Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования приемов театральной педагогики как способ формирования иноязычной коммуникативной
компетенции 5
1.1 Понятие «театральная педагогика» в современном научном знании 5
1.2 Возможности использования приемов театральной педагогики в процессе обучения иностранному языку как способ формирования
коммуникативной компетенции 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Практические основы использования приемов театральной педагогики как способ формирования коммуникативной компетенции на
уроках немецкого и французского языка 22
2.1 Приемы театральной педагогики в современных учебно-методических
комплектах по немецкому и французскому языку 22
2.2 Перечень рекомендаций по использованию театральной педагогики в
процессе обучения немецкому и французскому языкам 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение 1 57
Приложение 2 68
Актуальность исследования:
Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. Совместная деятельность учителя с учащимися всегда связана с общением, а опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества. Приобщение человека к этому опыту в процессе обучения в школе выдвигается как первоочередная задача. В связи с этим особенно остро встает вопрос о повышении качества учебного процесса, в том числе по иностранному языку, о поиске новых, более эффективных методов и приемов обучения.
Практика свидетельствует, что существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась в начале новизной предмета и желанием научиться общаться на новом языке. Одним из возможных путей преодоления этой проблемы может стать развитие коммуникативной компетенции школьников при обучении иностранному языку с использованием театральной педагогики, создание соответствующих условий и разработка различных приёмов с учетом деятельностно-ролевой основы, системности в обучении иностранным языкам.
Цель исследования состоит в изучении дидактико-методических основ использования приемов театральной педагогики как способа формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «театральной педагогики» в современном научном знании;
2. Изучить возможности использования приемов театральной педагогики в процессе обучения иностранному языку как способа формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
3. Привести примеры использования приемов театральной педагогики в современных учебно-методических комплектах по немецкому и французскому языкам;
4. Предложить перечень рекомендаций по использованию театральной педагогики в процессе обучения немецкому и французскому языкам.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - приемы школьной театральной педагогики как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, изучение передового
педагогического опыта использования приемов театральной педагогики как способа формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых, как О.С. Булатова, А.В. Гребенкин, А.П. Ершова, В. А. Ильев, О.А. Лапина, Е. И. Косинец, А. Б.Никитина, И.А. Соловьева.
Практическая значимость исследования заключается в разработке различных рекомендаций по использованию театральной педагогики как способа формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения немецкому и французскому языкам в
общеобразовательной школе.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данной работе было проведено исследование с целью изучения дидактико-методических основ использования приемов театральной педагогики как способа формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам, в частности, немецкому и французскому, в общеобразовательных учреждениях.
Было рассмотрено несколько различных вариантов определений понятия «театральная педагогика». Наиболее универсальным можно назвать определение, что театральная педагогика - это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Театральная педагогика на уроках немецкого и французского языка, в свою очередь, является многообразием форм и методов театральной языковой работы с детьми.
Так как театральная педагогика решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике, педагогу просто необходимо досконально изучить возможности использования приемов театральной педагогики в процессе обучения иностранному языку как способа формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Согласно театральной педагогике, ученик ставится в центр учебного процесса, он становится активным субъектом, организуется его взаимодействие с другими учащимися. В итоге, процесс обучения получает практическую направленность, потому что обращение педагога к театральной педагогике может помочь ученику лучше сориентироваться в окружающем мире, пройти социальную адаптацию. Учащиеся развивают в себе такие навыки и умения, которые смогут затем применить в реальной повседневной жизни. Таким образом, изучение иностранных языков, в частности, немецкого и французского, посредством театрализации, способствует «овладению жизнью», что так необходимо для современного поколения школьников. Помимо того, приемы театральной педагогики на уроках иностранного языка будят воображение, которое позволяет ощутить и оценить радость существования, радость жизни. Эта творческая работа позволяет расшириться реальности и даже создать основу для ее изменения. В этой связи овладение иностранным языком означает не только языковое, культурное и интеллектуальное обогащение, но также и обогащение переживаний.
