Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Работа №161579

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы53
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИИ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1 Понятие «мнемотехника» и история её возникновения 6
1.2 Мнемотехника как один из инструментов эффективного обучения.
Формы мнемотехники 7
1.3 Основные этапы запоминания 17
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ОБУЧЕНИИ
БИОЛОГИИ 20
2.1 Система мнемонических приемов, используемых в обучении биологии 20
2.1 Методика использования мнемонических приемов на уроках биологии
28
2.2 Проведение эксперимента по использованию приемов мнемонического
обучения на уроках биологии 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52


Актуальность. Наш мозг - это удивительный орган, способный вместить огромное количество информации. Вопрос о том, что такое "память" и какова её природа, интересовал людей с древних времён. Многое уже известно о мозге и процессах запоминания. Например, воспоминания не хранятся в одном конкретном отделе, а распределены по нейронным связям. Лимбическая система головного мозга, расположенная на внутренней поверхности височных долей, играет ключевую роль в процессе памяти. Гипоталамус, часть промежуточного мозга, является важной структурой для формирования памяти.
В эпоху цифровых технологий мы постоянно сталкиваемся с обилием информации, которую необходимо хранить и при необходимости воспроизводить. Это ставит перед нами серьезные вызовы. Как найти нужные данные в кладовых нашей памяти? Ответ прост: необходимо овладеть методами запоминания и извлечения информации.
С древних времен и поныне стоит вопрос развития и улучшения памяти, а также обучения мнемонике. Эта тема становится еще актуальнее в наше время, привлекая внимание ученых, вызывая дискуссии и поиск решений. Наш мозг обладает колоссальным потенциалом и способен вместить объем знаний, эквивалентный двум Британским библиотекам. Мы запоминаем все, но не всегда можем извлечь эти данные из памяти. Стимулируя определенные зоны мозга, можно извлечь из него любую информацию.
Не секрет, что в области биологии иногда необходимо учить сложные термины и запоминать определения. Поэтому важно использовать методы, которые помогут сделать объемный материал более доступным и легко усваиваемым. Преподаватель создает специальные условия и ситуации в процессе обучения, способствующие развитию знаний и мышления учащихся. Знания человека формируются из понятий, и человек мыслит с помощью понятий, выражаемых через термины. Поэтому освоение конкретных понятий важно сочетать с запоминанием соответствующих терминов.
Под использованием приемов мнемонического обучения на уроках биологии мы понимаем интеграцию мнемотехники в образовательный процесс с целью:
• улучшения результативность восприятия новых знаний;
• развития коммуникативных и познавательных навыков учащихся;
• развития творческого, логического и образного мышления;
• формирования навыки самостоятельной работы с информацией.
Гипотеза: Если в процессе обучения биологии использовать различные мнемотехнические приемы, то у обучающихся повысится степень запоминания учебного материала и как следствие повысится эффективность обучения.
Цель исследования: изучить приемы мнемотехники и возможности их использования при изучении биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования: использование приемов мнемотехники в процессе обучения биологии.
Задачи:
• Провести анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования.
• Рассмотреть основные приемы мнемотехники и возможности их использования в процессе обучения биологии.
• Разработать и провести ряд уроков с использованием приемов мнемотехники.
• Провести экспериментальную работу с целью проверки гипотезы исследования.
Методы исследования: 1. Теоретические: сбор, анализ, обобщение и систематизация информации (теоретических данных психологопедагогической и учебно-методической литературы) по теме исследования; обобщение результатов исследования. 2. Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент, наблюдение. Исследование проходило на базе ГАОУ многопрофильной гимназии №13.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе обобщения и систематизации знаний относительно данных, полученных в ходе исследования, были подведены следующие итоги, соответствующие поставленным задачам:
1. Главная особенность мнемотехники состоит в том, что её использование на школьном уроке, посвященном биологии, способствует запоминанию информации, формированию интереса, развитию творческой активности, поисковых умений и навыков. На уроках биологии школьники получают большой объем информации, которую нужно обработать и запомнить, а это порой может привести к умственному перенапряжению, которое можно предотвратить. Приемы и методы запоминания на основе мнемотехники позволяют заменить традиционное заучивание наизусть, сделать запоминание и воспроизведение управляемым, усвоение биологической информации не только интересным, но и полезным.
2. В ходе реализации применяется большое количество мнемонических методов и приемов, которые подразделяются: прием составление смысловых фраз из начальных букв, метод рифмизации, смысл запоминаемой информации заложен в стих, ассоциации, закодированные в фразах. Все они могут использоваться на различных этапах урока: при актуализации, изучении нового материала, закреплении.
3. В ходе проведения занятий с использованием мнемонических приемов было выяснено, что они эффективны, так как мнемотехника значительно повышает обучаемость человека, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти. Выполняя данную работу, убедились в практической значимости мнемотехники для уроков биологии, которая поможет учащимся лучше усваивать материал и применять эти знания в учебе, во время контрольной работы, на экзаменах, в повседневной жизни.
4. В ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что у 58 % учеников 6 «Б» отметка «отлично», у 39% отметка «хорошо», у 3% «удовлетворительно». У 54% учеников 6 «В» класса отметка «отлично», у 43% отметка «хорошо», у 3% «удовлетворительно».
По результатам контрольного этапа выявили, что после апробации применяемых методов в 6 «Б» количество школьников, имеющих высокий уровень увеличилось на 32% (вместо 58 % стало 90 %), число школьников со средним уровнем уменьшилось почти в 4 раза (на первом этапе - 42 %, на втором - 10 %), а число учеников с отметкой «удовлетворительно» снизилось до 0% (было 3%).
Таким образом, в ходе исследования была подтверждена исходная гипотеза о том, что если в процессе обучения биологии использовать различные мнемотехнические приемы, то у обучающихся повысится степень запоминания учебного материала и как следствие повысится эффективность обучения.



