Введение 3
1. Понятие и сущность административного надзора 6
1.1. Становление административного надзора в России 6
1.2. Понятие, признаки и принципы административного надзора 13
1.3. Правовые основы осуществления административного надзора 26
2. Надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 36
2.1. Порядок установления, продления и прекращения административного
надзора 36
2.2. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении
административного надзора 47
2.3. Права и обязанности поднадзорного лица 57
Заключение 64
Список литературы 70
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Административный надзор - это мера профилактического характера, которая применяется в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и склонных к повторному совершению преступлений.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, относится к числу наиболее действенных мер по предупреждению преступлений, надзор устанавливается в целях наблюдения за данной категорией лиц, предупреждения с их стороны правонарушений, и оказания на них необходимого воспитательного воздействия.
Особую актуальность в последние годы приобрела проблема профилактики рецидивной преступности. Практически каждое второе расследуемое преступление совершается лицами, ранее совершавшими преступления. Рецидив преступлений, как правило, указывает на то, что осужденный оказался невосприимчивым к применявшимся к нему мерам и средствам уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного,
административно-правового воздействия, настроен на противодействие этому. Данные обстоятельства, безусловно, указывают на его повышенную общественную опасность.
К сожалению, принимаемые всеми субъектами профилактики меры превентивного характера в отношении лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, не в полной мере соответствуют масштабам проблемы. Одной из доминирующих в Российской Федерации криминологических тенденций последнего времени остается продолжающийся рост рецидивной преступности, представляющей наибольшую опасность как для общества, так и для государства. Изучение проблематики предупреждения преступлений, совершаемых лицами, имеющими преступный опыт, показывает, что одной из причин остроты данной проблемы является неэффективность постпенитенциарной политики государства, а также несовершенство нормативно-правовых актов, регулирующих как деятельность органов внутренних дел, так и поведение поднадзорных лиц.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью комплексного изучения современного законодательства об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, анализа эффективности надзора и состоятельности в достижении поставленных перед ним целей, а также способности оказывать действенное влияние на профилактику преступности в стадии осуществления административного надзора. Как показывает практика в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в значительной части не удается достичь целей наказания, и они продолжают сохранять высокую степень общественной опасности после освобождения из исправительного учреждения.
Вместе с тем, сами задачи охраны общественного порядка, как и обеспечение общественной безопасности на территории Российской Федерации, которые возложены законодателем на полицию, объективно предопределили необходимость поиска новых форм и методов работы различных правоохранительных органов в современных условиях. Это вызывает потребность поиска оправданных практикой форм и методов деятельности органов внутренних дел. К одной из таких форм деятельности и относится административный надзор, осуществляемый органами полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Объектом работы является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с установлением и осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Предметом исследования, являются правовые нормы,
регламентирующие порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Целью работы является анализ административного надзора, как средства профилактики рецидивной преступности и осуществления данного направления деятельности сотрудниками органов внутренних дел.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть исторические этапы развития отечественного законодательства об административном надзоре;
2) изучить современную правовую основу осуществления административного надзора;
3) исследовать порядок установления, продления и прекращения административного надзора;
4) рассмотреть полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора;
5) рассмотреть права и обязанности поднадзорных лиц.
Теоретическую основу работы составили труды следующих ученых: Бачурина А.Г., Бекетова О.И., Колодеева Е.П., Астаховой О.А., Беляковой А.В., Воскобитова Л.А., Габова А.В., Тяпкина С.Е., Леухиной Е.Е., Абсалямова А.В., Абушенко Д.Б., Загайновой С.К., Никитина А.Д., Кашкиной Е.В., Репьева А.Г. и других авторов.
Эмпирическую базу исследования составили: данные официальной статистики Федеральной службы исполнения наказаний России, статистические данные Министерства внутренних дел России, данные Федеральной службы государственной статистики.
При анализе данных о лицах, в отношении которых установлен административный надзор использовались конкретные социологические и методологические исследования: статистическое наблюдение, изучение документов, анализ, обобщение практического опыта.
Данная работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы исследования, двух разделов, где раскрывается сущность темы и основное содержание дипломной работы, заключения и списка литературы. И, наконец, в заключении даются проблемы и их решения по результатам написанной работы.
В настоящее время отмечается усиление контрольно-надзорных функций органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, полиции и иных правоохранительных органов. Вместе с тем наблюдаются просчеты в контроле за лицами, привлекавшимися к уголовной ответственности или ненадлежащее осуществление контрольно-профилактического воздействия.
Административный надзор в России, был восстановлен федеральным законом от 6 апреля 2011 административное наблюдение людей, выпущенных из мест содержания под стражей. Этот Закон регулирует правоотношение, обязанное тренироваться правоохранительными органами наблюдения по соблюдению человеком, выпущенным из мест содержания под стражей, установленных судом временных ограничений его прав и свобод и также исполнения обязанностей им. Цель Закона - учреждение системы юридических и организационных мер, отнесенных на профилактике комиссии по преступлениям людьми, выпущенными из мест содержания под стражей. В то же время проблемы ресоциализации и адаптации пост-ИТК людей под наблюдением лиц в Законе не определены и не назначены на адекватные государственные органы. Это приводит к многочисленным проблемам, возникающим в ходе профилактики рецидивного преступления, уменьшает эффективность профилактической активности.
