Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Специфика страхов детей дошкольного возраста из семей мигрантов»

Работа №161474

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Страхи дошкольников как научная проблема 7
1.1. Подходы к изучению страхов и тревоги в психологопедагогической литературе 7
1.2. Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. 15
1.3. Психологические особенности дошкольного детства 24
Глава 2. Эмпирическое исследование страхов детей дошкольного
возраста из семей мигрантов 36
2.1. Методика исследования 36
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 38
2.3. Характеристика программы коррекции страхов у детей
дошкольного возраста из семей мигрантов 45
2.3.1. Структура и содержание программы коррекции страхов у детей дошкольного возраста из семей мигрантов 47
2.4. Результаты коррекционной работы 66
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложения 76


Несмотря на наличие тенденции к сокращению численности различных категорий мигрантов в Российской Федерации, проблема интеграции детей мигрантов в образовательных учреждениях не теряет своей актуальности. В этой связи, изучение специфики страхов детей мигрантов, в контексте их адаптации (дезадаптации) вызывает очевидный исследовательский интерес.
Чувство страха присуще человеку в любом возрасте, но особо значимую роль в развитии и становлении полноценной эмоционально зрелой личности играет наличие навыка преодоления чувства страха в дошкольном детстве. Подверженный страхам, тревожный ребенок, сегодня - явление массовое, тем более, когда речь идет о детях мигрантов, для которых нередко характерно наличие травматического опыта, связанного сперпеездом в новые условия жизнедеятельности. Актуальные эмпирические данные характеризуются негативной динамикой, связанной с ростом количества проявлений детских страхов.
Кроме того, невыявленные детские страхи могут существенно дисгармонзировать детско-родительские отношения, негативно сказываясь на содержании процесса социально-психологической адаптации и активности ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Детям XXI века приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали их сверстники XX века: их вызывают, в частности, сюжеты фильмов ужасов, регулярная информация о террористических актах в средствах массовой информации, боевики со сценами насилия и т.п.
Исследование детских страхов в психологической науке обусловлено пониманием того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на процесс формирования личности ребенка, что показано в работах: В.В. Абраменковой, В.И. Гарбузова, И.В. Дубровиной, А.С. Спиваковской, В.К. Вилюнаса, В.В. Зеньковского, А.И. Захарова, К. Изарда, А.М. Прихожан и других.

неблагополучными детьми является одним из приоритетных направлений в работе психологической службы в образовании. В этой связи, очевидна актуальность данного исследования.
Цель исследования - исследовать особенности страхов у детей мигрантов, разработать и апробировать программу коррекции страхов у дошкольников-мигрантов.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - специфика страхов детей дошкольного возраста из семей мигрантов.
Гипотезы исследования:
1) Существуют различия в проявлении страхов в количественнокачественном измерении у детей мигрантов.
2) Разработанная нами программа коррекции страхов является эффективным средством коррекции страхов у детей мигрантов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование страхов у детей детей мигрантов.
3. Разработать и внедрить программу коррекции страхов у детей мигрантов.
4. Осуществить анализ полученных эмпирических данных. Провести оформление результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, концептуально определяющих страх и тревогу/тревожность как особые психические состояния человека (В.В. Абраменкова, В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская, В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский, А.И. Захаров, К. Изард, К.К. Платонов, А.М. Прихожан, П. Поппер, О.В. Хухлаева и др.), а так же работы, посвященные изучению психологических аспектов, влияющих на содержание межнациональных отношений в России (В.В. Гриценко, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, А.Н. Татарко, В.Ю. Хотинец и др.).
Методы и методики исследования: метод теоретического анализа психологической литературы; наблюдение; констатирующий эксперимент; методы статистической обработки результатов. Диагностика осуществлялась нами с помощью следующих методик: методика «Нарисуй свой страх» (автор А.И. Захаров); проективный тест «Несуществующее животное»; методика диагностики детских страхов «Закончи предложение» (автор О.В. Хухлаева).
Этапы исследования:
1- й этап (октябрь 2018 года) - теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме: определена теоретико-методологическая база и разработана методика исследования и программа коррекции страхов у детей мигрнтов, дошкольного возраста.
2- й этап (ноябрь-декабрь 2018 года) - проведение эмпирического исследования страхов детей мигрантов. Разработка программы коррекции страхов у детей мигрнтов.
3- й этап (ноябрь 2018 года - апрель 2019 года) - реализация разработанной программы коррекции страхов у детей мигрантов дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


страхов у детей мигрантов.
Выпускная квалификационная работа содержит результаты эмпирического исследования различий в проявлении страхов в количественно-качественном измерении у детей из семей коренных местных жителей и детей из семей мигрнатов, проводившегося на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 31» города Пензы и Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 109» города Пензы. Всего в исследовании приняло участие 25 детей, воспитанников детского сада. Возраст испытуемых от 5 до 7 лет.
Представленная работа имеет следующую структуру: введение, где нами описана актуальность проблем страхов у детей дошкольного возраста. В ведении мы обозначили цели и задачи, определили предмет, объект и базу исследования.
В рамках исследования нами были использованы следующие методики:
- Методика «Нарисуй свой страх» (автор А.И. Захаров);
- Проективный тест «Несуществующее животное»;
- Методика диагностики детских страхов «Закончи предложение» (автор О.В. Хухлаева).
В первой главе нами дано представление об основных подходах к изучению страхов и тревоги у детей, рассмотрены причины возникновения страхов у детей, представлена информация о возрастных особенностях дошкольников.
Вторая глава выпускной квалификационной работы содержит результаты проведенного эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей страхов у детей мигрантов и результаты констатирующего эксперимента, в ходе которого была реализована программа коррекции страхов у детей.
Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что гипотеза №1 полностью подтвердились. И мы можем утверждать о том, что существуют различия в проявлении страхов в количественно-качественном измерении у детей из семей местных жителей и детей из семей мигрнатов.
Гипотеза № 2 также получила подтверждение, поэтому мы заявляем, что разработанная нами коррекционная программа является эффективным средством коррекции страхов у детей, так как при повторной диагностике детей принимавших участие в групповой работе было выявлено (p < 0,01) снижение показателей страхов.
Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены, а цель исследования достигнута.



1. Арестова О.Н. Шильштейн Е.С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я» // Вестник Московского университета (серия 14: Психология). - 1998. - № 1. - С. 34-42.
2. АсмоловА.Г. Психология личности. - М., 1990. - 367 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с.
5. Венгер А.Л. , Марцинковская Т.Д. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
6. Венгер А.Л. Родители просят совета. - М.: Прототип, 2008. - 202 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999. - 224 с.
8. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.
9. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002. - 251 с.
10. Дружинин В.Н. Психология. - М.: Когито-Центр, 1995. - 136 с.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. - СПб.: Нестор. 1999. - 288 с.
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах.
- Том 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 323 с.
13. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - М.: Трикста, 2001.
- 144 с.
14. Захаров А.И. Психологическая диагностика ребенка. - СПб.: Питер-Пресс, 1998. - 164 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. - СПб., 1998. - 96 с.
16. Изард Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 1999. - 464 с.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