Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ ценностной регуляции волонтерской деятельности 6
1.1. Понятие, виды и функции ценностных ориентаций 6
1.2. Понятие и характеристики волонтерской деятельности 17
1.3. Исследования по проблеме ценностных ориентаций волонтеров .. 26
Глава 2. Изучение ценностных ориентаций юношей и девушек, занимающихся волонтерской деятельностью 32
2.1. Описание процедуры и методов исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 36
Выводы 54
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение
Сейчас в России, как и в зарубежных странах, такая социальная деятельность, как волонтерское движение, получает все большее распространение. В декабре 2017 года на Всероссийском собрании «Форума Добровольцев» Президент России объявил о том, что 2018 год объявляется годом волонтера и добровольца. Различные организации все чаще начинают привлекать молодых людей к добровольческой работе. Изучение ценностно-смысловой сферы людей, включенных в деятельность добровольцев, может помочь организациям, которые используют добровольную работу - от этапа отбора людей и до выполнения работы.
Среди молодого поколения волонтерская деятельность становится все более популярной. Она является эффективным способом приобретения новых знаний, формирования навыков активной общественной жизни, общественно полезного досуга. Сегодня роль и потенциал волонтерства возрастает в области общественной жизни, в частности, в сфере образования, например, при подготовке специалистов помогающих профессий, в организации спортивных мероприятий и праздников, фестивалей и форумов.
Изучению различных сторон волонтерской деятельности были посвящены исследования В.Щербиной, К.Флямер, В.Якимца, К.Беляевой, С.У.Алексеевой, А.Сангурова, В.Нечаева, Ю.Н.Качаловой, Е.А.Тополевой, М.Либоракиной, М.Слободской, Н.В.Ходыревой, М.А.Щербакова и других
Несмотря на живой интерес научного сообщества к данной проблеме, анализ исследований, посвященных проблемам волонтеров показал, что на сегодняшний день их психологические характеристики изучены все еще недостаточно полно, в связи с чем в данном дипломном исследовании мы попытались ответить на вопросы о ценностных ориентациях волонтеров и их взаимосвязи с индивидуально-личностными особенностями.
Цель исследования: изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы учащихся, занимающихся волонтерской деятельностью, для использования эмпирических данных в работе педагога- психолога, педагогов образовательных организаций.
Объект исследования - ценностно-мотивационная сфера личности.
Предмет исследования - особенности ценностно-мотивационной сферы учащихся - волонтеров.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика ценностных ориентаций и характерологических особенностей волонтеров юношеского возраста.
3. Диагностика названных характеристик у учащихся юношеского возраста, не занимающихся волонтерской деятельностью.
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
Гипотеза исследования:
В ценностной сфере учащихся-волонтеров, в сравнении с их сверстниками, не занимающимися волонтерской деятельностью, большим приоритетом обладают ценности, связанные с оказанием помощи другим - «счастье других», «чуткость», «терпимость». Им свойственна высокая значимость ценности общественной жизни и социальной активности.
Методы исследования: диагностический эксперимент; методы математической обработки данных.
Применялись следующие психодиагностические методики:
- методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича;
- тест личностных ценностей А.В. Капцова, Л.В. Карпушиной;
- методика диагностики акцентуаций характера Г. Шмишека.
База исследования: ГАПОУ «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий». Выборку исследования составили 60 юношей и девушек в возрасте 16-18 лет, из которых 30 регулярно занимаются волонтерской деятельностью, а 30 никогда не занимались волонтерством.
Под ценностными ориентациями понимаются относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, способов поведения и являющиеся относительно независимыми от действующих ситуаций. Осознание ценностей порождает ценностные представления, на их основе формируются ценностные ориентации. Ценностные ориентации, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов, принятых и усвоенных человеком общественных ценностей и идеалов. Таким образом, формируется ценностно-смысловая сфера личности. Начало её формирования приходится на ранний юношеский возраст.
Под волонтерской деятельностью понимается форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (волонтеров). Волонтеры (добровольцы) - это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
Особенности ценностной сферы личности обуславливают участие некоторых молодых людей в добровольческой деятельности. Проведенные рядом авторов исследования показали, что в основном, волонтёров отличает направленность на альтруистические ценности и ценности принятия других.
Проведенное нами исследование показало, что первые места в перечне жизненных ценностей учащихся-волонтеров занимают такие общезначимые ценности, как активная деятельная жизнь, здоровье, любовь, жизненная мудрость, интересная работа, наличие друзей, материальная обеспеченность. Ведущими инструментальными ценностями учащихся-волонтеров, являются воспитанность, жизнерадостность, аккуратность, исполнительность, образованность, ответственность. Терминальные и инструментальные ценностные профили учащихся-волонтеров и учащихся, не занимающихся волонтерством, различаются, но при этом ведущие ценности волонтеров не имеют определенной специфики, связанной с оказанием помощи другим.
Волонтерам свойственна высокая значимость ценности сферы общественной жизни. Ведущими личностными ценностями в группе волонтеров являются социальные контакты, социальная активность, креативность, достижения. Сочетание данных личностных ценностей у учащихся-волонтеров свидетельствует о том, что они направлены на социальную активность, посредством которой пытаются достичь определенных целей, занять значимое социальное положение, повысить свою самооценку. В своей волонтерской деятельности они реализуют творческие способности.
Ценности, связанные с волонтерской деятельностью, такие как любовь, терпимость, чуткость, общественная и социальная активность, встречаются у представителей таких типов акцентуаций, как эмотивная, дистимная, застревающая, демонстративная, гипертимная, экзальтированная. Но присутствие в группе волонтеров представителей таких различающихся типов акцентуации характера, как экзальтированный и демонстративный, говорит о неоднородности данной группы в плане мотивационного обеспечения волонтерской деятельности.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты частично подтверждают гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
1. Абакумова И.В., Левшина А.А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014.
