Введение 3
1. Общие положения о предупреждении и раскрытии преступлений
оперативными подразделениями органами внутренних дел 6
1.1. Правовой статус органов внутренних дел как субъекта
предупреждения и раскрытия преступлений 6
1.2. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел в
системе организации раскрытия и расследования преступлений 11
1.3. Правовые основы организации взаимодействия следователя и
оперативного сотрудника полиции 24
2. Проблемные аспекты предупреждения и раскрытия преступлений
оперативными подразделениями органами внутренних дел 31
2.1. Проблемы доказательной силы материалов оперативно-розыскной деятельности 31
2.2. Совершенствование механизма взаимодействия органов внутренних
дел и налоговых органов при реализации результатов оперативнорозыскной деятельности по налоговым преступлениям 42
2.3. Тактико-правовые основы уголовно-процессуальной и оперативнорозыскной деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции)
в стадии возбуждения уголовного дела 50
Заключение 60
Список литературы 65
Актуальность темы исследования проявляется в том, что задачей любого государства является обеспечение безопасности лиц, способствующих предупреждению и раскрытию преступлений. Основным предназначением органов внутренних дел Российской Федерации является предупреждение и раскрытие преступлений. Основную задачу по предупреждению и раскрытию преступлений выполняют оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Результативность предупреждения и раскрытия преступлений во многом является прямым следствием уровня и качества защищенности лиц, способствующих уголовному правосудию, которые могут стать объектом угроз, запугиваний, а также непосредственных волевых противоправных действий со стороны тех, кто крайне заинтересован остаться безнаказанным: подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и их окружения.
Проблемы предупреждения и раскрытия преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел стали объектом исследования в трудах многих ученых, среди которых можно выделить следующих: Алистархов В., Ануфриева Е.А., Багаутдинов Ф.Н., Владимиров С.И., Волынский А.Ф., Воткин В.А., Гирько С.И., Григорьева М.А., Жук О.Д., Заславский В.Б., Зенкин А.Н., Зуев С.В., Ибрагимов А., Иванов П.И., Исиченко А.П., Колесников А.В., Ложкин Ю.А., Луговик В.Ф., Майстренко Г.А., Мальчук О.И., Маматов В.Г., Налбандян Р.Г., Омелин В.Н., Ортиков Е.В., Седельников П.В., Семенчук В.В., Скориков Д.Г., Соломатина Е.А., Спирин А.В., Тищенко Ю.Ю., Токарев М.Н., Усенко О.В., Федоров А.Н., Хатуаева В.В., Шевцова Л.В., Шкабин Г.С. и другие.
Целью работы является актуальное исследование проблемных аспектов предупреждения и раскрытия преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел, выявление новых путей совершенствования законодательства.
Задачами исследования выступают:
-анализ правового статуса органов внутренних дел как субъекта предупреждения и раскрытия преступлений;
• анализ оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел в системе организации раскрытия и расследования преступлений;
• анализ правовых основ организации взаимодействия следователя и оперативного сотрудника полиции;
• анализ проблем доказательной силы материалов оперативно-разыскной деятельности;
• анализ путей совершенствования механизма взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при реализации результатов оперативноразыскной деятельности по налоговым преступлениям;
• анализ тактико-правовых основ уголовно-процессуальной и оперативнорозыскной деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) в стадии возбуждения уголовного дела.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с предупреждением и раскрытием преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с предупреждением и раскрытием преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел, а также правоприменительная практика.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса правоохранительных органов в ВУЗах, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей. Материалы работы могут оказать помощь школьникам и студентам при подготовке к научным конференциям и семинарским занятиям, в написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также статей.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов предупреждения и раскрытия преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел.
Методологическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, нормативно-правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций. Это вызвало необходимость применения разнообразных методов исследования, в числе которых системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, поисковый, а также метод сравнительного правоведения.
Проведенноеисследованиепредупреждения и раскрытия преступлений оперативными подразделениями органоввнутренних делпозволило сделать следующиевыводы и предложения.
