Введение 3
1 Теоретико-правовые основы государственной молодежной политики 7
1.1 Молодежная политика: сущность, цели и задачи 7
1.2 Приоритетные направления и механизмы реализации государственной
молодежной политики в Российской Федерации 12
1.3. Организационные и правовые основы управления государственной молодежной политикой в Российской Федерации 23
2 Реализация государственной молодежной политики в субъекте РФ 43
2.1 Управление молодежной политикой в Пензенской области 43
2.2 Основные направления реализации государственной молодежной политики
в Пензенской области 50
3 Рекомендации и мероприятия по совершенствованию молодежной политики в
РФ и субъекте РФ 66
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложения 76
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что перспективами развития любого государства связаны с положением молодежи как особой социально демографической группы в обществе. Молодёжь обладает значительным потенциалом (мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам), который не всегда используется в полной мере. Главным, и одним из важнейших показателей уровня развития молодежи, является ее положение в самом обществе, потому что именно благодаря ей, можно предусмотреть некоторые из черт будущей социальной действительности. Именно поэтому разработка теоретических и организационно-экономических основ, нормативно-правовой базы молодежной политики относятся к актуальным проблемам государства и общества.
Государственная молодёжная политика (ГМП) на практике реализуется разными методами. Все зависит от того, какие проблемы руководство страны считает молодёжными, как определены границы государственного вмешательства в регулирование конкретных социальных процессов. Важную роль в решении задач молодежной политики играют культурные традиции населения, его этническая и конфессиональная разобщенность, уровень дифференциации общества по половому признаку и по возрасту.
Государственная молодёжная политика Российской Федерации на данный момент находится на этапе своего формирования. Основываясь на проведенном анализе социально-экономической литературы и нормативных документов можно сделать вывод о том, что в настоящее время идёт непрерывный поиск ответов на вопросы, как должны определяться цели и задачи государственной молодежной политики, каково ее содержание, какие государственные структуры ответственны за планирование, осуществление и контроль над нею. Вопрос о методах государственного регламентирования молодежной политики на сегодняшний день не решен.
При разработке молодежной политики государство, в первую очередь, должно опираться на существующую в стране идеологию, то есть совокупность системно-упорядоченных взглядов, выражающих интересы различных социальных классов, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей к социальной действительности в целом и друг к другу. Дополнительно государству необходимо учитывать существующую в стране правовую систему, которая задает фундаментальные параметры поведения любого молодого человека и молодёжи в целом. Образ молодёжи в стране должен соответствовать временному периоду и потребностям членов общества на определенном этапе развития.
Научная новизна работы заключается в исследовании управленческих аспектов молодежной политики и разработке практических рекомендаций по решению представленных в исследовании проблем современной молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано при корректировке базовых положений молодежной политики и регулирования работы управленческих структур (органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководящие органы политических партий, общественных объединений, других структур гражданского общества) в этой области государственной и общественной деятельности.
Теоретической и методологической основой исследования явились публикации отечественных ученных по проблемам молодежи и проводимой в отношении них политики. Значительный вклад в решение задач целеполагания, управления и разработки рекомендаций в решении проблем молодежи, внесли многие отечественные ученые: Рожнов О.А., Переверзев М.П., Калинина З.Н., Адамчук В.В., Бобков В. Н Д. Никольского, В.Н. Боряз, В.В. Павловский, А.В. Мудрик, Г.С. Абрамова, А. Апокин, П.И. Бабочкин, Ю.П. Волков, А. Зеленин, В.Б. Зотов и другие.
Однако, несмотря на значительный объем научных публикаций, посвященных проблемам молодежи, на сегодняшний день недостаточно прикладных исследований, посвященных вопросам разработки рекомендаций по решению проблем молодых людей с учетом всех специфик этой социальной группы.
В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в анализе и выявлении основных проблем и выработке путей оптимизации управления молодежной политикой в современных российских условиях.
Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
— охарактеризовать социологические трактовки молодежи, молодежного движения и молодежной политики;
— теоретически рассмотреть проблему управляемости в сфере
молодежной политики;
— проанализировать систему государственной молодежной политики в аспекте ее эффективности;
— выявить основные модели управления молодежной политикой в Российской Федерации;
— на основе применения социального проектирования разработать модель управления молодежной политики по альтернативным сценариям.
