ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОО
1.1. Общая характеристика развития детей младшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к
условиям ДОО 15
1.3. Содержание работы в процессе адаптации детей младшего
дошкольного возраста к условиям ДОО 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОО
2.1. Диагностика уровня адаптации детей младшего дошкольного
возраста к условиям ДОО 33
2.2. Содержание работы по использованию игры в процессе адаптации
детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО 40
2.3. Анализ эффективности использования игры в процессе адаптации
детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Дошкольное детство характеризуется интенсивным развитием ребенка и его активной социализацией, включением во взаимодействие с окружающим миром и людьми. Постепенно границы общения расширяются, и дошкольник получает возможность ближе познакомиться с другими взрослыми и детьми. Обычно это происходит при его поступлении в ДОО.
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни, связанный с изменением социальной ситуации развития, увеличением круга общения. Воспитание в коллективе играет положительную роль, так как способствует появлению у дошкольника позитивных привычек поведения, таких, как проявление самостоятельности, внимания к окружающим, готовности помочь другому, способности налаживать контакты с другими детьми.
Тем не менее, поступление в дошкольную образовательную организацию в большинстве случаев сопровождается определенными трудностями. Обычно их связывают с изменением условий жизни: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду, где встречает незнакомых взрослых и детей. Определенный режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это позволяет говорить о том, что дошкольнику необходимо адаптироваться к новой среде и изменившимся условиям.
Трудности адаптации испытывают многие дети, независимо от возраста, но особые сложности возникают в процесс адаптации младших дошкольников. Несформированность системы адаптационных механизмов, которая наблюдается у детей в младшем дошкольном возрасте, приводит к появлению различных изменений в физическом и психическом состоянии ребенка: нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, снижение речевой активности, увеличение количества заболеваний, нежелание общаться и играть с другими детьми и т.д. Для многих дошкольников адаптационный период - чрезвычайно непростая задача, решение которой иногда затягивается на достаточно длительное время, а в некоторых случаях и вовсе не решается.
В связи с этим одной из главных задач педагогов и воспитателей ДОО заключается в организации сопровождения детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям ДОО, в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
В практике дошкольного образования описываются разнообразные методы, приемы, формы и средства работы, способствующие более комфортному и благоприятному протеканию адаптационного процесса. Но многие исследователи считают, что наиболее эффективным, а иногда и единственным средством снижения трудностей адаптации детей к условиям детского сада, может стать игровая деятельность. Игра - это наиболее естественная деятельность для ребенка-дошкольника, во время игры у него улучшается эмоциональное состояние и физическое здоровье, происходит освоение новых умений и навыков, возникают ситуации общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому тема нашего исследования «Использование игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО» является достаточно актуальной.
Объект исследования: процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Предмет исследования: игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Цель исследования: изучить возможности использования игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
3. Подобрать методики и провести диагностику уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
4. Разработать систему игр для использования в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
5. Экспериментальным путем доказать эффективность использования игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (июнь - август 2020 года) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь 2020 года) предполагал выявление уровня адаптации к ДОО у детей младшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2020 - ноябрь 2020 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию системы игр, используемых в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО;
IV этап (декабрь 2020 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Гипотеза: использование игры является эффективным средством, способствующим благоприятному протеканию процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ научной и методической литературы, обобщение педагогического опыта;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент, методика наблюдения за детьми младшего дошкольного возраста (А. Остроухова), анкетирование родителей (К.Л. Печора), количественная и качественная обработка результатов.
Теоретическими основами исследования являются научные труды, посвященные проблемам развития детей младшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Л.Ф. Обухова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин), исследования особенностей адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОО (В.М. Баева, Л.В. Белкина, В. Глебов, Т.И. Гризик, О.Г. Заводчикова, Т.В. Костяк, С.В. Паршукова, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), работы в области игровой деятельности в дошкольном возрасте (С.Л. Новоселова, К.Л. Печора), рекомендации по использованию игры в процессе адаптации дошкольников к условиям ДОО (Н.Н. Васильева, Н. Вахнина, К.И. Григорян, Т.И. Гризик, Г.П. Ковачева, Г.Е. Лагоша, Е.В. Соловьева, Ю.В. Пистун, Г.В. Хощенко).
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы игр, которые могут быть применены воспитателями ДОО при организации адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ детский сад №28 г. Кузнецка Пензенской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 42 наименования.
