Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика выразительности речи 7
1.2. Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Понятие, сущность и развивающие возможности игры- драматизации 16
1.3. Методы и приемы использования игры-драматизации для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня развития выразительности речи у
старших дошкольников 32
2.2. Разработка содержания НОД по использованию игры-
драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД по использованию игры-драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика выразительности речи 7
1.2. Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Понятие, сущность и развивающие возможности игры- драматизации 16
1.3. Методы и приемы использования игры-драматизации для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня развития выразительности речи у
старших дошкольников 32
2.2. Разработка содержания НОД по использованию игры-
драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД по использованию игры-драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании личности ребенка. Это период активного становления и развития всех сторон речи, ее выразительности.
Выразительность речи - это совокупность ряда особенностей речи, которые направлены на поддержание интереса и внимания слушателей.
Значение выразительной речи в жизни каждого человека очень велико. С возрастом совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми. Также речь является основой для изменения и совершенствования психических процессов, средством мышления.
Выразительность является одной из качественной характеристики речи. Именно поэтому она признается важнейшим показателем речевой культуры личности. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования выразительности речи [13].
До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера:
1) какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками;
2) каким образом можно обеспечить широкое использование детьми разных средств речевой выразительности;
3) на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи [31].
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, а театр является одним из наиболее доступных, понятных и привлекательных видов искусства. Именно поэтому, можно сказать, что одним из наиболее эффективных средств общего развития речи, в том числе и выразительности речи, являются игры-драматизации и театрализованные игры.
Игры-драматизации - это один из особенных видов деятельности детей дошкольного возраста, в котором дети разыгрывают известный им сюжет, при этом осуществляя его спонтанное, но логичное развитие.
Кроме того, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается на необходимость развития творческой активности детей, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [32].
Таким образом, актуальность работы определяется требованиями ФГОС ДО и потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль, в котором играет овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.
Объект исследования - процесс развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить проблему использования игры- драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить исходный уровень развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать содержание НОД по использованию игры-драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) проверить эффективность разработанного содержания НОД по использованию игры-драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-сентябрь 2020 года) был посвящен сбору, изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь-октябрь 2020 года) предполагал выявление уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (ноябрь 2020-февраль 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию НОД с использованием игры-драматизации;
IV этап (март-май 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования игры-драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании была выдвинута следующая гипотеза: целенаправленное и систематическое использование игр-драматизаций будет способствовать развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
1) теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, т. е. эмпирическим путем;
2) эмпирические: наблюдение; беседа; педагогический эксперимент.
Теоретическими основами исследования являются труды известных отечественных психологов, таких как: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец и др., а так же педагогов: А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано и апробировано содержание работы по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями ДОО по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №31 г. «Волшебная страна» г. Пензы. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 15 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматривается характеристика выразительности речи, особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, понятие, сущность и развивающие возможности игры- драматизации, методы и приемы использования игры-драматизации для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста .
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент по изучению уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, а также организация и результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
Выразительность речи - это совокупность ряда особенностей речи, которые направлены на поддержание интереса и внимания слушателей.
Значение выразительной речи в жизни каждого человека очень велико. С возрастом совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми. Также речь является основой для изменения и совершенствования психических процессов, средством мышления.
Выразительность является одной из качественной характеристики речи. Именно поэтому она признается важнейшим показателем речевой культуры личности. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования выразительности речи [13].
До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера:
1) какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками;
2) каким образом можно обеспечить широкое использование детьми разных средств речевой выразительности;
3) на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи [31].
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, а театр является одним из наиболее доступных, понятных и привлекательных видов искусства. Именно поэтому, можно сказать, что одним из наиболее эффективных средств общего развития речи, в том числе и выразительности речи, являются игры-драматизации и театрализованные игры.
Игры-драматизации - это один из особенных видов деятельности детей дошкольного возраста, в котором дети разыгрывают известный им сюжет, при этом осуществляя его спонтанное, но логичное развитие.
Кроме того, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается на необходимость развития творческой активности детей, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [32].
Таким образом, актуальность работы определяется требованиями ФГОС ДО и потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль, в котором играет овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.
Объект исследования - процесс развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить проблему использования игры- драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить исходный уровень развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать содержание НОД по использованию игры-драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) проверить эффективность разработанного содержания НОД по использованию игры-драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-сентябрь 2020 года) был посвящен сбору, изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь-октябрь 2020 года) предполагал выявление уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (ноябрь 2020-февраль 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию НОД с использованием игры-драматизации;
IV этап (март-май 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования игры-драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании была выдвинута следующая гипотеза: целенаправленное и систематическое использование игр-драматизаций будет способствовать развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
1) теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, т. е. эмпирическим путем;
2) эмпирические: наблюдение; беседа; педагогический эксперимент.
