Введение 3
Глава I. Теоретические основы выбора копинг-стратегий подростками
1.1. Характеристика аффективной сферы 7
1.2. Понятие и характеристика копинг-стратегий 11
1.3. Анализ исследований по связи аффективной сферы с копинг-
стратегиями 18
Выводы по главе 1 24
Глава II. Эмпирическое исследование связи эмоциональных характеристик подростков с их копинг-стратегиями 26
2.1. Описание процедуры и методов исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования эмоциональных
характеристик подростков 33
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования копинг-
стратегий подростков 44
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования связи
эмоциональных характеристик подростков с их копинг-стратегиями 48
Выводы по главе II 54
Заключение 59
Список используемых источников 65
Приложение
Актуальность исследования. Ничто не влияет на нас так сильно, как первый опыт, особенно, если он был далек от идеала. Человек годами может вспоминать свои промахи и каждый раз испытывать при этом смущение. Традиционно подростковый возраст считается трудным из-за многих качественных изменений, с которыми сталкивается молодая личность: это и перенасыщенная эмоциональная среда, и скачки в физиологических и психических процессах роста и развития организма, а также непрекращающийся процесс получения нового жизненного опыта.
Особенности эмоциональных состояний обширно изучены отечественными исследователями-психологами (Боришевский М.И., Вяткин Б.А., Ганзен В.А., Дикая Л.Г., Ильин Е.П., Куликов Л.В., Левитов М.Д., Максименко С.Д., Моляко А., Наенко М.П., Немчин Т.А., Прохоров А.А., Чеснокова И.И. и др.) Изучение эмоциональных состояний и их роли в онтогенетическом развитии личности отражено в трудах Изард К., Кириленко Т.С., Носенко Е.Л., Прихожан Г.М., Прохоров А.А., Семченко В.А., Сосновикова Ю.Е., Фрейд З., Хорни К., Чебыкин А.Я. и др.
Изучение значимых ролей эмоциональных характеристик в психологическом развитии человека, а также особенностей выбора реакций в ситуациях, сопряженных со стрессом, предусматривает подробный анализ различных негативных состояний, сопровождающих различное копинг- поведение.
Копинг-стратегии - это комплексная устойчивая реакция на негативные раздражители, основная цель которых сохранить целостность психики индивида и его дееспособность, а также снизить уровень психологического дискомфорта и найти душевный баланс. Другими словами, это способ, к которому прибегает наше сознание, чтобы справиться с возникшими проблемами. Их особенностью является быстрая «запоминаемость» и расценивание нами, как оптимальное реагирование на похожие ситуации. Таков механизм формирования определенного поведения. Предположение, что внутреннее состояние человека при этом имеет определенное влияние на формирование специфических особенностей поведения у каждого человека, кажется нам закономерным, так как всем известно, что одни и те же люди в похожих ситуациях часто реагируют одинаково. Попытаться изучить причины, по которым человек попадает во власть определенного состояния как «по привычке», действительно может помочь личности научиться регулировать свои действия и контролировать поведение.
Возвращаясь к ранее сказанному об обширности проявлений эмоциональной сферы у подростков, их адаптация в большинстве случаев проходит при помощи копинг-стратегий и разнообразных механизмов защиты. Поэтому специфические проявления негативных состояний в подростковом возрасте нуждаются в постоянном изучении из-за быстрой смены условий жизни и деятельности общества для возможности их своевременной коррекции. Но одним из самых важных компонентов поддержки подростков, является помощь в формировании у них конструктивных стратегий путем осознания своих собственных особенностей в механизмах психологической защиты и возможность работы с ними в процессе решения актуальных проблем.
Целью нашего исследования является выявление связи между эмоциональными характеристиками подростков и их копинг-стратегиями для разработки рекомендаций по оптимизации эмоционального состояния и совладающего поведения в подростковом возрасте.
Объект исследования - эмоциональная сфера.
Предмет исследования - связь эмоциональных характеристик подростков с их копинг-стратегиями.
Гипотеза исследования: Существует связь между выбором копинг- стратегий подростками и их эмоциональными характеристиками, так, чем выше уровень тревожности у младших подростков, тем чаще они склонны к выбору малоэффективых «бегство/избегание».
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал о копинг-стратегиях, об эмоциональной сфере и представлениях о них;
- организовать эмпирическое исследование, подобрать психодиагностический комплекс по проблеме исследования;
- исследовать особенности аффективной сферы подростков;
- исследовать выбор их копинг-стратегий;
- исследовать связь копинг-стратегий с характеристиками эмоциональной сферы;
- провести анализ и интерпретацию результатов по проблеме исследования;
- разработать рекомендации, направленные на профилактику аффективных расстройств и на освоение эффективных способов совладания в стрессовых ситуациях.
