Педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы
|
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы 9
1.1 Социальная адаптация первоклассников к образовательной среде
школы как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Образовательная среда школы как фактор реализации
педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников 18
1.3 Модель организации педагогического сопровождения социальной
адаптации первоклассников к образовательной среде школы 24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы 33
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 33
2.2 Содержание и реализация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 47
2.3 Анализ результатов реализации модели организации
педагогического сопровождения социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы 61
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения 74
Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы 9
1.1 Социальная адаптация первоклассников к образовательной среде
школы как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Образовательная среда школы как фактор реализации
педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников 18
1.3 Модель организации педагогического сопровождения социальной
адаптации первоклассников к образовательной среде школы 24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы 33
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 33
2.2 Содержание и реализация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 47
2.3 Анализ результатов реализации модели организации
педагогического сопровождения социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы 61
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения 74
Актуальность исследования. Психолого-педагогическое сопровождение целостный и непрерывный процесс помощи ребёнку, который обеспечивает его полное развитие как субъекта образования в жизни школы. Проблема адаптации первоклассников является актуальной и требует дальнейшего исследования. Важно отметить, что каждый ребёнок уникален и требует индивидуального подхода в процессе адаптации к новым условиям обучения. Психолого-педагогическое сопровождение детей в этот период является ключевым фактором успешной адаптации и развития. Содержание, методы и формы работы в начале обучения первоклассников определяются не только их возрастными и индивидуальными особенностями, но и характерными особенностями самой системы обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к школе играет важнейшую роль. Значительный вклад в разработку содержания проблемы психолого-педагогического сопровождения внесли исследования отечественных ученых: Е.М.Александровской, М.Р. Бычановой, О.С. Газмана, И.В.Дубровиной, В.В Исаева и других.
Изучение ряда публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения позволило сделать вывод о том, что специфика работы по сопровождению детей младшего школьного возраста исследована недостаточно.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и изучив практики организации процесса социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы, нами были выявлены противоречия:
- между потребностью педагогических работников в проведении работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе;
- между существующими научными исследованиями по проблеме педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы и недостаточным уровнем использования практических разработок этих исследований в образовательном пространстве школы при организации процесса адаптации первоклассников.
Для того чтобы дети младшего школьного возраста успешно адаптировались к школе, необходимо обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием. Процесс адаптации детей к школе требует пристального внимания и участия многих специалистов (например, учителей начальной школы, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов). Важно отметить, что дезадаптацию у детей младшего школьного возраста легче предотвратить, чем избежать.
Цель координации и руководства деятельностью школьных психолого-педагогических служб в период адаптации первоклассников к новым социальным ролям - уменьшить трудности адаптации и дать ребёнку возможность принять и освоить свою новую социальную позицию и всю ситуацию развития.
Таким образом, существует проблема разработки и внедрения модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Объект исследования - образовательная среда общеобразовательной школы.
Предмет исследования - организация педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы будет эффективным, если:
- определены сущность и содержание социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- образовательная среда школы рассматривается как фактор организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников;
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- выявлены педагогические условия, определяющие эффективность
модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы и определить на его основе сущность и содержание социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
2) определить и теоретически обосновать возможности образовательной среды школы как фактора организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников;
3) разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить
модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
4) выявить и охарактеризовать педагогические условия, определяющие эффективность модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Для достижения целей и задач, поставленных в начале работы и проверки гипотезы, мы использовали следующие методы.
Методы теоретического исследования: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования; моделирование.
Методы эмпирического познания педагогических явлений: педагогический эксперимент, анализ учебных и воспитательных планов, программ внеурочной деятельности, анкетирование, интервьюирование, тестирование, методы экспертной оценки, педагогические наблюдения.
Математические методы: методы измерения, математическая обработка экспериментальных данных, их систематический и качественный анализ.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Пензы. Обучающиеся первых классов - 1«А», 1 «Б» - 60 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2021 по 2023 гг. и включало три этапа.
Первый этап (2021 - 2022 гг.) включали изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и нормативных документов федерального уровня; определение предмета, темы, целей и задачи исследования; разработку рабочих гипотез; составление программы исследования; определение методов и методики исследования. На констатирующем этапе эксперимента участвовали обучающиеся 1«А», 1 «Б» классов МБОУ СОШ № 67. В этот период разрабатывалась и апробировалась модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
На втором этапе (2022 - 2023 гг.) проводился формирующий этап эксперимента с обучающимися 1 «А» класса МБОУ СОШ № 67. Осуществлялась реализация модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы. Выявлялись педагогические условия, определяющие эффективность модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
На этапе 3 (2023 год) был завершен формирующий эксперимент, проведено обобщение и анализ результатов исследования, а также осуществлено текстовое оформление исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
- в уточнении особенностей социальной адаптации первоклассников к образовательному пространству школы;
- в разработке модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- в выявлении педагогических условий, определяющих эффективность
модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы, таких как: целенаправленность и системность педагогической работы, которая должна быть подчинена единой цели, и строго организована; реализация дифференцированного и индивидуального подходов к воспитанникам; использование разнообразных методов и форм работы с детьми; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой.
