ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МАСШТАБИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ МАЛОГО
БИЗНЕСА НА РЫНКЕ DIGITAL-УСЛУГ 7
1.1 Проблемы и направления развития масштабирования малого бизнеса
в России 7
1.2 Контент-стратегия как инструмент продвижения организации
на digital-рынке 17
ГЛАВА 2 КОНТЕНТ-СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ СТАРТАПА
DIGITAL-АГЕНТСТВА «NEWMA» 30
2.1 Характеристика деятельности digital-агентства «Newma» 30
2.2 Разработка контент-стратегии продвижения стартапа digital-агентства
«Newma» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы связана с возрастанием потребностей многих компаний в развитии своего бизнеса в сфере digital-услуг. Клиенты уходят в интернет, и, чтобы не затеряться среди конкурентов, для компаний важно научиться работать со своей аудиторией в онлайн-среде. Поэтому компании, собирающиеся продвигать свой бизнес в интернет-среде, обращаются в digital-агентства, которые предоставляют новый подход к продвижению бизнеса, более быстрые и новые, в отличие от традиционных медиа, каналы.
Digital-агентства полного цикла предоставляют услуги по разработке сайтов, SMM-продвижению, настройке таргетированной рекламы в социальных сетях, брендингу, SEO-продвижению, анализу рынка, целевой аудитории компании, ее конкурентов, настройке контекстной рекламы, комплексному интернет-маркетингу. Главное преимущество таких агентств - это то, что благодаря использованию цифровых технологий компания имеет возможность обратиться к своей целевой аудитории, и при этом сократить расходы на рекламные кампании. В России многие digital-агентства не предоставляют полный спектр услуг, а специализируются по нескольким направлениям, что в условиях высокой конкуренции является сильным стимулом к развитию.
Конкуренция в России на digital-рынке высокая. Условно можно разделить на две категории агентства: те, которые находятся в Москве, Санкт-Петербурге, и региональные агентства. Лучшие digital-агентства страны сконцентрированы в больших городах, однако при этом московские и петербургские агентства открывают также филиалы в регионах. Крупные региональные агентства также занимают большую нишу, и зачастую выход на рынок для маленьких агентств усложняется в силу того, что ее занимают несколько крупных, которые не позволяют выйти мелким на более высокий уровень уже с известным брендом и постоянными клиентами. Но стоит отметить, что именно молодые агентства отличаются, прежде всего, способностью лучше адаптироваться к изменениям и тенденциям рынка. Именно максимальная «включенность» и возможность выходить за рамки устоявшихся бизнес-процессов помогают начинающим агентствам обходить большие известные агентства. Главное - убедить клиента в профессионализме и компетентности агентства. И такую задачу может решить разработка контент-стратегии.
Контент-стратегия является одним из самых эффективных инструментов продвижения и работы с клиентами. Она влияет на узнаваемость бренда, вовлекает аудиторию во взаимодействие с ним, вызывает интерес к покупке товара или услуги. Для того чтобы эффективно управлять контентом, необходима стратегия, включающая в себя комплексное описание целей, задач, анализ целевой аудитории и конкурентов, выбор каналов коммуникации, разработку контент-плана.
Выход на рынок нового digital-агентства может изначально сопровождаться контент-стратегией, так как при масштабировании стартап часто находится в условиях неопределенности, испытывает недостаток ресурсов и подвержен сильному влиянию со стороны конкурентов. И необходимо с самого начала позиционировать в глазах потенциальных клиентов как экспертов и профессионалов, что можно добиться при помощи правильно подобранного контента через релевантные для аудитории каналы.
Объект выпускной квалификационной работы - контент-стратегия продвижения малого бизнеса при его масштабировании.
Предмет ВКР - контент-стратегия продвижения digital-агентства «Newma» как стартапа.
Цель: анализ особенностей контент-стратегии продвижения при масштабировании компании на рынке digital-услуг и разработка контент- стратегии продвижения digital-агентства «Newma».
