Введение 1
Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования в Российской Федерации 5
1.1. Принципы и концепция осуществления дошкольного образования в Российской Федерации 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование доступности дошкольного образования в Российской Федерации 21
Глава 2. Проблемы решения доступности дошкольного образования в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва» 39
2.1. Особенности организации дошкольного образования в городском
округе «Город Кызыл Республики Тыва» 39
2.2. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования доступности дошкольного образования в городском округе «Город
Кызыл Республики Тыва» 52
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 63
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы заключается в том, что сфера образования это основа человеческого развития, человек не может развиться без прохождения через данную область. Ввиду этого государство, осознавая всю важность образования, стремится урегулировать данную область общественных отношений. Несмотря на это в области регулирования образовательных отношений складывается ситуация, когда данное регулирование противоречит основным принципам и установлениям права, что не может не заинтересовать исследователя. Кроме того, выбор данной темы обусловливается возможностью предложить пути разрешения некоторых из этих проблем.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Многочисленные проблемы правового образования, необходимость скорейшего и эффективного решения которых, особенно в условиях реального вступления России в европейское образовательное пространство, с особой остротой стоят сегодня перед государством и всем обществом, обусловливают и столь острую необходимость разносторонней и профессиональной подготовки кадров системы российского образования.
самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Одним из наиболее перспективных путей повышения воспитательного и нравственного потенциала семьи, ответственности родителей за воспитание детей является формирование новых взаимоотношений между семьей и образовательными учреждениями.
В новых социально - экономических условиях одной из наиболее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенсации), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и др.), льготы (на питание в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и др.).
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области оказания образовательных услуг и механизмы регулирования данных отношений.
Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование дошкольного образования.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение проблем доступности дошкольного образования, складывающихся в области оказания образовательных услуг в дошкольном учреждении и выявление путей их преодоления.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить принципы и концепцию осуществления дошкольного образования в Российской Федерации;
2. Изучить нормативно-правовое регулирование доступности дошкольного образования в Российской Федерации;
3. Рассмотреть проблемы решения доступности дошкольного образования в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва»;
4. Исследовать проблемы и пути совершенствования правового регулирования доступности дошкольного образования в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва».
Информационная база исследования. При подготовке выпускной квалификационной работы была использована как методическая, так и специальная юридическая литература, нормативные и законодательные акты.
Методологической основой работы является совокупность различных методологических приемов и средств познания: беседа, интервьюирование и др.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, специалистов-правоведов, философов, психологов, политологов, социологов. В частности, использовались работы отечественных ученых: С.С. Алексеева, Н.И. Байтина, В.Н. Карташова, А.В. Малько, Н.М. Марченко, А.С. Мордовца, Н.И. Матузова, А.А. Петрова, В.П. Сальникова, И.Н. Сенякина. В работе нашли отражение публицистические материалы, касающиеся проблем правового регулирования сферы в доступности образования.
Исследование по теме опиралось на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научные и учебные труды, актуальные публикации в периодической печати.
Вместе с тем, для решения теоретических и практических задач, связанных с правовым регулированием сферы образования, развитием образовательного права как отрасли российского права необходимы дальнейшие исследования. Это объясняется тем, что значительная часть работ, посвященных интересующей нас проблеме, были написаны и изданы в других политических и социально - экономических условиях. Вследствие этого в них не нашли отражения многие новые аспекты теории образовательного права.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, за последние 15 лет в Российской Федерации сложилась система законодательства в области образования, включающая несколько уровней: нормы Конституции РФ, нормы федеральных законов и нормы законов субъектов РФ.
Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольного, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Законодательные гарантии конституционного права на доступное дошкольное образование также закреплены в Законе Российской Федерации от 02.12.2013 № 328-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 ФЗ № 131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Аналогичные положения также закреплены в ст.12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Согласно пункту 1 ст.60 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» Мэрия города Кызыла осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями образования, планирует развитие на территории города сети образовательных учреждений, организует оказание им помощи, планирует развитие на подведомственной территории сети учреждений образования, создает городской фонд развития образования за счет собственных и привлеченных средств. Следовательно, федеральным законодательством обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования возложения на органы местного значения муниципального района.
