Особенности английских имён собственных и их изучение в средней общеобразовательной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ОБЪЕКТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Происхождение имен собственных, их функции в речи 6
1.2 Особенности англоязычной антропонимики 10
1.3 Трактовка имен собственных в концепциях отечественных и
зарубежных лингвистов 17
1.4 Стилистический потенциал имен собственных 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 31
2.1 Место имен собственных в преподавании английского языка и межпредметные связи 31
2.2. Использование имен собственных и их функционального
потенциала на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 36
2.3 Организация работы с именами собственными на факультативных занятиях 44
Выводы по главе II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 1 62
Приложение II 63
ГЛАВА I. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ОБЪЕКТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Происхождение имен собственных, их функции в речи 6
1.2 Особенности англоязычной антропонимики 10
1.3 Трактовка имен собственных в концепциях отечественных и
зарубежных лингвистов 17
1.4 Стилистический потенциал имен собственных 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 31
2.1 Место имен собственных в преподавании английского языка и межпредметные связи 31
2.2. Использование имен собственных и их функционального
потенциала на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 36
2.3 Организация работы с именами собственными на факультативных занятиях 44
Выводы по главе II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 1 62
Приложение II 63
На протяжении долгого времени имена собственные играют одну из важнейших ролей в процессе коммуникативного взаимодействия в обществе. Однако вопрос о глубоком смысле и дополнительных латентных значениях онимов зачастую остается недооцененным. Для большинства людей, не интересовавшихся лингвистическими исследованиями, которые затрагивают данную тематику, антропонимы (собственные имена людей (индивидуальные и групповые): личные имена, отчества (патронимы), фамилии, родовые имена, прозвища, клички, псевдонимы и криптонимы (скрываемые имена) носят лишь назывную функцию. С помощью данной языковой категории мы с легкостью можем дать наименование конкретно взятому индивиду с целью дальнейшего упрощения процесса коммуникации. И такое назначение онимов, равно как и смысловой алгоритм их использования, сильно схожи в различных культурах. При этом антропонимическая модель каждого этноса остается индивидуальной, так как трактовка имен собственных основывается на происхождении и историческом объяснении значения имени, она зависит от национальных речевых особенностей и даже от неких устоявшихся в обществе традиций.
Особую роль имена собственные играют в контексте изучения иностранных языков. Наиболее интересна для анализа занимаемая ими позиция в рамках знакомства с английским языком как иностранным.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что одной из главных целей обучения иностранному языку (английскому языку) в средних общеобразовательных школах является коммуникативная направленность. На наш взгляд, знания, полученные в ходе ознакомления с такой узкой темой, как «имена собственные в английском языке», способствуют более осознанному подходу к процессу изучения английского, способны помочь ученику быть более заинтересованным в рабочем процессе, мотивированным и стать «многоаспектно» образованным специалистом в условиях стремительно развивающегося современного общества.
Цель бакалаврской работы заключается в детальном анализе особенностей имен собственных в английском языке и определении функций, выполняемых ими на уроках иностранного языка в средних общеобразовательных школах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть исторические аспекты происхождения имен собственных;
2) определить роль и общие функции, выполняемые именами собственными;
3) изучить личные имена как объект лингвистических исследований;
4) выяснить стилистический потенциал имен;
5) проанализировать значение антропонимов в практике преподавания английского языка в средних образовательных школах;
6) выявить способы более активного использования иноязычных онимов на уроках иностранного языка.
Объект исследования настоящей бакалаврской работы - английские имена собственные.
Предметом исследования являются назначение, функциональный и стилистический потенциал имен собственных на уроках иностранного языка, а также приёмы работы с исследуемым материалом.
Практическая значимость работы заключается в определении функциональной нагрузки имен собственных в коммуникативной составляющей английского языка, а также в рамках различных аутентичных текстов и в дальнейшем применении результатов исследования для развития языковых компетенций школьников, повышения интереса и мотивации учащихся общеобразовательных школ на занятиях по английскому языку.
Теоретической базой исследования послужили научные труды и публикации отечественных и зарубежных ученых (А. В. Суперанской, Н.В. Подольской, А. А. Реформатского, Д. И. Ермоловича, Дж. Ст. Милля, В. Дж. Сирля и др.), посвященные именам собственным в лингвостилистическом аспекте.
