Особенности ценностно-мотивационной сферы учащихся - волонтеров
|
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ ценностной регуляции волонтерской деятельности 6
1.1. Понятие, виды и функции ценностных ориентаций 6
1.2. Понятие и характеристики волонтерской деятельности 17
1.3. Исследования по проблеме ценностных ориентаций волонтеров .. 26
Глава 2. Изучение ценностных ориентаций юношей и девушек, занимающихся волонтерской деятельностью 32
2.1. Описание процедуры и методов исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 36
Выводы 54
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ ценностной регуляции волонтерской деятельности 6
1.1. Понятие, виды и функции ценностных ориентаций 6
1.2. Понятие и характеристики волонтерской деятельности 17
1.3. Исследования по проблеме ценностных ориентаций волонтеров .. 26
Глава 2. Изучение ценностных ориентаций юношей и девушек, занимающихся волонтерской деятельностью 32
2.1. Описание процедуры и методов исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 36
Выводы 54
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение
Сейчас в России, как и в зарубежных странах, такая социальная деятельность, как волонтерское движение, получает все большее распространение. В декабре 2017 года на Всероссийском собрании «Форума Добровольцев» Президент России объявил о том, что 2018 год объявляется годом волонтера и добровольца. Различные организации все чаще начинают привлекать молодых людей к добровольческой работе. Изучение ценностно-смысловой сферы людей, включенных в деятельность добровольцев, может помочь организациям, которые используют добровольную работу - от этапа отбора людей и до выполнения работы.
Среди молодого поколения волонтерская деятельность становится все более популярной. Она является эффективным способом приобретения новых знаний, формирования навыков активной общественной жизни, общественно полезного досуга. Сегодня роль и потенциал волонтерства возрастает в области общественной жизни, в частности, в сфере образования, например, при подготовке специалистов помогающих профессий, в организации спортивных мероприятий и праздников, фестивалей и форумов.
Изучению различных сторон волонтерской деятельности были посвящены исследования В.Щербиной, К.Флямер, В.Якимца, К.Беляевой, С.У.Алексеевой, А.Сангурова, В.Нечаева, Ю.Н.Качаловой, Е.А.Тополевой, М.Либоракиной, М.Слободской, Н.В.Ходыревой, М.А.Щербакова и других
Несмотря на живой интерес научного сообщества к данной проблеме, анализ исследований, посвященных проблемам волонтеров показал, что на сегодняшний день их психологические характеристики изучены все еще недостаточно полно, в связи с чем в данном дипломном исследовании мы попытались ответить на вопросы о ценностных ориентациях волонтеров и их взаимосвязи с индивидуально-личностными особенностями.
Цель исследования: изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы учащихся, занимающихся волонтерской деятельностью, для использования эмпирических данных в работе педагога- психолога, педагогов образовательных организаций.
Объект исследования - ценностно-мотивационная сфера личности.
Предмет исследования - особенности ценностно-мотивационной сферы учащихся - волонтеров.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика ценностных ориентаций и характерологических особенностей волонтеров юношеского возраста.
3. Диагностика названных характеристик у учащихся юношеского возраста, не занимающихся волонтерской деятельностью.
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
Гипотеза исследования:
В ценностной сфере учащихся-волонтеров, в сравнении с их сверстниками, не занимающимися волонтерской деятельностью, большим приоритетом обладают ценности, связанные с оказанием помощи другим - «счастье других», «чуткость», «терпимость». Им свойственна высокая значимость ценности общественной жизни и социальной активности.
Методы исследования: диагностический эксперимент; методы математической обработки данных.
Применялись следующие психодиагностические методики:
- методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича;
- тест личностных ценностей А.В. Капцова, Л.В. Карпушиной;
- методика диагностики акцентуаций характера Г. Шмишека.
База исследования: ГАПОУ «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий». Выборку исследования составили 60 юношей и девушек в возрасте 16-18 лет, из которых 30 регулярно занимаются волонтерской деятельностью, а 30 никогда не занимались волонтерством.
Среди молодого поколения волонтерская деятельность становится все более популярной. Она является эффективным способом приобретения новых знаний, формирования навыков активной общественной жизни, общественно полезного досуга. Сегодня роль и потенциал волонтерства возрастает в области общественной жизни, в частности, в сфере образования, например, при подготовке специалистов помогающих профессий, в организации спортивных мероприятий и праздников, фестивалей и форумов.
Изучению различных сторон волонтерской деятельности были посвящены исследования В.Щербиной, К.Флямер, В.Якимца, К.Беляевой, С.У.Алексеевой, А.Сангурова, В.Нечаева, Ю.Н.Качаловой, Е.А.Тополевой, М.Либоракиной, М.Слободской, Н.В.Ходыревой, М.А.Щербакова и других
Несмотря на живой интерес научного сообщества к данной проблеме, анализ исследований, посвященных проблемам волонтеров показал, что на сегодняшний день их психологические характеристики изучены все еще недостаточно полно, в связи с чем в данном дипломном исследовании мы попытались ответить на вопросы о ценностных ориентациях волонтеров и их взаимосвязи с индивидуально-личностными особенностями.
Цель исследования: изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы учащихся, занимающихся волонтерской деятельностью, для использования эмпирических данных в работе педагога- психолога, педагогов образовательных организаций.
Объект исследования - ценностно-мотивационная сфера личности.
Предмет исследования - особенности ценностно-мотивационной сферы учащихся - волонтеров.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика ценностных ориентаций и характерологических особенностей волонтеров юношеского возраста.
