Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения представлений молодежи о жизненных перспективах и ценностях 8
1.1. Проблема ценностного осмысления жизни в работах зарубежных и отечественных ученых 8
1.2. Проблема научного исследования жизненной перспективы личности 17
1.3. Теоретические подходы к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций 21
Глава 2 . Эмпирическое исследование представлений молодежи о жизненных перспективах и ценностях 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования представлений
молодежи о жизненных перспективах и ценностях 33
2.3. Формирующий эксперимент 47
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложения 1-6 68
В настоящее время особенно актуально стоит проблема ценностных ориентаций личности, так как она связана с необходимостью определения духовного потенциала Российского общества, качественных преобразований в структуре общества и личности.
Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим источники, движущие силы, направленность и отношения личности. Являясь нераздельной составной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам, жизненным перспективам.
С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.
В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентаций, которые образно называют «осью сознания», обеспечивающей устойчивость личности. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально¬структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.
Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети, и другое.
Проблема исследования социальных представлений молодежи о жизненных перспективах и ценностях остается актуальной в условиях изменения политической, экономической, духовной сферах нашего общества. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Изучение ценностных ориентаций этой группы представляет значительный практический и теоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности и приоритеты, социальное самочувствие современной молодежи.
Обращаясь к современному состоянию разработанности проблематики социальных представлений молодежи о жизненных перспективах и ценностях, отметим, что к настоящему моменту в психолого-педагогической науке недостаточно изучены социальные представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях, что создает определенные предпосылки для расширения и углубления исследований в этом направлении.
Степень изученности темы. Изучение ценностных ориентаций учеными имеет богатую и длительную философскую и религиозную историю, уходящую своими истоками к трудам И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте, Ж.-Ж. Руссо и других известных ученых.
В научной литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях как и теоретического и прикладного характера. Так в исследованиях Э. Шпрангера, А. В. Иващенко, Б. Д. Парыгина, М. Рокич ценностные ориентации личности рассматриваются, как, собственно, предмет психологического исследования.
У.Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, О.Г. Дробницкий, П. Сорокин, В.П. Тугаринов, В.Н. Мясищев, М.И. Бобнева, В.А. Ядов, Д.А. Леонтьев ценностные ориентации личности изучали в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения..
Наибольшее количество исследований, посвященных различным аспектам формирования ценностных ориентации молодежи отраженно в работах Н.А. Благодарова, Л.А. Григорьева, Н.И. Турина, Р.Г. Гурова, И.В. Огаркова,
Ч.С. Хасанова и других.
В центре научных интересов Е.О. Галицких, О.Е. Кучерова, В.Т. Лисовский, И.А. Макарова, Н.М. Романенко, Ю.В. Самойлова оказались вопросы духовного развития молодежи.
Объект исследования: жизненные перспективы и ценностные ориентации личности.
Предмет исследования: социальные представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях.
Цель исследования: изучение социальных представлений молодежи о жизненных перспективах и ценностях.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что: 1) в социальных представлениях старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях в общей иерархии ценностей доминируют ценности «здоровье», «хорошие и верные друзья», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «материальная обеспеченность», «интересная работа»; 2) старшеклассники видят свою жизнь осмысленной и целенаправленной:.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать специальную литературу, посвященную проблемам исследования перспектив и ценностных ориентаций.
2. Провести теоретический анализ понятий, характеризующих ценности, ценностные ориентации, жизненные перспективы в трудах зарубежных и отечественных ученых;
3. Подобрать репрезентативные методики исследования представлений о жизненных перспективах и ценностных ориентациях среди представителей современной молодежи.
4. Изучить ценностные ориентации и жизненные перспективы молодежи.
Методологическую базу исследования составили:
- основополагающие исследования по изучению ценностных ориентаций (Д.Н.Узнадзе, М. Рокич, А.Г. Асмолов, Ф. Б.Березин, Д.А. Леонтьев), состава и структуры ценностных ориентаций личности (Д.А. Леонтьев, В.Краус, А.И. Яценко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, Т.А. Махрабян), динамики ценностных ориентаций (Д. Б. Эльконин, В. В. Собольников, Л. И. Анцыферова), проблем духовных ценностей (А.С.Панарин, И.Н.Ионов);
- психологические учения о ценностно-смысловой сфере личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогические исследования ранней юности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик).
Наиболее важным для понимания особенностей приоритетов и ценностных ориентаций современной молодежи явились исследования, проведенные И.С. Артюховой, Е.К. Киприяновой, Н.А. Кириловой, В.М. Кузнецовым, И.С. Коном, А.В. Мудрик, А.С. Шаровым.
Для решения поставленных исследовательских задач и проверки гипотезы использовались методы:
- теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.
- статистический метод процентного соотношения:.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №2 с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна.
