоприятных условий для создания новых форм хозяйствования за счет оказываемой государственной поддержки и создания новых целевых программ.
Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых доходов, администрируемых УФНС России по Белгородской области, занимает НДФЛ, 33%. К 2015 году поступления по данному виду налога повышаются и составляют уже 36%. На втором месте находится НПО. Их удельный вес в общем объеме налоговых доходов в 2016 году составил 20,61%.
Наименьшие поступления, в период с 2014 по 2016 года, отмечены по налогу на игорный бизнес и налогу на добычу полезных ископаемых.
Одним из основных направлений роста эффективности налогового контроля ФНС России рассматривает усиление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами, благодаря чему за последнее время удалось добиться качественных изменений в деле выявления налоговых правонарушений и их предотвращения.
Таким образом, говоря о контрольной работе УФНС России по Белгородской области за весь исследуемый период следует отметить, что ей удалось добиться существенных позитивных результатов в деле повышения эффективности форм и методов налогового контроля, следствием чего стало заметное увеличение сумм, дополнительно мобилизованных в бюджет по результатам контрольных мероприятий.
Для лучших результатов, необходимо продолжать вести разработку новых путей повышения эффективности деятельности органов налогового контроля. Необходимо усилить контроль при регистрации и ликвидации предприятий. Такой контроль поможет выявить так называемые фирмы- однодневки еще на стадии регистрации;
С целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности налогоплательщика, обеспечения полноты и своевременности уплаты сумм налога в бюджет, создания равных конкурентных условий для налогоплательщиков, увеличению эффективности налогового контроля, обеспечения нейтральности налоговой системы необходимо продолжить работу по совершенствованию действующего российского законодательства.
Проанализировав все вышеизложенное, можно сказать, что в современное время система налогового контроля играют очень важную роль для государства в пополнении денежными средствами бюджеты разных уровней. Для более эффективной деятельности контрольных органов необходимо постоянное внедрение и развитие новых информационных технологий, ужесточение мер ответственности за нарушение законодательства и т.д. Основным же критерием эффективности налогового контроля является его безусловное соответствие определенным принципам.
В современной практике точного перечня видов налогового контроля не существует, поэтому классификация их разнообразна. Вид налогового контроля может зависеть от времени проведения, места прохождения, объекта контроля, периодичности контроля, характера действий и др.
Цель налогового контроля - контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов . Система налогового контроля охватывает все этапы жизнедеятельности организации, начиная от ее создания до ликвидации. Это же можно отнести и по отношению доходов и имущества физических лиц.
Объектом налогового контроля является не только деятельность налогоплательщика, которая связанна с выполнением последним своих налоговых обязанностей, но и вся совокупность налоговых отношений.
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Для того, чтобы полностью контролировать соблюдение налогоплательщиком налогового законодательства и необходимы данные формы налогового контроля.
С целью достоверного, полного и точного налогового контроля налоговыми органами используются определенные методы. Они представляют собой набор отдельных процессуальных действий, направленных на получение необходимых данных и формирование доказательной базы по налоговым правонарушениям в полной мере.
Анализируя суммы поступивших налогов можно сделать вывод о том, что налоговые доходы в 2016 году выросли почти на 7% по сравнению с 2014 годом. Постоянно увеличивается количество налогоплательщиков. Так в 2016 году рост юридических лиц составил 82% по сравнению с 2014 годом, а рост индивидуальных предпринимателей составил около 89%. Данные показатели говорят о расширении рынка малого и среднего бизнеса в регионе, что в свою очередь свидетельствует о наличии благоприятных условий для создания новых форм хозяйствования за счет оказываемой государственной поддержки и создания новых целевых программ.
Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых доходов, администрируемых УФНС России по Белгородской области, занимает НДФЛ, 33%. К 2015 году поступления по данному виду налога повышаются и составляют уже 36%. На втором месте находится НПО. Их удельный вес в общем объеме налоговых доходов в 2016 году составил 20,61%.
Наименьшие поступления, в период с 2014 по 2016 года, отмечены по налогу на игорный бизнес и налогу на добычу полезных ископаемых.
Одним из основных направлений роста эффективности налогового контроля ФНС России рассматривает усиление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами, благодаря чему за последнее время удалось добиться качественных изменений в деле выявления налоговых правонарушений и их предотвращения.
Таким образом, говоря о контрольной работе УФНС России по Белгородской области за весь исследуемый период следует отметить, что ей удалось добиться существенных позитивных результатов в деле повышения эффективности форм и методов налогового контроля, следствием чего стало заметное увеличение сумм, дополнительно мобилизованных в бюджет по результатам контрольных мероприятий.
Для лучших результатов, необходимо продолжать вести разработку новых путей повышения эффективности деятельности органов налогового контроля. Необходимо усилить контроль при регистрации и ликвидации предприятий. Такой контроль поможет выявить так называемые фирмы- однодневки еще на стадии регистрации;
С целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности налогоплательщика, обеспечения полноты и своевременности уплаты сумм налога в бюджет, создания равных конкурентных условий для налогоплательщиков, увеличению эффективности налогового контроля, обеспечения нейтральности налоговой системы необходимо продолжить работу по совершенствованию действующего российского законодательства.
Проанализировав все вышеизложенное, можно сказать, что в современное время система налогового контроля играют очень важную роль для государства в пополнении денежными средствами бюджеты разных уровней. Для более эффективной деятельности контрольных органов необходимо постоянное внедрение и развитие новых информационных технологий, ужесточение мер ответственности за нарушение законодательства и т.д. Основным же критерием эффективности налогового контроля является его безусловное соответствие определенным принципам.
Подобные работы
- Налоговый контроль и пути его совершенствования (на материалах МИФНС России №15 по Самарской области)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формы и методы налогового контроля (Организация и методика налоговых проверок, Омский государственный аграрный университет)
Рефераты, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2021 - СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Налоговое администрирование субъектов малого предпринимательства: состояние и пути совершенствования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Государственный налоговый контроль в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



