ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 6
1.1. История возникновения вышивки лентами 6
1.2 Понятия и организация внеклассной работы ее цели и задачи 10
1.3. Роль и место внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе 15
ГЛАВА И. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И ПРИЕМЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАННО В ТЕХНИКЕ «ВЫШИВКА ЛЕНТОЙ» 22
2.1. Подбор инструментов и материалов для изготовления панно 22
2.2. Приемы работы в технике «вышивка лентой» и выполнение изделий....26
2.3. Технология изготовления панно 32
2.4. Расчет себестоимости 40
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ВЫШИВАНИЮ ЛЕНТАМИ 42
3.1. Программа кружка «Вышивка лентами» 42
3.2. Разработка занятия кружка «Стежки и техника вышивки» 53
3.3. Правила техники безопасности ручных работ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ «ЦВЕТЫ» 73
Даже самый удачный урок, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускают отвлечений, даже когда класс остро интересуется каким- либо вопросом, либо есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, исходя из уровня развития школьников.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют один из видов внеклассной работы - кружок. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора,творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Интерес ученика к какому-то определенному вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублен на занятиях в кружках, где учитель связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся. Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями.
В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников:изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляет интерес к отдельным темам. В обязанности учителя технологии могут быть вменены руководство кружком технического творчества, клубом по интересам, факультативам, связанным с инвариантными направлениями технологии. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формированию его как личности.
Вышивкой лентами увлекаются в настоящее время люди самого разного возраста. Этот изящный вид рукоделия придает изделию объемность, создает особый колорит в жилом помещении. На цветочные панно, вышитые подушки, салфетки, оформленные в этом стиле, элементы одежды сегодня неуклонно растет спрос.
Актуальность выпускной квалификационной работы занятия в кружке вышивание лентами позволяет формировать у ребенка творческие задатки, развивать мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность, получая результат своего художественного творчества.
Объект выпускной квалификационной работы - внеклассная работа по проведению кружка «Вышивка лентой» для учащихся 5-6 классов в общеобразовательной школе.
Предмет выпускной квалификационной работы - организация внеклассной работы по проведению кружка «вышивка лентами» в общеобразовательной школе.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать методики организации кружка «Вышивка лентой» для 5-6 классов в общеобразовательной школе.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. Анализ научной и учебно-методической литературы по организации кружковой работы;
2. Раскрыть понятие и организация внеклассной работы ее цели и задачи;
3. Овладеть приемами и способами работы кружка «Вышивка лентой»;
4. Разработка внеклассного занятия кружка для 5-6 классов «Вышивка лентой» в общеобразовательной школе;
Степень научной разработанности темы. Проблемы взаимодействия внеклассной работы с учебным и воспитательным процессом широко освещены в работах известных отечественных ученых и педагогов-практиков, таких как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Т.Н. Калечиц, Л.Е. Никитина и другие.
Гипотеза выпускной квалификационной работы: организация внеклассных занятий по урокам технологии, где будут проводиться интересные мероприятии, конкурсы, выставки будет стимулом учащихся для изучения данного предмета.
Методы:
1. Изучение учебной литературы и научных работ;
2. Изучение документации и анализ опыта подготовки учителей трудового обучения;
3. Метод наблюдение;
Новизна внеклассной работы состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи народного декоративно-прикладного творчества.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложение.
В настоящее время интерес к вышивке лентами необычайно велик - благодаря этому оригинальному и увлекательному рукоделию можно обновить и украсить полюбившуюся вещь, что сделает ее неповторимой.
В теоретической части выпускной квалификационной работы рассмотрено история возникновения вышивки лентами, понятия и организация внеклассной работы, ее пели и задачи. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности. А также рассмотрели, какова роль и место внеклассной работы в учебно¬воспитательном процессе и формы организации внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь. Внеклассная работа способствует развитию творческих возможностей не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности.
Внеклассная работа должна быть направлена на укрепление знаний,умений и навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также на нравственное и эстетическое воспитание. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей.
