Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешняя разведка СССР как фактор победы в Великой Отечественной войне

Работа №161483

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Организация разведывательной деятельности СССР в канун и во время Великой Отечественной войны 14
§1. Структура и руководство внешней разведки 14
§2. Главные задачи и направления деятельности 19
Глава II. Направления работы внешней разведки Советского Союза в 1941­1945 годах 28
§ 1. Советская внешняя разведка в странах фашистского блока 28
§2. Работа в союзных странах 32
Глава III. Применение материалов ВКР в школе. Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Деятельность советской разведки в
годы Великой Отечественной войны» 52
§1. Технологическая карта внеклассного мероприятия 52
§2. Методические рекомендации 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложение 71

Про внешнюю разведку и разведку в целом написано немало трудов и снято множество фильмов. За последние годы вышло много книг, в которых разведывательная работа изображается как несерьезная. Большая часть авто­ров являлась литераторами, по неизвестным причинам попавшими во время войны в секретные спецслужбы. В первую очередь их возможности собира­лись использовать для пропаганды, но из-за некоторых возникших трудно­стей, большинство из этих людей в итоге были приняты в «псевдоразведку». Особенно это выражалось на Ближнем Востоке. Если учесть, что события, в которых они участвовали, были не столь важными и были похожи на фарс, то неудивительно, что у них на основе такого полученного опыта четко сфор­мировалось карикатурное мнение о деятельности секретных служб в целом, как о своеобразном шутовской оперетте. Именно так они и описывали ее в своих книгах. Среди таких авторов можно упомянуть Комптона Маккензи и его «Первые афинские мемуары»1. В этом своем труде он высказывает со­мнение в полезности разведки, за исключением только разведки тактической, которую армия ведет во время самих военных действий.
Есть немало людей, которые хотели бы служить в разведке. Когда ее видишь с внешней стороны, то чувствуешь вокруг нее атмосферу романтики, волшебства и приключений. Именно эта сторона и заставляла десятки моло­дых людей всеми силами пытаться попасть в эту сферу. Многие из них не были приняты только потому, что у них не имелось требуемых технических знаний, которые позволяли им оценивать и собирать необходимые сведения. Кроме того, некоторые из этих молодых людей были отвергнуты, так как не обладали темпераментом, нужным для этой непростой работы.
В работе службы внешней разведки на деле ничего романтического не было для того, кто ее действительно делал. Конечно, вспоминая об этом се­годня, спустя много лет, ветераны разведки стараются отыскать в памяти предмет, повод для радости в каких-то запомнившихся случаях. Были случаи, когда было страшно, но смотреть на это на расстоянии доставяет больше удовольствия, чем из самого центра. И всякий раз хотелось противопоставить собственное желание требованиям, которые ставила большая организация.
Но на практике этот труд часто оказывался мрачным и разочаровы­вающим. Были и провалы. Случалось, что долгие месяцы напряженной и ос­торожной работы и кропотливые исследования оказывались напрасно потра­ченными. Приходилось порой сталкиваться со сплошными толстыми стена­ми, через которые не смог бы протолкнуться никакой разум.
Жизнь разведчика - это жизнь в изоляции. Среди разведчиков боль­шая часть была отдалена от своих близких на протяжении нескольких лет. Многие, кто шли в разведку добровольно, думали, что речь шла об отъезде на неделю-месяц, за которым последует безопасное и быстрое возвращение. Но оказывалось все совсем по-другому. Чтобы стать ценным агентом, разведчи­ку нужно было уйти в самого себя, углубиться в полнейшее молчание, и один на один, только в собственной душе переживать одиночество и возбуждение, триумф и страх. Это очень тяжело, когда нет не только человека рядом, а во­обще никого нет, кому можно рассказать о своей работе, к кому можно обра­титься за советом в случае, когда трудно принять решение самому. И когда разведчику кажется, что он в тупике, необходимо любыми путями искать вы­ход самому. Возможно такое, что он узнавал имя одного или двух людей, ко­торые выполняли ту же работу, но он не мог с ними встречаться и никаким образом не имел права вступать с ними в прямой контакт. Каждый разведчик обязывался скрывать собственный след и, если нужно, скрыть след другого, чтобы никого не раскрыли.