Исходя из поставленной цели, в рамках ВКР необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть основные проблемы и направления развития масштабирования малого бизнеса в России.
2. Проанализировать контент-стратегию как инструмент продвижения организации на digital-рынке.
3. Дать характеристику деятельности digital-агентства «Newma».
4. Провести исследование мнения руководителей и менеджеров среднего и малого бизнеса относительно выбора digital-агентств.
5. Разработать контент-стратегию продвижения стартапа digital- агентства «Newma».
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных специалистов; материалы периодических специальных изданий; справочные материалы сети интернет. В работе использованы материалы работ отечественных и зарубежных теоретиков и практиков в области маркетинга, брендинга, рекламы, PR.
В качестве теоретической базы использовались различные источники, отметим наиболее важные из них. В статье Д.Р. Прониной «Проблема масштабирования малого бизнеса в РФ» рассмотрены понятие и проблемы масштабирования, также способы его реализации в России [38]. В статье «Что такое контент-маркетинг и почему эффективен» рассмотрены основные аспекты контент-продвижения, ее особенности и этапы реализации [51]. В книге А.А. Сенаторова «Контент-маркетинг: стратегия продвижения в социальных сетях» расписаны основные методы продвижения организаций в социальных сетях и эффективного подбора контента для каждого из них [42].
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении содержится обоснование актуальности темы данного исследования, сформулированы объект данной работы, предмет, цель и задачи.
В первой главе рассматривается понятие масштабирования бизнеса, основные его направления, а также анализируется контент-стратегия как инструмент продвижения организации на digital-рынке.
Во второй главе представлены: характеристика деятельности digital- агентства «Newma», конкурентный анализ, результаты исследования «Отношение руководителей и менеджеров среднего и малого бизнеса к деятельности digital-агентств», а также результат разработки контент- стратегии продвижения стартапа digital-агентства «Newma».
В заключении сделаны основные выводы по проведенной работе.
В приложении продемонстрирована визуальная реализация части предложений из концепции по контент-продвижению.
Продвижение с помощью контент-стратегии на сегодняшний день является одним из эффективных способов продвижения организаций в digital-сфере. Несколько крупных агентств занимают почти всю нишу рынка, и стартапу digital-агентства очень сложно выделиться на их фоне и среди других более мелких агентств. Высокая конкуренция на рынке, тщательная избирательность клиентов в выборе агентств, изменение и появление новых тенденций в digital-сфере стимулируют развиваться и придумывать новые и более эффективные способы продвижения.
Целью выпускной квалификационной работы был анализ особенностей контент-стратегии продвижения при масштабировании компании на рынке digital-услуг и разработка контент-стратегии продвижения digital-агентства «Newma». В рамках работы также стояли ряд задач. Во-первых, рассмотреть проблемы и направления развития масштабирования малого бизнеса. Во - вторых, проанализировать контент-стратегию как инструмент продвижения для digital-агентства. В-третьих, дать характеристику деятельности digital- агентства «Newma». В-четвертых, провести исследование мнения руководителей и менеджеров среднего и малого бизнеса относительно выбора digital-агентств. И в-пятых, разработать контент-стратегию продвижения стартапа digital-агентства «Newma».
Для достижения целей и решения задач изучены ряд работ по использованию контент-стратегии по продвижению digital-агентств на рынке, также проведены анализ деятельности агентства и конкурентный анализ, проведено маркетинговое исследование и сделаны ряд разработок для контент-стратегии продвижения digital-агентства «Newma».