Участие школьников в различны внеклассных мероприятиях развивает не только их познавательные интересы, но и способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения. Учебный процесс,дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, гуманизации, гуманитаризации, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
Практическая часть данной работы занимает больше времени и является центральной частью занятий по кружке. Для работы в технике вышивка лентами использованы такие технические приемы, как плоский узелок, стежок с завитком, ленточный стежок, элемент «плетенка» и т.д. Сделаны разные панно «Розы в корзине» и «Попугай». При выполнении данного изделия нами было рассмотрено подбор материалов и инструментов для изготовления панно, основные приемы работы в технике «вышивка лентой» и их последовательность выполнения вышивальных швов, и разработана технологическая последовательность изготовления панно. При вышивке лентами, можно считать, что самым распространенным элементом вышивки, являются цветы в различных интерпретациях. Еще с помощью вышивки воздушными лентами вы легко сможете оформить интерьер, можно сделать: сувенирчики, фоторамки, шкатулки, подарочные коробочки, подушки, сумочки и т.д.
Сделав, красивые объемные панно в третьей главе разработана программа кружка «Вышивка лентами» разработка одного занятия по теме «Стежки и техника вышивки» и изучили правила техники безопасности ручных работ и организация рабочего места.
Кружковые занятия по вышивке ценны еще и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребенка, приносит ему большое удовлетворение.
Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребенка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вышитого изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы - разработана программа кружка «Вышивка лентами» в общеобразовательных школах для 5-6 классах.
А также в соответствии с целью работы поставленные задачи решены. Проанализированы научные и учебно-методические литературы по организации кружковой работы; рассмотрены понятие и организация внеклассной работы ее цели и задачи; изучены приемы и способы работы кружка «Вышивка лентой»; разработана программа кружка для 5-6 классов «Вышивка лентой» в общеобразовательной школе.
Организация и проведения интересных мероприятий: выставка, конкурс творческих проектов способствует для развития творческой способности детей школьного возраста. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть, как персональная, так и общая выставка творческих работ учащихся.
1. Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ. рф
2. Конституция Российской Федерации - проверено 20.05.2015. с изменениями от 21.07.2014. вступил в силу 25.12.1993.
3. Расчет себестоимости [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// m.m.wikipedia.jrg/wiki/Себестоимость
4. Асадуллин, Р. М.; Интегративно - модульная технология формирования личности учителя как субъекта профессиональной деятельности. - Уфа: БГПИ, 2000. - 264 с.
5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985 Кругликов Г.И, Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. Издательство: Курского Госпединститута, 1998. - 321с.
6. Бабина, Н.Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда // Школа и производство, 2005, № 1. - 63с.
7. Баранов, С.П. Принципы обучения. - М.: Педагогическое общество России, 2005. -
8. Билан, А.А. Словарь педагогических терминов. - Омск, 2003.
9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.- М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
10. Веллер, Л.А., Мухина, B.C. Психология. - М.: Просвещение, 1988.-260 с.
11. Вульфсон, С.И. Уроки профессионального творчества. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
12. Вышивка лентами / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2006. - 132 с.: ил. - (Серия «Вышивка от А до Я»).
13. Вышивка лентами. - Минск : Харвест, 2010. - 256 с. : ил.
14. Вышитые цветы / Пер. с англ. - М. Издательство «Ниола-Пресс», 2006. - 128 с: ил. - (Серия «Школа вышивки»).
15. Глинская, Е. Б. Азбука вышивания / Е. Б. Глинская. - Ташкент: Мехнат, 2002. - 238 с.
16. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М, 2005.
18. Деньченкова, Л. В. Вышивка ленточками. М.: Эксмо, 2011.
19. Дик, Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в 6-11 классах / Н. Ф. Дик, Т. И. Дик. - Изд. 2-ое - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 315,[1]с. - (Сердце отдаю детям)
20. Еременко, Т.И., Забалуева, Е.С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
21. Загашев, И.О., Заир, С.И. - Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя - СПб; Альянс «Дельта», 2003.
