Организационно - правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы
|
Введение 3
1. Теоретические основы правового регулирования деятельности ФСИН в РФ . 7
1.1. Место ФСИН в системе правоохранительных органов 7
1.2. Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России 13
1.3. Уголовно-процессуальный статус ФСИН на стадии исполнения
приговора 19
2. Правовой статус деятельности ФСИН РФ 27
2.1. Правовой статус сотрудников ФСИН России 27
2.2. Правовой статус руководящих должностных лиц ФСИН 33
2.3. Регулирование взаимодействия подразделений ФСИН 40
3. Проблемы и пути реформирования ФСИН РФ 47
3.1. Современное состояние дел и проблемы в сфере исполнения уголовных
наказаний в отношении осужденных 47
3.2. Возможные способы реформирования ФСИН России 54
3.3. Регламентация подготовки будущих сотрудников ФСИН 60
Заключение 67
Список литературы
1. Теоретические основы правового регулирования деятельности ФСИН в РФ . 7
1.1. Место ФСИН в системе правоохранительных органов 7
1.2. Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России 13
1.3. Уголовно-процессуальный статус ФСИН на стадии исполнения
приговора 19
2. Правовой статус деятельности ФСИН РФ 27
2.1. Правовой статус сотрудников ФСИН России 27
2.2. Правовой статус руководящих должностных лиц ФСИН 33
2.3. Регулирование взаимодействия подразделений ФСИН 40
3. Проблемы и пути реформирования ФСИН РФ 47
3.1. Современное состояние дел и проблемы в сфере исполнения уголовных
наказаний в отношении осужденных 47
3.2. Возможные способы реформирования ФСИН России 54
3.3. Регламентация подготовки будущих сотрудников ФСИН 60
Заключение 67
Список литературы
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Актуальность темы исследования обусловливается процессами стабилизации достигнутых результатов реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС), упрочением позиций функционирования ее структурных подразделений горизонтального и вертикального построения различного уровня, продиктованных качественно новыми условиями деятельности, вызванных пересмотром стратегических целей и задач работы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), изменениями механизмов административно-управленческого строительства, приоритетов отечественной уголовно-исполнительной политики, поиском эффективных моделей разработки, принятия и организации исполнения адекватных управленческих решений, оптимизацией деятельности по основным и обеспечивающим направлениям, а также ликвидацией избыточных и дублируемых функций.
Параллельно с этим, актуальность исследования организационно-правового статуса учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы обусловлена и тем обстоятельством, что он является основным звеном, где непосредственно разрабатываются и принимаются административно-правовые решения, направленные на обеспечение стабильной работы как всех подчиненных учреждений (исправительных, воспитательных колоний, тюрем, лечебно-исправительных учреждений, следственных изоляторов) в целом, так и каждого в отдельности.
Следует отметить, что пенитенциарные учреждения России входят в единую централизованную уголовно-исполнительную систему (далее — УИС). Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, — Федеральная служба исполнения наказаний (далее — ФСИН России), с 1998 г. находящаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.
Проводимые в России реформы объективно обусловили необходимость совершенствования правовых основ как самой службы в уголовно-исполнительной системе, так и вопросов правового статуса сотрудников. В настоящее время данный вопрос приобретает еще большую актуальность. Преобразование пенитенциарных учреждений России всегда сопровождалось изменением органов, должностных лиц, отвечающих за содержание осужденных, в том числе их правового статуса.
В течение последних десятилетий произошли принципиальные изменения в характере и содержании деятельности уголовно-исполнительной системы. Были приняты меры по гуманизации отбывания наказания, активизировалась работа по улучшению бытовых условий содержания осужденных, совершенствованию организационно-штатной структуры территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и их подразделений. Преобразования в системе сопровождались глубокой и всесторонней переработкой нормативно-правовой базы. Объем финансирования системы исполнения наказаний растёт с годами, укреплены гарантии прав сотрудников и граждан, совершивших преступления, и временно изолированных от общества.
Цель дипломной работы изучить организационно-правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы.