Систему подразделенийорганов внутренних дел РоссийскойФедерации полномочных осуществлять оперативно-розыскнуюдеятельность определяет Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 (ред. от 29.09.2016) «О некоторых вопросах организацииоперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
Подразделениями, осуществляющимиоперативно-розыскную
деятельность являются:
Подразделенияуголовного розыска - в полном объеме, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ«Об оперативнорозыскной деятельности».
Подразделенияэкономической безопасности и противодействия коррупции - в полном объеме, установленном Федеральнымзаконом«Об оперативно-розыскной деятельности».
Подразделениясобственнойбезопасности - в полном объеме, установленномФедеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Подразделения по противодействию экстремизму - в полном объеме, установленном Федеральным законом«Об оперативно-розыскной деятельности».
Подразделения по борьбе с преступнымипосягательствами на грузы - в полном объеме, установленном Федеральным законом«Об оперативно-розыскной деятельности».
Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, - в полном объеме, установленномФедеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовнойполиции - Интерпола и Генеральнымсекретариатом Интерпола - проведение по запросаммеждународных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранныхгосударств оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, отождествление личности .
Оперативно-поисковыеподразделения - в полном объеме, установленном Федеральнымзаконом«Об оперативно-розыскной деятельности».
Подразделенияспециальных технических мероприятий
(оперативно-техническиеподразделения) - в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Подразделенияоперативно-разыскной информации - проведение оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествлениеличности;использование конфиденциального содействия граждан.
Межрегиональные оперативно-разыскные подразделения
территориальныхорганов МВД России на окружномуровне - в полном объеме, установленномФедеральнымзаконом«Об оперативно-розыскной деятельности».
Подразделения по контролю за оборотом наркотиков - в полном объеме, установленном Федеральным законом«Об оперативно-розыскной деятельности».
Проведенное исследованиепозволило сделать следующиепредложения по совершенствованию законодательства.
В соответствии с частьюпятой статьи 26 Федеральногозакона«О банках и банковской деятельности»выдача кредитной организациейдолжностнымлицам органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность сведений составляющихбанковскую тайну, производится на основании судебного решения.
Действующая редакция статьи 26 Федерального закона «О банках и банковскойдеятельности» содержит большойперечень органов и должностных лиц, по запросам которых, выдаются справки по операциям и счетам юридических и физических лиц без судебного решения.
Часть пятая статьи 26 в действующей редакции регламентируетпорядок выдачи справок должностнымлицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскнуюдеятельность (далее - ОРД) на основаниисудебного решения.
Предлагаемая редакциязаконопроекта не отменяет существующий порядок, а вносится с целью устранения несогласованности норм федеральных законов, создающих сложности при получении органами, осуществляющими ОРД сведений, составляющих банковскуютайну для достижения целей ОРД и уточненияпорядка получения информации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона«О государственной тайне», сведения в области ОРД составляютгосударственную тайну.
Статьей 4 этого же Закона, на суды возложена обязанность, обеспечить в ходе рассмотрения дел защитугосударственной тайны.
В статье 12 Федеральногозакона«Об оперативно-розыскной деятельности»дублируютсяположения статьи 5 Закона«О государственной тайне», устанавливается правило, по которомусудебноерешение на право проведения ОРМ и материалы, послужившие основанием для принятиятакого решения, хранятся только в органах, осуществляющих ОРД и могут представляться суду, надзирающему прокурору, следователю и органу дознания, в производствекоторыхнаходится уголовное дело и другиморганам осуществляющим ОРД. Этот перечень исчерпывающий.
В статьях 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентированы условияпроведения ОРМ, основания и порядок судебногорассмотрения материалов о проведении ОРМ: судья проверяет наличие оснований для проведения ОРМ и соответствия целям и задачам, установленным в Федеральном законе«Об оперативно-розыскной деятельности».
Следует заметить, что речь идет только о действиях, ограничивающих конституционные права граждан.
Институтбанковскойтайны по своей природеимеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, и не регулирует вопросы ОРД.