Отступив от вечных споров об этичности действий разведчиков, в вы­пускной квалификационной работе рассмотрим явные различия между:
А) Секретной службой (разведывательными операциями;
Б) настоящим шпионажем.
Чтобы быть полезным, разведчик должен был иметь глубокие знания о машинных разработках во всех аспектах этого слова. Должен был знать об артиллерии, владеть не только теоретическими, но и практическими знания­ми об электричестве, морской архитектуре, знаком с актуальными проблема­ми во всех сферах жизни общества, в частности, в стране, где он проживал в данный момент. Кроме того, разведчик должен был быть знатоком радиоте­леграфа.
И, обладая этими и многими другими знаниями, ему нужно было вес­ти себя так, чтобы ни у кого из окружающих не могло возникнуть никаких подозрений о его причастности к разведке. Каждый специальный агент дол­жен был быть хорошим актером и играть роль совершенно обычного челове­ка, «своего».
Разведчик по большей части находится в той ситуации, в какой и га­зетный корреспондент, и занят охотой за необходимой информацией и ее дальнейшим анализом, логическим обобщением с помощью дедуктивного метода. Самые блестящие успехи достигнуты были при оценке и сопоставле­нии каких-то небольших кусочков фактов, которые не несли, на первый взгляд, никакой существенной информации.
Тут будет не уместен вопрос, имеет ли государство моральное право вести бдительную слежку за военными приготовлениями других государств, которые имеют право рассматриваться им как потенциальный противник.
Исходя из совокупности всего сказанного выше, можно сделать вы­вод, что для службы во внешней разведке наиболее значимы следующие ка­чества: трезвая оценка любой ситуации, последовательность действий, пони­мание людей, умение быть компетентным, внедрение и знакомство со струк­турами и организациями врага и, конечно, знание языков. Осторожность, ес­тественность можно считать лучшими свойствами разведчика.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Вели­кая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для советского народа. Это была ожесточенная схватка СССР с фашистской Германией, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.
Опыт прошлых войн подтверждает, что победе во многом способству­ет то, как организованно и слаженно работает разведка, в частности, внешняя разведка. Вербовка агентов за рубежом в годы Великой Отечественной вой­ны стала одним из наиболее важных факторов, приблизивших Победу Совет­ского Союза. Это было уникальное по своим масштабам и срокам проведения явление, которое позволило спасти жизни миллионов людей и менять ход во­енных действий.
Опыт разведывательной деятельности в годы Великой Отечественной войны является и на сегодняшний день актуальной темой исследования.Не только в военное, но и в мирное время наша разведка всегда работала в пол­ную силу и получала необходимую информацию. На современном этапе не­обходимо учитывать уникальный опыт, полученный нашим государством во время Великой Отечественной войны в решении проблем, которые могли возникнуть при вербовке агентов за рубежом и их непосредственной работе на Советский Союз.
Качество работы разведывательных структур зависит, в первую оче­редь, от ее организации. Сюда относится: руководство, направления, цели, задачи и методы ведения разведки. Структура разведки в мирное и военное время имеет свои различия, которые прослежены в данной работе.
При выборе кандидатур на службу в разведке за границей приходи­лось сталкиваться с огромными трудностями из-за плохого знания иностран­ных языков многими кандидатами, вновь пришедшими в разведку, и также не наблюдался у них опыт разведки за рубежом.
В годы войны 1941-1945 годов удалось укомплектовать около сорока резидентур за рубежом и отправить в них свыше двухсот разведчиков. По­мимо этого получилось вывести на работу на легальной основе многих кад­ровых агентов. Это тут же отразилось на результатах.
Для формирования объективной картины исторических процессов не­обходимо учитывать различные точки зрения, но ни одна из них не должна считаться единственно верной. Поэтому обязателен многоплановый охват данного вопроса.
Отметим, что деятельность внешней разведки,которая велась в военные годы в других странах, отличались своей спецификой в зависимости от мест­ных условий. Поэтому необходимы исторические исследования проблемы ведения разведки в том или ином государстве.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает внешняя разведка СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в раз­личных странах.