Возможно решить эту проблему улучшением законодательства - чтобы ввести Федеральный закон статьи 2 "Об Административном Наблюдении Людей, Выпущенных из Мест содержания под стражей" 04.06.2011 частей 2, в которых можно зарегистрировать такие задачи как ресоциализация и адаптация пост-ИТК людей под наблюдением людей и определить правоохранительные органы, которые вызовут его. Эффективное и своевременное решение вопросов ресоциализации и адаптации пост-ИТК людей под наблюдением людей очень срочное тем более, что основная часть, выпущенная из исправительных учреждений, нуждается в лечении для хронического алкоголизма, наркомании, болезней нервно - умственный характер, туберкулез, ВИЧ-инфекция и другие болезни, направление в специализированных медицинских или rehabilitational учреждениях. Кроме того, у определяемой категории людей есть
недостаточный профессиональный уровень, низкая мотивация, чтобы работать, склонность к несоответствующему поведению и нарушению трудовой дисциплины.
Есть серия проблем, связанных с дифференцированием понятий "обязанность" и "ограничение". Так, пункт 5 части 1 статьи 4 Закона как административное ограничение прав и свобод при административном наблюдении устанавливает обязанность периодических появлений в правоохранительном органе в месте жительства, или останьтесь для регистрации. Отсюда неопределенная и противоречащая природа обслуживания Статьи 19.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Сотрудник правоохранительных органов, документируя административное нарушение, входит в ситуацию, в которой можно дифференцировать обязанность и ограничение и, поэтому, чтобы отослать это или тот акт к любой части Статьи 19.24 Административный Кодекс довольно трудной России. Аналогичная ситуация отрицательно затрагивает законность административной активности правоохранительных органов, вызывает поколение жалоб действиям сотрудников.
Решить данную проблему можно совершенствовав законодательство, а именно убрав из пункта 1 части 1 статьи 5 Закона слова «...но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости». Тем самым будет возможно установление административного надзора независимо от сроков погашения судимости для лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
Необходимо определить еще одну проблему квалификации, возникающей в случае внедрения административного наблюдения. Известно, что предприятие административного наблюдения состоит в ограничении правового статуса человека под наблюдением. Определенные обязанности положены к нему, который несет к ограничению ее прав, т.е. его жизнь отрегулирована определенными структурами. В дополнение к человеку под наблюдением эти ограничения затрагивают других людей. Например, когда проверку человека под наблюдением в ночном дневном дискомфорте будут чувствовать, конечно, также члены семьи, живущие с ним совместно.
В случае внедрения административного наблюдения бывших преступников законодатель должен обеспечить меры для бухгалтерского учета интересов третьих лиц, который является теми, которые живут вместе с человеком под наблюдением. Любой законодательный акт, регулирующий внедрение административного наблюдения, не обязывает людей, живущих вместе с человеком под наблюдением человек позволять полицейским помещению, за исключением него (товар 7 p.1 Статьи 11 Федерального закона № 64). Оказывается, что вход в помещение полицейским должен быть выполнен только в согласии третьих лиц. Такова теория. Правоохранительные действия рассеиваются от него немного. Чтобы выполнить функциональные обязанности а не нарушить права третьих лиц, это необходимо для окружного полицейского: во-первых, чтобы быть информированным о людях, совместно живущих с человеком под наблюдением; во-вторых, в случае посещения людей под наблюдением рекомендуется войти в психологический контакт с людьми, несущими с ним совместная внутренняя экономика. Учреждение контакта с людьми, живущими совместно или в районе с человеком под наблюдением, позволит полицейскому получать также необходимое очевидное основание. На практике, не поднимает вопрос трудностей, как правило от родственников человека под наблюдением человека письменное объяснение, что им сообщают, что для их родственника или сожителя административное наблюдение и что сотрудники имеют право проверить его в любое время, осуществлено, предпринимает.
Следующая проблема состоит в том, что суды обеспечивают неправильные формулировки в признаке набора ограничений преступнику, и обязанности, назначенные на него, вопреки p.1 Статье 53 Уголовного кодекса Российской Федерации, не устанавливают обязательные ограничения, назначая ограничение свободы как вспомогательное представление о наказании согласно санкции статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, не определяйте, что конкретный набор ограничений преступнику при учреждении конкретного ограничения в предложении не дает существенные условия, необходимые для соблюдения преступником такого ограничения (например, не делайте в предложениях ссылку на местоположение квартиры или другого помещения, которое они запрещают, чтобы уехать преступнику, не определяйте конкретный муниципалитет, который граничит, преступнику запрещают уехать, и т.д.).