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть теоретические основы правового регулирования деятельности ФСИН в РФ;
- изучить историю становления служб обеспечения режима содержания осужденных в России;
- рассмотреть организационно-правовые основы деятельности ФСИН России;
- изучить уголовно-процессуальный статус ФСИН на стадии исполнения приговора;
- проанализировать правовой статус деятельности ФСИН РФ;
- изучить правовой статус сотрудников ФСИН России;
- изучить правовой статус руководящих должностных лиц ФСИН;
- рассмотреть процесс регулирования взаимодействия подразделений ФСИН;
- изучить современное состояние дел и проблемы в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;
- рассмотреть возможные способы реформирования ФСИН России;
- изучить регламентацию подготовки будущих сотрудников ФСИН.
Объектом исследования являются общественные отношения, образующиеся в процессе административно-правового регулирования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие общественные отношения, образующиеся в процессе административно¬правового регулирования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
Методологической основой исследования явились общенаучные, общеисторические методы познания, в качестве частных научных методов использованы сравнительно-правовой, логико-познавательный, формально-логический, системный, диалектический и прочие методы исследования.
Практическая значимость исследования в том, что его результаты способствуют лучшему уяснению юридической природы организационно-правового статуса учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы и их нормативно - правового регулирования, а также представляются полезными для решения вопроса о целесообразности реформирования российского законодательства и путях его совершенствования.
Степень разработанности темы исследования. Организационно-правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы в своих трудах изучали Комаров С.А., Крымов А.А., Малько А.В., Пертли В.А., Спиридонова Ю.Н., Овсянко Д.М., Тюленев С. Ю. и др. Отдельные проблемы организации и правового регулирования деятельности ФСИН нашли свое отражение в трудах Калинина Ю.И., Николаева Т.Г., Овсянко Д.М. и пр. Структуру управления и полномочия ФСИН изучали Голодов П.В., Комаров С.А., Малько А.В., Селиверстова В.И., Сизова А.Ф., Стручкова Н.А., Туманова Г.А. и многие другие.
Правовые основы функционирования пенитенциарной системы нашли свое отражение в трудах Артамонова В.П., Деткова М.Г., Журавлева М.П., Зубкова А.И., Кузьмина С.И., Мелентьева М.П., Михлина А.С., Наташева А.Е., Рябинина А.А..
Актуальность темы исследования обусловливается процессами стабилизации достигнутых результатов реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС), упрочением позиций функционирования ее структурных подразделений горизонтального и вертикального построения различного уровня, продиктованных качественно новыми условиями деятельности, вызванных пересмотром стратегических целей и задач работы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), изменениями механизмов административно-управленческого строительства, приоритетов отечественной уголовно-исполнительной политики, поиском эффективных моделей разработки, принятия и организации исполнения адекватных управленческих решений, оптимизацией деятельности по основным и обеспечивающим направлениям, а также ликвидацией избыточных и дублируемых функций.
Параллельно с этим, актуальность исследования организационно-правового статуса учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы обусловлена и тем обстоятельством, что он является основным звеном, где непосредственно разрабатываются и принимаются административно-правовые решения, направленные на обеспечение стабильной работы как всех подчиненных учреждений (исправительных, воспитательных колоний, тюрем, лечебно-исправительных учреждений, следственных изоляторов) в целом, так и каждого в отдельности.
Следует отметить, что пенитенциарные учреждения России входят в единую централизованную уголовно-исполнительную систему (далее — УИС). Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, — Федеральная служба исполнения наказаний (далее — ФСИН России), с 1998 г. находящаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.
Проводимые в России реформы объективно обусловили необходимость совершенствования правовых основ как самой службы в уголовно-исполнительной системе, так и вопросов правового статуса сотрудников. В настоящее время данный вопрос приобретает еще большую актуальность. Преобразование пенитенциарных учреждений России всегда сопровождалось изменением органов, должностных лиц, отвечающих за содержание осужденных, в том числе их правового статуса.
В течение последних десятилетий произошли принципиальные изменения в характере и содержании деятельности уголовно-исполнительной системы. Были приняты меры по гуманизации отбывания наказания, активизировалась работа по улучшению бытовых условий содержания осужденных, совершенствованию организационно-штатной структуры территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и их подразделений. Преобразования в системе сопровождались глубокой и всесторонней переработкой нормативно-правовой базы. Объем финансирования системы исполнения наказаний растёт с годами, укреплены гарантии прав сотрудников и граждан, совершивших преступления, и временно изолированных от общества.
Цель дипломной работы изучить организационно-правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы.