Методы исследования, применяемые в выпускной
квалификационной работе, - теоретический анализ научной и художественной литературы, сравнительно-сопоставительный метод, метод дефиниций и стилистический анализ.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении раскрыты актуальность темы выпускной квалификационной работы, её цель, поставленные задачи, предмет и объект исследования, практическая значимость бакалаврской работы, её теоретическая база и методы исследования.
В первой главе рассматриваются общие особенности имен собственных, в том числе затрагивается исторический аспект их происхождения, выявляются их функции, сравниваются лингвистические подходы к исследованию данной языковой категории, а также уделяется внимание такой важной составляющей анализа онимов, как стилистический потенциал.
Во второй главе определено значение антропонимов в рамках учебной программы в средних образовательных школах, выявлена их функциональная нагрузка в учебно-методических материалах, а также рассмотрена методика работы с английскими именами собственными и представлены варианты практического применения изученной темы на уроках английского языка.
В Заключении формулируются основные выводы и подводятся итоги исследования.
Особую роль имена собственные играют в контексте изучения иностранных языков. Наиболее интересна для анализа занимаемая ими позиция в рамках знакомства с английским языком как иностранным.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что одной из главных целей обучения иностранному языку (английскому языку) в средних общеобразовательных школах является коммуникативная направленность. На наш взгляд, знания, полученные в ходе ознакомления с такой узкой темой, как «имена собственные в английском языке», способствуют более осознанному подходу к процессу изучения английского, способны помочь ученику быть более заинтересованным в рабочем процессе, мотивированным и стать «многоаспектно» образованным специалистом в условиях стремительно развивающегося современного общества.
Цель бакалаврской работы заключается в детальном анализе особенностей имен собственных в английском языке и определении функций, выполняемых ими на уроках иностранного языка в средних общеобразовательных школах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть исторические аспекты происхождения имен собственных;
2) определить роль и общие функции, выполняемые именами собственными;
3) изучить личные имена как объект лингвистических исследований;
4) выяснить стилистический потенциал имен;
5) проанализировать значение антропонимов в практике преподавания английского языка в средних образовательных школах;
6) выявить способы более активного использования иноязычных онимов на уроках иностранного языка.
Объект исследования настоящей бакалаврской работы - английские имена собственные.
Предметом исследования являются назначение, функциональный и стилистический потенциал имен собственных на уроках иностранного языка, а также приёмы работы с исследуемым материалом.
Практическая значимость работы заключается в определении функциональной нагрузки имен собственных в коммуникативной составляющей английского языка, а также в рамках различных аутентичных текстов и в дальнейшем применении результатов исследования для развития языковых компетенций школьников, повышения интереса и мотивации учащихся общеобразовательных школ на занятиях по английскому языку.
Теоретической базой исследования послужили научные труды и публикации отечественных и зарубежных ученых (А. В. Суперанской, Н.В. Подольской, А. А. Реформатского, Д. И. Ермоловича, Дж. Ст. Милля, В. Дж. Сирля и др.), посвященные именам собственным в лингвостилистическом аспекте.
Методы исследования, применяемые в выпускной
квалификационной работе, - теоретический анализ научной и художественной литературы, сравнительно-сопоставительный метод, метод дефиниций и стилистический анализ.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении раскрыты актуальность темы выпускной квалификационной работы, её цель, поставленные задачи, предмет и объект исследования, практическая значимость бакалаврской работы, её теоретическая база и методы исследования.
В первой главе рассматриваются общие особенности имен собственных, в том числе затрагивается исторический аспект их происхождения, выявляются их функции, сравниваются лингвистические подходы к исследованию данной языковой категории, а также уделяется внимание такой важной составляющей анализа онимов, как стилистический потенциал.
Во второй главе определено значение антропонимов в рамках учебной программы в средних образовательных школах, выявлена их функциональная нагрузка в учебно-методических материалах, а также рассмотрена методика работы с английскими именами собственными и представлены варианты практического применения изученной темы на уроках английского языка.
В Заключении формулируются основные выводы и подводятся итоги исследования.
