Специфика самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самосознания личности
1.1. Феномен самосознания в психологической науке 6
1.2. Уровни развития и методы исследования самосознания 11
1.3. Анализ гештальт-терапии в контексте ее влияния на самосознание
личности 18
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия»
2.1. Описание процедуры и методов исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Развитие самосознания студентов с помощью социально-психологического тренинга 42
Выводы 56
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложения 64
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самосознания личности
1.1. Феномен самосознания в психологической науке 6
1.2. Уровни развития и методы исследования самосознания 11
1.3. Анализ гештальт-терапии в контексте ее влияния на самосознание
личности 18
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия»
2.1. Описание процедуры и методов исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Развитие самосознания студентов с помощью социально-психологического тренинга 42
Выводы 56
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложения 64
Самосознание помогает человеку осознавать себя как индивидуума отличного от других людей. Одним из основных значений самосознания А.Г. Спиркин считал «просто сознание нашего личного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего Я [41, с.143]». Понимание и принятие себя в качестве некоторого устойчивого объекта подразумевает внутреннюю цельность, всепостоянство личности, которая автономна от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
А.Н. Леонтьев, рассматривал самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа [21, с. 28-31]».
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности подготовки студентов - психологов. В данном контексте особый интерес направлен на создание условий, которые будут способствовать развитию личности в процессе образования. В дальнейшем это поможет выпускникам быть способными реализовывать в полной мере свой потенциал, творчески приспосабливаться к различным ситуациям и выражать свои умения.
В отечественной психологии проблемы самосознания рассматривались в методологических исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, АЛ. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, В.С. Мерлина, B. C. Мухиной. В зарубежной психологии вопросы самосознания поднимаются в психоаналитических, гуманистических, когнитивных теориях личности
В современном мире подготовленность специалиста - это не только профессиональные знания и умения, но и расширение личностных качеств, которые помогут ему в его бедующей деятельности.
Нельзя упускать из вида некоторые характеристики самосознания личности студента, которые могут снижать развитие профессиональных качеств будущего специалиста. Для таких характеристик необходима целенаправленная коррекционно-развивающей работа.
Например, интегральная характеристика, характеризующая чувство «за» или «против» собственно «Я» может влиять на все аспекты жизнедеятельности.
Цель исследования - выявить специфические характеристики самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия» для использования эмпирических данных в работе практического психолога, гештальт-терапевта и педагогов вуза.
Объект исследования - самосознание личности.
Предмет исследования - специфика самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия».
Гипотеза исследования: в самосознании студентов-психологов, осваивающих программу «Гештальт-терапия», по сравнению с не обучающимися по этой программе, более высокие показатели по параметрам: глобальное самоотношение, самоинтерес, самопонимание, саморуководство, ожидание положительного отношения других, профессиональная идентичность.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
1. Анализ научной литературы, в которой представлены ведущие подходы и концепции самосознания.
2. Теоретический анализ гештальт-терапии в контексте ее влияния на самосознание личности
3. Первичная диагностика самосознания студентов, обучающихся и не обучающихся по программе «Гештальт-терапия».
4. Контрольная диагностика тех же параметров самосознания в двух эмпирических выборках.
5. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных.
Методы исследования:.
)
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Диагностический эксперимент с использованием следующих методик:
- методика исследования самоотношения (МИС) - (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев);
- проективный тест «Кто Я?» (20 определений) М. Куна и Т. Макпартленда.
3. Методы обработки данных:
- t-критерий Стьюдента
- контент-анализ.
Организационная база исследования.
Исследование проведено на базе Пензенского государственного университета. Выборку составили 20студентов, из них10 чел. - обучающиеся направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» ПГУ, 10 чел. - обучающиеся 2 ступени по программе «Гештальт-терапия» Московского Гештальт Института (МГИ).
Научная новизна работы состоит в аргументации необходимости получения в процессе обучения личного клиентского опыта студентами- психологами, повышения профессионального самосознания, а также исследование возможностей влияния элементов гештальт-подготовки на самоотношение и изменения Я-концепции студентов-психологов.