Решение этой проблемы очевидно возможно добавлением разрешения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12/22/2015 № 58 (издание 11/29/2016) "О практике назначения уголовного наказания как суды Российской Федерации" объяснение относительно назначения наказания в форме ограничения свободы, и рекомендации относительно квалификации преступления обеспечили p.1 Статьей 314 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Полицейский должен доказать факт отсутствия визуального контакта, т.е. очевидного подтверждения присутствия человека под наблюдением в месте жительства. Согласно смыслу инструкций, составляющих акт посещения человека под наблюдением человека в месте жительства или, остаются (пункт 8.10 Заказа) служит доказательствам как таковым. Происхождение формы рекомендуемой формы акта (enc. № 19 к распоряжению Министерства
Внутренних дел России от 8 июля 2011 № 818), не определение статуса людей, подтверждающих существование или отсутствие человека под наблюдением человека в месте жительства (пребывание), абсолютно четкое. Вопрос потребности привлекательности к посещению человека под наблюдением человека окружным полицейским полицейских других подразделений или третьих лиц, например соседи посещаемого человека продуманной категории спорны. В первом случае возможно говорить о части их интереса к документированию благоприятного результата, предвзятого отношения к человеку под наблюдением и другим. Второй случай, а именно, участие соседей, также проблематичен, поскольку проверка соблюдения человеком под наблюдением этого ограничения выполнена (который, конечно, логичен), ночью. В то же время свидетельства свидетелей, которые являются соседями, довольно часто опровергнуты человеком под наблюдением вследствие нахождения последнего в конфликте или отвращениях.
Самое оптимальное решение этой проблемы кажется посредством внедрения видео фиксации.
1. Обнародовать личные данные педофилов посредством системы Интернет, путем создания единой базы данных указанной категории лиц, имеющей открытый доступ для ознакомления с содержащейся в ней информацией гражданами. Подобные базы созданы в США, Канаде.
2. Обязать педофилов использовать GPS-браслеты, что положительно зарекомендовало себя в Австралии, США, Франции и Великобритании.
3. Принудительно применять химическую кастрацию за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних. В Г ермании, Дании, Канаде и Швеции химическая кастрация является добровольной и применяется лишь по согласию осужденного.
4. Установить пожизненный административный надзор. Не нужно никаких особых затрат для того, чтобы заставить отбывших наказание педофилов приходить и в течение всей жизни отмечаться. Даже один тот факт, что за ним присматривает полиция, заставит педофила задуматься, стоит ли снова вставать на преступный путь.
Анализ положений института административного надзора позволяет утверждать, что существующие проблемы носят временный характер. Они связаны в первую очередь с необходимостью реформирования в целом системы профилактики правонарушений. Данный институт требует дальнейшего развития с целью создания условий полноценного вовлечения осужденных в социум и, как следствие, обеспечения правопорядка, предупреждения преступлений, совершаемых повторно.
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СЗ РФ. - 1996. - N 25. - ст. 2954.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017) // СЗ РФ. - 2015. - N 10. - ст. 1391.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ (ред. от 05.04.2017) // СЗ РФ. - 1997. - N 2. - ст. 198.
5. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : федер. закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013 // СЗ РФ. - 2011. - N 15. - ст. 2037.
6. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // СЗ РФ. - 2011. - N 7. - ст. 900.
7. О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : приказ МВД России от 08.07.2011 N 818 (ред. от 29.03.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2011 N 21672) // РГ. - 2011. - N 189.
8. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 (ред. от 08.09.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2013 N 27763) // РГ. - 2013. - N 65.
Учебная литература
9. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / Абсалямов А. В., Абушенко Д. Б., Загайнова С. К. и др.; под ред. Яркова В. В. М. : Статут, 2016. - 560 с.
10. Административная деятельность полиции. Части общая и особенная : учебное пособие / под ред. Дубровина А. К. - Иркутск : ФГКОУ ВПО ВСИ «МВД России», 2013. - 304 с.
11. Административная деятельность полиции : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030501 "Юриспруденция" / [Ю. Н. Демидов и др.] под ред. Ю. Н. Демидова. - Москва : ЮНИТИ, 2014. - 527 с.
12. Бачурин, А. Г. Организация работы участкового уполномоченного полиции при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Учебно-методическое пособие. - Барнаул : НИиРИО БЮИ МВД России. 2014. - 79 с.
13. Белякова, А. В., Воскобитов, Л. А., Габов, А. В. и др. Проблема развития процессуального права России : монография / под ред. Жуйкова В. М. М. : Норма, Инфра - М, 2016. - 224 с.
14. Бережкова, Н. Ф., Мельников, А. В. Правовое положение полиции МВД России. Учебник. Под ред. доктора юридических наук Ф. П. Васильева. Предисловие доктора эконом. наук, канд. юр. наук профессора Н. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2014. - 816 с.
15. Князькин, С. И., Юрлов, И. А. Гражданский, арбитражный и административный процесс в схемах с комментариями : учебник. М. : Инфотропик Медиа, 2015. - 440 с.....50