2. Августовская М.В. Эмпирическое исследование взаимосвязи религиозной идентификации ценностной сферы личности // Интегративный поход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - МО: СВИВТ.- 2012. С. 110-116.
3. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Кемерово, 2008. - 20 с.
4. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского Государственного Университета. - 2008. - № 306. - С.120-125.
5. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 638 с.
6. Богдан С.И. Современные тенденции становления ценностных ориентаций и адаптационных особенностей личности (на примере студенчества Восточного Казахстана): Монография. - Усть-Каменогорск, 2012. - 142 с.
7. Болотова Л.В. Проблемы дефиниции волонтерства на примере США // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. С. 36-44.
8. Болотова Л.В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02. - Тамбов, 2007. - 20 с.
9. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Система ценностей современного общества - 2012. - № 25. - С.167-173.
10. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1-1. - С. 147-153.
11. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутрилич- ностного конфликта в юношеском возрасте: автореф. дисс. ... к.пс.н. - М., 2005. - 26 с.
12. Володева А.А. Ценностные ориентации старшеклассников в современном обществе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). — Новосибирск: СибАК, - 2014. - С. 156.
13. Дьячек Т.П. Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. С. 44-49.
14. Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. - Хабаровск, 2010. - 26 с.
15. Ельцова В.А. Развитие социальной активности учащихся как фактор становления ценностно-ориентационной составляющей личностного самоопределения: автореферат дис. ... к.пс.н.: 19.00.07. - Самара, 2003. - 20 с.
16. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения: социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1976. С. 255-276.
17. Жучкова С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни. URL: http://sibac.info/13182(Дата обращения: 27.03.18)
18. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича [Электронный
ресурс] /URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-
orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha- oprosnik-tsennosti-po-rokichu (Дата обращения: 27.03.18)
19. Камбарова К. У. Ценностные ориентации — важнейший
компонент структуры личности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1808-1810. — URL https://moluch.ru/archive/115/30381/(дата обращения:
09.05.2018).
20. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. - Самара: ИПК «Содружество», 2010. - 40 с.
21. Кудринская Л.А. Добровольческий труд в современной России: Монография. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. - 132 с.
22. Левашина А.А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения различных групп молодежи. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011.
23. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992. - 58 с.
24. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
25. Маковей Н. В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Благовещенск, 2006. - 20 с.
26. Маркулес Е. Ценностные ориентации личности, включенной в
волонтерскую деятельность [Электронный ресурс] / URL:
27. Митрофаненко, В.В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. — 24 с.
28. Михайлова С.Р. Добровольчество в Санкт-Петербурге - актуальные проблемы и возможные пути их преодоления // Практическая библиотечка координатора добровольцев: сборник методических и практических рекомендаций, выпуск 1, ч. 9 / Под ред. В.А.Лукьянова и С.Р.Михайловой. - СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2012. С. 5-16.
29. Михеева Т., Михеев Ю. Гражданское общество. Истоки, принципы, сущность // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно - практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. С. 12-17.
30. Мкртумян Л.С. Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 588-592
31. Неволина Е. Волонтеры не в фаворе: стимулы и препятствия к
добровольческому труду // Вестник благотворительности. - 1999. - № 4.1 - С.13-17.
32. Никитина Л.Е. Феномен волонтерства в современной России // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. С.5-12.
33. Першина А.В., Артюхина А.С. Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 796-798.
34. Потапова Н.А. Групповые и личностные факторы социально-психологического климата волонтерских объединений: автореф. дисс. .. .к.пс.н.: 19.00.05. - СПб., 2006. - 26 с.
35. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2002. -288 с.
36. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. - М., 1999. - 380 с.
37. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое пособие. - М.: «Проспект», 2010. - 152 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - 434 с.
39. Сафиуллина Л.З., Зоткин Н.В. Проявление ценностных ориентаций личности на осознаваемом и неосознаваемом уровнях // Психологические исследования: сборник научных трудов: Вып. 4. - Самара: «Универс-групп», 2007. С. 155-162.
40. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990. - 192 с.
41. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера
личности: учеб.пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный
университет, 1999. - 92 с.
42. Сидоренко Е.В. Математические методы в психологии. - М.: Речь, 2003.
43. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: автореф. дис.... д-ра. пед. наук. - Елец, 2011. — 42 с.
44. Теоретические основы волонтерской деятельности: уч.-
методическое пособие / Под ред. В. В. Семикина. - СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2014.
45. Тетерский C.B. Волонтерская работа с детьми и молодежью в современной России // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник / Сост. С.В.Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. С.84-92.
46. Федорова Н.М. Мотивация участия петербуржцев в волонтерской деятельности // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно¬практический сборник / Сост. С.В. Тетерский. - М.: «ACADEMIA», 2000. С.54-58.
47. Федорук М.Г. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 804-806.
48. Филиппова Т.А. Лингвосемиотика англоязычного волонтерского дискурса: автореф. дисс. ... к.фил.н. - Волгоград, 2014. - 22 с.
49. Хворостьянова Н.И. Волонтерство в российском обществе и в российской социологии: взгляд из-за рубежа // Социологический журнал. 2017. - Т. 23, № 2. - C. 136-152.
50. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С. 12-19.
51. Черкасова Ю.С., Бубновская О.В. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций участников волонтерского движения (на примере центра волонтеров ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 37-45.
52. Шевцов А.И., Кузьмина В.М. Молодежь в современном мире. - Курск, 2015. - С. 109-114.
53. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 5. - С. 135-145.
54. Шигина Е.П. Особенности мотивации и психологической готовности студентов факультета психологии и специального образования к волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 715-717.
55. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Монография. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 98 с.