Предметом исследования является деятельность разведывательных органов и отдельных разведчиков в союзных странах и странах фашистского блока по добыче сведений, необходимых нашей стране для победы в Вели­кой Отечественной войне.
Хронологические рамки работы охватывают 1941-1945 годы. Дан­ный промежуток времени дает возможность рассмотреть процесс работы разведчиков-нелегалов, изучить деятельность структур, которые контролиро­вали их деятельность и анализировали полученную от них информацию.
Территориальные рамки исследования определены странами «оси» и союзными странами, которые выступали против нацистской Германии. Для подробного исследования были взяты не все страны, а лишь те, на примере которых наиболее четко можно проследить то, как работали наши агенты в «тайной» борьбе с нацизмом, их личности и методы этой непростой борьбы. Так, в работе рассмотрены следующие страны: Япония, Германия - государ­ства фашистского блока; Иран, Китай, Великобритания - союзные государ­ства.
Цель работы - исследовать процесс деятельности внешней разведки в период Великой Отечественной войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• изучить организацию разведывательной работы в военное время;
• определить задачи и направления деятельности разведки;
• исследовать структуру и руководство внешней разведки в годы вой­ны;
• рассмотреть деятельность внешней разведки в странах фашистского блока;
• исследовать работу внешней разведки в союзных с СССР странах;
• показать возможности применения материалов ВКР в общеобразова­тельной школе.
Методы исследования были определены, исходя из поставленной цели и задач:
1. Детальный анализ научной литературы и источников;
2. Системный подход, который позволяет определить внешнюю раз­ведку СССР как систему научных знаний и практической деятель­ности;
3. Проблемно-хронологический метод;
4. Сравнительно-исторический;
5. Описательный метод;
6. Документально-иллюстративный метод исследования.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе и реконструкции работы разведывательных управле­ний Советского Союза и отдельных агентов за рубежом в период Великой Отечественной войны; раскрытии проблем, с которыми столкнулась наша внешняя разведка накануне и в годы войны....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе исследована деятель­ность Советской внешней разведки в период Великой Отечественной войны в разных странах.
Изучив работу сотрудников внешней разведки, можно проследить, как менялись методы и задачи ведения разведки в рассматриваемый период. Среди методов на первом месте были тайные переписки, радиоразведка и распространение дезинформации. В работе выделены шесть основных, но не единственных задач разведывательной деятельности в 1941-1945 гг.:
Во-первых, привести в порядок работу по раскрытию военно­политических и других целей Г ермании и ее стран-союзниц;
Во-вторых, всячески содействовать помощи органам партии в органи­зации партизанского движения в тылу противника;
В-третьих, организовать и направить специальные оперативные отря­ды для осуществления разведывательно-диверсионных операций в тыл не­приятеля;
В-четвертых, осуществлять научно-техническую разведку в развитых капиталистических странах с целью укрепления экономической и военной силы СССР;
В-пятых, определять планы стран-союзниц Советского Союза (США и Англии, в особом порядке) по вопросам ведения военных действий, отноше­ния к Советскому Союзу и проблемам послевоенной жизни;
В-шестых, осуществлять разведывательную деятельность в нейтраль­ных странах, чтобы не допустить перехода их на сторону стран «оси».
С началом войны меняется руководство, структура, направления и ха­рактер ведения разведки за рубежом. Практически разведка перестраивается на новый лад в короткие сроки. Также меняется, можно даже сказать упро­щается, процесс вербовки агентов. Теперь все чаще наблюдалась вербовка среди высших слоев населения, независимо от того, какое это государство.
Ярким примером такой вербовки является «Кембриджская пятерка» в Вели­кобритании.
Советская внешняя разведка работала во многих странах, как фашист­ского блока (Болгария, Венгрия, Г ермания, Италия, Ливия, Румыния, Япония, Словакия, Финляндия, Хорватия и т.д.), так и в союзных странах (Велико­британия, Иран, Китай, Бразилия, Аргентина, Франция и др.).