Практическая значимость исследования заключается:
- в разработке рекомендаций по организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- в определении и апробации комплекса мероприятий по социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- в реализации модели организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции, конференции факультета педагогики и психологии Пензенского государственного университета.
Структура работы соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и приложений.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к школе играет важнейшую роль. Значительный вклад в разработку содержания проблемы психолого-педагогического сопровождения внесли исследования отечественных ученых: Е.М.Александровской, М.Р. Бычановой, О.С. Газмана, И.В.Дубровиной, В.В Исаева и других.
Изучение ряда публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения позволило сделать вывод о том, что специфика работы по сопровождению детей младшего школьного возраста исследована недостаточно.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и изучив практики организации процесса социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы, нами были выявлены противоречия:
- между потребностью педагогических работников в проведении работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе;
- между существующими научными исследованиями по проблеме педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы и недостаточным уровнем использования практических разработок этих исследований в образовательном пространстве школы при организации процесса адаптации первоклассников.
Для того чтобы дети младшего школьного возраста успешно адаптировались к школе, необходимо обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием. Процесс адаптации детей к школе требует пристального внимания и участия многих специалистов (например, учителей начальной школы, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов). Важно отметить, что дезадаптацию у детей младшего школьного возраста легче предотвратить, чем избежать.
Цель координации и руководства деятельностью школьных психолого-педагогических служб в период адаптации первоклассников к новым социальным ролям - уменьшить трудности адаптации и дать ребёнку возможность принять и освоить свою новую социальную позицию и всю ситуацию развития.
Таким образом, существует проблема разработки и внедрения модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Объект исследования - образовательная среда общеобразовательной школы.
Предмет исследования - организация педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы будет эффективным, если:
- определены сущность и содержание социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- образовательная среда школы рассматривается как фактор организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников;
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- выявлены педагогические условия, определяющие эффективность
модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы и определить на его основе сущность и содержание социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
2) определить и теоретически обосновать возможности образовательной среды школы как фактора организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников;
3) разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить
модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
4) выявить и охарактеризовать педагогические условия, определяющие эффективность модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Для достижения целей и задач, поставленных в начале работы и проверки гипотезы, мы использовали следующие методы.
Методы теоретического исследования: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования; моделирование.
Методы эмпирического познания педагогических явлений: педагогический эксперимент, анализ учебных и воспитательных планов, программ внеурочной деятельности, анкетирование, интервьюирование, тестирование, методы экспертной оценки, педагогические наблюдения.
Математические методы: методы измерения, математическая обработка экспериментальных данных, их систематический и качественный анализ.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Пензы. Обучающиеся первых классов - 1«А», 1 «Б» - 60 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2021 по 2023 гг. и включало три этапа.
Первый этап (2021 - 2022 гг.) включали изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и нормативных документов федерального уровня; определение предмета, темы, целей и задачи исследования; разработку рабочих гипотез; составление программы исследования; определение методов и методики исследования. На констатирующем этапе эксперимента участвовали обучающиеся 1«А», 1 «Б» классов МБОУ СОШ № 67. В этот период разрабатывалась и апробировалась модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
На втором этапе (2022 - 2023 гг.) проводился формирующий этап эксперимента с обучающимися 1 «А» класса МБОУ СОШ № 67. Осуществлялась реализация модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы. Выявлялись педагогические условия, определяющие эффективность модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
На этапе 3 (2023 год) был завершен формирующий эксперимент, проведено обобщение и анализ результатов исследования, а также осуществлено текстовое оформление исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
- в уточнении особенностей социальной адаптации первоклассников к образовательному пространству школы;
- в разработке модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- в выявлении педагогических условий, определяющих эффективность
модели педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы, таких как: целенаправленность и системность педагогической работы, которая должна быть подчинена единой цели, и строго организована; реализация дифференцированного и индивидуального подходов к воспитанникам; использование разнообразных методов и форм работы с детьми; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой.
Практическая значимость исследования заключается:
- в разработке рекомендаций по организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- в определении и апробации комплекса мероприятий по социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- в реализации модели организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции, конференции факультета педагогики и психологии Пензенского государственного университета.
Структура работы соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и приложений.
Данное исследование посвящено проблеме организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы.
В диссертации рассмотрены особенности процесса адаптации, понятие «педагогического сопровождения» и его этапы, а также модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников к образовательной среде школы с целью их эффективной адаптации к образовательному процессу.
Проанализировав научно-исследовательскую литературу, мы выделили основные показатели социальной адаптации первоклассников к школе:
1) сформированность школьной мотивации обучающихся;
2) владение способами продуктивного поведения в учебной и внеклассной деятельности;
3) установление контакта общения с окружающими людьми.