Исследование включало следующие этапы:
Первый этап - изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формулирование проблемы, темы, цели, гипотезы, задач исследования.
Второй этап - выявление социальных представлений молодежи о жизненных перспективах и ценностях с помощью диагностических методик.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что были обобщены и систематизированы знания о социальных представлениях молодежи, о жизненных перспективах и ценностях.
Практическая значимость: результаты нашего исследования могут быть использованы в воспитательной работе учителя, в педагогических учебных заведениях при проведении факультативов и выполнении студентами творческих курсовых и дипломных работ.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе описываются теоретико-методологические основы изучения социальных представлений молодежи о жизненных перспективах и ценностях.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по исследованию социальных представлений молодежи о жизненных перспективах и ценностях:.
В заключение отражаются выводы по дипломной работе.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности. Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте - этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
2. Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что: 1) в социальных представлениях о жизненных перспективах и ценностях старшеклассников в общей иерархии ценностей доминируют ценности «здоровье», «хорошие и верные друзья», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «материальная обеспеченность», «интересная работа»; 2) старшеклассники видят свою жизнь осмысленной и целенаправленной, проведено эмпирическое исследование.
Оно показало, что ценность «здоровье» получила высший балл абсолютно у всех обследованных школьников. Другая ценность - «жизненная мудрость» - была оценена школьниками как одна из последних, что с точки зрения возраста представляется вполне естественным. Так, если здоровье для большинства учеников главная ценность, то жизненный опыт для учащихся даже старших классов не может стать личной ценностью.
Из оставшихся ценностей по всей выборке максимальную оценку занимают «хорошие и верные друзья», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «материальная обеспеченность», «интересная работа».
Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах старшеклассников имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни. Сюда входят: «уверенность в себе», «активная деятельная жизнь», «самостоятельность», «творчество», «равенство», «красота», «свобода».
Последние в структуре ценностных ориентаций ценности «счастье других», «продуктивная жизнь», «самопознание». Это указывает, что для средне выборочной характеристики старшеклассников указанные ценности не входит в число основных целей жизни человека.
Для большинства старшеклассников (90 %) характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (будущее).
Другая часть старшеклассников (10 %) не имеет определенных представлений о своем будущем и о своем месте в мире, их жизнь представляется бессмысленной и бесцельной, жизненные взгляды еще не определились. Эта группа молодежи представляет особый интерес и требует более детального и целенаправленного изучения.
Показатель шкалы «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» говорит о том, воспринимает ли человек сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Почти все испытуемые (90 %) удовлетворены своим настоящим, они полны энергии, жизнь представляется им вполне осмысленной и целеустремленной и наполнена интересными делами. Незначительный процент старшеклассников (10 %) не удовлетворены, своей жизнью в настоящем, обычно им скучно, неинтересно.
Следующая шкала «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Результаты по этой шкале свидетельствуют, что 80 % молодежи удовлетворены результатами прожитого отрезка жизни и оценивают его удовлетворительно или высоко. Не удовлетворены прожитой частью жизни 20 % юношей и девушек:.
Среди полученных данных по шкале «Управляемость жизни» большая часть юношей и девушек 90 % убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что- либо загадывать на будущее, характерна для 10 % испытуемых.
По общему показателю ОЖ большинство испытуемых (90 %) видят свою жизнь осмысленной и целенаправленной. Низкие результаты по данному показателю получили 10 % молодежи.
Проанализировав данные исследования, мнения специалистов и результаты наблюдения за молодежью в Республике Тыва, можно сделать вывод, что далеко не большинство представителей молодого поколения потеряны для общества или не приносят ему пользы. Сейчас, когда возросла личная ответственность за свою судьбу, личная инициатива приветствуется, существует свобода выбора, молодые люди более серьезно подходят к выбору будущего. Это стимулирует молодых людей к получению наилучшего образования, сохранению здоровья, это развивает в них чувство ответственности, как перед собой, так и перед обществом, это стимулирует нормальную психологическую, социальную и политическую социализацию. Но какими бы оптимистическими ни были прогнозы, и какими бы положительными ни были тенденции проблем еще слишком много и они нуждаются в решении, причем заинтересованность в их решении должна быть у государства, ведь молодежь - это наше будущее.
3. Считаем, что социальные представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях будут продуктивными, конструктивными и воспитывающими, если: будет осуществлен переход образования личности на новый уровень посредством:
- развития личностных механизмов самопознания своего «Я», своих способностей, возможностей, склонностей, мотивов;
- воспитания способностей к волевым усилиям, необходимым для самореализации.
Определенную помощь в этом могут оказать групповые дела с молодежью, в ходе которых они совершенствуют свои организаторские навыки, углубляют свой опыт общения, но главное - учатся планировать и организовывать свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строят планы на будущее.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская - М. : Мысль, 2011. - 247 с.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - М. : ВЛАДОС,2012. - 345 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л. : Наука, 2013.- 323 с.
4. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М., Наука, 1977. - с. 194.
5. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психол. журн. - 1984.-т.5. - № 5. - с.66.
6. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М. : Наука,2010. - 237 с.
7. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов - М.: Прогресс, 2009. - 167 с.
8. Артемьева, Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т. И. Артемьева. - М.: Наука, 2011. - 374 с.
9. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Наука, 2012. - 345 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Наука, 2010. - 452 с.
11. Васина, Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте / Е. А. Васина. - СПб., 2013. - 153 с.
12. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. - М., 2014.
- 238 с. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 2. - 2011. - С. 114-123.
13. Вяткин, Б. А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б. А. Вяткин. - Пермь, 2012. - 356 с.
14. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2002. - №1. - с. 99
15. Горбатков, А.А. О соотношении ориентации на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентации личности / А.А. Горбатков. - М., 2012. - 236 с.
16. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - с.106.
17. Джайнотт, Х.Д. Родители и дети / Х.Д. Джайнотт. - М.: Педагогика, 2015. - 263 с.
18. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. - № 2 - 2012. - С. 25-38.
19. Зотова, О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения / О. И. Зотова, М.И. Бобнева. - М., 2014. - 87 с.
20. Кант, И. Сочинение / И. Кант. Т. 6. - М.: Наука, 2014. - 317 с.
21. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии / Н. А. Кирилова - № 4, 2010. - С. 23-25.
22. Клименко, И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека / И.Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - с.5.
23. Кожеурова, Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) / Н.С. Кожеурова // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. - М., 2001. - Вып 4, ч.1. - с.149.
24. Коренева, Г. Кто они - наше будущее? / Г. Коренева // Аргументы и факты. - 2003. - №29. - с.12.
25. Кон, И.С. В поисках себя / И.С. Кон. - М.: Педагогика, 2012. - 278 с.
26. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М., 1992. - с.17.
27. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / В.Н. Лисина. - М.: Наука, 2010. - 323 с.
28. Лозоцева, В. Опыт исследования личностных устремлений подростков / В. Лозоцева, А. Усманова // Педагогика. - № 5, 2014. - С. 33 - 40.
29. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 2015. - 452 с.
30. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М., 2010. - 256 с.
31. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Наука, 2014. - 267 с.
32. Москаленко, А.Т. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко. - Новосибирск, 2010. - 349 с.
33. Мухина, В.С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / МГПИ. - М., 1985. - с.5.
34. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В.Н. Мясищев // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - с.36.
35. Немов, Р.С. Психология в 2-х т., Т. 1. - М., 1994. - с.269.
36. Николаева, А. Б. Понимание смысла жизни личностью / А.Б. Николаева // Вопросы психологии. - № 12, 2012. - С. 12-15.
37. Платонова, Н.М. Педагогическое стимулирование как условие повышения эффективности обучения / Н.М. Платонова. - СПб., 2010. - 144 с.
38. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М.: Изд-во Мысль,1971. - с 126.
39. Попова, И.В. Тенденции изменений ценностных ориентации старшеклассников в условиях реформ 2000 2003 годов / И.В. Попова. - М., 2014.
40. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М., 1990. - с.213.
41. Роменец, В.А. Предмет и принципы историко-психологического исследования / В.А. Роменец В. - Киев: Университет, 2010. - 467 с.
42. Рыбалко, Е.Ф. Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов / Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Волкова. - М., 2010. - 263 с.
43. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 2013. - 289 с.
44. Саарнийт, Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи / Ю.Р. Саарнийт. - М., 2011. - 228 с.
45. Стойлик, А.Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников / А.Ю. Стойлик // Вопросы психологии. - 3, 2013. - С. 22 - 25.
46. Стойлик, А.Ю. Ценностные ориентации: социально¬психологический и гендерный аспекты / А.Ю. Стойлик // Журнал прикладной психологии. 2004. - № 1. - С.27.
47. Фельштейн, Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельштейн. - М., 2015. - 283 с.
48. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2014. - 277 с.
49. Чудновский, В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / В.Э. Чудновский. - М.,2013. Т. 16. - 743 с.
50. Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский. - М.,2011. - 478 с.
51. Шафранская, К.Д. К вопросу о ценностных ориентациях личности / К.Д. Шафранская, Т.Г. Суханова. - СПб., 2009. - 178 с.
52. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Высш. шк., 2009. -576 с.
53. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М., 2010.- 376 с.
54. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон . - М., 2010. - 284 с.
55. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. - СПб, 2013. - 387 с.
56. Интернет: http://www.dialectic.ru/pedagogics.htm. (электронная библиотека студента).
57. Интернет: http://www.pedlib.ru/ (педагогическая библиотека).
58. Интернет: http://www.psyist.ru/ (психологические и педагогические методики).