1. Андреюк Е. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи: сборник научных трудов // Челябинск: Челябинский вестник. 2012.
2. Бичева И. Б., Кузнецова А. И., Маковей Е. А. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №. 59-3. С. 87-90.
3. Богдан И В. Сущность процесса запоминания и развитие памяти в учебном процессе // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2009. № 4. С. 91-96.
4. Брызгина Д. С. Развитие памяти: метод ассоциаций // Актуальные исследования языка и культуры: теоретические и прикладные аспекты: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 9-10 апреля 2020 г. Санкт- Петербург, 2020. С. 225-227.
5. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения //Вестник российских университетов. Математика. 2014. Т. 19. №. 1. С. 90-93.
6. Бура Л. В. Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в современном образовании //Гуманитарные науки. 2018. №. 4(44). С. 106-113.
7. Бура Л. В., Чепурной Г. А. Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации //Проблемы современного педагогического образования. 2015. №. 47-2. С. 262-268.
8. Ванягина М. Р. Применение мнемотехники для обучения иноязычной лексике // Педагогика и психология образования. 2019. №3. С. 71-85.
9. Винаева, Е. А. Принципы использования приемов мнемотехники в образовательном процессе младших школьников / Е. А. Винаева // Современная образовательная среда : теория и практика : сб. науч, ст. / под ред. О. Н. Широкова. Белгород, 2018. С. 31-36.
10. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации И
Полилингвиальность и транскультурные практики. 2014. № 1. С. 128-134.
И.Груздева И. Е. Мнемотехника. Как помочь школьнику лучше запомнить? //Герпеновские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. №.2. С. 346-351.
1. Грюнинг, X. Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания. Как усвоить большой объем знаний. Учимся без стресса и лишних усилий. Пер. с нем. Л. И. Кайсаровой / X. Грюнинг. Москва: ACT, Астрель, 2012. 192 с.
2. Губжокова С. М. Общее понятие о мнемических процессах в научной психологической литературе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 7-1. С. 44-47.
3. Дубовая А.В., Тонких Н.А., Усенко Н.А., Лимаренко М.П., Куркурина Е.А. Мнемотехника и образная номинация как методы повышения эффективности обучения // Университетская клиника. 2021. №4 (41). С. 159-162.
15.3амула Т.И., Маслова Н.В., Рогоньян Н.В. Использование мнемотехники в образовательном процессе // Вестник научных конференций. 2019. № 3-2 (43). С. 38-40.
... всего 41 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