Для диагностики уровня социальной адаптации младших школьников были использованы следующие методики:
- Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой);
- Опрос классного руководителя и родителей первоклассников;
- Методика П.И. Третьякова «Диагностика адаптации младших школьников»;
- Социометрическая методика «Два домика» (авторы И. Вандвик, П. Экблад).
Констатирующий эксперимент показал, что в ЭГ обучаются 30% учеников с низким уровнем социальной адаптации, 60% - со средним уровнем и 10% с высоким уровнем; в КГ обучаются 25% учеников с низким уровнем социальной адаптации, 60% - со средним уровнем и 15% с высоким уровнем. Полученные результаты говорят о необходимости разработать и реализовать программу педагогического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня социальной адаптации младших школьников.
В данной программе запланированы семинары, консультации, родительские собрания по социальной адаптации, педсоветы, педагогические консилиумы, игры, упражнения для первоклассников, что будет способствовать благоприятной социальной адаптации первоклассников к школе.
Анализ изучения уровня социальной адаптации младших школьников на этапе контрольного эксперимента показал, что большинство детей экспериментальной группы находятся на высоком уровне, большинство детей контрольной группы находятся на среднем уровне адаптации, что говорит об эффективности реализованной программы по повышению уровня социальной адаптации младших школьников.
Можно считать подтвержденной гипотезу нашего исследования, предполагающую, что педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы будет эффективным, если:
- определены сущность и содержание социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- образовательная среда школы рассматривается как фактор организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников;
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- выявлены педагогические условия, определяющие эффективность
модели педагогического сопровождения социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы, к которым мы относим:
1) целенаправленность и системность педагогической работы, которая должна быть подчинена единой цели, и строго организована;
2) реализация дифференцированного и индивидуального подходов к воспитанникам;
3) использование разнообразных методов и форм работы с детьми;
4) стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой.
Важно отметить, что выполненное исследование не показывает полное решение проблемы адаптации первоклассников и открывает дальнейшие возможности её разработки и изучения.
В диссертации рассмотрены особенности процесса адаптации, понятие «педагогического сопровождения» и его этапы, а также модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников к образовательной среде школы с целью их эффективной адаптации к образовательному процессу.
Проанализировав научно-исследовательскую литературу, мы выделили основные показатели социальной адаптации первоклассников к школе:
1) сформированность школьной мотивации обучающихся;
2) владение способами продуктивного поведения в учебной и внеклассной деятельности;
3) установление контакта общения с окружающими людьми.
Для диагностики уровня социальной адаптации младших школьников были использованы следующие методики:
- Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой);
- Опрос классного руководителя и родителей первоклассников;
- Методика П.И. Третьякова «Диагностика адаптации младших школьников»;
- Социометрическая методика «Два домика» (авторы И. Вандвик, П. Экблад).
Констатирующий эксперимент показал, что в ЭГ обучаются 30% учеников с низким уровнем социальной адаптации, 60% - со средним уровнем и 10% с высоким уровнем; в КГ обучаются 25% учеников с низким уровнем социальной адаптации, 60% - со средним уровнем и 15% с высоким уровнем. Полученные результаты говорят о необходимости разработать и реализовать программу педагогического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня социальной адаптации младших школьников.
В данной программе запланированы семинары, консультации, родительские собрания по социальной адаптации, педсоветы, педагогические консилиумы, игры, упражнения для первоклассников, что будет способствовать благоприятной социальной адаптации первоклассников к школе.
Анализ изучения уровня социальной адаптации младших школьников на этапе контрольного эксперимента показал, что большинство детей экспериментальной группы находятся на высоком уровне, большинство детей контрольной группы находятся на среднем уровне адаптации, что говорит об эффективности реализованной программы по повышению уровня социальной адаптации младших школьников.
Можно считать подтвержденной гипотезу нашего исследования, предполагающую, что педагогическое сопровождение социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы будет эффективным, если:
- определены сущность и содержание социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- образовательная среда школы рассматривается как фактор организации педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников;
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников к образовательной среде школы;
- выявлены педагогические условия, определяющие эффективность
модели педагогического сопровождения социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы, к которым мы относим:
1) целенаправленность и системность педагогической работы, которая должна быть подчинена единой цели, и строго организована;
2) реализация дифференцированного и индивидуального подходов к воспитанникам;
3) использование разнообразных методов и форм работы с детьми;
4) стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой.
Важно отметить, что выполненное исследование не показывает полное решение проблемы адаптации первоклассников и открывает дальнейшие возможности её разработки и изучения.
Подобные работы
- «Педагогическое сопровождение социальной адаптации
первоклассников к образовательной среде школы».
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - Психологические особенности адаптации первоклассников к обучению в школе (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Система взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе (Курганский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА
ИХ АДАПТАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Влияние детско-родительских отношений на
адаптацию первоклассников к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации системы образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Создание системы адаптации российских студентов в КНР
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022