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть теоретические основы правового регулирования деятельности ФСИН в РФ;
- изучить историю становления служб обеспечения режима содержания осужденных в России;
- рассмотреть организационно-правовые основы деятельности ФСИН России;
- изучить уголовно-процессуальный статус ФСИН на стадии исполнения приговора;
- проанализировать правовой статус деятельности ФСИН РФ;
- изучить правовой статус сотрудников ФСИН России;
- изучить правовой статус руководящих должностных лиц ФСИН;
- рассмотреть процесс регулирования взаимодействия подразделений ФСИН;
- изучить современное состояние дел и проблемы в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;
- рассмотреть возможные способы реформирования ФСИН России;
- изучить регламентацию подготовки будущих сотрудников ФСИН.
Объектом исследования являются общественные отношения, образующиеся в процессе административно-правового регулирования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие общественные отношения, образующиеся в процессе административно¬правового регулирования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
Методологической основой исследования явились общенаучные, общеисторические методы познания, в качестве частных научных методов использованы сравнительно-правовой, логико-познавательный, формально-логический, системный, диалектический и прочие методы исследования.
Практическая значимость исследования в том, что его результаты способствуют лучшему уяснению юридической природы организационно-правового статуса учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы и их нормативно - правового регулирования, а также представляются полезными для решения вопроса о целесообразности реформирования российского законодательства и путях его совершенствования.
Степень разработанности темы исследования. Организационно-правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы в своих трудах изучали Комаров С.А., Крымов А.А., Малько А.В., Пертли В.А., Спиридонова Ю.Н., Овсянко Д.М., Тюленев С. Ю. и др. Отдельные проблемы организации и правового регулирования деятельности ФСИН нашли свое отражение в трудах Калинина Ю.И., Николаева Т.Г., Овсянко Д.М. и пр. Структуру управления и полномочия ФСИН изучали Голодов П.В., Комаров С.А., Малько А.В., Селиверстова В.И., Сизова А.Ф., Стручкова Н.А., Туманова Г.А. и многие другие.
Правовые основы функционирования пенитенциарной системы нашли свое отражение в трудах Артамонова В.П., Деткова М.Г., Журавлева М.П., Зубкова А.И., Кузьмина С.И., Мелентьева М.П., Михлина А.С., Наташева А.Е., Рябинина А.А..
Данная дипломная работа посвящена изучению организационно-правового статуса учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы. В первой главе были рассмотрены теоретические основы правового регулирования деятельности ФСИН в РФ, изучены организационно-правовые основы деятельности ФСИН России, рассмотрен уголовно-процессуальный статус ФСИН на стадии исполнения приговора.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России.
Деятельность уголовно-исполнительной системы урегулирована множеством нормативных актов разной юридической силы, принятых на разном уровне, что является немаловажной проблемой. Ранее сказанное подтверждается тем, что в настоящее время правовой базой деятельности ФСИН России являются следующие нормативные акты:
— международные правовые акты в сфере прав и свобод человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями;
— Конституция РФ;
— решения Конституционного суда РФ;
— уголовно-исполнительное законодательство;
— нормативные правовые акты Президента РФ;
— нормативные правовые акты Правительства РФ.
— межведомственные нормативные правовые акты.
— ведомственные и локальные нормативные правовые акты.
В сфере внутреннего управления УИС сложились, характерные для правоохранительных органов в целом, две основные группы регламентационных актов:
- административно-правовые акты, определяющие содержание деятельности, правовой статус и служебные связи тех или иных организационных звеньев (должностных лиц);
- акты, регламентирующие порядок осуществления основных видов деятельности, их процедуры.
С принятия нового УИК РФ сформировалась достаточно стройная система правового обеспечения уголовно-исполнительной деятельности, в которой заложен динамический потенциал изменений. Показательно, что регламентирована процедура эксперимента как поставленного опыта, позволяющего на практике оценить оптимальные формы и методы работы учреждений, органов, научных и учебных заведений, а также других организаций, входящих в УИС, закрепленная в п. 1.2.
Центральное место среди основных функций УИС в формате досудебного судопроизводства, безусловно, должно определяться ее правовым положением органа дознания, обладающего всей необходимой полнотой уголовно-процессуальных полномочий. Именно так это обстоит с компетенцией федеральных органов исполнительной власти, обладающих уголовно-процессуальным статусом, закрепленным в ч. 3 ст. 151 УПК РФ: органов внутренних дел (п. 1 ч. 3), пограничных органов ФСБ России (п. 3 ч. 3), органов Федеральной службы судебных приставов (п. 4 ч. 3), таможенных органов (п. 9 ч. 3), органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (п. 6 ч. 3).