В первой главе рассмотрены основные аспекты такого понятия как масштабирование. Выявлены основные проблемы, которые мешают многим бизнесам масштабироваться в России: отмечается, что отсутствие государственной поддержки для развития бизнеса в регионах, сложная система кредитования и отсутствие стартового капитала являются основными причинами того, почему бизнес в России развивается не лучшим способом. Также рассмотрены основные направления масштабирования: франчайзинг, открытие филиалов, расширение через интернет. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от сферы деятельности бизнеса подойдет тот или иной способ масштабирования. Отмечено, что масштабирование стартапа - это сложная фаза, так как на данном этапе завершается процесс проверки гипотез и начинается поиск клиентов. Именно на данном этапе выбирается необходимый способ продвижения и эффективные каналы коммуникации с аудиторией. Далее рассмотрен такой способ продвижения, как контент-стратегия, и выделены основные фазы контент-стратегии продвижения для digital-агентства: анализ целевой аудитории и конкурентов; формулирование послания, миссии, постановка цели и задач; разработка тематик и выбор каналов распространения контента; выстраивание контент-плана и разработка.
Во второй главе проведен анализ деятельности стартапа digital- агентства «Newma»: это дочерняя компания РПК «Новая марка», агентство полного цикла. Цель ее открытия - расширить возможности «Новой марки» в сфере digital-услуг от имени именно отдельного агентства. Также это начальный старт для дальнейшего развития личного блога руководителя Антона Юрьевича Калинина в качестве эксперта в предоставлении услуг в digital-среде. Далее был проведен конкурентный анализ: выделили основных конкурентов digital-агентства «Newma» и сделали сравнительный анализ их контент-продвижения в цифровой сфере. Конкуренты: SMM-агентство «5CATS», digital-агентство «ITEM», интернет-агентство «NIKA», интернет- агентство «Mello» имеют сайт своих агентств, представлены в социальных сетях («ВКонтакте», Instagram и другие). В основном используется информационный и обучающий контент. Также у некоторых имеются личный блог основателя агентства, который транслируется как на официальных сайтах, так и на других площадках. Затем проведено исследование на тему: «Отношение руководителей и менеджеров среднего и малого бизнеса к деятельности digital-агентств». Его цель - изучение предпочтений руководителей и менеджеров среднего и малого бизнеса при выборе digital-агентств для продвижения их бизнеса в цифровой сфере. В итоге получены следующие результаты: релевантные каналы коммуникации - это официальный сайт, Telegram-канал, YouTube-канал, Instagram-аккаунт; релевантный тип контента - обучающий. На основе полученных результатов, была разработана контент-стратегия продвижения стартапа digital-агентства «Ые,№та». Определена миссия агентства, поставлены цель и задачи. В рамках стратегии был также создан логотип агентства, его фирменный стиль. Далее были определены наиболее эффективные форматы контента для каждого канала коммуникации для digital-агентства «Newma» и были сделаны разработки для каждого из них: логотип, официальная страница агентства, сценарий видео для YouTube-канала, оформление Telegram-канала агентства, оформление и контент-сопровождение Instagram-аккаунта и постов, статья для VC.ru, оформление сообщества в «ВКонтакте» и поста и контент-план на один месяц.
1. Конституция РФ. - URL:www.garant.ru(Дата обращения:
18.05.2021)
2. Гражданский Кодекс РФ. - URL: www.consultant.ru(Дата
обращения: 17.05.2021)
3. Кодекс об административных правонарушениях. - URL:
www.consultant.ru(Дата обращения: 15.05.2021)
4. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 18.07.2009 Ш81-Ф3. - URL:www.consultant.ru(Дата обращения: 17.05.2021)
5. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 28.07.2012 N 133-Ф3. - URL:www.consultant.ru(Дата обращения: 15.05.2021)
6. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 28.07.2012 N 133-Ф3. - URL:www.consultant.ru(Дата обращения: 14.05.2021)
7. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 05.04.2013 N 2124-1 - URL:www.consultant.ru(Дата обращения: 16.05.2021)
8. АКАР, Объем рекламы по типам контента 2020 года. [Электронный ресурс] - URL:https://www.akarussia.ru/press centre/news/id9541(Дата обращения: 04.05.2021)
9. Александровский, С.В. Инструменты digital-маркетинга в практике микро-, малого и среднего бизнеса / С.В. Александровский, Н.В. Казанькова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2015. - № 3. - С. 206-216.
