Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия»

Работа №161556

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2022
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самосознания личности
1.1. Феномен самосознания в психологической науке 6
1.2. Уровни развития и методы исследования самосознания 11
1.3. Анализ гештальт-терапии в контексте ее влияния на самосознание
личности 18
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия»
2.1. Описание процедуры и методов исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Развитие самосознания студентов с помощью социально-психологического тренинга 42
Выводы 56
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложения 64

Самосознание помогает человеку осознавать себя как индивидуума отличного от других людей. Одним из основных значений самосознания А.Г. Спиркин считал «просто сознание нашего личного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего Я [41, с.143]». Понимание и принятие себя в качестве некоторого устойчивого объекта подразумевает внутреннюю цельность, всепостоянство личности, которая автономна от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
А.Н. Леонтьев, рассматривал самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа [21, с. 28-31]».
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности подготовки студентов - психологов. В данном контексте особый интерес направлен на создание условий, которые будут способствовать развитию личности в процессе образования. В дальнейшем это поможет выпускникам быть способными реализовывать в полной мере свой потенциал, творчески приспосабливаться к различным ситуациям и выражать свои умения.
В отечественной психологии проблемы самосознания рассматривались в методологических исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, АЛ. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, В.С. Мерлина, B. C. Мухиной. В зарубежной психологии вопросы самосознания поднимаются в психоаналитических, гуманистических, когнитивных теориях личности
В современном мире подготовленность специалиста - это не только профессиональные знания и умения, но и расширение личностных качеств, которые помогут ему в его бедующей деятельности.
Нельзя упускать из вида некоторые характеристики самосознания личности студента, которые могут снижать развитие профессиональных качеств будущего специалиста. Для таких характеристик необходима целенаправленная коррекционно-развивающей работа.
Например, интегральная характеристика, характеризующая чувство «за» или «против» собственно «Я» может влиять на все аспекты жизнедеятельности.
Цель исследования - выявить специфические характеристики самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия» для использования эмпирических данных в работе практического психолога, гештальт-терапевта и педагогов вуза.
Объект исследования - самосознание личности.
Предмет исследования - специфика самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия».
Гипотеза исследования: в самосознании студентов-психологов, осваивающих программу «Гештальт-терапия», по сравнению с не обучающимися по этой программе, более высокие показатели по параметрам: глобальное самоотношение, самоинтерес, самопонимание, саморуководство, ожидание положительного отношения других, профессиональная идентичность.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
1. Анализ научной литературы, в которой представлены ведущие подходы и концепции самосознания.
2. Теоретический анализ гештальт-терапии в контексте ее влияния на самосознание личности
3. Первичная диагностика самосознания студентов, обучающихся и не обучающихся по программе «Гештальт-терапия».
4. Контрольная диагностика тех же параметров самосознания в двух эмпирических выборках.
5. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных.
Методы исследования:.
)
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Диагностический эксперимент с использованием следующих методик:
- методика исследования самоотношения (МИС) - (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев);
- проективный тест «Кто Я?» (20 определений) М. Куна и Т. Макпартленда.
3. Методы обработки данных:
- t-критерий Стьюдента
- контент-анализ.
Организационная база исследования.
Исследование проведено на базе Пензенского государственного университета. Выборку составили 20студентов, из них10 чел. - обучающиеся направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» ПГУ, 10 чел. - обучающиеся 2 ступени по программе «Гештальт-терапия» Московского Гештальт Института (МГИ).
Научная новизна работы состоит в аргументации необходимости получения в процессе обучения личного клиентского опыта студентами- психологами, повышения профессионального самосознания, а также исследование возможностей влияния элементов гештальт-подготовки на самоотношение и изменения Я-концепции студентов-психологов.
Практическое значение. Теоретически обоснованный и составленный в процессе исследования тренинг может использоваться в обучении или повышении квалификации студентов-психологов для развития профессионального и личностного самосознания и осуществления психопрофилактической и психокоррекционной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в психологии развития большое внимание уделяется вопросам формирования и росту личности, ее самосознания.
Для студентов-психологов, которые готовятся к самореализации, актуальна проблемы развития профессионального и личностного самосознания. Сегодня это связано с переходом нашего высшего образования на двухступенчатую систему подготовки после вступления России в Болонский процесс. Этот переход предусматривает изменения временных рамок и некоторых моментов становления профессионала во время его обучения в вузе.
Целью данного исследования явилось изучение специфических характеристик самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт- терапия».
В первой главе представлены мнения, исследования ряда авторов о понятии самосознания, критерии самосознания и личностного самосознания, дан анализ гештальт-терапии в контексте ее влияния на самосознание личности, рассмотрены методы и методики исследования самосознания.
В ходе эмпирического исследования выявлены следующие основные факты:
- По методике «Кто Я?» в категориях, составляющих социальную идентичность испытуемых, так же, как в упоминании профессиональных ролей, различий между группами не обнаружено; «другие социальные роли» актуальнее для обучающихся по программе «Гештальт-терапия»; не выявлено значимых различий в категориях, составляющих личностную идентичность; нейтральные характеристики при самоописании менее значимы для обучающихся по программе «Гештальт-терапия».
- По методике МИС обнаружены более высокие (но не на уровне статистической значимости) показатели у обучающихся по программе «Гештальт-терапия» по параметрам «глобальное самоотношение» и «самоотношение, дифференцированное по ожиданиям отношения к себе». По уровню самоотношения конкретных действий в отношении к своему «Я» (самопринятие, самоуверенность, самообвинение, саморуководство) у Г2 все показатели ниже, чем у Г1.
В целом, в ходе эмпирического исследования выявлено, что студенты, обучающиеся по программе «Гештальт-терапия», с одной стороны психологически чуть более гармоничны, чем участники Г1, с другой стороны, демонстрируют признаки не вполне дифференцированной Я- концепции (недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя).
Однако о значимых различиях результатов в двух группах на обоих этапах диагностики говорить не приходится.
Таким образом, в процессе проведения диагностических процедур и обработки эмпирических данных гипотеза нашего исследования подтвердилась частично, а именно - более высокие показатели (но не на уровне статистической значимости) выявлены в группе обучающихся по программе «Гештальт-терапия» по параметрам «глобальное самоотношение» и «ожидание положительного отношения других».
Цель исследования достигнута, все исследовательские задачи решены.



1. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе как фактор самовосприятия личности: Дис. канд. психол. наук. - М., 2000. - 156 с.
2. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд- во Михайлова В. А., 1999. - 89 с.
3. Асеев В.Г Основные задачи психологии на рубеже веков // Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий: материалы науч.-практ. конф. - Иркутск, 2001. - С. 3-7.
4. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.
5. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. Самара: «Бахрах М», 2003. - С. 333-393.
6. Богомаз С.Л. Тренинг самосознания личности: учебно-метод. пособие / С. Л. Богомаз; УО «ВГУ им. П.М. Машерова». — Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004. - 98 с.
7. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд- во "Речь", 2002. - 440 с.
8. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 933.
9. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. -464 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Горская Н.Е. Особенности и становление личностно-профессионального самосознания и мотивационно сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения: дис. канд. психол. наук. - Иркутск, 2009. - 9 с.
12. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. - Иркутск, 1998. - 56 с.
13. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения, на примере студентов-психологов: дис. канд. психол. наук. Томск, 2000.
14. Кант И. Сочинения в 6 т. - М., 1966.
15. Караваев А.Ф., Марьин М.И., Петров В.Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. - Омск, 2007.
16. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: «Политиздат», 1984. -151 с.
17. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности и его связь с жизнестойкостью у студентов: дис. канд. психол. наук / М. Ю. Кузьмин. - СПб., 2012. - 190 с.
18. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г. М. Андреевой. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 180-187.
19. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал, 1981. том 2. - №3. - С.25-38.
20. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал, 1987. - Т. 8 С. 126-136.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 130 с.
22. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. / Пер. с англ. - М., 1985. - 621 с.
23. Маслоу А. Психология бытия. М., 2007. - 304 с.
24. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988. - 220 с.
25. Мещеряков Б., Зинченко В. Современный психологический словарь. М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490 с.
26. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Издательство Московского ун-та, 1987. - 443 с.
27. Ольшанский Д.В. Об экспериментальном изучении структуры самосознания // Новые исследования в психологии. М., 1984. - С. 17-21.
28. Пантилеев С. Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 208-242.
29. Перлз Фредерик: Гештальтподход и свидетель терапии; Академический проект, 2020. - С. 207
30. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности; изд., 2-е, доп. -Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013. - 322с.
31. Поддубная А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь. Вып.№1 - М.: МОСУ, 2000. - С. 53 - 57.
32. Психологическое тестирование / А. Анастази; Ред. К.М. Гуревич, В.И. Лубовский. - Москва: Педагогика, 1982. - 689 с.
33. Райгородский Д.Я. Психология самосознания: Хрестоматия. Изд- во: Самара: Издательский дом “БАХРАХ-М” плет: 2003. - 672 с.
34. Романова М.В. Проблемы профессионального становления студентов педагогов-психологов // Изв. Самарского науч. центра РАН. 2012. Т. 14, № 2. - С. 7 - 14.
35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 712 с.
36. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М., 1994. - 480 с.
37. Самосознание // Психол. словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др., 1983. - 632 с.
38. Сильвера Д., Сегер Ч.Р. Чувствую себя хорошо. Мы сами: нереалистичная самооценка и их отношение к самооценке в США и Норвегии // Журнал межкультурной психологии. - 2004. - Вып. 35. - № 5. - С. 571 - 573.
39. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
40. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 2003. - 6 с.
41. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., 1972. - 303 с.
42. Столин, В. В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Издательство МГУ, 1983. - 284 с.
43. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении // Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост. и общ. ред. А.А. Реан. - СПб., 2000. - 224 с.
44. Фромм Э. Человек для себя. - Мн., 1992. - 253 с.
45. Хьелл Л. Д. Зиглер. Теории личности - СПб.: Питер Пресс, 1999. - 402 с.
46. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: МГУ. 1977. - 150 с.
47. Шварцкоп С.Г. Формирование профессионального самосознания практических психологов образования в процессе профессионализации: ав- тореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004. - 18 с.
48. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - Сам., 1995. - 226 с.
49. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход: Монография. - Мн., 2000. - 768 с.
50. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