Сложившееся правовое положение как самой уголовно-исполнительной системы, так и ее отдельных должностных лиц в уголовном судопроизводстве Российской Федерации является собирательным, а потому достаточно размытым. Никаким единым законодательным актом, в том числе ведомственным, этот статус в настоящее время не регламентирован. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации только однажды, а именно в ч. 2 ст. 157, упоминает УИС в прямой постановке, регламентируя в п. 5 указанной нормы полномочия по производству неотложных следственных действий начальников учреждений и органов УИС.
В отличие от иных органов дознания, перечисленных выше и имеющих достаточно подробную регламентацию в специальных нормах Кодекса, УПК РФ относит ФСИН России к числу органов дознания исключительно как иной орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 40). Право же ФСИН России на осуществление оперативно¬розыскной деятельности, как известно, закреплено в п. 8 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Ни в одной из норм УПК РФ, помимо упомянутых, формирующих правовое положение органа дознания, дознавателя, предметную и видовую подследственность по уголовным делам, подведомственных УИС, как органа дознания, иные полномочия по осуществлению досудебного производства, ни ФСИН России, ни должностные лица и органы федеральной службы не упоминаются.
В числе базовых законодательных актов, определяющих правовые основы деятельности ФСИН России, только однажды в Законе Российской Федерации N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» , принятом 21 июля 1993 г., в п. 11 ст. 14 установлена обязанность учреждений, исполняющих наказание, производить в предусмотренном законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия.
Во второй главе дипломной работы рассмотрен правовой статус деятельности ФСИН РФ, изучен правовой статус сотрудников ФСИН России
Автором дипломной работы была доказана целесообразность дополнения УПК РФ нормой, регламентирующей уголовно-процессуальный статус органов, исполняющих наказания, в качестве участников уголовного судопроизводства, заявляющих самостоятельные требования.
Однако закрепление в отечественном законодательстве вышеуказанного участника как «учреждения и органы, исполняющие наказания», не в полной мере соответствует структуре уголовно-исполнительной системы.
Непосредственно Федеральная служба исполнения наказания является федеральным органом, в составе которого находятся территориальные органы, которые имеют в своей структуре такие единицы, как учреждения, исполняющие наказания, в частности УИИ. Помимо исполнения уголовных наказаний на УИИ возложено исполнение мер уголовно-правового характера.
Федеральная служба судебных приставов и военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации также являются органами, к ведению которых относится исполнение отдельных видов наказаний, включающих в свою структуру учреждения.
Целесообразно в уголовно-исполнительном, уголовно-процессуальном законодательстве именовать в качестве субъекта, вступающего в правоотношения по вопросам исполнения приговора, органы, исполняющие наказания и меры уголовно-правового характера, заменив данным понятием существующее в УПК РФ, УИК РФ понятие учреждений и органов, исполняющих наказания, наделив их полномочиями как участников уголовного судопроизводства.
В связи с вышеизложенным предлагается внести в УПК РФ следующие изменения:
I) дополнить УПК РФ главой 8.1 «Участники уголовного судопроизводства, заявляющие собственные требования», ст. 61 «Органы, исполняющие уголовные наказания и меры уголовно-правового характера» следующего содержания:
«I. Органы, исполняющие уголовные наказания и меры уголовно - правового характера при вступлении в уголовно-процессуальные правоотношения, в порядке, предусмотренном разделом XIV настоящего Кодекса, уполномочены:
7) заявлять отводы и ходатайства, в том числе и о внесении изменений в ранее поданное представление;
8) знакомиться с материалами, поступившими в суд;
9) принимать участие в судебном разбирательстве посредством использования систем видеоконференцсвязи;
10) приносить жалобы на действия и решения других участников производства по рассмотрению и разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора;
II) собирать и представлять предметы, письменные документы и иные сведения, подтверждающие обоснованность внесенного представления или заявленного ходатайства;
12) осуществлять иные полномочия, связанные с исполнением приговора, предусмотренные настоящим Кодексом.