В результате проведенных нами исследований проблемными вопросами для обеспечения доступности дошкольного образования в городе Кызыле Республики Тыва, в соответствии со статьей 43 ч. 1,2 Конституции РФ, а также в нормах федеральных, республиканских законов, актов Президента РФ и нормативных правовых актах Правительства РФ явились:
- очередность в дошкольные образовательные учреждения продолжает оставаться для города серьезной проблемой, увеличение очередности напрямую связано с увеличением рождаемости детей, ежегодно рождаемость в городе Кызыле увеличивается в среднем на 350 человек, в связи с этим проблемным вопросом является обеспечение местами детей в дошкольных учреждениях г.Кызыла;
- на нехватку мест в дошкольных учреждениях города влияет также миграция сельского населения в город Кызыл в связи с отсутствием рабочих мест в сельских поселениях;
- недостаток республиканских и муниципальных бюджетных средств для строительства новых детских садов, расширения существующих зданий детских садов в связи с высокой дотационностью бюджета;
- недостаточная мощность сети муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений для обеспечения государственных гарантий доступности общего образования, превышение проектной наполняемости в среднем по городу составляет 32%;
- необходимость увеличения количества молодых квалифицированных педагогических кадров, недостаточная динамика привлечения их в сферу образования, наличие большого количества вакансий воспитателей дошкольных учреждений, по итогам 2014 года средний уровень заработной платы педагогических работников г. Кызыла в дошкольных образовательных учреждениях составил - 19414 рублей, что превышает план на 14,7% (план - 16932 рублей);
- не отвечает социальному заказу коррекционная сеть дошкольных образовательных учреждений: недостаточно развиты учреждения (группы) для детей с нарушением слуха, малое количество логопедических групп и групп для детей, нуждающихся в коррекционной помощи детям с различной речевой патологией;
- большинство дошкольных образовательных учреждений не соответствуют по результатам качества образования, а также отдельным запросам заказчиков услуг, и, как следствие, низкая конкурентоспособность учреждений;
- не развита сеть частных дошкольных учреждений, для открытия их необходимы помещения и финансовые вложения, которые у желающих заниматься данным видом деятельности отсутствуют.
Для развития доступности дошкольного образования в г. Кызыле предлагаем следующее:
1. Продолжить модернизацию системы дошкольного образования, а именно реализовать комплекс мероприятий в рамках Муниципальной (ведомственной) программы «Развитие образования в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва» на 2014 - 2016 годы», направленных на обеспечение доступности качественного дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7 лет.
2. Развитие вариативных моделей и различных форм дошкольного образования, отвечающих запросам рынка, например: открытие частных семейных детских садов, открытие групп для детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов) и т.д.
3. Создать условия для развития негосударственного сектора дошкольного образования на основе муниципального задания (заказа).
4. Обеспечить всемерную поддержку частных предпринимателей, желающих заниматься дошкольной образовательной деятельностью, в том числе в виде предоставления грантов, бюджетных кредитов и других всевозможных форм поддержки.
5. Строительство новых дошкольных учреждений в городе Кызыле, расширение существующих зданий дошкольных учреждений путем их реконструкции, привлекать для этого финансовые средства инвесторов.
6. Привлекать молодых педагогов в сферу дошкольного образования путем создания им привлекательных условий для работы в этой сфере, например: материальное вознаграждение за лучший результат работы, предоставление помещений из специализированного жилищного фонда для семьи специалиста, предоставление места в дошкольном учреждения для ребенка молодого педагога во внеочередном порядке и т.д.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12. 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989) (ступила в силу для СССР 15.09.1990)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 06.10.2013 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 02.12.2013 № 328-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг (в ред. Пост. правит. РФ от 01.04.2003, № 181, от 28.12.2005 № 815, от 15.09.2008 № 682).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049.13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04. 2014 года № 293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
13. Приказ Минздравмедпрома от 14.03.1995 г. № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
14. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 г. № 241 «Об утверждении медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».
15. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
на 2013-2020 годы».
16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (с изм. И доп., вступ. В силу с 02.03.2015).
17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015).
18. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2012 (ред. от 7 мая 2013 г. № 99-ФЗ) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.2012. № 53 (часть 1).
19. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 № 167-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1.
Законы и подзаконные акты Республики Тыва
20. Закон от 24.07.1995 г. № 336 «Об образовании Республики Тыва» (в ред. законов Республики Тыва от 19.12.1997 N 821, от 17.02.2001 N 948, от 29.12.2004 N 988 ВХ-1, от 06.04.2005 N 1248 ВХ-1, от 17.02.2006 N 1684 ВХ-1, от 13.07.2006 N 1879 ВХ-1, от 23.07.2007 N 259 ВХ-2, от 21.04.2008 N 685 ВХ-2, от 04.07.2008 N 814 ВХ-2, от 04.05.2009 N 1117 ВХ-2, с изм., внесенными Законом Республики Тыва от 20.02.2004 N 604 ВХ-1, решением Верховного суда Республики Тыва от 07.06.2006 N 3/32-06)
21. Распоряжение Главы Республики Тыва от 25.12.2012 г. № 316-РП «Об утверждении мероприятий по реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г.