10. Аржанова, К.А. Современные PR-технологии продвижения компании / К.А. Аржанова, Г.В. Довжик, М.В. Ионцева // Компетентность Competency (Russia). - 2020. - № 6. - С. 30-37.
11. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И.С. Березин. - М.: Вершина, 2018. - 480 с.
12. Бондаренко И.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России в контексте Концепции долгосрочного
социально-экономического развития России 2020 / И.А. Бондаренко //
Российское предпринимательство. - 2017. - № 9. - С. 88.
13. Брежнева, В.М. Исследование стратегических направлений развития В2В-продаж в современной экономике / В.М. Брежнева, В.В. Петрушина // Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2020. - № 1. - С. 74-84.
14. Ветцель, К.Я. Интернет-маркетинг: учебное пособие / К.Я. Ветцель. - Красноярск: СФУ, 2018. - 176 с.
15. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика: учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - М.: Юрайт, 2017. - 570 с.
16. Годин, В.В. Цифровая реклама как инструмент продвижения товара или услуги. Опыт реализации проектов / В.В. Годин, А.Е. Терехова // E - Management. - 2019. - №3.- С. 25-28.
17. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2018. - 496 с.
18. Григорьева, В.Н. Технологии цифрового маркетинга: создание рекламной кампании / В.Н. Григорьева, С.Г. Антонов, П.Ф. Воробьев. - СПб: Левша, 2018. - 250 с.
19. Дементий Д. Какие типы и форматы контента дают лучшие результаты / Д. Дементий. [Электронный ресурс] // TexTerra.ru. - URL: https://texterra.ru/blog/kakie-tipy-i-formaty-kontenta-dayut-luchshie-rezultaty.html(Дата обращения 11.05.2021).
20. Казнина, О.В. Современные методы продвижения бренда: digital- брендинг / О.В. Казнина // Бренд-менеджмент. - 2015. - №1. - С. 22-35.
21. Калинин, С.И. Как масштабировать бизнес? / С.И. Калинин. [Электронный ресурс] - URL:http://s-kalinin.blogspot.com/2015/07/blog-post.html(Дата обращения: 10.05.2021)
22. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и практикум / А.П. Карасев. - М.: Юрайт, 2020. - 324 c.
23. Киссейн, Э. Основы контентной стратегии / Э. Киссейн. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 128 с.
24. Конюхов, В.Ю. Методы исследования материалов и процессов: учеб.пособие для вузов / В.Ю. Конюхов, И.А. Гоголадзе, З.В. Мурга.- М.Юрайт, 2019. - 226с.
25. Котляров, И.Д. Виртуальная реальность как пространство удовлетворения потребностей / Д.И. Котляров // Общество и информационные технологии. - 2016. - № 6. - С. 101-111.
26. Красова, Е.Ю. Контент-анализ в арсенале исследований рекламы и связей с общественностью: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Красова. - Воронеж: ВГУ, 2016. - 71 с.
27. Крюкова, Е. 200 лучших кейсов по интернет-маркетингу в Рунете / Е. Крюкова. [Электронный ресурс] - URL:https://texterra.ru/blog/200-luchshih-keysov-po-internet-marketingu-v-runete.html (Дата обращения 11.05.2021)
28. Кузин, Д.В. Проблемы цифровой зрелости в современном бизнесе / Д.В. Кузин // Мир новой экономики. - 2019. - № 3. - С. 89-99.
29. Лутфуллин, Д.М. Кредитование малого бизнеса: проблемы и перспективы развития / Д.М. Лутфуллин // Современные инновации. - 2020. - № 1. - С. 35-36.
30. Медведев, С.О. Инновационный менеджмент: учебное пособие / С.О. Медведев, Т.Г. Рябова. - Красноярск: СибГУ им. академика М.Ф. Решетнёва, 2018. - 128 с.