II. Органы, исполняющие уголовные наказания и меры уголовно¬правового характера, при вступлении в уголовно-процессуальные правоотношения в порядке, предусмотренном разделом XIV настоящего
Кодекса, обязаны:
- при получении копии приговора, определения или постановления суда с распоряжением о его исполнении, в срок не позднее трех суток с момента их получения, извещать суд о принятии приговора, определения или постановления суда к исполнению;
- при исполнении приговора, определения или постановления суда уведомлять осужденного при наличии у него оснований, необходимых для подачи им ходатайства в суд в соответствии с пунктами 3 (в соответствии с частью второй статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), 4, 5, 6, 9, 11-15 статьи 397 и частях первой и второй статьи 398 настоящего Кодекса;
- представить в суд представление с ходатайством о заключении осужденного под стражу на срок не более 30 суток до последующего рассмотрения вопроса о замене не отбытой части наказания более строгим видом наказания, за восемь часов до истечения срока задержания осужденного.
При рассмотрении и разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора, права и обязанности органа, исполняющего наказания и меры уголовно-правового характера, осуществляют представители».
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России.
Деятельность уголовно-исполнительной системы урегулирована множеством нормативных актов разной юридической силы, принятых на разном уровне, что является немаловажной проблемой. Ранее сказанное подтверждается тем, что в настоящее время правовой базой деятельности ФСИН России являются следующие нормативные акты:
— международные правовые акты в сфере прав и свобод человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями;
— Конституция РФ;
— решения Конституционного суда РФ;
— уголовно-исполнительное законодательство;
— нормативные правовые акты Президента РФ;
— нормативные правовые акты Правительства РФ.
— межведомственные нормативные правовые акты.
— ведомственные и локальные нормативные правовые акты.
В сфере внутреннего управления УИС сложились, характерные для правоохранительных органов в целом, две основные группы регламентационных актов:
- административно-правовые акты, определяющие содержание деятельности, правовой статус и служебные связи тех или иных организационных звеньев (должностных лиц);
- акты, регламентирующие порядок осуществления основных видов деятельности, их процедуры.
С принятия нового УИК РФ сформировалась достаточно стройная система правового обеспечения уголовно-исполнительной деятельности, в которой заложен динамический потенциал изменений. Показательно, что регламентирована процедура эксперимента как поставленного опыта, позволяющего на практике оценить оптимальные формы и методы работы учреждений, органов, научных и учебных заведений, а также других организаций, входящих в УИС, закрепленная в п. 1.2.
Центральное место среди основных функций УИС в формате досудебного судопроизводства, безусловно, должно определяться ее правовым положением органа дознания, обладающего всей необходимой полнотой уголовно-процессуальных полномочий. Именно так это обстоит с компетенцией федеральных органов исполнительной власти, обладающих уголовно-процессуальным статусом, закрепленным в ч. 3 ст. 151 УПК РФ: органов внутренних дел (п. 1 ч. 3), пограничных органов ФСБ России (п. 3 ч. 3), органов Федеральной службы судебных приставов (п. 4 ч. 3), таможенных органов (п. 9 ч. 3), органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (п. 6 ч. 3).
Сложившееся правовое положение как самой уголовно-исполнительной системы, так и ее отдельных должностных лиц в уголовном судопроизводстве Российской Федерации является собирательным, а потому достаточно размытым. Никаким единым законодательным актом, в том числе ведомственным, этот статус в настоящее время не регламентирован. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации только однажды, а именно в ч. 2 ст. 157, упоминает УИС в прямой постановке, регламентируя в п. 5 указанной нормы полномочия по производству неотложных следственных действий начальников учреждений и органов УИС.
В отличие от иных органов дознания, перечисленных выше и имеющих достаточно подробную регламентацию в специальных нормах Кодекса, УПК РФ относит ФСИН России к числу органов дознания исключительно как иной орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 40). Право же ФСИН России на осуществление оперативно¬розыскной деятельности, как известно, закреплено в п. 8 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Ни в одной из норм УПК РФ, помимо упомянутых, формирующих правовое положение органа дознания, дознавателя, предметную и видовую подследственность по уголовным делам, подведомственных УИС, как органа дознания, иные полномочия по осуществлению досудебного производства, ни ФСИН России, ни должностные лица и органы федеральной службы не упоминаются.
