ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Организация разведывательной деятельности СССР в канун и во время Великой Отечественной войны 14
§1. Структура и руководство внешней разведки 14
§2. Главные задачи и направления деятельности 19
Глава II. Направления работы внешней разведки Советского Союза в 19411945 годах 28
§ 1. Советская внешняя разведка в странах фашистского блока 28
§2. Работа в союзных странах 32
Глава III. Применение материалов ВКР в школе. Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Деятельность советской разведки в
годы Великой Отечественной войны» 52
§1. Технологическая карта внеклассного мероприятия 52
§2. Методические рекомендации 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложение 71
Про внешнюю разведку и разведку в целом написано немало трудов и снято множество фильмов. За последние годы вышло много книг, в которых разведывательная работа изображается как несерьезная. Большая часть авторов являлась литераторами, по неизвестным причинам попавшими во время войны в секретные спецслужбы. В первую очередь их возможности собирались использовать для пропаганды, но из-за некоторых возникших трудностей, большинство из этих людей в итоге были приняты в «псевдоразведку». Особенно это выражалось на Ближнем Востоке. Если учесть, что события, в которых они участвовали, были не столь важными и были похожи на фарс, то неудивительно, что у них на основе такого полученного опыта четко сформировалось карикатурное мнение о деятельности секретных служб в целом, как о своеобразном шутовской оперетте. Именно так они и описывали ее в своих книгах. Среди таких авторов можно упомянуть Комптона Маккензи и его «Первые афинские мемуары»1. В этом своем труде он высказывает сомнение в полезности разведки, за исключением только разведки тактической, которую армия ведет во время самих военных действий.
Есть немало людей, которые хотели бы служить в разведке. Когда ее видишь с внешней стороны, то чувствуешь вокруг нее атмосферу романтики, волшебства и приключений. Именно эта сторона и заставляла десятки молодых людей всеми силами пытаться попасть в эту сферу. Многие из них не были приняты только потому, что у них не имелось требуемых технических знаний, которые позволяли им оценивать и собирать необходимые сведения. Кроме того, некоторые из этих молодых людей были отвергнуты, так как не обладали темпераментом, нужным для этой непростой работы.
В работе службы внешней разведки на деле ничего романтического не было для того, кто ее действительно делал. Конечно, вспоминая об этом сегодня, спустя много лет, ветераны разведки стараются отыскать в памяти предмет, повод для радости в каких-то запомнившихся случаях. Были случаи, когда было страшно, но смотреть на это на расстоянии доставяет больше удовольствия, чем из самого центра. И всякий раз хотелось противопоставить собственное желание требованиям, которые ставила большая организация.
Но на практике этот труд часто оказывался мрачным и разочаровывающим. Были и провалы. Случалось, что долгие месяцы напряженной и осторожной работы и кропотливые исследования оказывались напрасно потраченными. Приходилось порой сталкиваться со сплошными толстыми стенами, через которые не смог бы протолкнуться никакой разум.
Жизнь разведчика - это жизнь в изоляции. Среди разведчиков большая часть была отдалена от своих близких на протяжении нескольких лет. Многие, кто шли в разведку добровольно, думали, что речь шла об отъезде на неделю-месяц, за которым последует безопасное и быстрое возвращение. Но оказывалось все совсем по-другому. Чтобы стать ценным агентом, разведчику нужно было уйти в самого себя, углубиться в полнейшее молчание, и один на один, только в собственной душе переживать одиночество и возбуждение, триумф и страх. Это очень тяжело, когда нет не только человека рядом, а вообще никого нет, кому можно рассказать о своей работе, к кому можно обратиться за советом в случае, когда трудно принять решение самому. И когда разведчику кажется, что он в тупике, необходимо любыми путями искать выход самому. Возможно такое, что он узнавал имя одного или двух людей, которые выполняли ту же работу, но он не мог с ними встречаться и никаким образом не имел права вступать с ними в прямой контакт. Каждый разведчик обязывался скрывать собственный след и, если нужно, скрыть след другого, чтобы никого не раскрыли.