Но недостаточно только исследовать данные возможности, важно также привести примеры использования приемов театральной педагогики в современных учебно-методических комплектах по немецкому и французскому языкам. После завершения данного процесса было обнаружено, что каждый из изученных учебно-методических комплектов снабжен в достаточном количестве различными приемами театральной педагогики. Однако это количество разнится, что может отразиться на подготовке учителя к уроку, так как большую часть времени для разработки занятия ему понадобится искать и придумывать различные интересные задания и прочие способы применения приемов театральной педагогики.
Помимо вышеперечисленного, в работе были предложены некоторые рекомендации по использованию театральной педагогики в процессе обучения немецкому и французскому языкам. Среди них стоит обратить внимание на установление равноправных отношений между учителем и учащимися, налаживание дружественной атмосферы в классе между учениками, избавление от боязни ошибиться, а также активное использование различных средств общения во время уроков немецкого и французского языков. Благодаря этому современная театральная педагогика тренирует весь спектр сенсорных способностей детей, одновременно идет наработка компетентности в создании лада межличностного общения, расширяется сфера самостоятельной творческо- мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса учения-общения. Для наглядности были предложены несколько конспектов уроков, разработанных специально для проведения занятий с применением приемов театральной педагогики, и рассмотрены две главы из учебников по немецкому и французскому языкам.
Таким образом, мы видим, что театральные методики, внедряемые непосредственно в уроки немецкого и французского языка, внеурочная деятельность, театрализация, игровые тренинги на изучаемом языке, постановки спектаклей, инсценировок и миниатюр, а также участие в различных фестивалях - все это является основной формой театральной педагогики в школе, которую так необходимо использовать на своих уроках педагогам, желающим сделать процесс обучения максимально приятным и полезным для учащихся.
1. Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. «Горизонты». Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
2. Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. «Горизонты». Немецкий язык.
Второй иностранный язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2013. 98 с.
3. Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. «Горизонты». Немецкий язык.
Второй иностранный язык. 11 класс. М.: Просвещение, 2013. 107 с.
4. Александрова Е.В. Театральная педагогика как средство формирования и развития личности ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
5. Береговская Э.М., Белосельская Т.В., Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. «Синяя птица». Французский язык. Второй иностранный язык. 5 класс. М.: Просвещение, 2014. 221 с.
6. Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника
иностранного языка //Иностранные языки в школе. 2012. № 5. С. 4-7.
7. Бим И.Л., Садомова Л.В., Рыжова Л.И., Санникова Л.М. «Немецкий язык». 6 класс. М.: Просвещение, 2019. 136 с.
8. Бим И.Л., Садомова Л.В., Рыжова Л.И., Санникова Л.М. «Немецкий язык. Первые шаги». 2 класс. М.: Просвещение, 2017. 99 с.
9. Бим И.Л., Садомова Л.В., Рыжова Л.И., Санникова Л.М. «Немецкий язык». 11 класс. М.: Просвещение, 2011. 272 с.
10. Бочарникова М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. 2009. №8. С. 130-132.
11. Бубнова Г.И., Тарасова А.Н. «Французский в перспективе». Французский язык. 11 класс. Углубленный уровень. М.: Просвещение, 2019. 240 с.
12. Булатова О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: Диссертация кандидата наук. Тюмень, 1999.
13. Горбачева Е.Ю., Григорьева Е.Я., Лисенко М.Р. «Синяя птица». Французский язык. Второй иностранный язык. 11 класс. М.: Просвещение, 2018. 192 с.
14. Горбачева Е.Ю., Григорьева Е.Я. «Французский в перспективе». Французский язык. 8 класс. Углубленный уровень. М.: Просвещение, 2016. 224 с.
15. Гребенкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня. М.: Театр «111» им. П.М. Ершова, 2017.
...
44 источника