В числе базовых законодательных актов, определяющих правовые основы деятельности ФСИН России, только однажды в Законе Российской Федерации N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» , принятом 21 июля 1993 г., в п. 11 ст. 14 установлена обязанность учреждений, исполняющих наказание, производить в предусмотренном законодательством Российской Федерации случаях и порядке уголовно-процессуальные действия.
Во второй главе дипломной работы рассмотрен правовой статус деятельности ФСИН РФ, изучен правовой статус сотрудников ФСИН России
Автором дипломной работы была доказана целесообразность дополнения УПК РФ нормой, регламентирующей уголовно-процессуальный статус органов, исполняющих наказания, в качестве участников уголовного судопроизводства, заявляющих самостоятельные требования.
Однако закрепление в отечественном законодательстве вышеуказанного участника как «учреждения и органы, исполняющие наказания», не в полной мере соответствует структуре уголовно-исполнительной системы.
Непосредственно Федеральная служба исполнения наказания является федеральным органом, в составе которого находятся территориальные органы, которые имеют в своей структуре такие единицы, как учреждения, исполняющие наказания, в частности УИИ. Помимо исполнения уголовных наказаний на УИИ возложено исполнение мер уголовно-правового характера.
Федеральная служба судебных приставов и военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации также являются органами, к ведению которых относится исполнение отдельных видов наказаний, включающих в свою структуру учреждения.
Целесообразно в уголовно-исполнительном, уголовно-процессуальном законодательстве именовать в качестве субъекта, вступающего в правоотношения по вопросам исполнения приговора, органы, исполняющие наказания и меры уголовно-правового характера, заменив данным понятием существующее в УПК РФ, УИК РФ понятие учреждений и органов, исполняющих наказания, наделив их полномочиями как участников уголовного судопроизводства.
В связи с вышеизложенным предлагается внести в УПК РФ следующие изменения:
I) дополнить УПК РФ главой 8.1 «Участники уголовного судопроизводства, заявляющие собственные требования», ст. 61 «Органы, исполняющие уголовные наказания и меры уголовно-правового характера» следующего содержания:
«I. Органы, исполняющие уголовные наказания и меры уголовно - правового характера при вступлении в уголовно-процессуальные правоотношения, в порядке, предусмотренном разделом XIV настоящего Кодекса, уполномочены:
7) заявлять отводы и ходатайства, в том числе и о внесении изменений в ранее поданное представление;
8) знакомиться с материалами, поступившими в суд;
9) принимать участие в судебном разбирательстве посредством использования систем видеоконференцсвязи;
10) приносить жалобы на действия и решения других участников производства по рассмотрению и разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора;
II) собирать и представлять предметы, письменные документы и иные сведения, подтверждающие обоснованность внесенного представления или заявленного ходатайства;
12) осуществлять иные полномочия, связанные с исполнением приговора, предусмотренные настоящим Кодексом.
II. Органы, исполняющие уголовные наказания и меры уголовно¬правового характера, при вступлении в уголовно-процессуальные правоотношения в порядке, предусмотренном разделом XIV настоящего
Кодекса, обязаны:
- при получении копии приговора, определения или постановления суда с распоряжением о его исполнении, в срок не позднее трех суток с момента их получения, извещать суд о принятии приговора, определения или постановления суда к исполнению;
- при исполнении приговора, определения или постановления суда уведомлять осужденного при наличии у него оснований, необходимых для подачи им ходатайства в суд в соответствии с пунктами 3 (в соответствии с частью второй статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), 4, 5, 6, 9, 11-15 статьи 397 и частях первой и второй статьи 398 настоящего Кодекса;
- представить в суд представление с ходатайством о заключении осужденного под стражу на срок не более 30 суток до последующего рассмотрения вопроса о замене не отбытой части наказания более строгим видом наказания, за восемь часов до истечения срока задержания осужденного.
При рассмотрении и разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора, права и обязанности органа, исполняющего наказания и меры уголовно-правового характера, осуществляют представители».
Подобные работы
- Анализ научных взглядов на отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях особого режима (Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовая деятельность учреждений исполнения наказания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовая деятельность учреждений исполнения наказания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Режим как основа обеспечения деятельности исправительного учреждения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Гарантии обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений (Современное состояние системы исполнения уголовных наказаний, Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Труд осужденных к лишению свободы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Труд осужденных к лишению свободы
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Общественный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