Отступив от вечных споров об этичности действий разведчиков, в выпускной квалификационной работе рассмотрим явные различия между:
А) Секретной службой (разведывательными операциями;
Б) настоящим шпионажем.
Чтобы быть полезным, разведчик должен был иметь глубокие знания о машинных разработках во всех аспектах этого слова. Должен был знать об артиллерии, владеть не только теоретическими, но и практическими знаниями об электричестве, морской архитектуре, знаком с актуальными проблемами во всех сферах жизни общества, в частности, в стране, где он проживал в данный момент. Кроме того, разведчик должен был быть знатоком радиотелеграфа.
И, обладая этими и многими другими знаниями, ему нужно было вести себя так, чтобы ни у кого из окружающих не могло возникнуть никаких подозрений о его причастности к разведке. Каждый специальный агент должен был быть хорошим актером и играть роль совершенно обычного человека, «своего».
Разведчик по большей части находится в той ситуации, в какой и газетный корреспондент, и занят охотой за необходимой информацией и ее дальнейшим анализом, логическим обобщением с помощью дедуктивного метода. Самые блестящие успехи достигнуты были при оценке и сопоставлении каких-то небольших кусочков фактов, которые не несли, на первый взгляд, никакой существенной информации.
Тут будет не уместен вопрос, имеет ли государство моральное право вести бдительную слежку за военными приготовлениями других государств, которые имеют право рассматриваться им как потенциальный противник.
Исходя из совокупности всего сказанного выше, можно сделать вывод, что для службы во внешней разведке наиболее значимы следующие качества: трезвая оценка любой ситуации, последовательность действий, понимание людей, умение быть компетентным, внедрение и знакомство со структурами и организациями врага и, конечно, знание языков. Осторожность, естественность можно считать лучшими свойствами разведчика.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для советского народа. Это была ожесточенная схватка СССР с фашистской Германией, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.
Опыт прошлых войн подтверждает, что победе во многом способствует то, как организованно и слаженно работает разведка, в частности, внешняя разведка. Вербовка агентов за рубежом в годы Великой Отечественной войны стала одним из наиболее важных факторов, приблизивших Победу Советского Союза. Это было уникальное по своим масштабам и срокам проведения явление, которое позволило спасти жизни миллионов людей и менять ход военных действий.
Опыт разведывательной деятельности в годы Великой Отечественной войны является и на сегодняшний день актуальной темой исследования.Не только в военное, но и в мирное время наша разведка всегда работала в полную силу и получала необходимую информацию. На современном этапе необходимо учитывать уникальный опыт, полученный нашим государством во время Великой Отечественной войны в решении проблем, которые могли возникнуть при вербовке агентов за рубежом и их непосредственной работе на Советский Союз.
Качество работы разведывательных структур зависит, в первую очередь, от ее организации. Сюда относится: руководство, направления, цели, задачи и методы ведения разведки. Структура разведки в мирное и военное время имеет свои различия, которые прослежены в данной работе.
При выборе кандидатур на службу в разведке за границей приходилось сталкиваться с огромными трудностями из-за плохого знания иностранных языков многими кандидатами, вновь пришедшими в разведку, и также не наблюдался у них опыт разведки за рубежом.
В годы войны 1941-1945 годов удалось укомплектовать около сорока резидентур за рубежом и отправить в них свыше двухсот разведчиков. Помимо этого получилось вывести на работу на легальной основе многих кадровых агентов. Это тут же отразилось на результатах.
Для формирования объективной картины исторических процессов необходимо учитывать различные точки зрения, но ни одна из них не должна считаться единственно верной. Поэтому обязателен многоплановый охват данного вопроса.
Отметим, что деятельность внешней разведки,которая велась в военные годы в других странах, отличались своей спецификой в зависимости от местных условий. Поэтому необходимы исторические исследования проблемы ведения разведки в том или ином государстве.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает внешняя разведка СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в различных странах.