Теоретическими основами исследования являются труды известных отечественных психологов, таких как: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец и др., а так же педагогов: А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано и апробировано содержание работы по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями ДОО по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №31 г. «Волшебная страна» г. Пензы. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 15 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматривается характеристика выразительности речи, особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, понятие, сущность и развивающие возможности игры- драматизации, методы и приемы использования игры-драматизации для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста .
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент по изучению уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, а также организация и результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают интерес и внимание у читателя либо слушателя, соответственно речь, которая обладает этими особенностями, и называется выразительной.
Характерные особенности выразительности речи дошкольников старшего возраста заключаются в умении использовать средства выразительности речи в социально-коммуникационном общении, адекватно применять интонационные приемы речи, согласно ситуации, либо заданию. Выразительность речи находится на высокой ступени развития, ребенок может слышать и выражать разнообразные тонкие чувства и состояния речью.
В течение всего дошкольного возраста развивается выразительность речи: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста [24].
Работа по развитию выразительности речи у старших дошкольников пронизывает всю жизнь в детском саду детей, и ведётся и на занятиях, включая во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
Целью исследования было изучить проблему использования игры- драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Первая задача нашей работы решена в первой главе путем изучения и анализирования психолого-педагогической и методической литературы. Для решения второй задачи был изучен исходный уровень развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы решить третью задачу, во второй главе нашей работы были представлены упражнения для развития выразительности речи у детей и разработаны конспекты занятий в ДОУ, направленные на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. При повторном изучении уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста был получен положительный результат, и этот результат свидетельствует об эффективности содержания занятий, которые были нами разработаны. Тем самым была решена четвертая задача выпускной квалификационной работы.
На основе изложенного теоретического материала, касающегося развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №31 г. Пенза. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 15 человек.
Диагностический этап эксперимента показал, что у большинства детей развитие выразительности речи находится на среднем и низком уровне. Уровень развития выразительности речи у детей не достаточен.
Для повышения уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста нами были проведены игровые упражнения и занятия, направленные на развитие качеств выразительности речи.
В ходе исследования обнаружено, что в результате проведения игровых упражнений и разработанных конспектов занятий:
- процент детей с низким уровнем развития выразительности речи понизился с 33% (5 детей) до 14% (2 ребенка);
- процент детей со средним уровнем развития выразительности речи понизился с 47% (7 детей) до 33% (5 детей);
- процент детей с высоким уровнем развития выразительности речи повысился с 20% (3 ребенка) до 53% (8 детей).
Таким образом, разработанное нами содержание непосредственной образовательной деятельности оказалось эффективным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза доказана, а цель исследования - достигнута.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают интерес и внимание у читателя либо слушателя, соответственно речь, которая обладает этими особенностями, и называется выразительной.
Характерные особенности выразительности речи дошкольников старшего возраста заключаются в умении использовать средства выразительности речи в социально-коммуникационном общении, адекватно применять интонационные приемы речи, согласно ситуации, либо заданию. Выразительность речи находится на высокой ступени развития, ребенок может слышать и выражать разнообразные тонкие чувства и состояния речью.
В течение всего дошкольного возраста развивается выразительность речи: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста [24].
Работа по развитию выразительности речи у старших дошкольников пронизывает всю жизнь в детском саду детей, и ведётся и на занятиях, включая во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
Целью исследования было изучить проблему использования игры- драматизации как средства развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Первая задача нашей работы решена в первой главе путем изучения и анализирования психолого-педагогической и методической литературы. Для решения второй задачи был изучен исходный уровень развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы решить третью задачу, во второй главе нашей работы были представлены упражнения для развития выразительности речи у детей и разработаны конспекты занятий в ДОУ, направленные на развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. При повторном изучении уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста был получен положительный результат, и этот результат свидетельствует об эффективности содержания занятий, которые были нами разработаны. Тем самым была решена четвертая задача выпускной квалификационной работы.
На основе изложенного теоретического материала, касающегося развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №31 г. Пенза. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 15 человек.
Диагностический этап эксперимента показал, что у большинства детей развитие выразительности речи находится на среднем и низком уровне. Уровень развития выразительности речи у детей не достаточен.
Для повышения уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста нами были проведены игровые упражнения и занятия, направленные на развитие качеств выразительности речи.
В ходе исследования обнаружено, что в результате проведения игровых упражнений и разработанных конспектов занятий:
- процент детей с низким уровнем развития выразительности речи понизился с 33% (5 детей) до 14% (2 ребенка);
- процент детей со средним уровнем развития выразительности речи понизился с 47% (7 детей) до 33% (5 детей);
- процент детей с высоким уровнем развития выразительности речи повысился с 20% (3 ребенка) до 53% (8 детей).
Таким образом, разработанное нами содержание непосредственной образовательной деятельности оказалось эффективным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза доказана, а цель исследования - достигнута.
Подобные работы
- Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016