Практическое значение. Теоретически обоснованный и составленный в процессе исследования тренинг может использоваться в обучении или повышении квалификации студентов-психологов для развития профессионального и личностного самосознания и осуществления психопрофилактической и психокоррекционной работы.
А.Н. Леонтьев, рассматривал самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа [21, с. 28-31]».
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности подготовки студентов - психологов. В данном контексте особый интерес направлен на создание условий, которые будут способствовать развитию личности в процессе образования. В дальнейшем это поможет выпускникам быть способными реализовывать в полной мере свой потенциал, творчески приспосабливаться к различным ситуациям и выражать свои умения.
В отечественной психологии проблемы самосознания рассматривались в методологических исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, АЛ. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, В.С. Мерлина, B. C. Мухиной. В зарубежной психологии вопросы самосознания поднимаются в психоаналитических, гуманистических, когнитивных теориях личности
В современном мире подготовленность специалиста - это не только профессиональные знания и умения, но и расширение личностных качеств, которые помогут ему в его бедующей деятельности.
Нельзя упускать из вида некоторые характеристики самосознания личности студента, которые могут снижать развитие профессиональных качеств будущего специалиста. Для таких характеристик необходима целенаправленная коррекционно-развивающей работа.
Например, интегральная характеристика, характеризующая чувство «за» или «против» собственно «Я» может влиять на все аспекты жизнедеятельности.
Цель исследования - выявить специфические характеристики самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия» для использования эмпирических данных в работе практического психолога, гештальт-терапевта и педагогов вуза.
Объект исследования - самосознание личности.
Предмет исследования - специфика самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия».
Гипотеза исследования: в самосознании студентов-психологов, осваивающих программу «Гештальт-терапия», по сравнению с не обучающимися по этой программе, более высокие показатели по параметрам: глобальное самоотношение, самоинтерес, самопонимание, саморуководство, ожидание положительного отношения других, профессиональная идентичность.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
1. Анализ научной литературы, в которой представлены ведущие подходы и концепции самосознания.
2. Теоретический анализ гештальт-терапии в контексте ее влияния на самосознание личности
3. Первичная диагностика самосознания студентов, обучающихся и не обучающихся по программе «Гештальт-терапия».
4. Контрольная диагностика тех же параметров самосознания в двух эмпирических выборках.
5. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных.
Методы исследования:.
)
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Диагностический эксперимент с использованием следующих методик:
- методика исследования самоотношения (МИС) - (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев);
- проективный тест «Кто Я?» (20 определений) М. Куна и Т. Макпартленда.
3. Методы обработки данных:
- t-критерий Стьюдента
- контент-анализ.
Организационная база исследования.
Исследование проведено на базе Пензенского государственного университета. Выборку составили 20студентов, из них10 чел. - обучающиеся направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» ПГУ, 10 чел. - обучающиеся 2 ступени по программе «Гештальт-терапия» Московского Гештальт Института (МГИ).
Научная новизна работы состоит в аргументации необходимости получения в процессе обучения личного клиентского опыта студентами- психологами, повышения профессионального самосознания, а также исследование возможностей влияния элементов гештальт-подготовки на самоотношение и изменения Я-концепции студентов-психологов.
Практическое значение. Теоретически обоснованный и составленный в процессе исследования тренинг может использоваться в обучении или повышении квалификации студентов-психологов для развития профессионального и личностного самосознания и осуществления психопрофилактической и психокоррекционной работы.
В настоящее время в психологии развития большое внимание уделяется вопросам формирования и росту личности, ее самосознания.
Для студентов-психологов, которые готовятся к самореализации, актуальна проблемы развития профессионального и личностного самосознания. Сегодня это связано с переходом нашего высшего образования на двухступенчатую систему подготовки после вступления России в Болонский процесс. Этот переход предусматривает изменения временных рамок и некоторых моментов становления профессионала во время его обучения в вузе.
Целью данного исследования явилось изучение специфических характеристик самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт- терапия».
В первой главе представлены мнения, исследования ряда авторов о понятии самосознания, критерии самосознания и личностного самосознания, дан анализ гештальт-терапии в контексте ее влияния на самосознание личности, рассмотрены методы и методики исследования самосознания.