Научная новизна: выяснено, что для подросткового возраста характерны тревожные состояния, вызванные различными психологическими, физиологическими и социальными причинами. В связи с этим, подростки могут иметь трудности с совладающим поведением и проявлять конфликтное общение.
Практическая значимость: на основании полученных данных о существовании связи между выраженностью различных эмоциональных характеристик и определенными копинг-стратегиями, возможна разработка рекомендаций, направленных на профилактику аффективных расстройств и освоение эффективных способов совладания в стрессовых ситуациях, а также формированию и укреплению навыков по конструктивному выражению негативных переживаний, саморазвитию личности. Данные рекомендации могут быть полезны кураторам академических групп, практикующим психологам, педагогам-психологам, социальным работникам.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Метод опроса с применением психодиагностических методик.
3. Проективный метод.
4. Метод математической обработки.
5. Аналитический метод на основе полученных результатов исследования.
Методики исследования:
1. Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса.
2. Методика по определению школьной тревожности Филлипса.
3. Цветовой тест отношений М. Люшера (под ред. С. Дьяченко, Ю. Азаровой, А. Чудновой).
4. Проективная методика «Несуществующее животное».
5. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Организационная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №32 г Пензы по адресу: г.Пенза, ул. Кижеватова, д.13 среди 6 «А» и 6 «Б» классов. Общая выборка составила 38 человек: 22 девочки и 16 мальчиков. Возрастной диапазон респондентов - 12 и 13 лет.
Традиционно подростковый возраст называют сложным временем. Обычно так говорят родители, окружающие взрослые и учителя о переходном этапе взросления человека, который приходится с 11-12 до 16-17 лет, в зависимости от личностных особенностей. Из-за этого сами «еще вчерашние» дети заранее ожидают трудности взросления. В связи с этим распространенным убеждением в обществе, созрело желание исследовать проблему подросткового этапа взросления, используя научные методы и применяя психодиагностические методики, поэтому в список литературы для изучения теоретической основы исследования вошли такие темы, как: характеристика аффективной сферы подростков и понятие и характеристика их копинг-стратегий. Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам сделать следующие выводы:
Теоретический анализ психологической литературы, по проблеме связи эмоциональных характеристик подростков с их копинг-стратегиями, позволил установить, что в период подросткового возраста формируется психологический фундамент будущего взрослого человека, состоящий из системы актуальных ролевых идентификаций и накопленного жизненного опыта. Личности на данном этапе взросления подвержены повышенной, часто нестабильной, эмоциональности, что проявляется в повышенной возбудимости и изменчивом настроении и испытывают влияние систем противоположно-направленных чувств («люблю»/«ненавижу», «хочу общаться»/ отстаньте все от меня»). Со стороны физиологии наблюдаются скачки в гормональном фоне, естественных физиологических процессах. Со стороны психологических процессов возможна склонность к повышенной тревожности, страхам, агрессивности. Наиболее приоритетными областями интереса в подростковом возрасте выступают общение со сверстниками, стремление к самоутверждению и самостоятельности, лидерству, защите своих границ присутствует потребность в покровительстве авторитетных взрослых. В списке кризисных ситуаций для подросткового возраста входят конфликты в семье, со сверстниками, учителем, сложности в учебе, неважное самочувствие.
Для совладания со стрессовыми ситуациями абсолютно все люди имеют в своем арсенале копинг-стратегии, состоящие из психологических ресурсов организма и опыта, полученного в течении жизни. По уровню проявления копинговые действия (мысли, чувства) объединяются в копинг- стратегии, которые в свою очередь формируются в копинговые стили (например, набор похожих проявлений). Выделяют адаптивные и дезадаптивные, активные и пассивные копинг-стратегии. Среди важнейших из них - копинги «разрешение проблем» и «поиск социальной поддержки». Дети и подростки используют копинги с ориентацией на внутренний мир.
По другим исследованиям в области связи аффективной сферы и копинг-стратегий подростков, было установлено, что уравновешенное эмоциональное состояние у нормально развивающихся подростков, способствует более креативному подходу в решении конфликтных вопросов, а также открывает более широкий выбор способов реагирования в экстремальных ситуациях и выбор стратегии «решение». Также, в связи с недостаточным жизненным опытом в сфере межличностного общения в состоянии конфликта, при выборе копинг-поведения, в виду его особого эмоционального травмирования, может сформироваться реакция «избегание». Другими словами, травмирующий эмоциональный опыт в столь молодом возрасте способствует отказу от выбора эффективных, но сложных копинг - стратегий, например, такой, как «решение». Профилактические занятия помогут подросткам подготовиться к предстоящим сложностям в процессе решения проблемных ситуаций.