Имена собственные представляют большой интерес для лингвистики и языковых исследований. Данная языковая единица очень противоречива, а процесс определения её роли как стилистического средства всё еще окружен множеством проблем и вопросов. Существуют спорные моменты, связанные с определением источников происхождения онимов, а также их значений в различных контекстах их изучения, что требует к себе пристального внимания со стороны филологов и ученых-лингвистов.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены конкретный вид класса «имена собственные» - антропонимы - и их особенности в целом и был сделан акцент на онимы английского происхождения, также были определены их функции в речи и роль, выполняемая ими на уроках английского языка.
Классификация онимов различается в трудах ученых-языковедов. Основные виды антропонимов таковы: имена личные, обладающие назывной функцией, классификационной характеристикой,
дифференцирующей, индивидуализирующей функцией, а также отличающиеся аккумулятивной сигнификацией и ассоциативными признаками. Рассмотрев вопрос англоязычных антропонимов, можно сделать вывод, что такие названия распространены в повседневной коммуникации и часто используются англоязычным населением.
Были изучены вопросы о проблемах лингвистической и стилистической составляющих англоязычных антропонимов, в ходе рассмотрения которых мы пришли к выводу, что английские онимы играют важнейшую роль как языковые средства.
В процессе исследования антропонимическая система английского языка была рассмотрена с точки зрения её применения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. Был предложен комплекс упражнений для разных возрастов, направленный на изучение и запоминание онимов. В его составе присутствуют упражнения направленные на расширение разговорного и письменного вокабуляра учащихся, на оттачивание фонетических навыков и развития умения корректного прочтения англоязычных текстов.
На начальном школьном этапе эффективными являются задания на правописание антропонимов, изучение простейших англоязычных текстов с употреблением онимов в них, использование личных имен в базовой коммуникации и построении элементарных диалогов между учащимися.
На среднем этапе обучения продуктивными заданиями в изучении английского языка с применением антропонимической системы считаются: анализ фонетической составляющей онимов, использование на уроках в качестве речевой разминки коротких английских стихов по теме предмета и скороговорок.
На старшем этапе рационально использовать следующие формы работы при изучении иностранного (английского) языка: чтение более сложных текстов с использованием составных антропонимов, просмотр специально подготовленных видеофрагментов на английском языке, проведение заданий на аудирование и определение в ходе их выполнения четкого написания имен собственных, корректировка произношения сложных составных антропонимов, фонетические задания и анализ имен, выполнение типовых заданий в рамках подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Необходимо помнить, что четкое и корректное произношение антропонимов, их запись, перевод возможных онимов (с использованием приемов транслитерации и дословного перевода), а также изучение наиболее часто встречающихся антропонимов в США и Великобритании являются общими моментами, необходимыми для успешного применения английских имен собственных в английском языке на уроках в рамках школьной программы.
Одной из основных трудностей при изучении антропонимистики является понимание конкретного произношения данной языковой единицы. Объяснение правил употребления имен собственных должно начинаться с начального звена и закрепляться по мере обучения в среднем и старшем звене. Для эффективного запоминания онимов необходимо включать в урок работу с текстами, содержащими большое количество антропонимов.
Использование на уроках английского языка антропонимического материала способствует повышению уровня общей грамотности и культуры учащихся. Учителя могут использовать в работе дидактические материалы, включающие в себя активное использование онимов: поговорки, стихотворения, направленные на отработку фонетической составляющей онимов, а также любые выдержки из художественных текстов, позволяющие проанализировать стилистический потенциал онимов в литературе.
Уроки английского языка, на которых происходит ознакомление с антропонимами, связаны с историей языка, а также могут быть связаны с изучением истории англоговорящих стран в целом. Антропонимический материал может активно использоваться на факультативных занятиях с целью повышения мотивированности учащихся к обучению, их общей заинтересованности в предмете и развития их эрудиции.
В ходе исследования было доказано, что англоязычные антропонимы являются, прежде всего, объектом изучения языкознания, они обладают богатым лингвокультурологическим и стилистическим потенциалом, способствующим общему развитию личности учащегося, его грамотности и культуры. Изучение личных имен на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе мотивирует учащихся, имеет большую практическую значимость и способствует общекультурному развитию личности учащегося.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены конкретный вид класса «имена собственные» - антропонимы - и их особенности в целом и был сделан акцент на онимы английского происхождения, также были определены их функции в речи и роль, выполняемая ими на уроках английского языка.