Наибольших успехов научно-техническая военная разведка добилась в Англии и США, что стало результатом целенаправленной, высокооргани­зованной работы. Приобретенная в указанных государствах агентура дейст­вовала в наиболее важных технических и научных объектах. Среди таких агентов были ученые и опытные инженеры по радиоэлектронике, авиации, атомной физике, химии и другим отраслям в области науки и техники. Они сотрудничали с разведкой СССР, преимущественно на основе общих интере­сов в борьбе с фашистской Германией.
В целом деятельность Советской внешней разведки в годы Великой Отечественной войны можно считать достаточно эффективной. Она явилась важнейшим фактором победы над нацизмом и во всей Второй Мировой вой­не, продолжая активную работу и в послевоенное время в целях сохранения баланса настроения различных стран.
Конечно, были и ошибки, без которых обойтись было невозможно, учитывая непростое военное время. Однако, несмотря на недочеты и неуда­чи, все поставленные перед нашей внешней разведкой задачи, были достойно выполнены.
Всего за годы Великой Отечественной войны Советская внешняя раз­ведка добыла огромное количество ценной информации по вопросам созда­ния, в первую очередь, атомного оружия и реактивных двигателей, а также развития радиотехники, авиации и др. Сведения, которые перехватывала раз­ведка сыграли огромную роль в укреплении оборонного потенциала и в це­лом в развитии науки и техники в Советском Союзе.
По-прежнему спорным остается вопрос о том, были ли иностранные агенты, работающие на Советский Союз, предателями или нет. Но тем не ме­нее, все эти агенты, как и вся советская внешняя разведка в целом, внесли ог­ромный вклад в борьбу с нацизмом и оставили заметный след в истории ра­боты спецслужб.


1. Линдер И.Б. Спецслужбы России за 1000 лет. Материалы секретных фондов / И.Б. Линдер. - М.: РИПОЛ Классик, 2006. - 202 с.
2. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечест­венной войне. Сборник документов: В 8 томах. - М.: Русь, 1995.
3. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечест­венной войне. Сборник документов. Том 2. Начало. Книга первая (22 июня- 31 августа 1941 года). - М.: Русь, 2000. - 724 с.
4. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечест­венной войне. Сборник документов. Том 4. Книга первая (1 января-3- июня 1943 года). - М.: Русь, 2003. - 796 с.
5. Соцков, Л.Ф. Код операции - «Тарантелла»: из рассекреченного ар­хива Внешней разведки России / Л.Ф. Соцков. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 419 с.
6. Соцков, Л.Ф. Прибалтика и геополитика, 1935-1945 гг.: рассекре­ченные документы службы внешней разведки РФ / Л.Ф. Соцков. - М.: РИ­ПОЛ классик, 2009. - 462 с.
7. Христофоров В.С. Новые документы из архивов ФСБ России о Ве­ликой Отечественной войне / В.С. Христофоров // Пленарное заседание. - М.: МГГУ, 2016. № 6. - С.7-15.
II. Монографии и статьи по теме исследования
8. Антонов В.С., Карпов В.Н. Вдали за линией фронта. Внешняя раз­ведка в годы войны. / В.С. Антонов, В.Н. Карпов. - М.: Вече, 2010. - 454 с.
9. Антонов, В.С. Кембриджская пятерка / В. Антонов. - М.: Молодая гвардия, 2018. - 254 с.
10. Антонов, В.С. С них начиналась разведка / В.С. Антонов. - М.: Вече, 2010. - 380 с.
11. Антонов, В.С. Разведчики: Герои Советского Союза и Герои Рос­сии / В.С. Антонов. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 296 с.
12. Богданов М. Великолепная «Кембриджская пятерка» / М. Богданов // Звезда. - 2017. - 26 января.
13. Борков А.В., Васильев И.В. Атомная тематика в деятельности со­ветской разведки в 1941-1950 гг. / А.В. Борков, И.В. Васильев // Вестник Ни­жегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород: НГУ, 2012. №3. - С. 312-317.
14. Ганс, М. Кто Вы, доктор Зорге? / М. Ганс. - М.: Воениздат, 1966. - 33 с.
15. Гладков Т. Артур Артузов (ЖЗЛ) / Т. Гладков. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 250 с....47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