Исследование связи эмоциональных характеристик подростков с их копинг-стратегиями проводилось на базе МБОУ СОШ №32 г. Пензы среди 6 «А» и 6 «Б» классов. Общая выборка составила 38 человек: 22 девочки и 16 мальчиков. Возрастной диапазон респондентов - 12 и 13 лет.
Для всех испытуемых выборки характерен повышенный уровень тревожности и прежде всего это связано с такими сферами, как «школа» и социальные отношения. Определено, что 100% опрошенных испытывают страх перед ситуацией проверки знаний. Высокий уровень тревожности показывает и шкала «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» - 80%. По шкале «Общая тревожность» 77% респондентов испытывают различные виды тревожных состояний, вызванные объективными и субъективными факторами. 83% опрошенных испытывают страх самовыражения. 64% респондентов переживает социальный стресс. 40% респондентов имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу.
Было обнаружено, что наиболее предпочитаемой копинг-стратегией у подростков, является копинг «Принятие ответственности» - 100%. Это значит, что все опрошенные в большей или меньшей степени готовы принять на себя ответственность. У них у всех средний адаптационный потенциал. Особенность данной стратегии в том, что в ряде случаев она может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины, хронической неудовлетворенностью собой.
Среди других популярных копинг-стратегий с высоким уровнем напряженности оказались «Дистанцирование» - 71,05%, что свидетельствует о том, что испытуемые готовы использовать интеллектуальные приемы рационализации, переключить внимание от проблемы, либо обесценить ее значимость. Из положительных ее характеристик можно назвать формирование навыков для снятия остроты нервных напряжений, а также возможность взятия «паузы» прямо во время кризиса, как только личность осознает «опасность». Отрицательной характеристикой копинга можно назвать такое отношение субъекта, как недостаточное внимание к проблеме, а следственно и не объективный анализ поиска настоящего решения кризисной ситуации. «Конфронтационный копинг» - выбор 68,4% испытуемых, выраженность копинга - высокая. Такая активная стратегия поведения предполагает применения действий в ответ на возникшие сложности. Главными целями приложения усилий будут: изменения ситуации в целом и отреагирование эмоций на ситуацию. Если личность объективно часто использует данный копинг, то про нее можно сказать, что она импульсивна, причем действия могут сопровождаться враждебностью и конфликтностью. Также личность может столкнуться со сложностями в планировании действий, оценки последствий, трудностями с корректировкой усилий, а также неоправданным упрямством. По шкале «Поиск социальной поддержки» мы обнаружили, что 65,7% респондентов в ситуации неразрешимых препятствий НЕ выбирают обращение за поддержкой в виде информации, эмоций или действий из внешних источников. Для такого выбора характерно взаимодействие при помощи общения, респондент ожидает обращение на себя внимания, поддержки советом, эмоциональной вовлеченности, возможности выговориться, такой невысокий результат можно объяснить способностью подростков быть самостоятельными в решении возникающих сложностей или излишней скромностью и стеснительностью, скрытностью и недоверию. Среди положительных характеристик копинга можно назвать возможность разделить невыносимый груз навалившихся проблем с неравнодушной личностью друга или покровителя путем открытости и искренности в общении. Среди негативных характеристик копинг-стратегии можно назвать возникновения уязвимого положения респондента с риском получения неоправданных ожиданий, отказа в поддержке, что может привести к сложностям в открытости в следующий раз. Так же есть риск в формировании зависимости от поддержки окружающих, мешающих обретению независимости.
По шкале «Бегство/Избегание» мы обнаружили, что 63,1% респондентов выбирают путь преодоления возникших сложностей как возможное уклонение от решения, используют избегание от ответных действий, игнорируют важность вопроса или полностью отрицают проблемную ситуацию. У такой стратегии есть важная положительная характеристика - снятие острых состояний сильного эмоционального напряжения. Среди отрицательных характеристик можно назвать полную невозможность решения проблемы, уход от реальности в мир фантазий, высокий риск аддиктивного поведения в будущем, высокий риск накопления разных проблем, что только усугубит негативные состояния, весьма непродолжительное действие копинга.
По результатам исследований связи эмоциональных характеристик подростков с их копинг-стратегиями, нами были обнаружены значимые прямые корреляционные связи между конфронтационным копингом и такими формами тревожности, как «Переживание социального стресса» (p=0,415) и «Страх ситуации проверки знаний» (p=0,419). С фактором «Переживание социального стресса» связана еще одна копинг - стратегия - «Дистанцирование» (p=0,324).