Целью данного исследования было изучение возможностей использования плавания как средства приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
В качестве объекта мы избрали процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО, в качестве предмета - игру как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
В первой главе нашей работы мы изучили теоретические подходы к проблеме адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОО. В младшем дошкольном возрасте ребенок активно развивается, он учится действовать с предметами, общаться со взрослыми и сверстниками, осваивает наглядные формы мышления, постепенно начинает осознавать себя как отдельную личность. С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни, связанный с изменением социальной ситуации развития, увеличением круга общения. Несмотря на то, что воспитание в коллективе играет положительную роль, обычно поступление в дошкольную образовательную организацию в большинстве случаев сопровождается определенными трудностями. Процесс адаптации, или приспособления к условиям ДОО, является достаточно сложным и оказывает непосредственное влияние на психологическое и физическое состояние ребенка младшего дошкольного возраста. Для комфортного прохождения данного процесса при поступлении в ДОО от воспитателя требуется проведение специальных мероприятий, способствующих адаптации дошкольника к новым условиям его жизни.
По мнению многих специалистов, использование игры в период адаптации способствует более комфортному и благоприятному протеканию этого процесса, снижению эмоционального напряжения у ребенка, установлению более близких и доверительных контактов со взрослыми и сверстниками. Главная роль в процессе организации и проведения игры принадлежит воспитателю. Благодаря игре у ребенка формируется положительное отношение к режимным процессам, развиваются различные умения и навыки, что также способствует решению воспитательно¬образовательных задач, стоящих перед ним в период привыкания к условиям ДОО.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по использованию игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО. Изучение уровня адаптации детей раннего возраста проходила на базе МБДОУ детский сад №28 г. Кузнецка Пензенской области. В нем участвовало 16 детей в возрасте 2-2,5 лет. В ходе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня адаптации детей с использованием следующих методов исследования: анкетирование родителей детей, посещающих ДОО,
наблюдение, анализ карт адаптации детей.
Исследование включало в себя 2 этапа. На первом этапе проходила встреча с родителями непосредственно перед поступлением ребенка в детский сад (примерно за неделю до прихода ребенка в группу). Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОО», разработанной К.Л. Печора. На втором этапе исследования для определения успешности адаптации детей мы использовали методику наблюдения за детьми раннего дошкольного возраста, предложенную А. Остроуховой.
В результате анкетирования родителей перед началом посещения ДОО показали, что большая часть дошкольников являются условно готовыми к посещению ДОО. В результате применения и анализа карт наблюдения мы пришли к выводу, что наиболее часто у детей наблюдается средний уровень адаптации, он выявлен у 10 дошкольников (63%), легкий уровень отмечается у 1 воспитанника (6%), усложненный - у 5 человек (31%), четвертый уровень (дезадаптация) не был выявлен ни у одного из испытуемых (0%). Следовательно, с детьми необходимо проводить специальную работу с учетом их индивидуальных особенностей, целью которой является уменьшение негативных последствий процесса адаптации.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение четырех месяцев (сентябрь 2020 - ноябрь 2020 гг.) и предполагал организацию и проведение системы игр, способствующих благоприятному протеканию процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО. При ее составлении мы опирались на модель организации адаптационного процесса, разработанную Л.В. Белкиной.
Работа на формирующем этапе эксперимента велась в соответствии с разработанным нами календарным планом, представленном в параграфе 2.2. нашего исследования. Основная задача игровой деятельности в период адаптации заключается в установлении эмоциональных контактов в парах «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый». Благодаря совместным действиям дошкольник начинает воспринимать взрослого как интересного партнера, у него возникают доверительные отношения к взрослым и сверстникам, что способствует сплочению дошкольников друг с другом и формированию положительного отношения к детскому саду. Применение игр каждой группы способствует обогащению положительных и преодолению негативных эмоций детей, накоплению опыта эмоционального общения со взрослыми и сверстниками. В процессе проведения игр разных групп решаются и специальные задачи по расширению навыков и умений детей в определенной деятельности.
Для того, чтобы проведение игр было эффективным, мы старались придерживаться следующих условий:
1. Воспитателю необходимо проявлять большую заинтересованность в игре, активно взаимодействовать с ребенком, прилагая усилия к тому, чтобы увлечь его игрой.
2. В ходе проведения воспитатель сопровождает игру комментариями, описывая и объясняя игровые действия.
3. На начальных этапах лучше использовать игрушки или копии реальных предметов, а не их заместители. Если предметы раздают всем детям, то они должны быть одинаковыми, чтобы показать, что взрослый не выделяет никого из детей.
4. Инициатором игры всегда выступает воспитатель. Педагогу нужно внимательно следить за игровым процессом, контролируя ее начало, продолжение и конец.
5. Игры могут проводиться индивидуально и фронтально, но более целесообразно использование фронтальной формы работы.