22. Земцов, И.А. Кружок нужен и детям и учителю // Школа и производство, №3, 1995. - 336 с.
23. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: «Просвещение», 1999. ^22(51 с.
24. Карачев, А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. 2004. - № 2. - 31с.
25. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издат.центр «Академия», 2005. - 426 с.
26. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М. ИЦ «Академия», 2002. - 478 с.
27. Кукушкин, B.C. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов н/Д: Март, 2005.
28. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок: Учебное пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель». 2005.
29. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
30. Лесли Барнетт. Одноцветная вышивка. Серия «Рукодельница». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 48 с.
31. Литова, 3. А. Внеклассная работа по технологии // Школа и производство. - 2000. - №6. - 54с.
32. Литова, З.А. Внеклассная работа по технологии // Школа и производство, №6, 2000. - 134 с.
33. Максимова, М., Кузьмина, М. Вышитые цветы, 2006.
34. Методика трудового обучения. Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2008 «Преподавание труда и черчения в IV - VIII кл. общеобразоват. школы». Под ред. Д-ра пед. наук Д. А. Тхоржевского. М., «Просвещение», 1977. - 358 с.
35. Нагибина, М. И. Внеклассные работы по рукоделии. - М. 1997.
36. Немов, Ф.С. Психология: учеб пособ. для уч. педучилищ, студентов пед инст. и работников системы подготовки повышения квалификации и переподготовки пед. кадров.- М.: Просвещение, 1990.
37. Нефедова, З.А. Внеклассн^л воспитательная работа в школе.
38. Никитин, Г. А. Оснозы методики обучения учащихся технологии и предпринимательству: учебно-методическое пособие для студентов технолого-экономического факультета / Г. А. Никитин. - Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009. - 318 с.
39. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 324 с.
40. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие. Пидкасистый П.И. - М. 2007. 272 с.
41. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4 классы. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
42. Сафонова, Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки. - М.: Просвещение, 2001.
43. Сафонова, Н. С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. Школ. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983. - 143 с., ил., 16 л. ил.
44. Сборник нормативных документов. Технология / Сост.Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.
45. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии М.Народное образование. 1998. 22/51с.
46. Симоненко, В.Д. и др. Технологическое образование школьников. - Брянск: Издательство БГПУ, 2001.
47. Симоненко, В. Д., Бронников, Н. JL, Самородский, П. С., Синица, Н. В. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В, Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2002. - 240 с.: ил.
48. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников».- М.: Школьная пресса, №4. - 2001.
49. Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко / авт. -сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель,2009. -191с.
50. Технология. 9 класс (девушки): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко /. авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель,2010. -301 с.
51. Технология. Обслуживающий труд. : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [Ю. В. Крупская, О. А. Кожина, Н. В. Синица и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - 3-е изд., перераб. - : Вентана-Граф, 2010. - 208с. :ил.
52. Технология: 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [П. С. Самородский, Н. В. Синица, В. Н. Правдюк и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2009. - 224 с.: ил.
53. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 3-е изд., перераб. / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 192 с.: ил.
54. Филатов, Ф. Р. Общая психология : справочник. Ростов-на-Дону : Феникс,2005. - 448 с. Шаалы А.С. Теория обучения, (учебно-методический комплекс). Кызыл.: 2006.
55. Чернякова, В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2002. - 285с.
56. Чотти, Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. - М.:АСТ - ПРЕСС, 2004 . - 160 с. : ил. - (Золотая библиотека увлечений).
57. Чотти, Донателла. Вышивка шелковыми лентами: Техника, приемы, изделия / Донателла Чотти. - изд. Аст-Пресс Книга, 2005. - 251 с.
58. Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении. - М.: Издат.центр «Академия», 2000. - 436с.
59. Щуркова, Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Педагогика. - 2005. - № 4. - 42с.
60. Эрикссон, Элен. Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками / Элен Эрикссон. - Изд. альбом, 2008. - 346 с.
61. Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников // Вопросы психологии. - 2003. - № 2.
62. Ясинский, А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.-192с.:ил.