Предметом исследования является деятельность разведывательных органов и отдельных разведчиков в союзных странах и странах фашистского блока по добыче сведений, необходимых нашей стране для победы в Великой Отечественной войне.
Хронологические рамки работы охватывают 1941-1945 годы. Данный промежуток времени дает возможность рассмотреть процесс работы разведчиков-нелегалов, изучить деятельность структур, которые контролировали их деятельность и анализировали полученную от них информацию.
Территориальные рамки исследования определены странами «оси» и союзными странами, которые выступали против нацистской Германии. Для подробного исследования были взяты не все страны, а лишь те, на примере которых наиболее четко можно проследить то, как работали наши агенты в «тайной» борьбе с нацизмом, их личности и методы этой непростой борьбы. Так, в работе рассмотрены следующие страны: Япония, Германия - государства фашистского блока; Иран, Китай, Великобритания - союзные государства.
Цель работы - исследовать процесс деятельности внешней разведки в период Великой Отечественной войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• изучить организацию разведывательной работы в военное время;
• определить задачи и направления деятельности разведки;
• исследовать структуру и руководство внешней разведки в годы войны;
• рассмотреть деятельность внешней разведки в странах фашистского блока;
• исследовать работу внешней разведки в союзных с СССР странах;
• показать возможности применения материалов ВКР в общеобразовательной школе.
Методы исследования были определены, исходя из поставленной цели и задач:
1. Детальный анализ научной литературы и источников;
2. Системный подход, который позволяет определить внешнюю разведку СССР как систему научных знаний и практической деятельности;
3. Проблемно-хронологический метод;
4. Сравнительно-исторический;
5. Описательный метод;
6. Документально-иллюстративный метод исследования.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе и реконструкции работы разведывательных управлений Советского Союза и отдельных агентов за рубежом в период Великой Отечественной войны; раскрытии проблем, с которыми столкнулась наша внешняя разведка накануне и в годы войны....
В данной выпускной квалификационной работе исследована деятельность Советской внешней разведки в период Великой Отечественной войны в разных странах.
Изучив работу сотрудников внешней разведки, можно проследить, как менялись методы и задачи ведения разведки в рассматриваемый период. Среди методов на первом месте были тайные переписки, радиоразведка и распространение дезинформации. В работе выделены шесть основных, но не единственных задач разведывательной деятельности в 1941-1945 гг.:
Во-первых, привести в порядок работу по раскрытию военнополитических и других целей Г ермании и ее стран-союзниц;
Во-вторых, всячески содействовать помощи органам партии в организации партизанского движения в тылу противника;
В-третьих, организовать и направить специальные оперативные отряды для осуществления разведывательно-диверсионных операций в тыл неприятеля;
В-четвертых, осуществлять научно-техническую разведку в развитых капиталистических странах с целью укрепления экономической и военной силы СССР;
В-пятых, определять планы стран-союзниц Советского Союза (США и Англии, в особом порядке) по вопросам ведения военных действий, отношения к Советскому Союзу и проблемам послевоенной жизни;
В-шестых, осуществлять разведывательную деятельность в нейтральных странах, чтобы не допустить перехода их на сторону стран «оси».
С началом войны меняется руководство, структура, направления и характер ведения разведки за рубежом. Практически разведка перестраивается на новый лад в короткие сроки. Также меняется, можно даже сказать упрощается, процесс вербовки агентов. Теперь все чаще наблюдалась вербовка среди высших слоев населения, независимо от того, какое это государство.
Ярким примером такой вербовки является «Кембриджская пятерка» в Великобритании.
Советская внешняя разведка работала во многих странах, как фашистского блока (Болгария, Венгрия, Г ермания, Италия, Ливия, Румыния, Япония, Словакия, Финляндия, Хорватия и т.д.), так и в союзных странах (Великобритания, Иран, Китай, Бразилия, Аргентина, Франция и др.).