6. Предполагается, что каждая игра используется несколько раз в течение адаптационного периода, или повторяясь без изменений, или с некоторыми вариациями или усложнениями.
После проведения формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап, целью которого является изучение эффективности использования игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
На контрольном этапе родители оценили уровень подготовки детей к дошкольному учреждению как более высокий. Несмотря на то, что, в целом, преобладает оценка «условно готов», увеличилось количество детей, отнесенных к уровню «готов» и уменьшилось число дошкольников, не готовых к детскому саду. По итогам наблюдения и анализа адаптационных карты было выявлено, что большинство детей в группе в большей или меньшей степени привыкли к посещению ДОО, если на констатирующем этапе к легкому уровню были отнесены 6% детей, то теперь - около половины, меньше стало воспитанников с средним и усложненным уровнями адаптации к условиям ДОО.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям. Выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - Москва: Медицина, 1977. - 302 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Л. И. Божович. - Москва: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
4. Васильева, Н. Н. Психологические особенности и условия адаптации
детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации / Н. Н. Васильева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-i-usloviya- adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii(дата обращения: 19.01.2021).
5. Вахнина, Н. Первый день в детском саду / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 13-18.
6. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. проф. А. В. Петровского. - Москва: Просвещение, 1973. - 288 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л. С Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 480 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4: Детская психология / Л. С Выготский. - Москва: Педагогика, 1984. - 432 с.
10. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11. - С. 116-119.
11. Гризик, Т. И, Баева, В. М. Участники адаптационного периода / Т. И. Гризик, В. М. Баева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 57¬61.
12. Детская психология: Учеб. пособие / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск: Университетское, 1988. - 399 с.
13. Доронова, Т. Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т. Н. Доронова // Обруч. - 2006. - № 5. - С. 32-34.
14. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / О. Г. Заводчикова. - Москва: Просвещение, 2007. - 79 с.
15. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: монографическое исследование / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург: Союз, 2000. - 224 с.
16. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред.
Л. А. Парамоновой. - Москва: ТЦ Сфера, 2013. - 320 с.
17. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. В. Костяк. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
18. Лагоша, Г. Е., Хощенко, Г. В. Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста / Г. Е. Лагоша, Г. В. Хощенко // Молодой ученый. - 2017. - №27. - С. 139-142.
19. Ларина, Л. О работе группы кратковременного пребывания / Л. Ларина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 65-69.
20. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина / Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1985. - 272 с.
21. Новоселова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С. Л. Новоселова. - Москва: Педагогика, 1978. - 160 с.
22. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 1995. - 360 с.
23. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская АН; Российский фонд культуры. - 3-е изд., стереотипное. - Москва: АЗЪ, 1996. - 928 с.
24. Остроухова, А. Успешная адаптация. Как ее измерить? / А. Остроухова // Обруч. - 2000. - № 3. - С. 33-46.
25. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 336 с.
26. Паршукова, С. В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ): дисс. ... канд. пед. наук: 19.00.07 / С. В. Паршукова. - Ярославль, 2007. - 191 с.
27. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Москва: Издательский центр «Академия», 1998. - 512 с.
28. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Кн. для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. - Москва: Просвещение, 1986. - 144 с.
29. Пистун, Ю. В., Григорян, К. И., Ковачева, Г. П. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1064-1066.
30. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / К. Н. Поливанова. - М.: Издат. центр, 2000. - 184 с.
31. Практическая психология образования: учебное пособие / под ред.
И. В. Дубровиной - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 592 с.
32. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-
minobrnauki-rossii-ot-17102013-П-1155/
33. Психология: Словарь / Под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Москва: Политиздат, 1990. - 494 с.
34. Психология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан, А. Д. Андреева / Под ред. И. В. Дубровиной. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 496 с.
35. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. - Москва: Педагогика, 1974. - 288 с.
36. Соловьева, Е. В., Гризик, Т. И. Вечная проблема: адаптация ребенка
к детскому саду / Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик // Дошкольное воспитание. -
2017. - №7. - С. 56-62.
37. Соловьева, Е. В., Гризик, Т. И. Вечная проблема: адаптация ребенка
к детскому саду / Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик // Дошкольное воспитание. -
2017. - №8. - С. 44-50.
38. Урунтаева, Е., Доронина, Н., Клименко, О., Балакирева, М., Фрольцова, А. Центр игровой поддержки ребенка / Е. Урунтаева, Н. Доронина, О. Клименко, М. Фрольцова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 67-70.
39. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
41. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - Москва:
Издательский центр «Академия», 2012. - 272 с.
42. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007 - 384 с.