Была обнаружена прямая значимая связь между копингом «Самоконтроль» и «Общая тревожность» (p=0,381). Аналогичная положительная корреляционная связь выявилась и с копингом «Положительная переоценка» (p=0,323). Так же было обнаружено, что «Страх ситуации проверки знаний» имеет прямые значимые связи с копингами «Положительная переоценка» (p=0,470) и «Планирование решения проблем» (p=0,358). Мы считаем, что данный показатель свидетельствует о том, что условия, в которых растет и развивается молодая личность, могут оказывать существенное влияние на ее адаптационные возможности. Была определена обратная корреляционную связь между «Переживанием социального стресса» и «Планированием решения проблем» (p=-0,332). Мы обнаружили, что фактор «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» имеет прямую значимую связь с копингом «Бегство/Избегание» (p=0,336). Обратная значимая связь между фактором «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» и копингом «Принятие ответственности» (p=0,339) может охарактеризовать такие действия подростков, как отрицание своей роли в возникновении проблемы и неготовности нести ответственность за ее решение, испытывать панические атаки, неуверенность в собственных силах.
Были обнаружены прямые значимые связи фактора «Потребность в достижении успеха» с копингами «Принятие ответственности» (p=0,272) и «Планированием решения проблемы» (p=0,446).
Мы обнаружили обратную значимую связь между «Страхом самовыражения» и копингом «Самоконтроль» (p=-0,327). Также шкала «Страх самовыражения» имеет прямую значимую связь с «Принятием ответственности» (p=0,339).
Данные результаты исследования подтверждают заявленную гипотезу о существовании связи между копинг-стратегиями подростков и их эмоциональными характеристиками, а также о склонности к выбору малоэффективых копингов: «дистанцирование» и «бегство/избегание» в состоянии повышенной тревожности.
Подводя итого нашего исследования, хотелось бы отметить, что стремление к получению удовольствий, как главной цели жизни, может спровоцировать скрытые неврозы, поэтому среди важнейших рекомендаций по адаптации к переменам в подростковом возрасте можно выделить повышение навыка концентрации внимания и повышение самооценки. Необходимо также отметить, что помимо общего развития всех систем организма, усиливается также и способность к саморегуляции. Особой функцией в подростковом возрасте обладает эмоциональная поддержка, благотворно влияющая на полноценное развитие личности и эффективность ее действий. А вот полярные показатели уровня самооценки неблагоприятно сказываются на самоконтроле в целом.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 1999. - 672 с.
2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 160 с.
4. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. - М.: Речь, 2005. - 208 с.
5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
6. Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической психодиагностике. - СПб, 1999. - 519 с.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
8. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. - М.: Речь, 2006. - 342с.
9. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита / монография. - М.: Перо, 2014. - 160 с.
10. Дубинина А.С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста // Молодой ученый. - 2019. - № 14 (252). - С. 60-64.
11. Дьяченко С., Азарова Ю., Чуднова А.. Карточки Люшера - ключ к тайным пластам подсознания человека. - М.: АСТ, 2010. - 164 с.
12. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М., 2003. - 336 с.
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
14. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004. - 700 с.
15. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. - 136 с.
16. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
17. Камынина И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01.
- Хабаровск, 2008. - 22 с.
18. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 752 с.
19. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / Пер. с англ. М. Васильева [и др.]. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2004.
- 250 с.
20. Лопес Е.Г., Сыманюк Э.Э. Кризисология и психология кризисных состояний. Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2011. - 182 с.
21. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии / Пер. с англ. М. Гурьева, Н. Мухина. - 5 изд. - СПб.: Питер, 2003. - 543 с.
22. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями
[Электронный ресурс] // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Том 1. - Вып. 2. - URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/647/774/1231/007_Muzdabaev.pdf
23. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Том 18. - № 5. - С. 20-30.
24. Ножкина Т.В., Умнова Т.А. Возрастная психология: конспект лекций. - М.: Т8, 2020. - 272 с.
25. Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности: Теория и практика. - СПб.: Питер, 2004. - 202 с.
26. Подольский А.И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учеб. пособие для СПО. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019 - 124 с.
27. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 432 с.
28. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - №3(17). - URL: http://psystudy.ru
29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 410 с.
30. Регуш Л.А. Личностные детерминанты жизнестойкости и уязвимости в процессе обучения и развития // Психология образования: Региональный опыт: материалы второй национальной научно-практической конференции. - М., 2005. - С. 66-69.
31. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006 - 320 с.
32. Туманова Е.Н.. «Помогающие» методы работы психолога с подростками в кризисной ситуации. Практикум по психологии жизненных ситуаций / Под ред. Е.Ю. Коржовой. - СПб.: ООО «Фирма «Стикс», 2016. - С. 228-247.
33. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
34. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Сокрытое в листве. - М.: Центрполиграф, 2016. - 160 с.