22. Распоряжение Правительства Республики Тыва от 02.04.2012 г. № 109-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Республики Тыва, на период с 2013 по 2018 годы» (с изменениями, утв. Распоряжением Правительства Республики Тыва от 20.06.2014 № 233-р.
23. Подпрограмма «Развитие дошкольного образования» Государственной программ «Развитие образования и науки Республики Тыва на 2014-2020 годы».
24. Постановление мэра г. Кызыла от 02.06.2010 г. № 1489 «Об утверждении Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»
25. Постановление мэра города Кызыла от 03.04.2012 года № 540 «Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
26. Постановление Мэрии города Кызыла от 20.05.2014 года № 647 «О расформировании состава комиссии по внеочередному устройству детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла Республики Тыва и признании утратившим силу постановления Мэрии города Кызыла от 8 декабря 2008 года № 1847 «Об утверждении состава и положения комиссии по внеочередному устройству детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Кызыла Республики Тыва».
27. Распоряжение мэрии г. Кызыла от 30.05.2014 г. № 404-р «О комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа «Город Кызыла Республики Тыва» на 2014-2015 уч.год»
28. Решение Хурала представителей от 29.11.2005 г. № 98 «Об утверждении «Порядка приема детей в муниципальные общеобразовательные учреждения г. Кызыла».
29. Положение о муниципальном казенном учреждении Департамент по образованию мэрии года Кызыла от 18.12.2013 г. № 23.
30. Приказ Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла от 16.11.2009 г. № 327 «Об открытии консультативных пунктов для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому на базе МДОУ г. Кызыла».
31. Приказ Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла от 16.11.2009 г. № 327/1 «Об открытии групп кратковременного пребывания на базе МДОУ г. Кызыла».
32. Приказ Департамент по образованию мэрии г. Кызыла от 30.05.2014 г. № 212 «О комплектовании МДОУ г.Кызыла на 2014-2015 уч.год.».
33. Официальный сайт Департамента по образованию мэрии г. Кызыла: http: //kyzyl .edu17.ru/
Научная и учебная литература
34. Алексеев С.С. Избранное: Наука права. Общесоциальные проблемы. Публицистика. М.: Статут, 2003, С.480.
35. Алексеев С.С. Права человека как абсолютный критерий правовой реальности // Чиновникъ.2003 № 6. С.8-15.
36. Алексеев С.С. Теория государства и права. - М: Наука, 2006.
37. Байтин Н.И. Вопросы общей теории государства и права: моногр./Н.И. Байтип. - Саратов: ГОУ ВПО «Сарат.гос.акад.права; 2006. С.2.
38. Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг. М., 2010.
39. Богданов В.В. Российское образовательное законодательство: актуальные проблемы // Сборник научных трудов Академии права и управления. Вып.1. М., 2010.
40. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. С.26.
41. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. М., 2009. С.413.
42. Волохова Е.Д. Проблемы кодификации законодательства об образовании // Социальные проблемы права: Сборник статей: выпуск первый /Под общ. Ред. Н.Е. Борисовой. М.: Союз, 2010. С.21-51.
43. Волчанская Л.Н. Определить в законе форму и содержание договора оказания образовательных услуг // Российская юстиция. 2010. № 9. С.28-37.
44. Гражданское право. Часть 1. Учебник /Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 2010.
45. Гражданское право. Часть первая: Учебник /Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2010.
46. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Князева О.Л., Соловьева Б.В. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000.
47. Жукова Т.В. Проблемы договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Юрист. № 8. 2010. С.9-18.
48. Карташов В.Н. Актуальные проблемы теории правовой системы общества: Сборник научных трудов / отв. Ред. В.Н. Карташов. - Ярославль: Яросл.гос.ун-т,2002.
49. Карташов В.Н. Проблемы юридической ответственности и совершенствования законодательства об образовании. М., 2010. С.354.
50. Козырин А.Н. Современные контуры образовательного права. М.:Наука.-2007.
51. Комарова Е.С. Развитие дошкольного образования /Комарова Е.С. // Дошкольное образование. - 2006. №8. С. 55-60.
52. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под.ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2009.
53. Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско - правовой аспект. М.,2009.
54. Малько А.В. Льготно-правовая политика современной России: проблемы формирования и осуществления./ А.В. Малько, И.С. Морозова. 2006. С. 5-10.
55. Марченко Н.М. Правовые системы современного мира. М., Изд-во «Зерцало», 2001, 25 п.л.
56. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: 2002.
57. Сальников В.П. Социология: Учебник./Под общ.ред. В.П. Сальникова - СПб,2000.
58. Сенякин И.Н. Права личности и ответственность государства за их реализацию // Вестник Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.2010.№ 5 (26).
59. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003. С.14.
60. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003. С.27.