Наибольших успехов научно-техническая военная разведка добилась в Англии и США, что стало результатом целенаправленной, высокоорганизованной работы. Приобретенная в указанных государствах агентура действовала в наиболее важных технических и научных объектах. Среди таких агентов были ученые и опытные инженеры по радиоэлектронике, авиации, атомной физике, химии и другим отраслям в области науки и техники. Они сотрудничали с разведкой СССР, преимущественно на основе общих интересов в борьбе с фашистской Германией.
В целом деятельность Советской внешней разведки в годы Великой Отечественной войны можно считать достаточно эффективной. Она явилась важнейшим фактором победы над нацизмом и во всей Второй Мировой войне, продолжая активную работу и в послевоенное время в целях сохранения баланса настроения различных стран.
Конечно, были и ошибки, без которых обойтись было невозможно, учитывая непростое военное время. Однако, несмотря на недочеты и неудачи, все поставленные перед нашей внешней разведкой задачи, были достойно выполнены.
Всего за годы Великой Отечественной войны Советская внешняя разведка добыла огромное количество ценной информации по вопросам создания, в первую очередь, атомного оружия и реактивных двигателей, а также развития радиотехники, авиации и др. Сведения, которые перехватывала разведка сыграли огромную роль в укреплении оборонного потенциала и в целом в развитии науки и техники в Советском Союзе.
По-прежнему спорным остается вопрос о том, были ли иностранные агенты, работающие на Советский Союз, предателями или нет. Но тем не менее, все эти агенты, как и вся советская внешняя разведка в целом, внесли огромный вклад в борьбу с нацизмом и оставили заметный след в истории работы спецслужб.
1. Линдер И.Б. Спецслужбы России за 1000 лет. Материалы секретных фондов / И.Б. Линдер. - М.: РИПОЛ Классик, 2006. - 202 с.
2. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов: В 8 томах. - М.: Русь, 1995.
3. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. Том 2. Начало. Книга первая (22 июня- 31 августа 1941 года). - М.: Русь, 2000. - 724 с.
4. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. Том 4. Книга первая (1 января-3- июня 1943 года). - М.: Русь, 2003. - 796 с.
5. Соцков, Л.Ф. Код операции - «Тарантелла»: из рассекреченного архива Внешней разведки России / Л.Ф. Соцков. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 419 с.
6. Соцков, Л.Ф. Прибалтика и геополитика, 1935-1945 гг.: рассекреченные документы службы внешней разведки РФ / Л.Ф. Соцков. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 462 с.
7. Христофоров В.С. Новые документы из архивов ФСБ России о Великой Отечественной войне / В.С. Христофоров // Пленарное заседание. - М.: МГГУ, 2016. № 6. - С.7-15.
II. Монографии и статьи по теме исследования
8. Антонов В.С., Карпов В.Н. Вдали за линией фронта. Внешняя разведка в годы войны. / В.С. Антонов, В.Н. Карпов. - М.: Вече, 2010. - 454 с.
9. Антонов, В.С. Кембриджская пятерка / В. Антонов. - М.: Молодая гвардия, 2018. - 254 с.
10. Антонов, В.С. С них начиналась разведка / В.С. Антонов. - М.: Вече, 2010. - 380 с.
11. Антонов, В.С. Разведчики: Герои Советского Союза и Герои России / В.С. Антонов. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 296 с.
12. Богданов М. Великолепная «Кембриджская пятерка» / М. Богданов // Звезда. - 2017. - 26 января.
13. Борков А.В., Васильев И.В. Атомная тематика в деятельности советской разведки в 1941-1950 гг. / А.В. Борков, И.В. Васильев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород: НГУ, 2012. №3. - С. 312-317.
14. Ганс, М. Кто Вы, доктор Зорге? / М. Ганс. - М.: Воениздат, 1966. - 33 с.
15. Гладков Т. Артур Артузов (ЖЗЛ) / Т. Гладков. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 250 с....47