3. Диагностика названных характеристик у учащихся юношеского возраста, не занимающихся волонтерской деятельностью.
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
Гипотеза исследования:
В ценностной сфере учащихся-волонтеров, в сравнении с их сверстниками, не занимающимися волонтерской деятельностью, большим приоритетом обладают ценности, связанные с оказанием помощи другим - «счастье других», «чуткость», «терпимость». Им свойственна высокая значимость ценности общественной жизни и социальной активности.
Методы исследования: диагностический эксперимент; методы математической обработки данных.
Применялись следующие психодиагностические методики:
- методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича;
- тест личностных ценностей А.В. Капцова, Л.В. Карпушиной;
- методика диагностики акцентуаций характера Г. Шмишека.
База исследования: ГАПОУ «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий». Выборку исследования составили 60 юношей и девушек в возрасте 16-18 лет, из которых 30 регулярно занимаются волонтерской деятельностью, а 30 никогда не занимались волонтерством.
Под ценностными ориентациями понимаются относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, способов поведения и являющиеся относительно независимыми от действующих ситуаций. Осознание ценностей порождает ценностные представления, на их основе формируются ценностные ориентации. Ценностные ориентации, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов, принятых и усвоенных человеком общественных ценностей и идеалов. Таким образом, формируется ценностно-смысловая сфера личности. Начало её формирования приходится на ранний юношеский возраст.
Под волонтерской деятельностью понимается форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (волонтеров). Волонтеры (добровольцы) - это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
Особенности ценностной сферы личности обуславливают участие некоторых молодых людей в добровольческой деятельности. Проведенные рядом авторов исследования показали, что в основном, волонтёров отличает направленность на альтруистические ценности и ценности принятия других.
Проведенное нами исследование показало, что первые места в перечне жизненных ценностей учащихся-волонтеров занимают такие общезначимые ценности, как активная деятельная жизнь, здоровье, любовь, жизненная мудрость, интересная работа, наличие друзей, материальная обеспеченность. Ведущими инструментальными ценностями учащихся-волонтеров, являются воспитанность, жизнерадостность, аккуратность, исполнительность, образованность, ответственность. Терминальные и инструментальные ценностные профили учащихся-волонтеров и учащихся, не занимающихся волонтерством, различаются, но при этом ведущие ценности волонтеров не имеют определенной специфики, связанной с оказанием помощи другим.
Волонтерам свойственна высокая значимость ценности сферы общественной жизни. Ведущими личностными ценностями в группе волонтеров являются социальные контакты, социальная активность, креативность, достижения. Сочетание данных личностных ценностей у учащихся-волонтеров свидетельствует о том, что они направлены на социальную активность, посредством которой пытаются достичь определенных целей, занять значимое социальное положение, повысить свою самооценку. В своей волонтерской деятельности они реализуют творческие способности.
Ценности, связанные с волонтерской деятельностью, такие как любовь, терпимость, чуткость, общественная и социальная активность, встречаются у представителей таких типов акцентуаций, как эмотивная, дистимная, застревающая, демонстративная, гипертимная, экзальтированная. Но присутствие в группе волонтеров представителей таких различающихся типов акцентуации характера, как экзальтированный и демонстративный, говорит о неоднородности данной группы в плане мотивационного обеспечения волонтерской деятельности.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты частично подтверждают гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
Под волонтерской деятельностью понимается форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (волонтеров). Волонтеры (добровольцы) - это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
Особенности ценностной сферы личности обуславливают участие некоторых молодых людей в добровольческой деятельности. Проведенные рядом авторов исследования показали, что в основном, волонтёров отличает направленность на альтруистические ценности и ценности принятия других.
Проведенное нами исследование показало, что первые места в перечне жизненных ценностей учащихся-волонтеров занимают такие общезначимые ценности, как активная деятельная жизнь, здоровье, любовь, жизненная мудрость, интересная работа, наличие друзей, материальная обеспеченность. Ведущими инструментальными ценностями учащихся-волонтеров, являются воспитанность, жизнерадостность, аккуратность, исполнительность, образованность, ответственность. Терминальные и инструментальные ценностные профили учащихся-волонтеров и учащихся, не занимающихся волонтерством, различаются, но при этом ведущие ценности волонтеров не имеют определенной специфики, связанной с оказанием помощи другим.
Волонтерам свойственна высокая значимость ценности сферы общественной жизни. Ведущими личностными ценностями в группе волонтеров являются социальные контакты, социальная активность, креативность, достижения. Сочетание данных личностных ценностей у учащихся-волонтеров свидетельствует о том, что они направлены на социальную активность, посредством которой пытаются достичь определенных целей, занять значимое социальное положение, повысить свою самооценку. В своей волонтерской деятельности они реализуют творческие способности.
Ценности, связанные с волонтерской деятельностью, такие как любовь, терпимость, чуткость, общественная и социальная активность, встречаются у представителей таких типов акцентуаций, как эмотивная, дистимная, застревающая, демонстративная, гипертимная, экзальтированная. Но присутствие в группе волонтеров представителей таких различающихся типов акцентуации характера, как экзальтированный и демонстративный, говорит о неоднородности данной группы в плане мотивационного обеспечения волонтерской деятельности.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты частично подтверждают гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
Подобные работы
- Специфика ценностно-мотивационной сферы старшеклассников, участвующих в волонтерской деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ
В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Развитие добровольческой инициативы студенческой молодежи в период пандемии COVID-19 (на примере Томской области)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ВОЛОНТЕРОВ В КАЧЕСТВЕ ВЕДУЩИХ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