Объектом исследования является молодежная политика, осуществляемая государством и структурами гражданского общества.
В качестве предмета исследования выступает система управления государственной молодежной политикой на разных уровнях власти.
В процессе работы применялись системный, структурно-функциональный подходы, нацеленные на выявление элементов взаимодействия; сравнительно-политологический, предполагающий сравнение однотипных политических институтов и процессов; политико-культурный анализ, ориентированный на детерминированность политических процессов политической культурой; правовой, делающий акцент на изучении законодательной и нормативной базы государственной молодежной политики.
Эмпирической базой исследования послужили материалы периодической печати, отчеты органов местного самоуправления по реализации молодежной политики.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы пришли к следующим выводам.
Молодёжная политика - это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определённого качества жизни самой молодёжи, которая в перспективе станет экономически активным населением
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации, и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности
Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного и сетевого подхода, формирования системы общенациональных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Универсальным и эффективным средством обеспечения проектной активности молодежи станут механизмы грантовой поддержки.
Эффективность применения грантовых механизмов развития общественной активности и привлечения институтов гражданского общества к решению общенациональных проблем убедительно доказана мировым опытом, успешно применяющим эти механизмы в течение нескольких десятилетий. Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
1. обеспечение соблюдения прав молодежи;
2. обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
3. содействие предпринимательской деятельности молодежи;
4. государственная поддержка молодой семьи;
5. гарантированное предоставление социальных услуг;
6. поддержка талантливой молодежи;
7. формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
8. поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
9. содействие международным молодежным обменам.
Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных стратегических задач развития Пензенской области. В области реализуется множество проектов, направленных на усовершенствование молодежной политики.
Необходимо развивать систему взаимодействия с молодежными и детскими общественными организациями, развивать и поддерживать молодежный парламентаризм. Целесообразно определить комплекс мер по поддержке молодежного добровольчества, направленного на повышение молодежной общественной инициативы, активизацию участия молодежи в делах общества, формирование у нее гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// Российская газета.-1993.-25 декабря.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.// Российская газета.-1993.-26 марта.
3.О защите прав человека и основных свобод: европейская конвенция от 4 ноября 1950 // [Электронный ресурс] Дата обновления: 31 декабря 1994. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.03.1993 г. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант Плюс» -2018.
5.Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
6.О воинской обязанности и воинской службе: федеральный закон от 28 марта 1998 № 53-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.01.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних: федеральный закона от 24 июня 1999 № 120-ФЗ
[Электронный ресурс] Дата обновления: 07.06.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
9.О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 04 декабря 2007 № 329-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.04.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
10.Об образовании: федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
11.О Федеральном агентстве по делам молодежи: постановление
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409. [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
12.Основы государственной молодежной политики до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р
[Электронный ресурс] Дата обновления: 29.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
13.О внесении изменений в Положение о Департаменте государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки от 22 октября 2013 г. № 1339 от 16 октября 2013 г. № 1154 [Электронный ресурс] Дата обновления: 16.10.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
14.О внесении изменений в Положение о Департаменте государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки от 20 января 2014 г. № 25 от 16 октября 2013 г. № 1154 [Электронный ресурс] Дата обновления: 16.10.2013. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018
15.О внесении изменений в Положение о Департаменте государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 201 от 16 октября 2013 г. № 1154 [Электронный ресурс] Дата обновления: 1610.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
16.О реализации государственной молодежной политики в Пензенской области: закон Пензенской области от 26 декабря 2013 года №2510-ЗПО [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.03.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
17. Положение о Министерстве образования Пензенской области: постановление Правительства Пензенской области от 5 августа 2008 г. № 485- пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.03.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
18. Государственная программа Пензенской области «Молодежь
Пензенской области на 2014-2020 годы: постановление Правительства
Пензенской области от 24.09.2013 № 712-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.03.2018. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018.
19. Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Пензе на 2015-2020 годы: постановление Администрации г. Пензы от 29 сентября 2014 № 1131/1[Электронный ресурс] Дата обновления: 21.03.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
20. Боков В. И. Проблемы молодежной политики на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» // Горизонты гуманитарного знания. - 2014. - №6. - С.54-56.
21. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление:
Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 с.
22. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление:
Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 с.
23.Зеленкова М.М. Особенности молодежной политики в России и зарубежных странах // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 3. -С. 101-108.
24. Григоренко А.А. Молодежная политика в современной России // Инновационная наука. - 2016. - №4-5 (16). - С.45 - 56 [Электронный ресурс] URL: Нйрз://суЬег1е№1№ка.ги/аг11с1е/№/шо1обе7Ь№ауа-роШ1ка-у-8оугеше№№оу- rossii (дата обращения: 11.05.2018).
25. Елисеев А. Л., Кретов А. Ю. Государственная молодежная политика
Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - №1. - С. 43- 45 [Электронный ресурс] URL: httрs://суЬег1е№i№kа.гu/агtiс1е/№/gоsudагstvе№№ауа-шо1оdеzh№ауа-
ро1itikа-гоssiуskоу-fеdегаtsii-ргоЬ1ешу-i-регsреktivу (дата обращения:
11.05.2018).
26. Ершов В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. - 256 с.
27. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов. - М.: Феникс, 2014. - 738 с.
28. Криворученко В. К. Молодежная политика: взгляд ученого и практика
// Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №2. - С. 54- 56.[Электронный ресурс] URL: httрs: //суЬег1е№i№kа.гu/агtiс1е/№/шо1оdеzh№ауа-ро1itikа-vzg1уаd-
исНе№одо-1-ргакИка (дата обращения: 11.05.2018).
29. Лупандин В. Н., Кулаженкова Н. В. Проблемы реализации
государственной молодёжной политики РФ на современном этапе //
Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - №4-1. - С.87- 89 [Электронный ресурс] URL: Ьйрз://суЬег1е№1№ка.ги/аг11с1е/№/ргоЬ1ешу-
rеаlizаtsii-gоsudаrstvе№№оу-mоlоdуоzh№оу-роlitiki-rf-№а-sоvrеmе№№оm-еtаре (дата обращения: 11.05.2018).
30. Меркулов П. А., Елисеев А. Л. Формирование молодежной политики в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 3. - С. 45-49.
31. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 с.
32. Самойлов В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА Закон и право, 2013. - 311 с.
33. Сибагатуллина Г.Р. Муниципальная молодежная политика. Проблемы и перспективы развития / Г.Р. Сибагатуллина, И.Р. Аминов // Научные исследования и разработки студентов: материалы II Междунар. студенч. науч.- практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - С. 365- 369
34. Смирнов В. А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. - 2014. - № 3. - С. 72-80
35. Станкевич В.В. Молодежная политика в системе социальной политики в России // ТДР. - 2012. - №6S. - С. 34 - 38 [Электронный ресурс] URL: httрs://суbегlе№i№kа.гu/агtiсlе/№/mоlоdеzh№ауа-роlitikа-v-sistеmе-sоtsiаl№оу- роИйкх-у-гоззн (дата обращения: 11.05.2018).
36. Тарцан В. Н. Государственная молодежная политика в современной России. - Полис. Политические исследования. - 2010. - № 3. - С. 156-160.
37. Тихомиров С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
38. Характеристика и структура Министерства образования РФ // Официальный сайт Министерства образования Пензенской области. [Электронный ресурс] URL: ййр://’№№№.ш1№оЬг-ре№7а.ги/гагйе1/ш1№1з1гу/22 (дата обращения 10.04.2018)
39. Холопов В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Холопов. - М.: Феникс. - 2016. -С. 34- 38.
40.Чуев С. В., Поляков М. Б. Основные проблемы развития сферы государственной молодежной политики // РоШБоок. -2017. - №3. - С. 32 - 34. [Электронный ресурс] URL: йИрз://суЬег1е№1№ка.ги/агйс1е/№/оз№оу№уе-
ргоЫешу-гагуфуа-зГегу- (дата обращения: 11.05.2018).