31. Милаева, О.В. Контент-маркетинг: к вопросу определения понятия / О.В. Милаева, Н.Е. Ростовская // Наука. Общество. Государство. - 2017. - №1. - С. 162-168.
32. Мокий, М.С. Методология научных исследований: учебник для магистратуры / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. - М.: Юрайт, 2017. - 255 с.
33. Официальный сайт digital-агентства «ITEM». - URL:https://item- agency.ru/contacts(Дата обращения 02.06.2021)
34. Официальный сайт SMM-агентства «5 CATS». - URL:https://5cat.ru/(Дата обращения 02.06.2021)
35. Официальный сайт интернет-агентства «Mello». - URL: https://mellodesign.ru/(Дата обращения 02.06.2021)
36. Официальный сайт интернет-агентства «NIKA». - URL:https://nika- web.ru/(Дата обращения 02.06.2021)
37. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учебник для студентов / А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2016. - 659 с.
38. Пронина, Д.Р. Проблема масштабирования малого бизнеса в РФ / Д.Р. Пронина // Молодой ученый. - 2020. - № 46. - С. 105-108.
39. Ресурс размещения анкеты для проведения исследования Google- forms «Отношение руководителей и менеджеров среднего и малого бизнеса к деятельности digital-агентств». - URL:https://forms.gle/U6rHs92ycbU5h3ch8(Дата обращения: 07.06.2021).
40. Рудакова, О.В. Рынок интернет-рекламы в России: состояние и перспективы развития / О.В. Рудакова, М.А. Ермолаева // Экономическая среда. - 2019. - № 1. - С. 74-82.
41. Савельева, И.П. Оценка эффективности интернет -рекламы с помощью систем веб-аналитики / И.П. Савельева, Д.Н. Никулин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - № 3. - С. 99-105.
42. Сенаторов, А.А. Контент-маркетинг: Стратегии продвижения в социальных сетях / А.А. Сенаторов. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 153 с.
43. Терехов, А. 23 инсайда о структуре российских digital-агентств / А. Терехов. [Электронный ресурс] - URL:https://www.cossa.ru/149/162541/(Дата обращения: 17.04.2021)
44. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исслдования / Д.В. Тюрин. - М.: Юрайт, 2016. - 342 с.
45. Уланов, К. Как сформулировать миссию компании? Понятие, этапы, разработки, примеры / К. Уланов. [Электронный ресурс] - URL: http://kirulanov.com/kak-sformulirovat-missiyu-kompanii-ponyatie-etapy-razrabotki-primery/(Дата обращения: 31.05.2021)
46. Шайкамалова, Э.А. CRM-системы в digital-агентствах полного цикла / Э.А. Шайкамалова // Молодой ученый. - 2020. - № 6. - С. 19-22.
47. Щекина, И.А. Принципы и уровни контент-менеджмента в социальной сети / И.А. Щекина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2016. - № 1. - С. 153-156.
48. Эйнштейн, М. Реклама под прикрытием. Нативная реклама, контент-маркетинг и тайный мир продвижения в интернете / М. Эйнштейн. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 301 с.
49. Юрьева, Л.В. Основы стратегического конкурентного анализа: учебное пособие / Л.В. Юрьева. - Екатеринбург: Урал, 2014. - 52 с.
50. Cossa, Основы контентной стратегии. Планируй и властвуй. [Электронный ресурс] - URL:https://www.cossa.ru/sandbox/31683/(Дата обращения 24.05.2021)
51. Cossa, Что такое контент-маркетинг и почему эффективен.
[Электронный ресурс] - URL:
https://www.cossa.ru/155/30985/?subscribe=30985&CODE=155&EL=30985(Дата обращения 03.06.2021)
52. Habr, Контент-стратегия для B2B-компаний: кейс и чек-листы. [Электронный ресурс] - URL:https://habr.com/ru/company/click/blog/476728/(Дата обращения: 02.06.2021)