Конституционностьположения статей 8 и 9 Федеральногозакона«Об оперативно-розыскной деятельности»неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 09.06.2011 № 12П, ОпределениеКонституционного Суда от 14.06.1998, от 20.10.2005, от 24.01.2006, от 08.02.2007 и т.д.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ состоит в том, что ограничения конституционных прав допускаетсятолько на основании судебного решения. Такие решения принимаются в рамкахсудебного контроля за деятельностьюорганов исполнительной власти, с учетомспецификизадач ОРД, работа строится на принципе конспирации. Соблюдение секретности требуется и при получении судебногорешения на проведение ОРМ. В процедуре получениятакого разрешения приобретаетбезусловноезначение обеспечение тайныинформации о самом обращенииорганаосуществляющего ОРМ в суд.
Исходя из требованийЗакона«О государственной тайне» и Федерального закона«Об оперативной-розыскной деятельности» в суде рассматривают запросы на ОРМ по правиламсекретного делопроизводства и судебное постановление с грифом секретно передается в орган, осуществляющий ОРМ и хранится только в органах, осуществляющих ОРД (статья 12 закона «Об ОРД»).
Такаянесогласованность норм федеральных законовсоздаетсложности при получении правоохранительнымиорганами сведений, составляющих банковскуютайну до возбуждения уголовного дела.
Проектфедерального закона направлен на устранениеотмеченной несогласованности правовых норм и уточнение порядка получения в кредитных организациях информации по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц. При этом уровеньзащиты законных интересовфизических и юридических лиц не снижается.
В частипятойстатьи 26 Федерального закона«О банках и банковской деятельности»предлагается установить, что должностные лица органов, уполномоченных осуществлятьоперативно-розыскную деятельность, направляют в кредитныеорганизации соответствующие запросы, которые должнысодержать данные о том, каким судом, когда, в отношении какого юридического или физического лица, по обращению какого должностного лица принято решение о возможностиполученияинтересующих правоохранительные органы сведения. При этом, судебное решение в кредитнуюорганизацию не представляется.
Корреспондирующие изменения вносятся в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Кроме того, с учетом принципа конспирации оперативно-розыскной деятельности, статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополняется нормой, согласно которой, запрос о получении справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям, счетам и вкладам физических лиц, относится к информации ограниченного доступа, за разглашение которой, служащие кредитной организации подлежат ответственности, установленной федеральным законодательством.
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Уголовныйкодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. - С. 46.
3. Уголовно-процессуальный кодексРоссийскойФедерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4921.
4. Об оперативно-розыскнойдеятельности : федер. закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
Учебная литература
5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексуРоссийской Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. - М.: Проспект, 2016. - 1216 с.
6. Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: сборник материаловВсероссийского круглого стола: 3 ноября 2011 г. / В.В. Абрамочкин, А.С. Александров, В.М. Атмажитов и др.; сост. К.Б. Калиновский. - СПб.: Петрополис, 2012. - 218 с.
7. Комментарий к Федеральномузакону«Об оперативно-розыскной деятельности»(постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. - Москва: Проспект, 2011. - 176 с.
Научная литература
8. Алистархов, В. Поиск беглых должников // Административное право. - 2017. - № 4. - С. 81 - 86.
9. Ануфриева, Е.А., Куценко, М.В. Проблемы проведения тактической операции«задержание с поличным» по делам о коррупционных преступлениях // Российский следователь. - 2016. - № 23. - С. 10 - 14.
10. Багаутдинов, Ф.Н., Нуриев, Т.М. Актуальные проблемы защиты прав предпринимателей при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Законность. - 2017. - № 3. - С. 31 - 34.
11. Владимиров, С.И. К вопросу о дефиниции «содействиеграждан оперативным подразделенияморгановвнутренних дел» // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 6. - С. 195 - 201.
12. Волынский, А.Ф. Оперативно-разыскная деятельность в системе организации раскрытия и расследованияпреступлений // Российский следователь. - 2017. - № 21. - С. 43 - 48.
13. Боткин, В.А. Особенностивзаимодействияследователя и оперативных сотрудников при раскрытии разбойных нападений на Северном Кавказе // Российский следователь. - 2017. - № 3. - С. 3 - 7.
14. Гирько, С.И. Синхронизм и адекватность правовой регламентации уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2018. - № 2. - С. 4 - 8.
15. Григорьева, М.А., Ларинков, А.А. Проблемы уголовного преследования за совершение преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. - 2017. - № 1. - С. 11 - 15....45