В ходе эмпирического исследования выявлены следующие основные факты:
- По методике «Кто Я?» в категориях, составляющих социальную идентичность испытуемых, так же, как в упоминании профессиональных ролей, различий между группами не обнаружено; «другие социальные роли» актуальнее для обучающихся по программе «Гештальт-терапия»; не выявлено значимых различий в категориях, составляющих личностную идентичность; нейтральные характеристики при самоописании менее значимы для обучающихся по программе «Гештальт-терапия».
- По методике МИС обнаружены более высокие (но не на уровне статистической значимости) показатели у обучающихся по программе «Гештальт-терапия» по параметрам «глобальное самоотношение» и «самоотношение, дифференцированное по ожиданиям отношения к себе». По уровню самоотношения конкретных действий в отношении к своему «Я» (самопринятие, самоуверенность, самообвинение, саморуководство) у Г2 все показатели ниже, чем у Г1.
В целом, в ходе эмпирического исследования выявлено, что студенты, обучающиеся по программе «Гештальт-терапия», с одной стороны психологически чуть более гармоничны, чем участники Г1, с другой стороны, демонстрируют признаки не вполне дифференцированной Я- концепции (недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя).
Однако о значимых различиях результатов в двух группах на обоих этапах диагностики говорить не приходится.
Таким образом, в процессе проведения диагностических процедур и обработки эмпирических данных гипотеза нашего исследования подтвердилась частично, а именно - более высокие показатели (но не на уровне статистической значимости) выявлены в группе обучающихся по программе «Гештальт-терапия» по параметрам «глобальное самоотношение» и «ожидание положительного отношения других».
Цель исследования достигнута, все исследовательские задачи решены.
Для студентов-психологов, которые готовятся к самореализации, актуальна проблемы развития профессионального и личностного самосознания. Сегодня это связано с переходом нашего высшего образования на двухступенчатую систему подготовки после вступления России в Болонский процесс. Этот переход предусматривает изменения временных рамок и некоторых моментов становления профессионала во время его обучения в вузе.
Целью данного исследования явилось изучение специфических характеристик самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт- терапия».
В первой главе представлены мнения, исследования ряда авторов о понятии самосознания, критерии самосознания и личностного самосознания, дан анализ гештальт-терапии в контексте ее влияния на самосознание личности, рассмотрены методы и методики исследования самосознания.
В ходе эмпирического исследования выявлены следующие основные факты:
- По методике «Кто Я?» в категориях, составляющих социальную идентичность испытуемых, так же, как в упоминании профессиональных ролей, различий между группами не обнаружено; «другие социальные роли» актуальнее для обучающихся по программе «Гештальт-терапия»; не выявлено значимых различий в категориях, составляющих личностную идентичность; нейтральные характеристики при самоописании менее значимы для обучающихся по программе «Гештальт-терапия».
- По методике МИС обнаружены более высокие (но не на уровне статистической значимости) показатели у обучающихся по программе «Гештальт-терапия» по параметрам «глобальное самоотношение» и «самоотношение, дифференцированное по ожиданиям отношения к себе». По уровню самоотношения конкретных действий в отношении к своему «Я» (самопринятие, самоуверенность, самообвинение, саморуководство) у Г2 все показатели ниже, чем у Г1.
В целом, в ходе эмпирического исследования выявлено, что студенты, обучающиеся по программе «Гештальт-терапия», с одной стороны психологически чуть более гармоничны, чем участники Г1, с другой стороны, демонстрируют признаки не вполне дифференцированной Я- концепции (недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя).
Однако о значимых различиях результатов в двух группах на обоих этапах диагностики говорить не приходится.
Таким образом, в процессе проведения диагностических процедур и обработки эмпирических данных гипотеза нашего исследования подтвердилась частично, а именно - более высокие показатели (но не на уровне статистической значимости) выявлены в группе обучающихся по программе «Гештальт-терапия» по параметрам «глобальное самоотношение» и «ожидание положительного отношения других».
Цель исследования достигнута, все исследовательские задачи решены.