Классификация онимов различается в трудах ученых-языковедов. Основные виды антропонимов таковы: имена личные, обладающие назывной функцией, классификационной характеристикой,
дифференцирующей, индивидуализирующей функцией, а также отличающиеся аккумулятивной сигнификацией и ассоциативными признаками. Рассмотрев вопрос англоязычных антропонимов, можно сделать вывод, что такие названия распространены в повседневной коммуникации и часто используются англоязычным населением.
Были изучены вопросы о проблемах лингвистической и стилистической составляющих англоязычных антропонимов, в ходе рассмотрения которых мы пришли к выводу, что английские онимы играют важнейшую роль как языковые средства.
В процессе исследования антропонимическая система английского языка была рассмотрена с точки зрения её применения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. Был предложен комплекс упражнений для разных возрастов, направленный на изучение и запоминание онимов. В его составе присутствуют упражнения направленные на расширение разговорного и письменного вокабуляра учащихся, на оттачивание фонетических навыков и развития умения корректного прочтения англоязычных текстов.
На начальном школьном этапе эффективными являются задания на правописание антропонимов, изучение простейших англоязычных текстов с употреблением онимов в них, использование личных имен в базовой коммуникации и построении элементарных диалогов между учащимися.
На среднем этапе обучения продуктивными заданиями в изучении английского языка с применением антропонимической системы считаются: анализ фонетической составляющей онимов, использование на уроках в качестве речевой разминки коротких английских стихов по теме предмета и скороговорок.
На старшем этапе рационально использовать следующие формы работы при изучении иностранного (английского) языка: чтение более сложных текстов с использованием составных антропонимов, просмотр специально подготовленных видеофрагментов на английском языке, проведение заданий на аудирование и определение в ходе их выполнения четкого написания имен собственных, корректировка произношения сложных составных антропонимов, фонетические задания и анализ имен, выполнение типовых заданий в рамках подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Необходимо помнить, что четкое и корректное произношение антропонимов, их запись, перевод возможных онимов (с использованием приемов транслитерации и дословного перевода), а также изучение наиболее часто встречающихся антропонимов в США и Великобритании являются общими моментами, необходимыми для успешного применения английских имен собственных в английском языке на уроках в рамках школьной программы.
Одной из основных трудностей при изучении антропонимистики является понимание конкретного произношения данной языковой единицы. Объяснение правил употребления имен собственных должно начинаться с начального звена и закрепляться по мере обучения в среднем и старшем звене. Для эффективного запоминания онимов необходимо включать в урок работу с текстами, содержащими большое количество антропонимов.
Использование на уроках английского языка антропонимического материала способствует повышению уровня общей грамотности и культуры учащихся. Учителя могут использовать в работе дидактические материалы, включающие в себя активное использование онимов: поговорки, стихотворения, направленные на отработку фонетической составляющей онимов, а также любые выдержки из художественных текстов, позволяющие проанализировать стилистический потенциал онимов в литературе.
Уроки английского языка, на которых происходит ознакомление с антропонимами, связаны с историей языка, а также могут быть связаны с изучением истории англоговорящих стран в целом. Антропонимический материал может активно использоваться на факультативных занятиях с целью повышения мотивированности учащихся к обучению, их общей заинтересованности в предмете и развития их эрудиции.
В ходе исследования было доказано, что англоязычные антропонимы являются, прежде всего, объектом изучения языкознания, они обладают богатым лингвокультурологическим и стилистическим потенциалом, способствующим общему развитию личности учащегося, его грамотности и культуры. Изучение личных имен на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе мотивирует учащихся, имеет большую практическую значимость и способствует общекультурному развитию личности учащегося.
Подобные работы
- Формирование навыков чтения на уроках английского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование грамматических навыков на уроках английского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Английский артикль и его изучение в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - «Арт-технологии в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе»
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Арт-технологии в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ИНФОРМАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся старших классов средних общеобразовательных школ к устной части ЕГЭ по английскому языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Обучение иноязычному говорению с использованием проблемных
ситуаций на старшем этапе в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Обучение технике письма на уроках английского языка во 2 классе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022





